Понятие предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 06:54, реферат

Описание работы

Предпринимательство – деятельность, осуществляемая частными лицами, предпринимателями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятия. Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица.

Файлы: 1 файл

Doc1.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Предпринимательская деятельность является одним из важных, но не единственным фактором экономического и социального  развития многих стран. При этом бесконтрольное, ничем не регулируемое (дикое) предпринимательство (без надзора государства) так  же вредно, как и административно-командная система. Предпринимательство необходимо для развития конкурентной среды, чтобы конечный потребитель продукции имел право выбора, а не довольствовался тем, что ему навязывают по не понятной цене частные предприниматели или госпредприятия. Государству к тому же зачастую не выгодно заниматься многими направлениями экономической деятельности, поэтому появляется необходимость возникновения частной предпринимательской деятельности.

Понятие предпринимательской  деятельности.

Предпринимательство – деятельность, осуществляемая частными лицами, предпринимателями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятия. Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица.

Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации. Осуществление деятельности без регистрации запрещается. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином – индивидуальным предпринимателем, не использующим наемного труда.

Субъектами предпринимательства могут быть граждане РФ; граждане иностранных государств и лица без гражданства; объединения граждан.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с законодательством РФ для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях получения прибыли и удовлетворения потребностей общества. Предприятия являются юридическими лицами.

Важнейшие черты предпринимательской  деятельности.

1) самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов.

Любой предприниматель свободен в  принятии решения по тому или иному  вопросу, естественно, в рамках правовых норм;

2) экономическая заинтересованность.

Главная цель предпринимательства  – получение максимально возможной  прибыли. Вместе с тем, преследуя  свои сугубо личные интересы получения  высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

3) хозяйственный риск и ответственность

При любых самых выверенных расчетах неопределенность и риск остаются.

 

2

Главная задача предпринимательской  деятельности в сфере производства – это удовлетворение спроса на товары и услуги путем изготовления и продажи этих продуктов с целью получения прибыли. Предприниматель может сам организовывать производство либо выступать в качестве посредника, он может быть собственником предприятия либо наемным менеджером. Но в любом случае предприниматель является активным агентом рынка, который развивает производство и устанавливает рыночные связи.

Основные направления развития предпринимательства предприятий.

1. Нельзя считать синонимом малое  предпринимательство и малое  предприятие. Необходимо помнить,  что согласно Российскому законодательству понятие малое характеризует только масштаб предприятия, и часть из них являются государственными и муниципальными предприятиями.

2. Создание МП государственными  предприятиями часто осуществляется  для ухода от налогообложения, для использования налоговых льгот, предоставляемых МП и, наконец, как "крыша" для руководства крупных государственных структур, получивших возможность осуществлять через них не только реальные, но и фиктивные сделки. Создание рядом руководителей государственных предприятий малых предприятий для удовлетворения своих личных, корыстных целей являются следствием рассогласованности целей государства и целей руководителя. Эта рассогласованность вызвана критическим положением ряда отраслей народного хозяйства, сложностью вхождения в рыночную экономику крупных государственных предприятий, недостатками в управлении народным хозяйством, низкой корпоративной моралью.

Более подробно особенности процесса предпринимательства предприятий. 
Можно выделить в качестве типичных их три разновидности: 
Руководство предприятия создает МП для получения базовым предприятием дополнительных средств на развитие, повышение заработной платы персоналу и т.п. Свои личные интересы он связывает с процветанием своего базового предприятия. Результатом этой деятельности может быть:

а) эффективно действующее МП, которое  часть своей прибыли передает предприятию-учредителю:

б) низкоэффективное МП.

Руководство предприятия создает  МП с целью своего личного обогащения и перекачивает в него или через него производственные ресурсы и производственную продукцию, то есть предприятие становится донором МП. Результатом этого процесса является все ухудшающееся экономическое положение базового предприятия, а его руководители обогащаются за счет деятельности МП. Руководство предприятия создает МП для решения проблемы базового предприятия. Свои интересы он также связывает с базовым предприятием. МП после создания становится все более эгоистично, принимает все доступные меры для получения максимальной самостоятельности и добивается ее.

Анализируя развитие предпринимательства в стране, необходимо установить, какие цели преследовали все участники этого процесса. Участниками процесса развития предпринимательства являются: государство, руководители государственных предприятий, персонал государственных предприятий, персонал предпринимательской единицы.                                                         

3

Каждый из участников преследует свои цели, которые в идеале должны сочетаться. Цели развития предпринимательства в России представлены на Рис. Государство, создавая условия для развития предпринимательства, преследовало следующие основные цели: повышение эффективности народного хозяйства за счет развития частной инициативы и новаторской деятельности предпринимателей. Создание новых рабочих мест. Создание среднего класса мелких предпринимателей и квалифицированных специалистов, являющихся основой демократического общества. 
Повышение благосостояния населения.

Целью предприятия является: получение дополнительного экономического эффекта от предпринимательства. Создание условий для его эффективного развития на базе новых технологий, товаров, услуг, разработанных в предпринимательских структурах.

Целью руководства является: получение  дополнительных возможностей для поддержания и развития базового предприятия, для удовлетворения своих материальных и социальных потребностей. Целью персонала является обеспеченность рабочими местами и дополнительные возможности в удовлетворении своих материальных и социальных потребностей.

Цели предпринимательской единицы  и предпринимателя идентичны: 
1. Экономическая эффективность бизнеса. 
2. Социальное положение, престиж и т.п. 
Цели персонала предпринимательской единицы: 
1. Экономическое благополучие. 
2. Сохранение рабочих мест.

Цели развития предпринимательства в России.

Развитие предпринимательства  в определенной степени позволило  реализовать поставленные цели. В настоящее время в России около 900 тыс. МП. Развитие МП позволило в значительной степени ликвидировать дефицит товаров и услуг и в условиях экономического спада и кризиса государственных предприятий создать рабочие места для 8 млн. человек, а с учетом вторичной занятости для 15 млн. человек и довести долю малых и средних предприятий (МСП) во внутреннем валовом продукте до 10%. Причем отдача вкладываемых средств в МСП вдвое выше, чем в целом по российской экономике. В то же время, если сравнивать возможности и достижения МП в мире и в России, очевидно, что возможности реализованы явно недостаточно. Многие малые и средние предприятия создают новые предпринимательские единицы. Рассматривая состояние развития предпринимательства на предприятиях следует отметить следующие характерные тенденции: финансовые ресурсы используются для развития производства; 
новые предпринимательские единицы создаются в основном частными лицами (при участии руководства предприятий); кадры недостаточно подготовлены к новым условиям работы, а четкой системы выдвижения, отбора, стимулирование инициативы и новых идей нет. Анализируя деятельность традиционных предприятий, государственных и крупных АООТ, можно выделить три типа их деятельности: Стабильная деятельность по выпуску традиционной продукции. Причем руководство этих предприятий в той или иной мере заключается в повышении организационно-технического уровня производства, в поиске новых рынков сбыта, новых возможностей повышения эффективности производства. Руководство этих предприятий проявляет предприимчивость и новаторство. Предприятия выпускают традиционную продукцию, не конкурентную, не пользующуюся спросом. Руководство распродает всевозможные ресурсы предприятия. Это не предпринимательство, это коммерциализация ресурсов. Предприятия (с разным успехом)

4

производят и реализуют традиционную для себя продукцию. Руководство  этих предприятий предпринимает  усилия по поиску и реализации предпринимательских идей, создающих дополнительные возможности для выживания и развития своего предприятия, то есть занимается предпринимательством.

Предпосылками для развития предпринимательства  предприятий являются:

наличие неиспользованных производственных мощностей; наличие неиспользуемых материальных ресурсов (сырья, полуфабрикатов, отходов и т.п.); наличие на части крупных предприятий множества мелких производственных структур, выпускающих продукцию общемашиностроительного применения; потребность в изготовлении комплектующих изделий; потребность в послепродажном обслуживании своей продукции; потребность в диверсификации производства с целью увеличения конкурентных позиций предприятия.

Факторы, оказывающие  влияние на процесс предпринимательства:

1) экономические условия – это  в первую очередь предложение  товаров и спрос на них;

2) социальные условия – это, прежде всего стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде;

3) правовые условия – это наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.

Высшей целью предпринимательской  деятельности является превышение результатов  над затратами, т. е. достижение как  можно большей прибыли или более высокой рентабельности.

В последнее время во многих странах  предпринимательство переживает своеобразный ренессанс. Все больше людей вовлекается  в бизнес, начиная с собственного небольшого дела. Причина этого явления  видится в результате действия, по меньшей мере, трех факторов.

Первый фактор, это результат технического прогресса, научно-технической революции, в ходе которой была создана чрезвычайно производительная техника. Повысилась роль информатизации общества, значимость информационных услуг, которые могут предоставляться небольшими коллективами или предпринимателями, работающими индивидуально с персональным компьютером, в ряде случаев на дому.

Второй фактор, способствующий расцвету предпринимательства, - это усложнение индивидуальных и общественных потребностей людей. В основе этого - опять же технический прогресс: сегодняшняя эпоха отличается от других не только тем, как, какими орудиями труда производятся товары, но и тем, что, какие потребительские товары производятся. Потребности современного общества столь многообразны, что только предпринимательство с его гибкостью и быстрым реагированием способно их более или менее успешно удовлетворять. Запросы общества, направленные на удовлетворение потребностей, как раз и служат толчком к расширению сферы предпринимательской активности. Отвечая на эти запросы, предприниматели обеспечили рост эффективности производства, дали миру множество новинок. Сегодня очень много прогрессивных идей рождаются и превращаются в инновации именно в мелких фирмах, где дух предпринимательства особенно силен. Нововведения становятся двигателем роста, повышая значимость предпринимательства в обществе.

5

 

Третий фактор расцвета предпринимательства в последние годы - фактор политический. Развитие предпринимательства в США и других странах т.н. рыночной экономики свидетельствует о том, что старый корпоративный капитализм постепенно превращается в общество с гораздо большей степенью экономической свободы, чем ранее. Свобода в принятии решений и их реализации - это необходимое условие для предпринимательства.

Основные функции предпринимательской  деятельности.

В рыночной экономике предпринимательство  выполняет общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую функции. Отдельные ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

1.Общеэкономическая  функция. 

2.Ресурсная функция.

3. Инновационная (творческо-поисковая) функция.

4.Организаторская функция.

5.Политическая функция.

6.Социальная функция заключается в возможности каждого дееспособного лица быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция предпринимательства больше выражается в формировании нового слоя людей - предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем значительнее поступление средств в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост рабочих мест, сокращение уровня безработицы, укрепление социального положения наемных работников. Однако одновременно растет слой наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от устойчивой деятельности предпринимательских предприятий.

Причины возникновения  проблем.

Возрождение предпринимательской  деятельности в России связано с целым рядом трудностей и противоречий.

В – первых, медленно и зачастую бессистемно формируется законодательная база предпринимательства. Бизнес в России зарождается и развивается в условиях имущественной неразберихи и непременно высоких налоговых ставок, лишающих фирмы значительной части конечного результата деятельности.

Во – вторых, свободе хозяйственной  деятельности, договоров и объединений  противостоит монопольная организация  хозяйства, которую нельзя отменить только

 

6

волевым решением, поскольку экономические структуры России десятилетиями создавались как монополии.

В – третьих, товарно-денежный обмен в России сильно затруднен несовершенством финансово – кредитных отношений, а так же высокими темпами инфляции. Кризис в России, как айсберг для корабля в океане, оказался не просчитанным. Смена правительств одного за другим только подтвердила несостоятельность их в борьбе за устойчивое развитие экономики страны. Основными признаками этого явились политический кризис государственной системы в предперестроечный период длительное подавление инициативы во всех слоях общества привело к полному отказу от нее во всех отношениях. Предпринимательский дух должен пронизать, прежде всего, всю организационно – экономическую систему регионов и всех его экономических субъектов. Для этого все руководители региональных администраций должны обучиться предпринимательству. Ошибки предпринимателя в своей деятельности приводят к проблемам, касающимся в большей степени его самого и тех людей, кто сопричастен его бизнесу. В нашей стране роль бизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как:

Информация о работе Понятие предпринимательской деятельности