Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 16:16, реферат

Описание работы

Понятие экономических отношений.
Понятие и признаки предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

Конспект по правовому обеспечению.doc

— 615.50 Кб (Скачать файл)

      2. В зависимости от характера  прав учредителей (участников)  юридического лица на его имущество юридические лица делятся на те, в отношении которых их учредители (участники) имеют:

    • вещные права (унитарные предприятия и учреждения);
    • обязательные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы);
    • не имеют никаких прав (фонды, общественные объединения).
    1. По субъектному составу учредителей юридические лица делятся на:
      1. корпорации, создаваемые несколькими лицами и имеющие членство;
      2. учреждения – организации, не имеющие членства.

 

  1. Правоспособность юридических лиц.

 

Как уже было сказано, в большинстве случаев принадлежность к коммерческим или некоммерческим организациям определяет правоспособность юридического лица: общую или специальную.

 

Правоспособность и  дееспособность юридических лиц  по сравнению с правоспособностью  и дееспособностью граждан имеют  свои особенности. Во-первых, правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно — с момента его государственной регистрации.   Во-вторых, правоспособность юридических лиц может быть как общей, так и специальной.

Общая правоспособность юридического лица — это его способность иметь любые гражданские права и обязанности, которые вообще может иметь организация.

Специальная правоспособность — это способность юридического лица иметь только такие гражданские  права и обязанности, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах. Организации со специальной правоспособностью (о них будет сказано ниже) могут совершать только такие сделки, которые соответствуют целям деятельности, указанным в их учредительных документах. Сделка, совершенная юридическим лицом с выходом за пределы его специальной правоспособности, является недействительной, т. е. из нее не возникает прав и обязанностей. Общей правоспособностью обладают коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий) — они могут заниматься любым видом деятельности. Специальная правоспособность — ею обладают унитарные предприятия и все некоммерческие организации — определяется целями деятельности юридического лица, предусмотренными в его учредительных документах. Об обособленности имущества юридического лица свидетельствует самостоятельность его баланса (сметы) и наличие счета в банке. Самостоятельная имущественная ответственность как признак юридического лица является следствием его имущественной обособленности. По своим долгам юридическое лицо обязано отвечать принадлежащим ему имуществом. Учредители и участники юридического лица, в том числе и собственники его имущества, по общему правилу не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам своих учредителей, участников и собственников. Исключения из этого правила могут быть только в случаях, предусмотренных ГК РФ или учредительными документами юридического лица. Например, по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества может нести ответственность Российская Федерация (ст. 56 ГК РФ).

 

 

 

Вопрос 6. Учредительные документы и государственная регистрация  юридического лица.

 

  1. Учредительные документы юридического лица.

Процесс создания юридического лица включает в себя несколько этапов. Прежде всего, учредители юридического лица должны определиться с его организационно-правовой формой. Как правило, законодательство оставляет вопрос об организационно-правовой форме на усмотрение учредителей

Следующий этап — выработка учредительных документов. Вы уже знаете, что в зависимости от организационно-правовой формы и состава учредителей учредительными документами юридического лица является либо учредительный договор, либо учредительный договор и устав, либо только устав.

Учредительный договор  — это документ, подписываемый  всеми учредителями юридического лица, в котором они обязуются создать юридическое лицо, определяют объем его правоспособности, цели и направления деятельности, условия передачи ему своего имущества и условия своего участия в деятельности создаваемого лица. Учредительный договор заключается в письменной форме правоспособными, а для физических лиц — и дееспособными лицами, действующими на добровольной основе. Учредительный договор подписывается всеми учредителями лично или через представителей, уполномоченных надлежащим образом.

Устав — документ, который  наряду с учредительным договором (или самостоятельно) определяет правовой статус организации. Устав является вторым (после учредительного договора) документом для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью и единственным для производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ. В уставе отражаются организационно-правовая форма организации, ее наименование, место нахождения, размер уставного капитала, ответственность участников за нарушение обязанностей по оплате уставного капитала, структура органов управления и их компетенция и другие сведения. Одной из целей учредительных документов является предоставление информации контрагентам коммерческой организации об объеме ее правоспособности, о целях деятельности и порядке принятия решений. Именно поэтому сведения, содержащиеся в учредительных документах, не могут составлять коммерческую тайну.

Важный этап создания юридического лица — формирование его уставного (складочного) капитала. В соответствии с законодательством к моменту создания организации должно быть сформировано не менее половины ее уставного (складочного) капитала. В некоторых случаях, например, при создании унитарного предприятия, уставный фонд должен быть оплачен полностью до государственной регистрации.

  1. Государственная регистрация.

Заключительным этапом создания юридического лица является его государственная регистрация. Государственная регистрация преследует несколько целей. Важнейшими среди них являются закрепление объема правоспособности юридического лица, осуществление его налогообложения и обеспечение безопасности граждан путем установления контроля за порядком осуществления определенных видов деятельности. Государственная регистрация юридического лица производится по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации. Для регистрации юридического лица его учредитель (учредители) должны представить в регистрирующий орган следующие документы:

1) заявление о государственной  регистрации юридического лица, подписанное учредителем (учредителями);

2) решение о создании  юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;

3) учредительные документы  юридического лица;

4) документ об уплате  государственной пошлины;

Требовать представления  иных документов, помимо указанных, регистрирующий орган не вправе. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Моментом государственной регистрации юридического лица является внесение регистрирующим органом соответствующей записи в реестр юридических лиц. Именно в этот момент юридическое лицо считается созданным, и у него возникают гражданские право и дееспособность.

 

 

Вопрос 7. Реорганизация и ликвидация юридического лица.

 

  1. Реорганизация и ее способы.
  2. Ликвидация юридических лиц.

 

  1.  Реорганизация и ее способы.

 

 В процессе хозяйственной деятельности может возникнуть необходимость в изменении выбранной ранее организационно-правовой формы предприятия  либо в проведении иных преобразований, затрагивающих объем правоспособности субъекта и влияющих на его взаимоотношения с другими субъектами предпринимательской деятельности. Такое изменение осуществляется путем реорганизации, т. е. изменения правового статуса субъекта, при котором объем принадлежащих ему прав и обязанностей изменяется либо переходит к другим лицам (правопреемникам). Реорганизация может проходить добровольно, т. е. на основании решения органов управления, и принудительно, т. е. по решению уполномоченного государственного органа (например, антимонопольного) или по решению суда.

Законодательство предусматривает пять способов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Слияние представляет собой объединение двух или нескольких юридических лиц в единую организацию. Все ранее действующие организации прекращают свое существование. Вновь созданная организация становится правопреемником каждого из вошедших в нее юридических лиц.

Присоединение означает, что прекращается лишь деятельность присоединяемого субъекта. Присоединяющее юридическое лицо увеличивает свои активы за счет имущества присоединяемого и становится его правопреемником.

Разделение  предполагает создание вместо одного субъекта двух или более других. При этом деятельность разделяемой организации прекращается. Вопрос о правопреемстве в данном случае решается на основании договора между вновь созданными лицами. Как правило, правопреемником становится одна из созданных организаций.

Выделение —  единственный способ реорганизации, при  котором не происходит прекращения  ранее существовавшего субъекта. Образуется еще одно юридическое лицо, которому передается часть активов организации. Вопрос о правопреемстве между ними решается соглашением сторон.

При преобразовании ранее существовавшая организация  прекращает свое существование, а вместо нее возникает организация в иной организационно-правовой форме. Организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. На регистрацию в зависимости от способа реорганизации представляется передаточный акт или разделительный баланс. Этот документ должен быть утвержден учредителями юридического лица либо органом, принявшим решение о реорганизации. Кроме того, в нем должны содержаться сведения о правопреемнике по всем обязательствам реорганизованного лица.

 

  1. Ликвидация юридических лиц.

 

Ликвидация — такой  способ прекращения юридического лица, при котором правопреемство не возникает. Ликвидация также может производиться в добровольном и принудительном порядке. Гражданское законодательство содержит примерный перечень оснований ликвидации юридических лиц. К ним относятся: истечение срока, на который создавалась организация; достижение целей, поставленных в учредительных документах; признание недействительной регистрации юридического лица. Принудительная ликвидация осуществляется в судебном порядке по требованию уполномоченных государственных органов, на основании нарушения положений учредительных документов, осуществления деятельности без лицензии, грубого нарушения законодательства, несостоятельности (банкротства) юридического лица и т. п.

Процедура ликвидации включает в себя нескольких этапов.

Первоначально лицо, принявшее решение о ликвидации, уведомляет об этом регистрирующий орган. В государственный реестр юридических лиц вносится запись о том, что данная организация находится в процессе ликвидации. С этого момента прекращается внесение любых изменений в учредительные документы. Аналогичные извещения направляются в налоговые органы и внебюджетные фонды (пенсионный, страховой). На следующем этапе органом, принявшим решение о ликвидации, создается ликвидационная комиссия (ликвидатор). Состав членов комиссии направляется в регистрирующий орган для согласования. До окончания ликвидации все полномочия по управлению организацией переходят к ликвидационной комиссии, в обязанности которой входит публикация в средствах массовой информации объявления о предстоящей ликвидации. Публикация должна содержать информацию об органе, принявшем решение о ликвидации, сведения о месте нахождения ликвидационной комиссии и порядке и сроках заявления требований кредиторами ликвидируемого лица (не менее двух месяцев с момента публикации). После окончания срока, отведенного кредиторам для предъявления претензий, составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации, и согласовывается с регистрирующим органом, после чего субъект вправе обратиться в налоговые органы и внебюджетные фонды для снятия с учета.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ГК РФ. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

 

 

 

Вопрос 8. Несостоятельность (банкротство) юридического лица.

 

  1. Понятие  банкротства.
  2. Признаки банкротства.

 

  1.Понятие банкротства.

Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности.  Как уже говорилось, предпринимательская деятельность неизбежно сопряжена с риском. Далеко не всегда она приносит ожидаемые результаты. Даже в благополучных странах ежегодно оказываются несостоятельными (банкротами) тысячи субъектов предпринимательской деятельности — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Несостоятельность (банкротство) любого субъекта предпринимательской деятельности всегда затрагивает интересы множества других лиц: работников субъекта предпринимательской деятельности, его контрагентов, муниципального образования, на территории которого он находится — особенно в случае, если таким субъектом является крупное градообразующее предприятие — а иногда и интересы государства (например, если речь идет о предприятиях, имеющих оборонное значение). Поэтому во всех цивилизованных странах вопросы, связанные с несостоятельностью (банкротством) субъектов предпринимательской деятельности регулируются

Информация о работе Понятие и признаки предпринимательской деятельности