Понятие и виды коммерческого права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:32, контрольная работа

Описание работы

Термин «источник права» юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово «источник» в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.

Содержание работы

Введение 3
Виды источников коммерческого права 5
Заключение 13
Библиографический список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

коммерческое право источники коммерческого права.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

Виды источников коммерческого права 5

Заключение 13

Библиографический список использованной литературы 15

 

Введение

Термин «источник  права» юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тит Ливий  назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово «источник» в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.

Понятие источников коммерческого права логически  связано с понятием источника  права вообще. Под источником права в юридической науке принято понимать объективированный в документальном виде акт правотворчества, являющийся юридическим источником соответствующих юридических норм и одновременно формой их юридически официального бытия, существования.

Как мы знаем, любая отрасль права имеет определенный предмет правового регулирования. В этой связи относительно предмета группируется соответствующая совокупность норм права, которые призваны регулировать отношения, составляющие предмет той или иной отрасли права.

Так как предмет коммерческого права, составляют отношения, складывающиеся в сфере коммерции (торговли), следовательно, источниками коммерческого права будет является совокупность актов правотворчества, содержащих нормы, регулирующие отношения в области коммерческой деятельности.

Источниками права  традиционно считают правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), закон (нормативно-правовой акт), религиозную  норму.

Для России характерны следующие виды источников коммерческого  права:

1) нормативно-правовой акт;

2) обычай делового  оборота;

3) общепризнанные  принципы и нормы международного  права и международные договоры  РФ.

Судебный прецедент  в качестве источника права в  России не признается, т.к. мы принадлежим  к романно-германской системе права. Вместе с тем, постановления пленумов и президиумов высших судебных инстанций России по делам, связанная с применением норм коммерческого права, имеют важное значение для выработки единообразного понимания и применения коммерческого законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.

Религиозные нормы  в России также не являются источником права, т.к. наше государство является светским (государство отделено от церкви).

Теперь рассмотрим вышеназванные виды источников коммерческого  права более подробно.

 

Виды источников коммерческого права

Если говорить о классификации источников коммерческого  права, то их можно классифицировать по следующим основаниям:

- по юридической  силе источники коммерческого  права делятся на законы и  подзаконные акты. Законы -- нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти. Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. Это акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерствами и ведомствами.

- по предмету  правового регулирования источники  коммерческого права можно подразделить  на общие, специальные (собственно  коммерческие) и акты иных отраслей  права, регулирующие отдельные вопросы, связанные с осуществлением коммерческой деятельности. К общим источникам коммерческого права относятся те нормативные правовые акты, предмет правового регулирования которых охватывает как вопросы коммерческой деятельности, так и иные общественные отношения. Специальные акты целиком посвящены регулированию отдельных вопросов организации и осуществления коммерческой деятельности.

- по степени  систематизации среди источников  коммерческого права можно выделить  кодифицированные нормативные правовые  акты и некодифицированные.

- в зависимости  от уровня органа, принявшего  нормативный правовой акт, в  системе органов государственной  власти источники коммерческого  права делятся на:

- нормативные  правовые акты, принятые федеральными  органами исполнительной власти. Акты данной группы действуют на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено самим актом;

- нормативные  правовые акты, принятые органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации. Эти акты  принимаются в соответствии с актами федерального законодательства и действуют только на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в систему источников коммерческого  права входят:

Конституция Российской Федерации;

международные договоры Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права;

федеральные законы;

нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;

нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации  и нормативные правовые акты федеральных  органов исполнительной власти;

нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

обычаи делового оборота.

Конституция Российской Федерации  как основной нормативный правовой акт в правовой системе нашей  страны закрепляет основные принципы, на которых базируется законодательство государства, в том числе регулирующее экономическую деятельность.

Так, например, статья 8 Конституции  РФ устанавливает норму-принцип  общего характера о свободе экономического пространства, свободном перемещении  товаров, услуг и финансовых средств; обеспечивает поддержку конкуренции, гарантирует свободу экономической деятельности; признает и защищает все формы собственности.

Статья 34 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет  право на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, в том числе и торговой.

Статья 46 дает право каждому  на обращение в суд для восстановления нарушенного права и т.д.

Если говорить о нормах международного права и международных  договорах Российской Федерации, то в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Соответственно, общепризнанные принципы и нормы международного права применяются к коммерческим отношениям непосредственно, а международные договоры Российской Федерации - в результате их трансформации, т.е. преобразования в нормы внутригосударственного права. Такая трансформация осуществляется путем ратификации, издания актов о применении международного договора Российской Федерации или издания иного внутригосударственного акта.

Более того, если общепризнанными  принципами и нормами международного права или международным договором  РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены коммерческим законодательством нашей страны, то применяются принципы и нормы международного права и правила международного договора РФ.

Нормы международного права  в сфере предпринимательства  имеют весьма существенное значение. Их удельный вес постоянно возрастает, что объясняется неуклонным стремлением России войти в мировую экономику, стать равноправным членом мирового сообщества. В настоящее время Россия является участником многих международных договоров. С учетом их, а также других международных договоров, к которым Россия намерена присоединиться, разрабатывается и применяется современное российское законодательство.

В качестве важных международных  соглашениях, закрепленных Российской Федерацией, можно назвать Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., которые имеют общий характер и закрепляют право на предпринимательскую деятельность. Среди международных актов, являющихся источниками коммерческого права России, следует назвать, например, Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.), Евразийскую патентную конвенцию (Москва, 9 сентября 1994 г.).

Если говорить о федеральных  законах как одного из вида источников коммерческого права, то в первую очередь нужно сказать, что они развивают и конкретизируют конституционные нормы, относящиеся к регламентации коммерческой (предпринимательской) деятельности в Российской Федерации, и являются основными источниками правового регулирования как общественных отношений по осуществлению предпринимательской деятельности ее субъектами, так и отношений по государственному воздействию на предпринимательскую деятельность. Сами федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и другие федеральные законы. При этом федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой, чем иные федеральные законы. Кроме того, федеральные законы могут быть кодификационными и обычными (некодификационными). Кодекс - это закон интегративного характера, который содержит внутренне согласованный комплекс общих принципов и конкретных норм, необходимых для целостной и единообразной правовой регуляции всех основных отношений в определенной области общественной жизни.

Среди федеральных законов, своеобразным стержнем частного права  является Гражданский кодекс РФ, который  объединяет общие нормы частного права и специальные нормы, регулирующие коммерческую деятельность. Гражданский  кодекс занимает центральное место  среди источников коммерческого права как наиболее стабильный акт, гарантирующий предпринимателю наиболее стабильные условия деятельности, вокруг которого группируются специальные законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность. Это в частности выражается также в том, что «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать... Кодексу» (п. 2 ст. 3 ГК). К числу важнейших специальных законов, регламентирующих коммерческую деятельность, можно отнести законы о торговли, о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, о защите прав потребителей и многие другие.

В соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы принимают  также субъекты РФ. Например, Закон Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года № 684-96 «О налоге на имущество организаций».Законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между названными законами действует федеральный закон.

Подзаконные акты также играют большую роль в деле регулирования коммерческой деятельности. Среди них мы должны в первую очередь  назвать указы Президента РФ (например Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»), которые как средство регулирования коммерческих отношений призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся  к числу источников коммерческого  права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитие и во исполнение законов и указов. Например, постановление Правительства от 19 января 1998 г. N 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» дает дальнейшее развитие закона о защите прав потребителей.

Если говорить о сфере действия указов Президента РФ и постановлений Правительства  РФ, то нужно сразу отметить, что  их юридическая сила различны (п. 3-6 ст. 3 ГК). Указы Президента РФ могут  быть приняты по любому вопросу, который входит в компетенцию Президента РФ (ст. 80-90 Конституции РФ), но не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование ст. 90 Конституции РФ определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст. 125 Конституции РФ). Постановления Правительства РФ могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ закону применяется соответствующий закон. В случае противоречил постановления Правительства РФ указу Президента РФ применяется указ.

Указы Президента РФ и постановления Правительства  РФ подлежат опубликованию и вступают в силу в соответствии с правилами, предусмотренными Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования в «Российской газете» или в «Собрании законодательства РФ», если иной срок не определен соответствующим указом. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования в тех же печатных органах.

Нормы коммерческого  права могут содержаться в  нормативных актах министерств  и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомственных нормативных  актах). Например, приказ Федеральной  антимонопольной службы от 02 февраля 2005 года № 12 «Об утверждении правил рассмотрения дел о нарушения антимонопольного законодательства». Однако следует иметь в виду, что министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты, содержащие нормы коммерческого права, лишь в случаях и в пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК), т. е. сфера нормотворческой деятельности названных органов власти существенно ограничена.

Ведомственные нормативные акты подлежат опубликованию и вступают в силу в соответствии с правилами, предусмотренными названным выше Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763. В соответствии с ним ведомственные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или носящие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести», кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера. Официальное опубликование осуществляется в течение 10 дней после их государственной регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих отношений.

Информация о работе Понятие и виды коммерческого права