Правовая основа бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:53, реферат

Описание работы

Цель исследования настоящего реферата состоит в анализе и критическом осмыслении действующего законодательства, связанного с регулирование отношений в сфере предпринимательства.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить особенности нормативно-правового регулирования предпринмательской деятельности в РФ
выявить понятие законодательства о предпринимательстве и его конституционные основы;
определить особенности законодательного регулирования предпринимательской деятельности и проблемы, перспективы его совершенствования;

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Методы государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов реализуются в форме убеждения или принуждения (в том числе юридической ответственностью). В свою очередь, методы государственного регулирования делятся на административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям), через которые осуществляется прямое регулирование; экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии) – косвенное регулирование; и морально-политические (убеждение, массовая информация).

Для развития конкуренции, важным является правовое обеспечение развития конкурентной среды и борьбе с недобросовестной конкуренцией. Конкуренция является необходимой предпосылкой рыночной экономики. Она означает состязательность участников рынка, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне (монопольно) воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Противоположностью конкуренции выступает монополистическая деятельность, представляющая собой действия участников рынка, противоречащие антимонопольному законодательству и направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. На поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности и направлено антимонопольное законодательство.

В настоящее время к источникам антимонопольного законодательства относится Гражданский кодекс РФ (ст. 10, ст. 57, ст. 103), Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее - Закон о конкуренции) с изменениями и дополнениями от 26 июля 2006; ФЗ от 17 августа 1995 «О естественных монополиях» и других правовые акты.

Кроме того, Законом о  конкуренции установлено понятие  и формы недобросовестной конкуренции. Согласно ст. 4 Закона недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В частности, к формам недобросовестной конкуренции относятся:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки  хозяйствующему субъекту либо  нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение  в отношении характера, способа  и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом производимых  или реализуемых им товаров  с товарами, производимыми или  реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;

6) приобретением и  использованием исключительного  права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Проведение государственной  политики по содействию товарным рынкам и конкуренции, предупреждению, ограничению  и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом – Федеральной антимонопольной службой, который создает свои территориальные органы.

Таким образом, в области  создания законодательной и институциональной  основы регулирования монополий  и развития  добросовестной конкуренции  были предприняты наиболее важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать в отношении построения эффективной системы регулирования, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования.

С началом проведения реформ неотложной практической задачей  стала проблема создания нормативно-правовой базы несостоятельности хозяйствующих субъектов. Значение института несостоятельности заключается в том, что на его основе из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты, а это ведет к оздоровлению рынка, повышению безопасности функционирования субъектов хозяйствования.

Понятие несостоятельности  законодатель определяет путем указания на его существенные черты (условия). В качестве таких условий следует назвать следующие:

  • неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам в полном объеме в течение трех месяцев с того дня, когда они должны быть исполнены;
  • неспособность должника уплатить налоги в бюджет, страховые взносы в Пенсионный фонд и иные обязательные платежи во внебюджетные фонды в течение трех месяцев с того дня, когда они должны быть исполнены;
  • наличие решения арбитражного суда, констатирующего неплатежеспособного должника как несостоятельного, иными словами, признающего его банкротом.

Предпринимательская деятельность в современных условиях требует  государственного регулирования, благодаря которому частные интересы ее конкретных субъектов будут сочетаться с публично-правовыми интересами всего общества. В системе мер такого регулирования в Российской Федерации широкое распространение получило лицензирование этой деятельности.

Лицензирование предпринимательства  – сравнительно новое явление  в российском законодательстве. Государственное  лицензирование предпринимательства до недавнего времени и было основным элементом такого регулирования. Чиновники обладали очень удобным механизмом: всегда можно проверить, как работают лицензированные фирмы, быстро пресечь нарушения - предупреждением, приостановлением или отзывом лицензии.

 

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В условиях интенсивного развития рыночных отношений и предпринимательства, усиления роли государства в сфере экономики ГК РФ перестал осуществлять функции определителя направлений в развитии других отраслей законодательства, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения (в том числе и предпринимательского). Появление Бюджетного, Налогового, Жилищного, Земельного, Лесного кодексов привело к тому, что соответствующие отношения получают совершенно другое правовое регулирование, не совпадающее с принципиальными положениями ГК РФ. Более того, текущие законы их изменяют. Так, Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции от 02.07.2005) был дополнен возможностью прекращения правоспособности юридического лица внесением записи об его исключении из Единого реестра юридических лиц, а Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. изменена норма абз. второго п. 6 ст. 98 ГК РФ о том, что акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

По-прежнему сохраняется  главное препятствие в развитии предпринимательского законодательства как самостоятельной отрасли. В отличие от развитых стран (Германия, Франция, Япония и др.), в ГК РФ одновременно регулируются и бытовые, связанные с личным, семейным, домашним использованием имущества, и предпринимательские отношения, направленные на систематическое получение прибыли. Так или иначе, в ГК РФ заложен дуализм гражданского и предпринимательского права, который не получает достаточно ясного регулирования в части первой ГК РФ. Такие ключевые институты, как обязательство, связанное с предпринимательской деятельностью, торговая сделка, а также имущественная ответственность лица, не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, не получили развернутого регулирования, а рассматриваются в ГК РФ как разновидность гражданско-правовых институтов.

В Федеральных законах  о защите конкуренции, свободных  экономических зонах, развитии малого и среднего предпринимательства появляются понятия "хозяйствующий субъект", "финансовая организация", "резидент", которые не согласуются с делением юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ). В экономике России появляются новые предпринимательские структуры, которые не укладываются в рамки не только организационно-правовых форм юридического лица, предусмотренных ГК РФ, но и специальных Законов об акционерных обществах, некоммерческих организациях. Подобные структуры создаются на основе либо федеральных законов, либо указов Президента РФ и распоряжений Правительства РФ (Федеральный закон от 17 мая 2007 г. "О Банке развития", Федеральный закон от 05 ноября 2007 "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и ряд других). Деятельность государственных корпораций была урегулирована ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях». Эта норма была рассчитана на единственное создаваемое в то время Агентство по реструктуризации кредитных организаций. В современных условиях, когда создание госкорпораций приобрело массовый характер, требуется создать специальный федеральный закон о них, учитывая, что они будут распоряжаться громадными суммами бюджетных денег, в частности и за счет средств инвестиционного фонда для реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства (ст. 179 (2) БК РФ).

В то же время до сих  пор не реализованы положения  ст. 213 ГК РФ об установлении перечня имущества, которое в соответствии с законами не может принадлежать гражданам и юридическим лицам, а также ограничения количества и стоимости имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Более того, объединение в данной статье граждан и юридических лиц приводит и к другому нарушению. То или иное имущество (например, самолет) покупается юридическим лицом, а используется руководителем акционерного общества в личных целях, хотя это является прямым нарушением ст. 690 ГК РФ. Коммерческая организация не вправе передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля. Это в значительной степени привело к непомерному расслоению граждан и вызвало социальную напряженность и апатию граждан.

В последнее время  разрабатываются проекты нормативных  правовых актов, направленных на повышение  гарантий защиты прав и обеспечение  законных интересов предпринимателей, при осуществлении органами власти и управления контрольно-распорядительных функций. Они содержат правовое обеспечение мер, направленных на систематизацию контрольно-распорядительных функций органов управления, регулирующих осуществление предпринимательской деятельности, установление ответственности должностных лиц за принимаемые решения, повышение роли органов, ответственных за проведение государственной политики развития предпринимательства. В связи с этим наблюдается необходимость разработки комплексного нормативного правового акта “О защите прав предпринимателей”, направленного на защиту, в первую очередь, от неблагоприятного государственного воздействия.

Для развития предпринимательской деятельности необходимы определенные условия в государстве. В первую очередь следует создать соответствующие политические условия, т.е. органы власти должны осознавать необходимость предпринимательской деятельности, оказывать политическую поддержку бизнесу, проявлять стремление к созданию законодательной базы для его существования. Это касается не только федеральных органов власти, но и субъектов Российской Федерации. И действительно, малый бизнес по своей сути регионален: малые предпринимательские структуры действуют на локальных рынках, ориентированных на местных потребителей, изыскивают производственные ресурсы в непосредственной близости от региона своей деятельности, служат решению социально-экономических проблем именно данного региона. Поэтому государственная поддержка малого бизнеса направлена на достижение как политической цели, связанной с формированием среднего класса собственников, так и экономической, путем насыщения потребительского рынка, а также социальной - посредством создания новых рабочих мест. В законодательстве определяются разнообразные формы поддержки и развития малого предпринимательства: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, создание льготных условий для использования субъектами малого бизнеса государственных ресурсов, поддержка их внешнеэкономической деятельности, привлечение к выполнению государственных программ, подготовка и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства, информационное обеспечение, создание фондов поддержки малого бизнеса.

Защита предпринимателей и предпринимательства должна осуществляться и политическими способами. Во-первых, следует преодолеть сложившееся негативное отношение к предпринимателям, которое долгие годы формировалось командно-административной системой, а также было связано с некоторыми особенностями проявления предпринимательской деятельности - коррупцией, недобросовестной приватизацией, распространением различных «пирамид» и т.д. Этого можно добиться с помощью средств массовой информации, путем проведения различных дискуссий о направлениях и формах осуществления предпринимательства.

 

4. СУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

 

В условиях становления гражданского общества все большее значение приобретает  судебный порядок защиты прав и законных интересов предпринимателей. Под этим понимают совокупность правовых средств, с помощью которых могут быть достигнуты пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, восстановление нарушенного права или компенсация потерь, вызванных отдельным нарушением. Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения.

Информация о работе Правовая основа бизнеса в России