Понятие и сущность предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы понять главную задачу предпринимательства.
В ходе работы я опишу основную задачу и сущность предпринимательства, рассмотрю его с двух точек зрения: предпринимательство как явление и как процесс, - а также определю ту социальную роль, которую оно играет в современной России. Затем выявлю экономические формы предпринимательства, обозначу достоинства и недостатки каждой из этих форм, проанализирую развитие предпринимательства в России и Костромской области, определю основные особенности этого процесса.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и сущность предпринимательства……………………………5
1.1 Главная задача предпринимательства………………………………..5
1.2 Сущность предпринимательства……………………………………..8
2. Предпринимательства как процесса заключается в создании новых товаров………………………………………………………………………….12
2.1. Предпринимательство как явление и как процесс………………...12
2.2. Социальная роль предпринимательства в современной России…14
2.3. Формы предпринимательства: индивидуальный бизнес, партнерство, корпорация……………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 56.64 Кб (Скачать файл)



   Введение

               1. Понятие и сущность предпринимательства……………………………5

1.1 Главная  задача предпринимательства………………………………..5

1.2 Сущность  предпринимательства……………………………………..8

2. Предпринимательства как процесса заключается в создании новых товаров………………………………………………………………………….12

2.1. Предпринимательство как явление и как процесс………………...12

2.2. Социальная роль предпринимательства в современной России…14

2.3. Формы предпринимательства: индивидуальный бизнес, партнерство, корпорация……………………………………………………...18

Заключение……………………………………………………………….30

Список литературы………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение.

Рыночная  экономика невозможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного  человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Предпринимательство - это инициативная, самостоятельная деятельность лиц  или предприятия, направленная на получение  прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность. Именно предпринимательство, его сущность, формы и особенности являются объектом моего исследования.

Не всякую хозяйственную деятельность можно  считать предпринимательской, а  лишь ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском.

В наше время  всем очевидна необходимость широкого развития предпринимательства в  России. Предпринимательство как  одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению  материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную  почву для практической реализации способностей и талантов каждого  индивида, ведет к объединению  нации, сохранению национального духа и национальной гордости.

Современное положение нашей страны показывает, что без сильного производственного  предпринимательства нет нормальной экономики, нет гарантированной  социальной жизни, нет здорового  общества. Печально, что в России не создано пока еще так называемое предпринимательское пространство, включающее в себя правовую, социальную и экономическую сферы.

Уникальность  значения предпринимательского потенциала состоит в том, что именно благодаря  ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы - труд, капитал, земля, наука. Инициатива, риски, умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост. Как показывает опыт многих стран с рыночной экономикой, их экономические достижения, в том числе темпы экономического роста, инвестиционная активность, технологические нововведения, напрямую зависят от реализации предпринимательского потенциала. Так, экономический курс, ориентированный на поддержку предпринимательства, уменьшения государственных расходов и государственного регламентирования, позволил США и ряду других западных стран весьма эффективно преодолеть многие экономические трудности 1980-90 годов.

Именно поэтому  целью моей работы является выявление  преимуществ в условиях рыночных отношений такой формы экономической  деятельности, как предпринимательство, исследование его сущности и основных форм в России, а также особенностей развития в Костромской области.

Цель данной работы понять  главную задачу предпринимательства.

В ходе работы я опишу основную задачу и сущность предпринимательства, рассмотрю его  с двух точек зрения: предпринимательство  как явление и как процесс, - а также определю ту социальную роль, которую оно играет в современной  России. Затем выявлю экономические  формы предпринимательства, обозначу достоинства и недостатки каждой из этих форм, проанализирую развитие предпринимательства в России и  Костромской области, определю основные особенности этого процесса.

Работа состоит  из трёх частей. Первая из них посвящена  определению понятия предпринимательства  и его сущности. В следующей  части работы я дам характеристику индивидуального предпринимательства, партнерств и корпораций. В третьей части работы будут рассмотрены особенности развития предпринимательства в России и Костромской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Понятие и сущность предпринимательства.

1.1. Главная задача предпринимательства.

 

Как известно, потребности людей неограниченны. Эта неограниченность потребностей определяется, во-первых, тем, что население  Земли постоянно обновляется, а  новые люди приходят в мир со своими потребностями; во-вторых, неограниченность потребностей обусловлена тем, что  потребности каждого отдельного человека непрерывно растут и развиваются. Этот рост связан с постоянным появлением новых видов материальных и духовных благ и возможностей их получения: еще  вчера большинство наших людей  устраивала комната в коммунальной квартире, сегодня появилась массовая потребность в отдельной квартире, можно предположить, что завтра многие захотят жить в индивидуальных загородных домах. Так же обстоит дело с пищей  и одеждой, бытовой техникой и  мебелью, средствами передвижения, качеством  медицинской помощи, образованием и  т. д. Недаром говорят, что «человеку  нужен весь мир».

Для удовлетворения постоянно растущих потребностей людей  нужны соответствующие производственные ресурсы.

Производственными ресурсами, или факторами производства, называют материальные и духовные ценности, необходимые для производства товаров (вещей и услуг). К производственным ресурсам относятся земля, капитал, труд и предпринимательские способности.

Земля  - это природные, нерукотворные ресурсы: пахотная земля и другие земельные угодья, полезные ископаемые, водные ресурсы.

Капитал - это собственность, созданная человеком, как материальная, так и духовная (интеллектуальная). К материальной собственности (капиталу) относятся помещения и сооружения, оборудование, материалы и сырье, транспортные средства, деньги и другие ценности. К интеллектуальной собственности (капиталу) относятся произведения науки, литературы и искусства, открытия и изобретения, новые технологии и промышленные образцы, торговые марки. Сюда следует отнести также и «ноу-хау» (англ. «знаю как») - всевозможные новшества, не закрепленные как открытия или изобретения.

Труд - это физические и умственные способности человека, которые затрачиваются (расходуются) в процессе производства товаров.

Предпринимательские способности - это умение предпринимателя рационально использовать землю, капитал и труд, принимать наилучшие -наивыгодные решения, прогнозировать ситуацию, расчетливо рисковать.

Необходимость рационального использования ресурсов вызвана их ограниченностью.

Ограниченность  ресурсов следует понимать не только как их нехватку или конечность в  природе, но и как следствие постоянного  недостатка средств на их приобретение и использование. Дело в том, что  на одни и те же средства (а они  всегда ограниченны) могут быть приобретены  самые различные ресурсы.

Основная задача предпринимательства - это задача сделать наилучший выбор, как в условиях неограниченных потребностей лучше использовать ограниченные ресурсы для получения наибольшей возможной прибыли. Предприниматель должен ответить на следующие вопросы:

- что производить?

- как производить?

- для кого  производить?

Выбор предполагает решения предпринимателя, маркетолога и менеджера, дающие ответы на все эти вопросы.

 

При выборе «что производить?» учитывается наличие  необходимых факторов производства.

При выборе «как производить?» учитываются технические  и технологические возможности  предприятия.

При выборе «для кого производить?» учитываются  запросы рынка.

Основная  задача предпринимательства требует  оптимального решения, то есть максимизации какого-либо одного показателя (обычно прибыли) при наложении ограничений  на остальные (как правило, ресурсы).

Решение основной задачи предполагает экономический  рост, занятость населения и полноту  использования ресурсов. Под экономическим  ростом при этом понимается увеличение объема продукции (с учетом качества) на душу населения.

Решение основной задачи предпринимательства связано  с определенными издержками - оплатой  приобретенных факторов производства. Причем оптимальное решение отнюдь не предполагает одновременную минимизацию  этих затрат («максимум надоев при  минимуме кормов»). Речь идет о получении  оптимальной прибыли при данном уровне затрат либо данной прибыли  при минимальных затратах.

Понятие средних  общих издержек имеет большое  значение для теории фирмы. Сравнение  средних общих издержек с уровнем  цен позволяет определить величину прибыли. Это помогает выбрать правильную стратегию и тактику в деятельности фирмы.

Итак, главная  задача предпринимательства состоит в выборе, как при неограниченных потребностях лучше использовать ограниченные ресурсы для достижения наибольшей прибыли; как сократить издержки производства и обеспечить необходимый выпуск продукции для обеспечения рентабельности предприятия.

 

 

 

1.2. Сущность предпринимательства

 

История предпринимательства  начинается со Средних веков. Уже  в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением  капитализма стремление к богатству приводило к желанию получить неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимали профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматели, будучи собственниками средств производства, и сами трудились на своих фабриках и заводах.

С середины XVI века появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с  Россией в 1554 году. Позже, в 1600 году, была создана английская Ост-Индская  торговая компания, в 1602 году - голландская  Ост-Индская компания, в 1670 году - Компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникала и в другие отрасли экономики.

Что же подразумевается  под понятиями «предприниматель»  и «предпринимательство»?

 

Эти понятия  впервые употребил английский экономист  конца XVII - начала XVIII века Ричард Кантильон. По его мнению, предприниматель - это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р.Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.

Позже известный  французских экономист Жан-Батист Сэй (1767 - 1832) в книге «Трактат политической экономии» (1803) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трёх классических факторов производства - земли, капитала, труда. Он указывал также, что «талант английских предпринимателей» был один из факторов успеха развития промышленной Англии. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Сэя, является вознаграждением за его труд, за его способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка». Предприниматель, считает он, - это лицо, которое берется на свой счёт и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт.

К сожалению, надо отметить, что классики - основатели экономической науки - не очень интересовались фигурой предпринимателя, представляя  экономику как саморегулирующийся механизм, где творческому предпринимательству  не находилось места. В месте с тем Адам Смит (1723 - 1790) в своем основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, поскольку вложение капитала в то или иное дело всегда содержит в себе элемент риска. Предпринимательская прибыль и есть, по мнению Смита, компенсация собственнику за риск.

 

Лишь на рубеже XIX - XX веков началось осознание значения и роли института предпринимательства. Известный американский экономист  австрийского происхождения Йозеф  Шумпетер (1883 - 1950) в книге «Теория экономического развития», которая вышла в 1911 году, трактует понятие «предприниматель» как «новатор». Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста.

По-новому взглянул на эту проблему английский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике  за 1974 год Фридрих фон Хайек (1899 - 1984). По его мнению, сущность предпринимательства - это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности.

На сегодняшний  день существует несколько подходов к понятию «предпринимательство». По мнению американских ученых , предпринимательство - это вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов. Предпринимательство - это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами (или их объединениями) на свой риск и свою ответственность. Предпринимательство ассоциируется со стремлением придумать, сделать что-то новое, или улучшить что-то уже существующее. Оно неразрывно связано с такими понятиями, как динамизм, инициатива, смелость, и высвобождает в обществе тот потенциал, который многие интересные идеи превращает в реальность.

В западных странах  современное предпринимательство  характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого - постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из разнообразных источников.

 

По мнению М.Г. Лапусты , предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах, работах, услугах и получения прибыли, необходимых для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

Информация о работе Понятие и сущность предпринимательства