Правовой статус торгово-промышленной палаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 11:16, контрольная работа

Описание работы

Привлекательность торгово-промышленной палаты для предпринимателей определяется в первую очередь ее реальными возможностями в оказании содействия хозяйствующим субъектам. Конкретные права торгово-промышленных палат в пределах установленной им специальной правоспособности закрепляются уставами палат. Эти права подразделяются на две группы. Первую составляют права, перечень которых приведен в ст. 12 Закона о торгово-промышленных палатах в Российской Федерации. Они в уставе палаты уточняются и развиваются применительно к составу членов палаты, особенностям обслуживаемой ею территории и иным факторам.

Файлы: 1 файл

предприн.docx

— 50.48 Кб (Скачать файл)


Банк покупателя 


Банк поставщика 


Поставщик-получатель 


5





Покупатель-плательщик 


  
Рис.1. Схема документооборота при  расчетах платежными поручениями (1 - отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ; 2 - предъявление в банк платежного поручения на перечисление средств  поставщику; 3 - выписка с расчетного счета о списании суммы со счета  плательщика; 4 - направление платежного поручения из банка плательщика  в учреждение банка, обслуживающее  получателя; 5- выписка с расчетного счета поставщика о зачислении суммы).  
По договоренности сторон платежи поручениями могут быть: 

срочными; 

досрочными; 

отсроченными. 

При этом срочный платеж совершается в следующих вариантах:  
- авансовый платеж (т.е. до отгрузки товара);  
- после отгрузки товара (т.е. путем прямого акцепта товара);  
- частичные платежи при крупных сделках [11, с.406]. 

Досрочный и отсроченный  платежи могут иметь место  в рамках договорных отношений сторон без ущерба для их финансового  положения.  
Преимущество расчетов платежными поручениями заключается в том, что они обеспечивают относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, максимальное сближение моментов получения покупателями товаров и совершения платежа, возможность для плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров или услуг. В общем безналичном обороте эта форма расчетов составляет свыше 80%. 

Получили распространение  расчеты платежными требованиями-поручениями. Платежное требование-поручение  представляет собой требование поставщика (получателя денег) к покупателю (плательщику) оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика  расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных  услуг. Рис.2 иллюстрирует документооборот  при расчетах плательщика требованиями-поручениями. 


Банк покупателя 


Банк поставщика 


Поставщик-получатель 


6





Покупатель-плательщик 



  
Рис. 2. Схема документооборота при расчетах платежными требованиями-поручениями (1 - отгрузка продукции, выполнение работ, оказание услуг; 2 - выписка комплекта платежных требований-поручений и пересылка его вместе с отгрузочными документами в банк плательщика; 3 - передача банком-плательщиком полученных документов для акцепта покупателя; 4 - возврат платежных требований-поручений с акцептом; 5 - направление документов из банка плательщика в учреждение банка, обслуживающего получателя; 6 - выписка с расчетного счета получателя о зачислении суммы.  
Особенности реквизитов платежного требования-поручения, отличающие его от всех остальных форм расчетов, состоят в том, что они отражают и сумму требования получателя денег, заверенную подписями должностных лиц и оттиском печати, и сумму, которую плательщик поручил банку списать со своего счета, также заверенную подписями должностных лиц и оттиском печати. 

Платежное требование-поручение  выписывается поставщиком и вместе с отгрузочными и другими предусмотренными договором документами направляется в банк покупателя.  Поступившее в банк плательщика платежное требование-поручение оплачивается покупателем только в порядке предварительного акцепта. Заявленный плательщиком отказ от акцепта может быть полным или частичным и обязательно должен быть мотивирован. Срок акцепта (полного или частичного) устанавливается в 3 рабочих дня, не считая дня поступления в банк расчетных документов. В случае неполучения банком акцепта плательщика по платежному требованию-поручению оно возвращается в банк поставщика с указанием, что расчетный документ не акцептован. Ответственность за обоснованность отказа от оплаты платежных требований-поручений несут плательщики. Споров по существу отказа от акцепта банки не рассматривают. Все возникшие разногласия должны решаться в претензионно-исковом порядке.  
Платежное требование-поручение принимается банком только при наличии средств на счете плательщика. 

Расчеты платежными требованиями-поручениями, так же как и платежные поручения, не требуют больших затрат на их проведение, однако скорость расчетов по ним несколько ниже. Они укрепляют  договорные отношения в хозяйстве, так как их оформление осуществляет сам получатель платежа (поставщик) сразу же после отгрузки продукции  или оказания услуг. Платеж совершается  с согласия плательщика после  предварительной проверки им расчетных и товарно-транспортных документов поставщика [6, с.87].  
Аккредитивная форма расчетов. При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива, обязуется осуществить по указанию клиента одно из следующих действий:  
а) осуществить платеж третьему лицу;  
б) оплатить переводной вексель;  
в) акцептовать его;  
г) учесть вексель против представления получателем документов, определенных условиями аккредитива.  
Поручение клиента банку выставить аккредитив оформляется в виде заявления на аккредитив, в котором указываются следующие сведения: номер договора, по которому открывается аккредитив; срок действия аккредитива; наименование поставщика; наименование банка, исполнявшего аккредитив; место исполнения аккредитива; полное и точное наименование документов, против которых проводятся выплаты по аккредитиву; вид аккредитива с указанием, для отгрузки каких товаров он открывается, срока отгрузки, способа реализации аккредитива. Условием исполнения аккредитиву может быть акцепт уполномоченного представителя плательщика. Могут быть включены и дополнительные условия, связанные с транспортировкой товаров. 

Банк, получивший заявление  клиента и обязанный выставить  аккредитив, называется банком-эмитентом. В том случае, когда получатель средств обслуживается тем же банком, что и плательщик, банк исполняет  выставленный им аккредитив самостоятельно.  Однако если получатель средств обслуживается другим банком, то банк-эмитент выставляет аккредитив в банке получателя средств, который осуществляет его исполнение, т.е. является исполняющим банком.  
Возможно открытие следующих видов аккредитивов:  
- покрытые или непокрытые (гарантированные) аккредитивы;  
- отзывные или безотзывные аккредитивы.  
Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение исполняющего банка. В случае открытия непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента. 

Отзывным признается аккредитив, который может быть изменен или  отменен банком-эмитентом без  предварительного уведомления получателя средств. Аккредитив считается отзывным, если в нем не указано иное.  
Безотзывным признается аккредитив, который не может быть изменен или аннулирован без согласия получателя средств. Разновидность безотзывного аккредитива - подтвержденный аккредитив. Исполняющий банк подтверждает безотзывный аккредитив по просьбе банка-эмитента, т.е. он принимает на себя наряду с эмитентом обязательства по аккредитиву.  
Получив извещение об открытии аккредитива, поставщик отгружает продукцию в адрес покупателя. Для получения средств по аккредитиву он представляет в исполняющий банк товарно-транспортные документы и реестр счетов-фактур на отгруженную продукцию, на основании которых банк проверяет выполнение поставщиком всех условий аккредитива и только после этого выплачивает по аккредитиву. Выплата с аккредитива наличных денег не допускается. 

Извещение о произведенном  платеже и соответствующие товарно-транспортные документы отсылаются банку-эмитенту для вручения плательщику.  
Закрытие аккредитива в исполняющем банке проводится:  
- по истечении срока аккредитива;  
- по заявлению получателя средств об отказе от использования аккредитива до истечения срока его действия, если такая возможность предусмотрена условиями аккредитива;  
- по требованию плательщика, если аккредитив является отзывным.  
Преимущество аккредитивной формы расчетов состоит в гарантии платежа и возможности получить его в кратчайший срок после отгрузки товаров. Эту форму расчетов предпочитает поставщик, если не уверен в платежеспособности покупателя. Недостаток расчетов аккредитивами - отвлечение из оборота покупателя средств, так как он резервирует их для оплаты счетов поставщика до отгрузки товаров. Аккредитивная форма расчетов имеет незначительный удельный вес в платежном обороте [1, с. 270]. 

Расчеты чеками. Чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное  распоряжение чекодателя банку осуществить  платеж указанной в чеке суммы  чекодержателю или определенному  лицу.  
Участниками отношений по чеку являются чекодатель, чекодержатель и плательщик. Чекодателем считается лицо, выписавшее чек; чекодержатель - любое физическое или юридическое лицо, являющееся законным владельцем выписанного чека; плательщиком являются банк или иная кредитная организация, получившие лицензию на совершение банковских операций, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. 

Чек должен содержать следующие  реквизиты:  
- наименование «чек», включенное в текст документа;  
- поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;  
- наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;  
- указание валюты платежа;  
- указание даты и места составления чека; если место составления не указано, то чек рассматривается как подписанный в месте нахождения чекодателя;  
- подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя.  
Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека. 

Форма чека и порядок его  заполнения определяются законом и  установленными в соответствии с  ним банковскими правилами.  
Различают чеки именные, предъявительские и ордерные.  
Именной чек выписывается на определенное лицо и не подлежит передаче. Чек предъявителя (предъявительский чек) передается от одного лица другому путем простого вручения. Ордерный чек может передаваться посредством передаточной подписи (индоссамента). Индоссамент может быть именным, если в нем указано лицо, которому передается чек, и бланковым, если такое лицо не указано. Передача чека посредством индоссамента может быть совершена любому лицу. Число индоссаментов не ограничено. 

Платеж по чеку может быть гарантирован полностью или частично посредством аваля, который проставляется  на лицевой стороне чека с указанием  кем и за кого он дан. Аваль подписывается  авалистом с указанием даты совершения надписи, места нахождения организации  или лица, совершивших аваль. Аваль - это дополнительная гарантия того, что платеж будет осуществлен. 

С точки зрения инкассации (получения денег) чеки подразделяются на:  
- денежные чеки, которые применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупку сельхозпродуктов и т.д.;  
- расчетные чеки - это чеки, применяемые для безналичных расчетов. В настоящее время при платежах за товары и оказанные услуги используются чеки, оплачиваемые за счет средств, которые предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете. Для получения чековой книжки предприятие должно подать в обслуживающий его банк заявление по установленной форме, а также платежное поручение на перечисление средств с его расчетного счета на отдельный счет «Расчетные чеки». 

Чековая книжка представляет собой бланки чеков «Расчегный чек», сброшюрованные в книжки установленного образца по 10, 20, 25 и 50 листов. Бланки чековых книжек являются документами  строгой отчетности. Клиент получает в банке чековую книжку с указанием  суммы, депонированной банком, в пределах которой он может выписывать чеки.  
Указанную в чеке сумму банк-плательщик вьгдает чекодержателю за счет средств, находящихся на счете чекодателя, или за счет средств, депонированных им на отдельном счете. При временном отсутствии средств на счете чекодателя банк по согласованию с чекодателем может оплатить чек за счет собственных средств. 

Информация о работе Правовой статус торгово-промышленной палаты