Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 06:54, реферат
Предпринимательство – деятельность, осуществляемая частными лицами, предпринимателями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятия. Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица.
Введение.
Предпринимательская деятельность является одним из важных, но не единственным фактором экономического и социального развития многих стран. При этом бесконтрольное, ничем не регулируемое (дикое) предпринимательство (без надзора государства) так же вредно, как и административно-командная система. Предпринимательство необходимо для развития конкурентной среды, чтобы конечный потребитель продукции имел право выбора, а не довольствовался тем, что ему навязывают по не понятной цене частные предприниматели или госпредприятия. Государству к тому же зачастую не выгодно заниматься многими направлениями экономической деятельности, поэтому появляется необходимость возникновения частной предпринимательской деятельности.
Понятие предпринимательской деятельности.
Предпринимательство – деятельность, осуществляемая частными лицами, предпринимателями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятия. Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица.
Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации. Осуществление деятельности без регистрации запрещается. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином – индивидуальным предпринимателем, не использующим наемного труда.
Субъектами предпринимательства могут быть граждане РФ; граждане иностранных государств и лица без гражданства; объединения граждан.
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с законодательством РФ для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях получения прибыли и удовлетворения потребностей общества. Предприятия являются юридическими лицами.
Важнейшие черты предпринимательской деятельности.
1) самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов.
Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;
2) экономическая заинтересованность.
Главная цель предпринимательства
– получение максимально
3) хозяйственный риск и ответственность
При любых самых выверенных расчетах неопределенность и риск остаются.
2
Главная задача предпринимательской деятельности в сфере производства – это удовлетворение спроса на товары и услуги путем изготовления и продажи этих продуктов с целью получения прибыли. Предприниматель может сам организовывать производство либо выступать в качестве посредника, он может быть собственником предприятия либо наемным менеджером. Но в любом случае предприниматель является активным агентом рынка, который развивает производство и устанавливает рыночные связи.
Основные направления развития предпринимательства предприятий.
1. Нельзя считать синонимом
2. Создание МП государственными
предприятиями часто
Более подробно особенности процесса
предпринимательства
Можно выделить в качестве типичных
их три разновидности:
Руководство предприятия создает МП для
получения базовым предприятием дополнительных
средств на развитие, повышение заработной
платы персоналу и т.п. Свои личные интересы
он связывает с процветанием своего базового
предприятия. Результатом этой деятельности
может быть:
а) эффективно действующее МП, которое часть своей прибыли передает предприятию-учредителю:
б) низкоэффективное МП.
Руководство предприятия создает МП с целью своего личного обогащения и перекачивает в него или через него производственные ресурсы и производственную продукцию, то есть предприятие становится донором МП. Результатом этого процесса является все ухудшающееся экономическое положение базового предприятия, а его руководители обогащаются за счет деятельности МП. Руководство предприятия создает МП для решения проблемы базового предприятия. Свои интересы он также связывает с базовым предприятием. МП после создания становится все более эгоистично, принимает все доступные меры для получения максимальной самостоятельности и добивается ее.
Анализируя развитие предпринимательства
в стране, необходимо установить, какие
цели преследовали все участники этого
процесса. Участниками процесса развития
предпринимательства являются: государство,
руководители государственных предприятий,
персонал государственных предприятий,
персонал предпринимательской единицы.
3
Каждый из участников преследует свои
цели, которые в идеале должны сочетаться.
Цели развития предпринимательства
в России представлены на Рис. Государство,
создавая условия для развития предпринимательства,
преследовало следующие основные цели:
повышение эффективности народного хозяйства
за счет развития частной инициативы и
новаторской деятельности предпринимателей.
Создание новых рабочих мест. Создание
среднего класса мелких предпринимателей
и квалифицированных специалистов, являющихся
основой демократического общества.
Повышение благосостояния населения.
Целью предприятия является: получение дополнительного экономического эффекта от предпринимательства. Создание условий для его эффективного развития на базе новых технологий, товаров, услуг, разработанных в предпринимательских структурах.
Целью руководства является: получение дополнительных возможностей для поддержания и развития базового предприятия, для удовлетворения своих материальных и социальных потребностей. Целью персонала является обеспеченность рабочими местами и дополнительные возможности в удовлетворении своих материальных и социальных потребностей.
Цели предпринимательской
1. Экономическая эффективность бизнеса.
2. Социальное положение, престиж и т.п.
Цели персонала предпринимательской единицы:
1. Экономическое благополучие.
2. Сохранение рабочих мест.
Цели развития предпринимательства в России.
Развитие предпринимательства
в определенной степени позволило
реализовать поставленные цели.
В настоящее время в России около 900 тыс.
МП. Развитие МП позволило в значительной
степени ликвидировать дефицит товаров
и услуг и в условиях экономического спада
и кризиса государственных предприятий
создать рабочие места для 8 млн. человек,
а с учетом вторичной занятости для 15 млн.
человек и довести долю малых и средних
предприятий (МСП) во внутреннем валовом
продукте до 10%. Причем отдача вкладываемых
средств в МСП вдвое выше, чем в целом по
российской экономике. В то же время, если
сравнивать возможности и достижения
МП в мире и в России, очевидно, что возможности
реализованы явно недостаточно. Многие
малые и средние предприятия создают новые
предпринимательские единицы. Рассматривая
состояние развития предпринимательства
на предприятиях следует отметить следующие
характерные тенденции: финансовые ресурсы
используются для развития производства;
новые предпринимательские единицы создаются
в основном частными лицами (при участии
руководства предприятий); кадры недостаточно
подготовлены к новым условиям работы,
а четкой системы выдвижения, отбора, стимулирование
инициативы и новых идей нет. Анализируя
деятельность традиционных предприятий,
государственных и крупных АООТ, можно
выделить три типа их деятельности: Стабильная
деятельность по выпуску традиционной
продукции. Причем руководство этих предприятий
в той или иной мере заключается в повышении
организационно-технического уровня производства,
в поиске новых рынков сбыта, новых возможностей
повышения эффективности производства.
Руководство этих предприятий проявляет
предприимчивость и новаторство. Предприятия
выпускают традиционную продукцию, не
конкурентную, не пользующуюся спросом.
Руководство распродает всевозможные
ресурсы предприятия. Это не предпринимательство,
это коммерциализация ресурсов. Предприятия
(с разным успехом)
4
производят и реализуют
Предпосылками для развития предпринимательства предприятий являются:
наличие неиспользованных производственных мощностей; наличие неиспользуемых материальных ресурсов (сырья, полуфабрикатов, отходов и т.п.); наличие на части крупных предприятий множества мелких производственных структур, выпускающих продукцию общемашиностроительного применения; потребность в изготовлении комплектующих изделий; потребность в послепродажном обслуживании своей продукции; потребность в диверсификации производства с целью увеличения конкурентных позиций предприятия.
Факторы, оказывающие влияние на процесс предпринимательства:
1) экономические условия – это в первую очередь предложение товаров и спрос на них;
2) социальные условия – это, прежде всего стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде;
3) правовые условия – это наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.
Высшей целью
В последнее время во многих странах предпринимательство переживает своеобразный ренессанс. Все больше людей вовлекается в бизнес, начиная с собственного небольшого дела. Причина этого явления видится в результате действия, по меньшей мере, трех факторов.
Первый фактор, это результат технического прогресса, научно-технической революции, в ходе которой была создана чрезвычайно производительная техника. Повысилась роль информатизации общества, значимость информационных услуг, которые могут предоставляться небольшими коллективами или предпринимателями, работающими индивидуально с персональным компьютером, в ряде случаев на дому.
Второй фактор, способствующий расцвету предпринимательства, - это усложнение индивидуальных и общественных потребностей людей. В основе этого - опять же технический прогресс: сегодняшняя эпоха отличается от других не только тем, как, какими орудиями труда производятся товары, но и тем, что, какие потребительские товары производятся. Потребности современного общества столь многообразны, что только предпринимательство с его гибкостью и быстрым реагированием способно их более или менее успешно удовлетворять. Запросы общества, направленные на удовлетворение потребностей, как раз и служат толчком к расширению сферы предпринимательской активности. Отвечая на эти запросы, предприниматели обеспечили рост эффективности производства, дали миру множество новинок. Сегодня очень много прогрессивных идей рождаются и превращаются в инновации именно в мелких фирмах, где дух предпринимательства особенно силен. Нововведения становятся двигателем роста, повышая значимость предпринимательства в обществе.
5
Третий фактор расцвета предпринимательства в последние годы - фактор политический. Развитие предпринимательства в США и других странах т.н. рыночной экономики свидетельствует о том, что старый корпоративный капитализм постепенно превращается в общество с гораздо большей степенью экономической свободы, чем ранее. Свобода в принятии решений и их реализации - это необходимое условие для предпринимательства.
Основные функции
В рыночной экономике предпринимательство выполняет общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую функции. Отдельные ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.
1.Общеэкономическая функция.
2.Ресурсная функция.
3. Инновационная (творческо-поисковая) функция.
4.Организаторская функция.
5.Политическая функция.
6.Социальная функция заключается в возможности каждого дееспособного лица быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция предпринимательства больше выражается в формировании нового слоя людей - предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем значительнее поступление средств в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост рабочих мест, сокращение уровня безработицы, укрепление социального положения наемных работников. Однако одновременно растет слой наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от устойчивой деятельности предпринимательских предприятий.
Причины возникновения проблем.
Возрождение предпринимательской деятельности в России связано с целым рядом трудностей и противоречий.
В – первых, медленно и зачастую бессистемно формируется законодательная база предпринимательства. Бизнес в России зарождается и развивается в условиях имущественной неразберихи и непременно высоких налоговых ставок, лишающих фирмы значительной части конечного результата деятельности.
Во – вторых, свободе хозяйственной деятельности, договоров и объединений противостоит монопольная организация хозяйства, которую нельзя отменить только
6
волевым решением, поскольку экономические структуры России десятилетиями создавались как монополии.
В – третьих, товарно-денежный обмен в России сильно затруднен несовершенством финансово – кредитных отношений, а так же высокими темпами инфляции. Кризис в России, как айсберг для корабля в океане, оказался не просчитанным. Смена правительств одного за другим только подтвердила несостоятельность их в борьбе за устойчивое развитие экономики страны. Основными признаками этого явились политический кризис государственной системы в предперестроечный период длительное подавление инициативы во всех слоях общества привело к полному отказу от нее во всех отношениях. Предпринимательский дух должен пронизать, прежде всего, всю организационно – экономическую систему регионов и всех его экономических субъектов. Для этого все руководители региональных администраций должны обучиться предпринимательству. Ошибки предпринимателя в своей деятельности приводят к проблемам, касающимся в большей степени его самого и тех людей, кто сопричастен его бизнесу. В нашей стране роль бизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как:
Информация о работе Понятие предпринимательской деятельности