Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 13:17, лекция
1. Понятие коммерции и ее функции
2. Понятие коммерческой деятельности и ее признаки
3. Понятие коммерческого права и его задачи
4. Предмет и метод коммерческого права
5. Правовое регулирование товарного рынка в РФ. Источники коммерческого права
6. Становление торгового права в зарубежных странах. Торговая революция
- Торговое право в зарубежных странах
- Торговая революция в США и Западной Европе
7. Становление торгового права в России
- Дореволюционный период развития торгового права в России
- Торговое право России в советский период
- Развитие коммерческого права России на современном этапе
8. Перспективы принятия Торгового кодекса в РФ
Тема 1. Понятие и значение коммерческого права
1. Понятие коммерции и ее функции
2. Понятие коммерческой деятельности и ее признаки
3. Понятие коммерческого права и его задачи
4. Предмет и метод коммерческого права
5. Правовое регулирование товарного рынка в РФ. Источники коммерческого права
6. Становление торгового права в зарубежных странах. Торговая революция
- Торговое право в зарубежных странах
- Торговая революция в США и Западной Европе
7. Становление торгового права в России
- Дореволюционный период развития торгового права в России
- Торговое право России в советский период
- Развитие коммерческого права России на современном этапе
8. Перспективы принятия Торгового кодекса в РФ
1. Понятие коммерции и ее функции
Коммерция (comercium) — слово латинского происхождения, означающее в переводе торговлю. Торговля — это вид экономической деятельности, объектом которой является товарообмен, купля-продажа товаров, обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и подготовка товаров к продаже.
Торговля начала развиваться с возникновением городов и земледельческих поселений. Развитие разделения труда создавало избыток ресурсов и потребность в их обмене на товары, имевшиеся в других местах. А успехи в судостроении и мореплавании, изобретение денег только способствовали развитию торговли.
Современное российское общество также невозможно представить без торговли. Торговля как сложная совокупность связей по реализации товаров нуждается в правовом регулировании, и такое регулирование призвано осуществлять коммерческое право. Коммерческое право — одна из новых дисциплин для современного российского правоведения. Ее преподавание было возобновлено в России после длительного перерыва в 1992 г. на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова.
В России обучение коммерческому праву велось уже со второй половины XIX в. С 1884 г. в каждом университете были образованы кафедры торгового права. После революции 1917 г. преподавание торгового права было прекращено, а само понятие изъято из употребления. В связи с изменением экономического строя в настоящий период возникла необходимость построения в России рыночных отношений. Поэтому в стране было вновь возобновлено преподавание коммерческого права.
Функции коммерции. Коммерческая деятельность выполняет важные экономические и социальные функции. Она обеспечивает продвижение товаров от производителей к потребителям. Торговля опосредует отношения обособленных товаропроизводителей в условиях общественного разделения труда. Эти отношения развиваются через товарный рынок, куплю-продажу товаров. Торговый оборот оказывает первостепенное влияние на экономическое развитие.
2. Понятие коммерческой деятельности и ее признаки
Для коммерческой деятельности, как и для предпринимательской, характерны четыре отличительных признака:
1) самостоятельная деятельность в сфере торгового оборота;
2) деятельность, осуществляемая на свой риск;
3) деятельность, направленная на
систематическое получение
4) деятельность, подлежащая государственной регистрации в установленном законом порядке.
Коммерческая деятельность — это предпринимательская деятельность со всеми ее основными признаками, но осуществляемая в особой области хозяйственной деятельности — в сфере товарного обращения. Таким образом, коммерческая деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров и оказания услуг покупателям лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Указывая на то, что коммерческая деятельность является разновидностью деятельности предпринимательской, следует отметить, что предпринимательство гораздо шире коммерции, поскольку прибыль можно получать от выполнения работ, оказания услуг, от доходов на имущество, а не только от продажи товаров.
3. Понятие коммерческого права и его задачи
Коммерческое право можно рассматривать как подотрасль гражданского права, науку и учебную дисциплину.
Коммерческое право — подотрасль гражданского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе коммерческой (торговой) деятельности, направленные на продвижение товаров от производителей к потребителям через оптовую торговую сеть.
Наука коммерческого права представляет собой систему научных знаний о коммерческом праве, его месте в системе права, институтах. Она изучает доктрину коммерческого права, т.е. различные юридические концепции, отечественные и зарубежные теории, юридическую практику, вырабатывает рекомендации по совершенствованию законодательства о коммерческой деятельности.
Учебная дисциплина «Правовое регулирование коммерческой деятельности» — самостоятельный учебный курс, предусмотренный Государственным стандартом высшего образования и предназначенный для целей обучения. Учебная дисциплина формируется путем отбора теоретических положений, выработанных наукой, путем обобщения практического опыта, она не создает новые знания, а лишь обобщает уже имеющиеся знания в удобном для усвоения виде. Становлению коммерческого права в России в качестве учебной дисциплины послужили книга М.М. Михайлова «Торговое право» (1860 г.), «Лекции по торговому праву» (1873 г.), «Учебник торгового права» (1891 г.). П.П. Цитовича, «Курс торгового права» (1888, 1894 гг.), «Учебник торгового права» (1911 г.) Г.Ф. Шершеневича, «Очерки торгового права» (1911 г.) А.И. Каминки.
Задачи коммерческого права. Первой важной задачей коммерческого права является изучение специфики оборота различных видов товаров и разработка рекомендаций по совершенствованию их нормативно-правового регулирования.
Наука коммерческого права призвана изучать субъекты коммерческой деятельности, определять их функции на товарных рынках, выявлять круг коммерческих договоров, опосредующих торговые отношения, разрабатывать рекомендации по совершенствованию законодательства о коммерческой деятельности. Важным для науки коммерческого права является изучение границ, способов и средств государственного воздействия на коммерческую деятельность, а также разработка предложений об оптимизации государственного воздействия.
Таким образом, теоретическая и практическая задача коммерческого права — правовое содействие становлению российского товарного рынка. Она свойственна именно российскому коммерческому праву и обусловлена происшедшим в стране изменением экономического строя. Теория коммерческого права призвана изучать и подготавливать научно обоснованные предложения о законодательных мерах по совершенствованию организации субъектов торгового оборота, развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка.
4. Предмет и метод коммерческого права
Предмет коммерческого права — это совокупность правовых отношений, связанных с коммерческой (торговой) деятельностью. В предмет коммерческого права включаются правоотношения, связанные с осуществлением оптовой торговли.
Следует отметить, что в дореволюционной литературе под предметом торгового права рассматривали отношения, связанные исключительно с осуществлением посреднической деятельности между производителем и потребителем материальных благ. Российский ученый конца XIX — начала XX вв. Г.Ф. Шершеневич основным субъектом торговли считал торговца-посредника или посредническую торговую фирму.
Современный ученый, правовед, заведующий кафедрой коммерческого права МГУ, Б.И. Пугинский подвергает критике подобную концепцию. Он отмечает, что товарный оборот начинается с продажи изготовителем произведенного им продукта, поэтому изучение товарного оборота должно начинаться с действий организаций-изготовителей, реализующих созданный товар, а не действий торговых посредников. В связи с этим в коммерческой деятельности им выделяются три участка торгового оборота:
1) продажа своих товаров изготови
2) деятельность торговых
3) деятельность субъектов, приобретающих товар для обеспечения себя необходимыми ресурсами.
Процесс розничной продажи товаров гражданам обычно не включается в предмет регулирования коммерческого права. Оптовая торговля и снабжение по своим целям, содержанию и правилам существенно отличаются от розничных сделок. Кроме того, граждане не являются участниками деятельности по продвижению товаров на рынке. Они выступают в качестве потребителей товаров, купленных для личных нужд. Профессор Б.И. Пугинский не относит к субъектам коммерческой деятельности физических лиц, приобретающих товар для некоммерческих целей в розницу. По его мнению, розничная торговля достаточно полно регулируется гражданским законодательством и не нуждается в специальном регулировании в коммерческом праве.
Следует отметить, что коммерческая деятельность не сводится только к купле-продаже товаров. Она включает в себя разнообразные услуги, связанные с продвижением товаров на рынке. К собственно торговым действиям примыкает огромное число вспомогательных и побочных действий (доставка, хранение, сервисное обслуживание, привлечение агентов и др.), которые также признаются торговыми, поскольку служат увеличению торговой прибыли. Без большинства таких действий осуществление их вне торговли в современных условиях просто невозможно, вне торговли эти действия утрачивают свое значение. Таким образом, предмет коммерческого права составляют отношения по оптовой купле-продаже товаров, а также отношения по оказанию услуг, связанных с продвижением товаров на рынке от изготовителей к оптовым потребителям.
Методы коммерческого права. Как для гражданского права, так и для коммерческого главным является диапозитивный метод регулирования. Дозволения выступают основным методом правового регулирования коммерческой деятельности, обеспечивающим экономическую свободу и активность предпринимателя. Данный метод подразумевает равенство участников коммерческой деятельности, возможность выбора ими вариантов своих действий при организации торговой деятельности.
Диспозитивный метод можно выразить формулой: можно все, что не запрещено законом.
В то же время в целях обеспечения публичных интересов государства, защиты прав участников торгового оборота, потребителей, для регулирования отдельных отношений коммерческой деятельности характерен императивный метод, предполагающий наличие норм, обязательных для исполнения (ограничений, запретов, обязанностей).
Так, Гражданский кодекс РФ содержит обязательные для выполнения сторон торговых договоров правила об условиях заключения договора, его изменения, прекращения. Коммерсанты должны соблюдать установленные законодательством требования, например, в сфере лицензирования торговой деятельности, обеспечения безопасности товаров, конкуренции на товарных рынках, внешней торговли.
5. Правовое регулирование товарного рынка в РФ. Источники коммерческого права
Согласно ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка относится к ведению РФ. Это означает, что нормативные правовые акты по вопросам, касающимся правовых основ формирования товарного рынка, могут устанавливаться соответствующими федеральными органами.
Непосредственно в Конституции РФ не установлен перечень полномочий в сфере торговли, которые закрепляются за региональным уровнем. Однако анализ положений федеративных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ позволяет утверждать, что вопросы, относящиеся к сфере торговли, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Субъекты РФ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством РФ:
К полномочиям органов местного самоуправления можно отнести:
Источниками коммерческого права являются нормативные акты, регулирующие отношения, связанные с организацией и осуществлением коммерческой деятельности.
Источники коммерческого права можно выстроить в следующей последовательности.