Правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 22:17, контрольная работа

Описание работы

В странах с развитой рыночной экономикой предпринимательство является главной движущей силой экономического и социального развития. Набирающие силу рыночные механизмы ставят предпринимателя в особые отношения с государством, с хозяйственными партнерами и наемными работниками. Наряду с предоставляемыми экономическими свободами в осуществлении предпринимательской деятельности устанавливаются и экономико-правовые регуляторы.

Содержание работы

1. Введение
2. Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности
3. Лицензирование предпринимательской деятельности
4. Заключение
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование.docx

— 25.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение
  2. Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности
  3. Лицензирование предпринимательской деятельности
  4. Заключение
  5. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Занятие предпринимательской  деятельностью является выражением свободы предпринимательства как  одного из основных прав и фундаментальных  свобод человека и гражданина. Конституция  РФ предоставляет каждому гражданину право свободно использовать свои способности  и имущество для предпринимательской  и иной не запрещенной законом  экономической деятельности (ч.1 ст.34 Конституции РФ). Таким образом, свободное  осуществление предпринимательской  деятельности является элементом конституционного принципа экономической свободы.

Осуществление предпринимательства  является также результатом реализации более общего права граждан на труд, т.е. права свободно распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст.37 Конституции РФ).

Принцип свободы предпринимательства  означает, что каждый гражданин вправе выбирать любой способ осуществления  экономической деятельности. Например, он может стать наемным работником, предоставляя в пользование предпринимателю  свою рабочую силу и не принимая на себя риска и ответственности  за экономические результаты своего труда. Гражданин может также  осуществлять предпринимательскую  деятельность, получив статус индивидуального  предпринимателя, или через участие  в коммерческой организации. В этом случае на нем лежит позитивная ответственность, т.е. он должен понимать, что будет  осуществлять указанную деятельность на свой риск и самостоятельно отвечать за результаты своих действий. Закон  не запрещает гражданину работать в  качестве наемного работника и одновременно осуществлять предпринимательскую  деятельность, однако на договорной основе может быть установлено ограничение  на участие или работу гражданина применительно к конкурирующим  субъектам предпринимательства  в целях исключения конфликта  интересов. Гражданин, будучи как наемным  работником, так и предпринимателем, вправе сделать выбор сферы экономики, рода деятельности и профессии.

В странах с развитой рыночной экономикой предпринимательство является главной движущей силой экономического и социального развития. Набирающие силу рыночные механизмы ставят предпринимателя  в особые отношения с государством, с хозяйственными партнерами и наемными работниками. Наряду с предоставляемыми экономическими свободами в осуществлении  предпринимательской деятельности устанавливаются и экономико-правовые регуляторы. Знание механизма действия этих регуляторов крайне необходимо современным руководителям предприятий. Иными словами, предпринимательская  деятельность осуществляется в определенных организационно-правовых формах. «Совершенствование организационно-правовых форм предпринимательства  в России строится на использовании  опыта хозяйствования западных стран  и традиционных особенностей хозяйствования России».

Предпринимательская деятельность в рыночной экономике представлена крупным и мелким бизнесом, большим  и малым предпринимательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная регистрация субъектов предпринимательской  деятельности

Государственную регистрацию  субъектов предпринимательской  деятельности осуществляют в исполнительном комитете городской, районной (в городе) Рады народных депутатов или в  районной рады по местонахождению руководящего органа (правление, дирекции и др.) или  местопроживанием субъектов бизнеса.

Для государственной регистрации  субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица - необходимые такие  учредительные документы:

1) решение владельца имущества  или уполномоченного им органа  о создании субъекта предпринимательской  деятельности. Таким решением при  наличии двух и больше владельцев (или уполномоченных ими органов)  есть учредительский договор;

2) устав (если это предусмотрено  законодательством относительно  создаваемой организационно-правовой  формы хозяйствования);

3) регистрационная карточка, заполненная в трех экземплярах  (кроме идентификационного кода) и подписанная заявителем. Заполненная  регистрационная карта служит  вместе с тем заявлением о  государственной регистрации. В  случае необходимости орган государственной  регистрации предоставляет помощь  в заполнении карточки;

4) документ, который подтверждает  уплату регистрационного сбора;

5) нотариально заверенная  копия свидетельства о государственной  регистрации юридического лица. Этот документ подается тогда,  когда владельцем (одним из владельцев) предпринимательской деятельности  есть юридическое лицо.

Орган государственной регистрации  не имеет права требовать других документов или оформленных за другими  требованиями.

За регистрации частного предприятия решения владельца  не подается. Если владельцами субъекта предпринимательской деятельности есть физический лица, их подписи на учредительных документах должны быть нотариально удостоверенные.

На регистрацию подают лишь оригиналы учредительных документов, в которых не должно быть положений, которые противоречат действующему законодательству. За это несет ответственность  заявитель.

Гражданин, который имеет  намерение заниматься предпринимательской  деятельностью без создания юридического лица (заявитель), подает в орган  государственной регистрации регистрационную  карточку и документ, который подтверждает уплату регистрационного сбора, а также  предъявляет документ, который заверяет его лицо.

При наличии необходимых  документов орган государственной  регистрации на протяжении 5 рабочих  дней с момента их поступления  должен провести государственную регистрацию  и выдать заявителю свидетельство. Это дает право на открытие расчетного, валютного и других счетов в учреждениях  банков, а также на изготовление печатей и штампов, на которые  должен указываться номер свидетельства  о государственной регистрации. Такой номер должен отвечать идентификационному коду, за которым субъекта предпринимательская  деятельность внесена в Государственный  реестр отчетных статистических единиц. Так, идентификационный код индивидуального  предприятия составляет 100, частного — 120, акционерного общества — 230, общества с ограниченной ответственностью — 240.

После государственной регистрации  соответствующий орган в десятидневный  срок подает по одном экземпляру регистрационной карточки к Государственной налоговой инспекции и к органу государственной статистики.

Отдельные филиалы (отделение) или представительства, созданные  субъектом предпринимательской  деятельности, не нуждаются в государственной  регистрации. Вместе с тем об их открытии следует сообщить органы государственной  регистрации и внести соответствующую  информацию в регистрационную карточку.

Отмена государственной  регистрации осуществляется по личному  заявлению субъекта предпринимательской  деятельности, а также на основании  решения суда или арбитражного суда. Причиной такого решения есть признания  недействительными учредительных документов или их несогласование (разногласие) с действующим законодательством, неуведомление субъектом предпринимательской деятельности об изменении своего местонахождения (местожительства).

Если такое изменение  состоялось, то субъект предпринимательской  деятельности в семидневный срок должен в письменной форме сообщить орган государственной регистрации, внести соответствующие изменения  в регистрационную карточку, а  также подать свидетельство о  государственной регистрации для  внесения аналогичных изменений.

Как отмечалось выше, наличие  свидетельства о государственной  регистрации дает право на открытие расчетного счета в банка. Рассмотрим механизм этой операции.

С целью открытия текущего счета предприятие должно подать в банк такие документы:

1) заявление об открытии  счета установленного образца;

2) копию свидетельства  о государственной регистрации;

3) копию зарегистрированного  устава, удостоверенную нотариально  или регистрирующим органом;

4) копию документа о  взятии предприятия на налоговый  учет;

5) карточку с образцами  подписей лиц, которым предоставлено  право распоряжаться счетом;

6) копию документа о  регистрации в органах Пенсионного  фонда Страны.

Банк обязан открыть банковский счет и в трехдневный срок сообщить об этом налоговую инспекцию. Пометка  учреждения банка об открытии счета  относится на титульной странице кредитного договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лицензирование  предпринимательской деятельности

Лицензирование предпринимательской  деятельности, наряду с государственной  регистрацией субъектов бизнеса, является эффективным способом воздействия  местных органов самоуправления и государства на предпринимательство  в РФ. Первым шагом в официальном  признании бизнеса является государственная  регистрация в органах юстиции  всех лиц, которые реализовывают  предпринимательскую деятельность.

Кроме регистрации самого предпринимателя или юридического лица, подлежат государственной регистрации  и права предпринимателей. Право  на ведение бизнеса в той или  иной сфере подтверждает лицензирование предпринимательской деятельности.

Основным документом, определяющим подходы к лицензированию на территории РФ, является федеральный закон № 128, введенный в действие в 2001 году.

Лицензирование предпринимательской  деятельности включает в себя:

    • выдачу разрешения на ведение бизнеса в заявленной сфере;
    • возможность переоформления разрешительных документов в случае окончания срока или утраты лицензии;
    • аннулирование или приостановление действия разрешительного документа;
    • периодический надзор органа лицензирования за исполнением лицензионных требований и условий лицензиатом в течение времени действия лицензии.

Лицензирование предпринимательской  деятельности состоит из двух параллельных процессов: оформление разрешений на ведение  бизнеса и контроль исполнения требований законодательства о лицензировании.

На каждый вид бизнеса  должно быть получено государственное  разрешение, если это предусмотрено  российским законодательством. Пройти  лицензирование предпринимательской  деятельности соискатель может, как  в федеральном органе лицензирования, так и в органах лицензирования местного самоуправления. Зависит такая  возможность, в первую очередь, от условий  лицензирования, определенных законом  для выбранной сферы, т.к. существуют такие виды предпринимательства, по которым выдавать разрешение на ведение  бизнеса имеют право только уполномоченные федеральные службы.

Разрешительный документ, выданный федеральным органом лицензирования, действует на территории всей России, в то время как лицензирование  предпринимательской деятельности, осуществленное в органе местного самоуправления, действительно лишь на территории субъекта федерации, где было выдано. Если бизнесмен  намерен расширить свое дело за рамки  субъекта, то ему в обязанность  вменяется информирование о начале ведения предпринимательства органов  местного самоуправления того субъекта, где начинается новый бизнес.

Срок действия лицензии определяется также в зависимости от вида бизнеса, но не менее 5 лет. Если за это время  не было выявлено нарушений со стороны  лицензиата условий и требований законодательства о лицензировании, то он имеет право обратиться в  лицензирующий орган для продления разрешения на ведение бизнеса.

Основными критериями отнесения  бизнеса к тому виду, когда необходимо лицензирование предпринимательской  деятельности, являются по закону возможность нанесения вреда государственной безопасности, обороне России, жизни и здоровью граждан, нарушению их интересов, а также возможность нанесения вреда культурному наследию Российской Федерации в результате деятельности. Еще одно из условий – это невозможность применения к данному виду деятельности другого способа регулирования, кроме лицензирования.

Лицензирование предпринимательской  деятельности предполагает последующий  надзор соблюдения лицензионных условий. Контроль осуществляется лицензионными  органами и включает в себя плановые и внеплановые инспекционные  проверки, в ходе которых составляется акт выявленных нарушений. Орган  лицензирования имеет право приостановления  бизнеса до устранения грубых срывов. По окончании срока, указанного в  предписании проводится внеочередная проверка, связанная с определением качества устранения недостатков.

В случае неоднократных грубых нарушений законодательных условий  лицензирования, контролирующий орган  имеет право (и обязан) обратиться  в судебные органы с ходатайством об аннулировании разрешения на ведение предпринимательства по данному виду деятельности. Такое решение может принять только суд.

В последнее время существует тенденция ухода государства  от прямого воздействия на бизнес с помощью лицензирования и замена другими методами государственного регулирования, например, аттестацией  персонала, аккредитацией, страхованием гражданской ответственности, саморегулированием и другими.

17 декабря 2007 года вступил  в силу ФЗ № 315, устанавливающий  порядок функционирования саморегулируемых организаций на территории РФ. С вводом его в действие наблюдается тенденция, когда лицензирование предпринимательской деятельности отменяется, а государственное регулирование в данной сфере осуществляется с использованием управления с помощью добровольных сообществ предпринимателей в этой области.

Информация о работе Правовое регулирование