Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:31, реферат
Применение предприятиями и в России сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества:
- обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;
- облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям;
- обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции;
- способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированной продукции;
- уменьшает импорт в страну аналогичною продукции;
- предотвращает поступление в страну импортной продукции не соответствующего уровня качества;
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и цели добровольной сертификации
2. Проведение добровольной сертификации
3. Тенденции развития добровольной сертификации в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Таблица 1
Согласно Закону Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» государственную регистрацию систем добровольной сертификации осуществлял Госстандарт России. Предлагаемый анализ систем добровольной сертификации основан на информации Государственного реестра.
Увеличение числа систем добровольной сертификации в последнее время можно объяснить, во-первых, сокращением сферы обязательной сертификации, исключением из нее некоторых видов продукции, услуг и работ. Кроме того, ограничение видов лицензируемой деятельности в связи с вступлением в силу Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" стимулировало использование механизма добровольной сертификации в целях обеспечения уверенности потребителей в надлежащем качестве товаров, работ и услуг.
Как следует из данных Государственного реестра (рис. 2), наиболее заинтересованы в создании систем добровольной сертификации представители бизнес-сообщества (около 25% систем зарегистрировано от лица коммерческих предприятий, 15% - от лица ассоциаций и союзов предпринимателей). Это можно объяснить стремлением российских производителей и поставщиков обеспечить конкурентоспособность на отечественном рынке товаров, работ, услуг.
Более 10% систем добровольной сертификации создано федеральными органами исполнительной власти; в этом случае велика вероятность возникновения "ведомственной" сертификации, носящей принудительный характер. Следует отметить, что в рамках нового механизма технического регулирования подобная ситуация становится невозможной, так как статьей 19 Федерального закона "О техническом регулировании" установлена "недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации".
Анализ информации о зарегистрированных системах добровольной сертификации позволяет выделить 5 обобщенных видов объектов сертификации в этих системах: продукция; услуги и работы; системы качества (системы менеджмента качества), производства; персонал.
При этом по количеству объектов все зарегистрированные системы можно разделить на "монообъектные" (в которых сертифицируется только один вид объектов) и "полиобъектные" (в область деятельности которых включены два или больше видов объектов сертификации). Большинство зарегистрированных систем добровольной сертификации (74%) можно отнести к "монообъектным" системам. Из них около половины распространяются на сертификацию услуг (работ).
Учитывая тенденции к сокращению области применения обязательной сертификации, создание систем добровольной сертификации, особенно образованных объединениями производителей, становится наиболее перспективным направлением обеспечения необходимого уровня качества потребительских товаров и услуг. Разработка нормативных документов, содержащих требования именно к качеству выпускаемой продукции, в том числе для новых ее видов, и подтверждение соответствия этим требованиям при добровольной сертификации может обеспечить повышение конкурентоспособности товаров и услуг, предоставляемых на потребительский рынок Российской Федерации.
Вступивший в силу 1 июля 2003 г. Федеральный закон "О техническом регулировании" регулирует правовые отношения, возникающие в том числе в области подтверждения соответствия.
Федеральным
законом "О техническом регулировании"
предусмотрено обязательное и добровольное
подтверждение соответствия. Понятие
"добровольное подтверждение соответствия"
впервые появляется в статье
19 ФЗ.
Среди целей подтверждения соответствия
(статья 18 ФЗ) отдельно сформулирована
цель, направленная на осуществление добровольного
подтверждения соответствия, а именно:
повышение конкурентоспособности продукции,
работ, услуг на российском и международном
рынках.
Таким образом, в рамках нового законодательства добровольная сертификация рассматривается как основной инструмент рыночного регулирования качества и конкурентоспособности продукции, услуг, работ и других объектов. Расширение сферы применения добровольной сертификации основано не только на использовании зарубежного опыта (добровольная сертификация в международном сообществе рассматривается как основная форма применения подтверждения соответствия третьей стороной), но и на отечественном опыте деятельности систем добровольной сертификации.
Добровольному подтверждению соответствия посвящена 21-я статья ФЗ, которая содержит прямые нормы, устанавливающие требования к созданию систем добровольной сертификации и участникам добровольного подтверждения соответствия.
В отличие от утратившего силу Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", в новом Федеральном законе "О техническом регулировании" сформулированы не только цели, но и принципы подтверждения соответствия. Два из них непосредственно относятся к добровольному подтверждению соответствия:
- недопустимо принуждать к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;
- недопустимо подменять обязательное подтверждение соответствия добровольной сертификацией.
Основные нормы, установленные в новом законодательстве применительно к добровольной сертификации, приведены в табл. 2.
В качестве нормативной базы подтверждения соответствия могут использоваться национальные стандарты, стандарты организаций, а также требования, установленные в документах системы добровольной сертификации, и условия договоров.
Таблица 2
Таким образом, не только перечень объектов, но и перечень подтверждаемых при добровольном подтверждении соответствия требований в новом законодательстве значительно расширен. Это позволит более широко использовать добровольную сертификацию как действенный инструмент повышения конкурентоспособности и достижения преимущества на рынке.
В рамках нового законодательства систему добровольной сертификации может создать как юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель), так и несколько юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Объекты добровольной сертификации, требования, подтверждаемые при сертификации, участников системы, правила выполнения работ и порядок их оплаты устанавливают создатели системы добровольной сертификации.
Добровольное подтверждение соответствия является одной из неотъемлемых составляющих механизма оценки соответствия, установленного новым Федеральным законом "О техническом регулировании". Учитывая, что в технических регламентах, предусмотренных этим законом, могут устанавливаться только минимальные необходимые требования по безопасности продукции, процессов ее производства, эксплуатации, перевозки, реализации и утилизации, возрастает роль добровольной сферы подтверждения соответствия в обеспечении конкурентоспособности отечественной продукции, работ, услуг. Именно добровольное подтверждение соответствия, а точнее, добровольная сертификация становится основным механизмом обеспечения их надлежащего качества и способом достижения соответствующего места на рынке.
ФЗ содержит не только нормы в части создания систем добровольной сертификации и функций их участников, но и предусматривает возможность регистрации этих систем федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. В целях предупреждения возникновения неоправданных административных барьеров законодатель предусмотрел утверждение порядка регистрации систем добровольной сертификации Правительством Российской Федерации. При этом порядок регистрации приобретает новый, более высокий статус и становится документом прямого действия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение предприятиями и в России сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества:
- обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;
- облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям;
- обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции;
- способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированной продукции;
- уменьшает импорт в страну аналогичною продукции;
- предотвращает поступление в страну импортной продукции не соответствующего уровня качества;
- стимулирует улучшение качества НТД путем установления в ней более прогрессивных требований;
- способствует повышению организационно-технического уровня производства;
- стимулирует ускорение НТП.
Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей системе обладающей собственными правилами и руководящими положениями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ Р 40.002 - 96 «Система. сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения». - М.: Госстандарт, 2001.
2. Крайер Э. Успешная сертификация на соответствие нормам ИСО серии 9000: Руководство по подготовке, проведению и последующей сертификации. - Германия, 2000. - 456 с.
3. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 345 с.
4. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. Учебник. - М.: Юрайт-издат., 2002. - 453 с.
5. Мазур И. И., Шапиро В. Д. Управление качеством. - М.: Высш. шк., 2003. 334 с.
6. Розова Н.К. Управление качеством. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.
Информация о работе Понятие и цели добровольной сертификации