Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 14:54, контрольная работа
В доктрине национальной безопасности Российской Федерации обеспечение надлежащего качества товаров, работ и услуг занимает одно из ведущих мест, так как в случае несоблюдения требований, предъявляемых к качеству, под угрозу могут быть поставлены национальная безопасность государства, жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц, окружающая среда. Ежегодно товарами, работами и услугами ненадлежащего качества российским потребителям причиняется ущерб на несколько миллиардов рублей. Особую тревогу вызывает продажа продовольственных товаров, опасных для жизни и здоровья людей.
Введение..……………...…..……………...…..…… ..……………...…..……… …………...2
1. Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг
Понятие качества продукции и его правовое значение…………...…..…………...…. 3
2. Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг) …………...…..… 6
3. Право потребителя на получение информации…………...…..…… ..……………...…..…… 8
4. Сведения о товаре (работе, услуге) ..……………...…..……………...…..…… ..……………...…..… 10
5.Правовое регулирование сертификации продукции и услуг..…………….. 12
Заключение..……………...…..……………...…..…… ..……………...…..……… ……… 16
Список литературы..……………...…..……………...…..……
Министерство сельского хозяйства Российской федерации
Уральский государственный
Факультет заочного образования
Контрольная работа
По дисциплине: Предпринимательское право
На тему: Правовое обеспечение качества продукции (работ, услуг).
Студент: Ляпустин С.В. гр.3Сл-Эб5
Преподаватель: Потехин В.Н.
Екатеринбург 2015г.
Введение..……………...…..……………...…
1. Правовое регулирование
Понятие качества продукции и его правовое значение…………...…..…………...…. 3
2. Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг) …………...…..… 6
3. Право потребителя на получение информации…………...…..…… ..……………...…..…… 8
4. Сведения о товаре (работе, услуге) ..……………...…..……………...…..…… ..……………...…..… 10
5.Правовое регулирование сертификации продукции и услуг..…………….. 12
Заключение..……………...…..……………..
Список литературы..……………...…..……………..
.
В доктрине национальной безопасности
Российской Федерации обеспечение надлежащего
качества товаров, работ и услуг занимает
одно из ведущих мест, так как в случае
несоблюдения требований, предъявляемых
к качеству, под угрозу могут быть поставлены
национальная безопасность государства,
жизнь и здоровье граждан, имущество физических
и юридических лиц, окружающая среда. Ежегодно
товарами, работами и услугами ненадлежащего
качества российским потребителям причиняется
ущерб на несколько миллиардов рублей.
Особую тревогу вызывает продажа продовольственных
товаров, опасных для жизни и здоровья
людей.
Проблема обеспечения надлежащего качества
товаров, работ и услуг приобрела всероссийские
масштабы и требует незамедлительного
и кардинального решения. Развитие международной
торговли и предстоящее т вступление России
во Всемирную торговую организацию (ВТО)
обязывают
уделять особое внимание качеству и безопасности
товаров, работ и услуг, что способствует
росту их конкурентоспособности на зарубежных
рынках. Безусловно, право не может претендовать
на роль единственного инструмента обеспечения
качества предоставляемых потребителям
материальных благ, однако, благодаря
специфическому воздействию и регулированию
распределительных отношений право оказывает
весьма существенное влияние на процесс
обеспечения надлежащего качества товаров,
работ и услуг. Гражданскому праву должен
быть отдан приоритет в сфере обеспечения
надлежащего качества товаров, работ и
услуг. Это обусловлено тем, что гражданско-правовые
способы обеспечения качества товаров,
работ и услуг в условиях рыночной экономики
являются наиболее действенными. Законодательство,
в первую очередь гражданское, должно
быть ориентировано на стимулирование
участников гражданского оборота к выпуску
и продаже товаров, выполнению работ и
оказанию услуг надлежащего качества
и безопасных для потребителей, что будет
способствовать повышению показателя
«качества» жизни. Создание правовых,
организационных, экономических и других
необходимых условий отечественным производителям
для выпуска продукции и оказания услуг
высокого качества является постоянной
заботой государства. При этом методы
и способы, степень участия государства
в регулировании этого процесса изменяются,
отражая характер экономики (плановая,
рыочная). Решение этой задачи достигается
путем улучшения качества сырья, материалов
и комплектующих изделий, совершенствования
технологического процесса производства
и производственного контроля за качеством
и безопасностью продукции. Немаловажная
роль при этом отводится правовым средствам
обеспечения качества и безопасности
продукции через установление порядка
нормирования государственных требований
к качеству и безопасности продукции,
осуществление государственного контроля
за соблюдением государственных требований,
введение эффективных мер ответственности
должностных лиц и самих организаций,
производящих или реализующих продукцию.
Среди указанных средств важное место
занимает установление механизма защиты
прав потребителя при продаже товаров
ненадлежащего качества.
1.Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг
Понятие качества продукции и его правовое значение
Развитие правового регулирования
качества товаров, эволюция законодательства,
регулирующего принципы и порядок утверждения
требований к качеству товаров, осуществление
государственного контроля за его соблюдением
показывают, что значение качества товаров
в процессе государственного регулирования
изменялось в зависимости от политических
и социально-экономических условий внутри
государства и за его пределами. Изменялась
и роль, которую государство отводило
этому явлению.
Прежде чем говорить о динамике процесса
регулирования качества, необходимо охарактеризовать
анализируемый критерий. Качество одна
из сложнейших категорий, с которой приходится
сталкиваться человеку в своей деятельности.
К понятию качества обращаются при выборе
предметов для удовлетворения различных
потребностей, при оценке результатов
выполнения различных производственных
операций, а также когда хотят характеризовать
соотношение свойств, выражающих суть
предмета, или соотношение предметов между
собой, или соотношение между явлениями,
или соотношение между предметами и явлениями.
В научной литературе можно встретить
различные определения понятия качества:
философское, экономическое, юридическое
и др. В философском понимании качество
продукции это совокупность свойств изделия,
характеризующая его существенную определенность,
в силу которой оно вляется данным, а не
иным изделием. Юридическое понятие качества
продукции не всегда совпадает с технико-экономическим.
Если качество продукции в техническом
отношении не может быть статичным в процессе
развития производства, науки и техники,
то понятие качества в правовом смысле
неизменно. Оно означает соответствие
изделия определенным, заранее утвержденным
или согласованным критериям. Иными словами,
правовая оценка качества продукции означает
степень соответствия свойств продукции
комплексу и уровню требований, установленных
и закрепленных в соответствующем надлежаще
оформленном документе. Соответствие
илиже несоответствие указанным требованиям
является признаком доброкачественности
или недоброкачественности продукции.
Качество товаров, работ, услуг это объективно
существующая совокупность свойств и
характеристик изделия, которая определяет
его как таковое и отличает от другого
изделия. В этом, по-видимому, и заключается
сущность понятия качества. Исчезновение
свойств и характеристик, присущих данному
товару, работам, услугам приводит к потере
предмета, которому они принадлежали,
и исчезновению объекта торговли. Технико-экономическое
понятие «качество продукции», в отличие
от философского понятия «качество», охватывает
только те свойства продукции, которые
связаны с возможностью удовлетворения
продукцией определенных общественных
или личных потребностей в соответствии
с ее назначением. Качество продукции
зависит от качества составляющих ее изделий
и материалов. Если продукция состоит
из изделий машиностроения, то к свойствам,
определяющим качество продукции, относятся
свойства отдельных изделий, а также такие
свойства совокупности изделий, как однородность,
взаимозаменяемость и т.д.
Международный стандарт определяет качество
как «совокупность свойств и характеристик
продукции или услуги, которые придают
им способность удовлетворять обусловленные
или предлагаемые потребности». Основные
понятия. Термины и определения» дана
следующая формулировка понятия качества
продукции: «Качество продукции совокупность
свойств продукции, обусловливающих ее
пригодность удовлетворять определенные
потребноти в соответствии с ее назначением».
В первом определении качества говорится
о его сущности (совокупности свойств
и характеристик), а во втором о способности
качества удовлетворять потребности,
хотя, как известно, иное качество может
и не удовлетворять их. Поэтому способность
удовлетворять потребности было бы правильнее
относить не к сущности качества, а к тому
или иному уровню или варианту качества,
которые формируются при создании продукции
для удовлетворения потребностей. В определениях,
приведенных выше, способность удовлетворять
потребности отнесена не к уровню качества,
а к его сущности, к качеству вообще. Из-за
этого такие определения вызывают серьезные
возражения. Из таких определений следует:
если качество это то, что способно удовлетворять
потребности, то продукция, которая нас
не удовлетворяет, не обладает качеством.
Тогда что же такое качество? Объективно
существующие свойства и характеристики
продукции или наша оценка этих свойств,
наши ощущения и чувства? И как быть с качеством
в том случае, когда какая-либо продукция
нам нравится, а другим нет? Соглашаясь
с приведенным выше определением качества,
мы должны будем признать, что один и тот
же предмет в одно и то же время в зависимости
от удовлетворения чьих-то потребностей
может и обладать качеством, и не иметь
его вовсе. В результате если качество
будет зависеть от удовлетворения различных
потребностей, то оно станет неопределенным
понятием, каким-то неуловимым призраком,
всякий раз ускользающим от нас при попытке
определить его сущность.
Все это говорит о том, что прикладное
определение качества, данное в стандартах,
противоречит фундаментальному, которое
представляет качество как объективно
существующую совокупность свойств и
характеристик. Противоречит оно и здравому
смыслу, ибо если продукция существует,
то у нее есть вполне определенные характеристики
(производительность, скорость, вес и т.д.)
независимо от удовлетворения чьих-то
потребностей.
2.Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)
Безопасность использования товара (работы, услуги) является одной из важнейших обязанностей изготовителя (исполнителя). Требования к товарам (работам, услугам), обеспечивающие их безопасность, устанавливаются либо непосредственно законом, либо в порядке, установленном законом (например, стандартами).
Право потребителей на безопасность означает, что товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя.
Безопасность должна обеспечиваться при разработке и изготовлении товаров путем обеспечения возможности его ремонта и технического обслуживания. Ответственность за определение необходимости и разработку специальных правил несет изготовитель (исполнитель). Это обстоятельство важно, поскольку распределение обязанностей между государственными органами, исполнителями (изготовителями) и продавцом может иметь существенное значение при определении ответственного за причиненный вред лица в том случае, если специальные правила не были разработаны, утверждены, доведены до потребителя либо оказались недостаточными или не были утверждены требования к продукции по ее безопасности.
Безопасность использования товаров обеспечивается, во-первых, путем недопущения поступления в оборот товаров (работ, услуг), которые могут причинить потребителям вред, и, во-вторых, организацией мероприятий, направленных на предотвращение нанесения вреда товарами (работами, услугами), которые уже реализуются потребителям.
С целью недопущения поступления в оборот товаров (работ, услуг), которые могут причинить потребителям вред, устанавливаются обязательные требования, которым должны соответствовать товары (работы, услуги), реализуемые потребителям. Эти требования содержатся в стандартах и подлежат обязательному соблюдению. Контроль за соблюдением этих требований возлагается на государственные органы, прежде всего на федеральные органы по стандартизации, метрологии, органы санитарно-эпидемиологического надзора и др. Дополнительным препятствием поступления в продажу небезопасных товаров является государственная система сертификации. Сертификация— это процесс подтверждения уполномоченным государственным органом соответствия качества товаров обязательным требованиям стандартов.
Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. Товары, подлежащие сертификации, не могут реализовываться без сертификата. Ответственность за наличие сертификата несет продавец.
Закон требует не только довести до сведения потребителя специальные правила использования, транспортировки, хранения и утилизации товаров (результатов работ), но и предупредить его о продолжительности срока службы (годности) изделия (то есть о его потенциальной опасности после истечения указанного срока), необходимые действия по его истечении и возможных последствиях в случае не выполнения этих действий. Предупреждение должно быль сделано продавцом (исполнителем) в порядке, установленном Законом для предоставления потребителю информации о продукции. В случае, если изготовитель (исполнитель) не обеспечит безопасность товаров (работ, услуг) в течение установленных сроков, он обязан возместить потребителю причиненные убытки. В соответствии с требованиями действующего законодательства вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителей, возмещается в полном объеме.
При причинении вреда здоровью потребителя возмещению подлежат утраченный заработок или его часть, размер которого рассчитывается по правилам, установленным ГК РФ; расходы на лечение, дополнительное питание, санаторно-курортное лечение, протезирование, а также другие расходы, вызванные повреждением здоровья.
Если повреждено либо уничтожено имущество потребителя, то ему должна быть предоставлена вещь того же рода и качества или восстановлено поврежденное имущество. В случае, когда этого сделать нельзя, потребителю должны быть возмещены убытки. Под убытками понимается стоимость утраченного имущества, расходы, которые произвел или должен будет произвести потребитель в связи с утратой имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые получил бы пострадавший потребитель, если бы его право на безопасность товара (работы) не было нарушено (упущенная выгода).
3.Право потребителя на получение информации
Закон устанавливает право потребителя на получение информации по ряду вопросов, включая информацию, непосредственно не связанную с качеством товара.
В соответствии со ст. 8 Закона потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах (работах, услугах), об изготовителе (исполнителе, продавце), а также о порядке приобретения товаров (работ, услуг).
Закон устанавливает перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть предоставлены потребителю.
1. Сведения об изготовителе (исполнителе, продавце).
В соответствии с требованиями Закона информация об изготовителе (продавце, исполнителе) должна содержать следующие сведения:
· фирменное название (наименование) организации;
· место нахождения организации (юридический адрес);
· режим работы организации.
Изготовитель (исполнитель,продавец)—
Если вид(виды) деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию.
В соответствии со ст. 54 ГК РФ наименование предприятия обязательно должно содержать указание на его организационно-правовую форму, поскольку от организационно-правовой формы зависит объем ответственности предприятия.
4. Сведения о товаре (работе, услуге).
В обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) входит своевременное предоставление потребителю необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах), обеспечивающей возможность их правильного выбора.
В Законе установлено, что информация должна предоставляться на русском языке, а по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) дополнительно на государственных языках субъектов Федерации или родных языках народов России.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги);сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а в отношении продуктов питания— сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утверждается Правительством Российской Федерации; цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;информацию об обязательном подтверждении соответствия отдельных категорий товаров (работ, услуг);информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.