Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 10:10, реферат
Предпринимательство – это источник создания новых рабочих мест и обеспечения занятости населения, разведчик рынка и его потребностей, источник доходов государства, двигатель экономического роста и прогресса. Малые предприятия обладают необходимой гибкостью и адаптированностью в условиях рыночной неопределенности, но в то же время слабы без поддержки государства, которая необходима хотя бы на первых этапах их развития. Особенно в России, где слой предпринимателей стал создаваться практически на пустом месте.
рубежи.
Развитие частной инициативы путем отмены различных ограничений и запретов сопровождалось активной государственной политикой таможенного тарифного регулирования, имеющей преимущественно охранительный характер. Это означало ограничение допуска на русский рынок товаров, которые были способны серьезно конкурировать с отечественными.
19 февраля 1861 г. манифестом Александра II крепостное право было отменено. Вслед за этим последовал ряд реформ.
Пореформенный период, который продлился до 1913 года, можно назвать “золотым веком предпринимательства”. Отмена крепостного права освободила крестьян, дав им и потенциальную возможность для занятия предпринимательством. Великие реформы создали условия для быстрого роста фабричной системы, основанной на применении машин и паровых двигателей, благодаря чему к 80-м годам завершился промышленный переворот в важнейших отраслях: металлургической, горнорудной,
угольной. Усиливалась концентрация производства, которая привела к появлению монопольных объединений.
В целом темпы русского предпринимательства в XIX веке были просто поразительны. С 1802 по 1881 годы численность фабрик увеличилась почти в 13 раз, а численность рабочих - более, чем в 8 раз. Только за 1804-1863 годы производительность труда увеличилась почти в пять раз.
Особый этап русского предпринимательства приходится на конец XIX - начало XX веков. Происходит обновление предпринимательства. Лидерство в деловом мире начинает постепенно переходить от фабрикантов традиционных отраслей (текстильной, переработки сельхозпродуктов и т. п.) к фабрикантам передовых технологий - машиностроения и металлообработки. Происходит гигантское усиление роли банков и страховых учреждений. Начинает преобладать акционерная форма предпринимательства.
В конце XIX - начале XX веков осуществляется коренное техническое перевооружение промышленности. Доля производственного накопления составляла 15-20% национального дохода. Ускоренными темпами шла механизация производства. Общий объем зарубежных вложений в промышленность составлял не более 9-14% всех промышленных капиталов. Темпы роста производства средств производства на частных русских предприятиях были в 2 раза выше темпов роста легкой и пищевой промышленности. По темпам роста промышленной продукции и по темпам роста производительности труда Россия вышла на первое место в мире. С момента отмены крепостного права по 1913 г. объем промышленного производства вырос в 10-12 раз. Торговля и общественное питание были одними из самых развитых в мире.
Таковы были плоды русского предпринимательства, обещавшие в будущем еще больший урожай, но революция 1917 г. уничтожила эти надежды. Октябрь 1917 г. перевернул Россию. Пришедшие к власти большевики не имели конкретной экономической программы, но их экономическая политика основывалась на отрицании частной собственности. С первых же дней существования советской власти начался процесс национализации. 25 октября 1917 г. был принят Декрет о земле, объявлявшей ее общенародной собственностью. 14 декабря 1917 г. был подписан первый декрет о национализации ряда частных промышленных предприятий. Банковское дело объявлялось монополией государства. Позднее были национализированы торговый флот, внешняя торговля. По декрету о национализации всех крупных предприятий (июнь 1918 г.) национализировали более трех тысяч предприятий. Крупное российское предпринимательство практически перестало существовать. У частного капитала пока оставались торговля, мелкие и часть средних промышленных предприятий.
С началом гражданской войны в стране до предела обострилась обстановка. По декрету от 29 ноября 1920 года была национализирована мелкая и средняя промышленность; вводилась государственная монополия внутренней торговли. В результате была ликвидирована частная собственность, из обращения изъяты денежные знаки и свернуты товарно-денежные отношения. В экономической системе “военного коммунизма” не осталось места для предпринимателей. С окончанием гражданской войны стала наглядной неэффективность принятой экономической модели. Восстановить разрушенное войной хозяйство без применения материальной заинтересованности, основываясь только на применении чрезвычайных мер, было невозможно.
В марте 1921 г. в России была введена новая экономическая политика (НЭП), благодаря которой большевики хотели восстановить экономику страны и совершить переход к социализму. Главной мерой НЭПа стала замена в деревне продразверстки продналогом. Теперь крестьяне сдавали государству уже не все излишки, а лишь строго определенную их часть. Они стали более заинтересованными в развитии своего хозяйства. Следующей важной мерой явилось введение свободной торговли , но широкому развитию торговли препятствовал дефицит промышленных товаров. Поэтому и в промышленном производстве, и в сфере обращения было разрешено частное предпринимательство. В мае 1921 г. кооперативы и частные лица получили право арендовать национализированные мелкие и средние предприятия. При НЭПе появились новые советские предприниматели, которые во многом принадлежала заслуга развития товарно-денежных отношений. Но экономическая модель, сложившаяся во времена НЭПа, вступила в конфликт с военно-коммунистической идеологией.
На основе НЭПа к 1925 г. удалось восстановить народное хозяйство страны, но в недрах ее складывалась командная система управления экономикой больше соответствующая представлениям коммунистов о строящимся обществе. В эту систему не укладывались предприниматели, называемые в городе презрительно нэпманами, а в деревне - кулаками. В июне 1926 г. был введен сверх налог на нэпманов. Заниматься предпринимательской деятельностью стало не только невыгодно, но и опасно. Сначала частник ушел из производства, а затем из торговли. В результате массового создания колхозов кулачество было постепенно ликвидировано. Предпринимательство в сложившейся в Советском Союзе административно-командной системе оказалось ненужным; государство признало предпринимательскую деятельность уголовно-наказуемым занятием.
После долгих лет застоя, характеризующегося, прежде всего, экстенсивной экономикой, в 1985 г. в Советском Союзе началась перестройка, в экономической программе которой был заложен переход к рыночным условиям хозяйствования. В 1986г. 55 министерств и ведомств, более 100 предприятий, объединений и организаций получили право самостоятельной торговли на внешнем рынке. Ряд постановлений в 1986 г. предусматривал создание совместных предприятий.
В 1987 г. вышел Закон об индивидуальной трудовой деятельности, положивший начало формированию нового российского предпринимателя. В возрождении предпринимательства можно выделить два этапа.
Первый - этап деятельности людей, которые, рискуя, взялись за новое дело, несмотря на осуждение окружающих. Они открывали видеосалоны, создавали частные страховые компании, издавали свои газеты. Перестройка задумывалась для обновления социализма, и рыночные отношения могли быть использованы лишь как мера выхода из кризиса и создания более цивилизованной экономической модели.
Второй этап возрождения предпринимательства начинается с 1992 г. Новое правительство России провозгласило решительный переход к рынку. Началось создание иного государства, в котором достойное место должно принадлежать предпринимателям.
На нынешнем этапе подъема
российской экономики
роль предпринимательства
не только не ослабевает,
а напротив, существенно
усиливается. В рамках
нынешнего этапа реформ
развитие предпринимательства
по-прежнему выступает
одной из главных компонентов
общей экономической
либерализации и, в частности,
формирует собой важнейшее
связующее звено между
процессами формального
разгосударствления
и все еще актуальной
реальной рыночной адаптации
российской экономики.
Сказанное включает
в себя такие проблемы,
как расширения "поля"
предпринимательских
и инвестиционных инициатив,
преодоление деформации
процессов концентрации
и централизации капитала,
реструктуризацию и
рыночную адаптацию
крупных предприятий,
активизация инновационных
процессов в экономике.
Другими словами, сохраняет
свою актуальность задача
формирования в российской
экономике мощной многопрофильной (многоотраслевой)
прослойки частного
малого и среднего бизнеса,
в том числе, и интегрированного
с крупными предприятиями
в единые инновационные
и производственно-
Пока же можно констатировать, что макроэкономические позиции российского малого бизнеса все еще весьма слабы и, значит, потенциально имеют большой резерв для увеличения. Так, доля малых предприятий в ВВП России невелика (порядка 10-12%) и долгое время остается без существенных изменений, причем, что немаловажно, - существенно ниже аналогичного показателя для стран с развитой системой рыночного хозяйствования и даже заметно ниже этих показателей для близких к нынешним российским условиям и трендам развития европейских стран с экономикой переходного типа.
Предпринимательство России, которому, как мы полагаем, предстоит мощный "рывок" вперед в ближайшей перспективе, будет формировать собой наиболее важную сферу количественного "приращения" сферы рыночных отношений в российской экономике. Именно предпринимательство будет в этой перспективе качественно формировать собой наиболее важный "рычаг" позитивного воздействия экономического подъема на тенденции социального развития, прежде всего, на ситуацию в области занятости, доходов, экономической дифференциации населения, сужения межрегиональной экономической дифференциации, миграционные процессы и пр.
Вместе с тем, названные выше позитивные предпосылки или потенции в развитии российского предпринимательства в настоящее время реализуются в далеко неполной мере. Наоборот, развитие предпринимательских структур постоянно сталкивается с многочисленными сложностями и препятствиями как экономического, так и внеэкономического характера. Те или иные меры поддержки форм хозяйствования на федеральном и региональном уровне часто “балансируются” сохраняющимися бюрократическими ограничениями, попытками административно определить "как" и "куда" развиваться российскому малому бизнесу. То же касается периодических мер, связанных с “завинчиванием” налогового пресса, бессмысленными барьерами на пути хозяйственных взаимодействий и кооперационных связей малых предприятий, а равно и иных форм их взаимовыгодной партнерской интеграции с крупными предприятиями-лидерами российской экономики и пр.
Серьезную озабоченность вызывает и то, что фактическая стабилизация, а часто даже и формальное сокращение числа малых предприятий в российской экономике не сопровождается ожидаемыми сдвигами в его отраслевой структуре. Малыми предприятиями плохо востребуются отечественные разработки и инновации, причем чаще всего потому, что представители предпринимательства не имеют достаточных средств и опыта для доведения данных разработок до уровня конкурентоспособных инвестиционных проектов и, тем более, - на их практическую реализацию. Наконец, существенной проблемой развития национальной среды предпринимательства выступает высокая степень дифференциации фактической ситуации с бизнесом в различных регионах России. Среди последних есть и регионы - лидеры, и регионы-аутсайдеры, которым еще крайне далеко до достижения хотя бы среднероссийского уровня и где предпринимаемые с этой целью меры носят откровенно разрозненный, экономически и организационно слабообеспеченный характер.
Одним из следствий этих негативных воздействий стал процесс "деформации" единой, экономически и юридически обоснованной модели структуризации субъектов. Российское предпринимательство явно выросло за рамки одной единственной обобщающей формы "субъект малого предпринимательства" и требует более гибких подходов к определению его качественных составляющих. Если этого не делается официально, процесс структуризации принимает стихийные, чаще всего, малоконструктивные формы.
2.3 Меры государственной поддержки
Государственная поддержка предпринимательства, в зависимости от конкретной ситуации, может проявляться в самых разных формах – от моральной (например, создание через СМИ в общественном сознании положительного образа предпринимателя) до материальной, т.е. создания благоприятных экономических условий для предпринимательства (спектр мер тоже достаточно широк – от безвозмездных грантов до льготных кредитов и льгот по налогам).
Эта поддержка предусматривает следующие направления, призванные содействовать созданию и функционированию малого и среднего предпринимательства:
• осуществление органами власти правовой защиты субъектов предпринимательства;
• формирование инфраструктуры поддержки и развития МиСП;
• совершенствование налоговой политики;
• создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
• установление
упрощенного порядка
• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для МиСП.
За последние годы (1995 – 2010 гг.) приняты и начинают положительно влиять на формирование предпринимательского слоя такие важнейшие законодательные акты, как ГК РФ (ч.1, 2 и 3), Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, УК РФ, НК РФ (ч. 1, 2), Таможенный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о народных предприятиях, производственных кооперативах, о банках и банковской системе, рынке ценных бумаг, внешнеторговой деятельности, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о лицензировании отдельных видов деятельности и др. Так же важное значение имеют законы “О предприятиях и предпринимательской деятельности” (1990) и “О несостоятельности (банкротстве)”, вступивший в силу с 1 марта 1998 г.
Информация о работе Понятие предпринимательства, его виды и формы