Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:35, лекция
Коммерция — это вид предпринимательской деятельности. Коммерция — слово латинского происхождения (commercium — торговля). Коммерческая деятельность направлена на организацию актов купли-продажи с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей покупателей. В современной литературе часто смешивают понятия: коммерческая деятельность, торговля и предпринимательство. Это смешение необоснованно, так как каждое их этих понятий имеет свою область применения.
1. Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики.
2. Торговля и ее роль в сфере товарного обращения.
ЛЕКЦИЯ 1
Понятие коммерческой деятельности
1. Коммерческая деятельность
как категория рыночной
2. Торговля и ее роль в сфере товарного обращения.
1. Сущность коммерческой деятельности.
Коммерция — это вид предпринимательской деятельности. Коммерция — слово латинского происхождения (commercium — торговля). Коммерческая деятельность направлена на организацию актов купли-продажи с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей покупателей. В современной литературе часто смешивают понятия: коммерческая деятельность, торговля и предпринимательство. Это смешение необоснованно, так как каждое их этих понятий имеет свою область применения.
Коммерческая деятельность — более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство — это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринимательство означает организацию деятельности промышленного предприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания, банка. Коммерцию следует рассматривать как одну из сторон предпринимательской деятельности, так как в сферу коммерческой деятельности входит обеспечение сделок купли-продажи товаров.
В сравнении с торговлей, коммерческая деятельность понятие экономически более широкое и представляет собой обширную сферу деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли. В основе торговли всегда лежит коммерция, но не каждая коммерческая деятельность сводится только к торговле. Акт купли-продажи товаров базируется на основной формуле товарного обращения — смене формы стоимости:
Д — Т и Т' — Д'.
Из этого вытекает, что коммерческая работа в торговле — понятие более широкое, чем простая купля-продажа товара. Чтобы акт купли-продажи состоялся, коммерсанту необходимо изучить спрос населения и рынок сбыта товаров, наладить с поставщиками и покупателями хозяйственные связи, организовать транспортировку товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров.
Особым образом производится профессиональная подготовка коммерческих работников. Кроме знаний в области экономики и управления, специалист коммерции должен обладать рядом специфических навыков в области делового общения и переговоров, уметь принимать нестандартные решения при закупке и продаже товаров.
Профессиональная деятельность специалиста коммерсанта осуществляется в сфере товарного обращения, которая начинается сбытом готовой продукции производственными предприятиями и заканчивается продажей товаров конечным покупателям. Специалист коммерции должен на основе профессиональных знаний обеспечить эффективную коммерческую деятельность и тем самым способствовать решению важной социально-экономической задачи – удовлетворению потребностей покупателей.
Объектами коммерческой деятельности являются товары и услуги, подлежащие купле-продаже или обмену в сфере обращения. Предметом коммерческой деятельности является купля-продажа товаров.
Основные виды профессиональной деятельности специалиста коммерции: организационно-коммерческая; товароведно-экспертная; маркетинговая; торгово-экономическая; аналитическая; торгово-закупочная; внешнеторговая.
Основные разновидности
Во-первых, речь идет о закупке товаров с целью их дальнейшей перепродажи. Работа, связанная с закупками, включает следующие основные операции: планирование закупок; организация приобретения товаров и доставка их на предприятие; регулирование размеров материальных запасов.
Во-вторых, продажа товаров или услуг. Функцию продажи выполняет специальная служба предприятия, которая организует формирование партий отгрузки, занимается продвижением товара на рынок, осуществляет поиск и оформление отношений с покупателями (клиентами). В современных условиях успех этой деятельности зависит использования маркетинга и логистики.
В третьих, торгово-посредническая деятельность на потребительском и промышленном (бизнес) рынке, то есть, оптовая и розничная торговля. Участие посредника в процессе товародвижения является необходимым условием заключения сделки купли-продажи, так как обеспечивает более широкий доступ потребителей к товару.
Коммерческая деятельность в сфере товарного обращения связана с выполнением следующих операций:
Таким образом, коммерческая деятельность является необходимым условием обеспечения конечных потребителей товарами и услугами.
2. Торговля и ее роль в сфере товарного обращения.
Торговля – особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность операций, направленных на обслуживание покупателей в процессе торгового обслуживания.
Торговля является источником поступления денежных средств и является основой финансовой стабильности государства. Современная коммерческая деятельность осуществляется в сфере товарного обращения специализированными коммерческими организациями. Для осуществления торговых процессов существуют оптовые и розничные торговые предприятия, следовательно, различают оптовую и розничную торговлю.
Оптовая торговля – реализация товаров крупными партиями для дальнейшей перепродажи. Товары в результате оптового оборота в конечное потребление не поступают.
Розничная торговля – реализация товаров конечному потребителю для личного или семейного потребления, что является завершающим звеном движения товара в сфере обращения. На предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производство, создается экономическая основа для возобновления производства.
По характеру выполняемых функций процессы, совершаемые в торговле, можно подразделить на два основных вида: коммерческие (торговые) и производственные (технологические).
Коммерческие
процессы – процессы, связанные с куплей-продажей
товаров. К ним относятся и не связанные
с актами купли-продажи, но обеспечивающие
непрерывность их осуществления и не имеющие
производственного(
Основные коммерческие процессы в торговле можно подразделить на следующие виды:
- изучение и
прогнозирование
- изучение и выявление потребностей населения в товарах и услугах;
- выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;
- организация
рациональных хозяйственных
- организация
и технология проведения
- организация
и технология оптовой и
- рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров;
- формирование
торгового ассортимента на
Технологические процессы - процессы, связанные с движением товара и являющиеся продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортирование, хранение, упаковка, фасовка, подсортировка). Они представляют собой единство трех элементов: живого труда, средств труда и предметов труда.
Средствами труда служат вещи, при помощи которых человек воздействует на предмет своего труда и видоизменяет его. К средствам труда относят орудия труда, а также производственные здания, склады и транспорт. Орудиями труда в торговле являются кассовые аппараты, торгово-технологическое оборудование и др.
К предметам труда относят находящиеся в обращении товары, тара.
Кроме коммерческих и производственных процессов в торговле выполняются также дополнительные торговые услуги, так как осуществление актов купли-продажи сопровождается разнообразными операциями по обслуживанию покупателей. По своему функциональному содержанию дополнительные торговые услуги могут быть отнесены как к технологическим так и к коммерческим процессам. Услуги оказываются как изготовителями и оптовиками (к примеру, для розничного предприятия), так и конечному потребителю. Конечному покупателю могут оказываться следующие услуги: доставка товаров на дом, установка, настройка оборудования, прием заказов и т.д.
Литература
1. Чкалова О.В. Торговое предприятие: учеб. пособие / О.В. Чкалова. – м.: Эксмо, 2008. – 320 с.
2. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 324 с.
3. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: "Дашков и Ко", 2005. – 504 с.
Вопросы к семинару.
1. Дать определение
сущности коммерческой
2. Сущность и содержание оптовой и розничной торговли. Привести пример выполнения функций оптовым или розничным торговым предприятием (на примере), перечислить функции.
3. Определить понятие "сфера товарного обращения".
4. Отличие понятий "коммерция", "торговля", "предпринимательство".