Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 23:06, реферат
По мере развития общества все более актуальной становится проблема повышения эффективности использования материальных и трудовых ресурсов и связанное с этим развитие организационной деятельности в области материального производства.
Рыночная среда заставляет предприятие работать в режиме рентабельности, если оно не хочет покинуть сферу бизнеса. Предпринимательский ресурс становится все более важным аспектом экономической деятельности. Но во многих странах он активно ис-пользуется в теневой, а не легальной экономике.
ВВЕДЕНИЕ 1
1.1. Предпринимательство как экономический ресурс………………………4
1.2. Предпринимательство в условиях глобализации хозяйственной деятельности…………………………………………………………………..…..8
1.3. Теневая экономика мира………………………………………...………...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
ЛИТЕРАТУРА 18
Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной службы при Президенте РФ
Факультет Высшая Школа Корпоративного Управления
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Мировая экономика и международная торговля»
на тему:
«Предпринимательские ресурсы мира»
Выполнила: Торопова Мария
Проверил: ________ Павлущенко С.Л.
Москва
2012
СОДЕРЖАНИЕ
За словами «
Организационная
деятельность осуществляется в
рамках созданных человеком
По мере развития
общества все более
Рыночная среда заставляет предприятие работать в режиме рентабельности, если оно не хочет покинуть сферу бизнеса. Предпринимательский ресурс становится все более важным аспектом экономической деятельности. Но во многих странах он активно используется в теневой, а не легальной экономике.
1.1 Предпринимательство как экономический ресурс
Предпринимательский ресурс
(предпринимательский
В русском языке у термина «предприниматель» есть два значения: капиталист, владеющий предприятием, и предприимчивый человек, делец. Таким образом, предприниматель — это лицо, занимающееся организацией экономических процессов на микроуровне. Границы слоя предпринимателей расплывчаты. Так, многие владельцы компаний не принимают реального участия в их управлении. Большинство менеджеров низшего звена являются в основном простыми исполнителями, а не организаторами экономических процессов, и поэтому они также не могут быть отнесены к предпринимателям. К ним нельзя отнести и чиновников государственных учреждений, хотя их деятельность оказывает серьезное воздействие на предпринимательство.
Выдающийся американский экономист австрийского происхождения Йозсф Шумпетер в рамках своей теории созидательного разрушения (создавая новые эффективные производства капитализм разрушает прежние неэффективные) главную роль отводит предпринимателю. Внедряя в хозяйственную жизнь и реализуя на рынке на свой страх и риск новые изобретения, идеи, организационные мероприятия, предприниматель осуществляет тем самым нововведения (инновации). Подобная инновационная деятельность предпринимателей и является, по словам Шумпетера, двигателем экономического развития. С его точки зрения, предпринимательские способности — это уникальная и нечасто обнаруживаемая способность продвижения инноваций посредством рискового бизнеса.
Другая составная часть предпринимательского ресурса той или иной страны — это рыночная инфраструктура, т.е. такие институты и нормы рыночной экономики, как биржи и банки, страховые и аудиторские компании, консультационные и юридические фирмы, суды, государственные экономические органы, хозяйственное законодательство.
Наконец, составная часть
национального
В целом можно сделать вывод, что в той или иной стране предпринимательский ресурс обилен, если в ней немало опытных и образованных предпринимателей, развита рыночная инфраструктура, имеет глубокие корни предпринимательская этика и культура, а сам дух общества не просто благожелателен к предпринимательству, а пронизан стремлением к нему значительной части населения. Подобными характеристиками обладают прежде всего развитые страны, большинство из которых взращивали предпринимательский ресурс столетиями (Европа) или являются наследниками старой предпринимательской культуры (Северная Америка и другие переселенческие страны), а также некоторые из новых развитых и новых индустриальных стран с глубокими торговыми традициями (это прежде всего государства Восточной и Юго-Восточной Азии).
Мировой опыт также показал, что предпринимательские способности наиболее эффективно реализуются в указанных странах, если сильная степень либерализации хозяйственной деятельности сочетается с высокой эффективностью государственных институтов, а также активной государственной поддержкой мелкого и среднего предпринимательства и политикой поощрения конкуренции на внутреннем рынке.
У России состояние ее предпринимательского потенциала обусловлено переходным характером российской экономики. С одной стороны, в нашей стране быстро растет численность и квалификация предпринимателей (этому способствует сравнительно радикальный характер экономической реформы), расширяется предпринимательская (рыночная) инфраструктура, увеличивается число желающих стать предпринимателями, а с другой стороны, значительная часть российских предпринимателей не имеет необходимого опыта и соответствующего образования, слабы и неэффективны многие институты рыночной инфраструктуры, очень низка предпринимательская этика и культура, значительная часть населения враждебно относится к предпринимателям как к слою общества.
Характерными чертами предпринимательства в России является тесная связь предпринимателей с государственным аппаратом. Во-первых, в стране сохраняется огромное число полугосударственных предприятий, которые были приватизированы не полностью, и поэтому их нынешние руководители должны учитывать возможности государственного вмешательства в управление этими фирмами («Газпром», «ЕЭС России» и др.). Во-вторых, очень высока зависимость даже целиком частных компаний от государственного аппарата из-за высокой бюрократизации всей жизни в стране, в том числе хозяйственной. В-третьих, значительная часть российских предпринимателей является выходцами из государственного аппарата, так как получила доступ к управлению приватизированными или даже с самого начала частными компаниями в результате своих тесных связей с этим аппаратом.
Тесная связь бизнеса и государственного аппарата может иметь как позитивное воздействие на национальную экономику (пример Японии и в меньшей степени — Южной Кореи), так и негативное (пример Индии, отчасти — Бразилии).
Пример Японии и Южной Кореи говорит о возможности повышения эффективности национальной экономической политики путем тесного взаимодействия между предпринимателями и чиновниками на основе высокого профессионализма, большого чувства ответственности у обеих групп, а также исторически сложившихся тесных связей между ними. Пример Индии и Бразилии свидетельствует об обратном — снижении эффективности экономической политики из-за переплетения предпринимателей и чиновников на основе их коррумпированности, в результате чего доходы национального бизнеса во многом зависят не от наличия предпринимательских способностей, а от близости к государственному аппарату. Подобное хозяйственное поведение называют «рентоориентированным», т.е. нацеленным на получение ренты от своих личных связей, а не обычной, классической предпринимательской прибыли. Как пишет известный американский специалист по вопросам управления Питер Друкер, «опыт Японии учит, нас одному: необходимо поддерживать самые тесные отношения между правительством и бизнесом. Но это возможно лишь в одном случае, если и правительство, и бизнес высокоразвиты и достаточно компетентны. В противном случае - как можно убедиться на примере Индии и Бразилии — эти отношения сведутся к панибратству и коррупции вместо выработки и проведения правильной политики и достижения успехов в развитии. Другими словами, урок Японии больше пригоден для развитых, чем для развивающихся стран». Еще более опасной чертой российского предпринимательства является его сильная криминализация и принадлежность к теневой экономике.
Рост значения предпринимательского ресурса в условиях глобализации
1.2 Предпринимательство в условиях глобализации хозяйственной деятельности
В современных условиях глобализации и либерализации хозяйственной деятельности, когда даже малыми средним предпринимателям становятся доступны трудовые, природные, капитальные и интеллектуальные ресурсы далеких от них государств и тем более их товары и рынки сбыта, еще большее значение приобретает предпринимательский ресурс.
Это объясняется следующим:
1) по мере большей
доступности экономических
2) даже компании, не связанные с внешним рынком, испытывают большее давление со стороны иностранных конкурентов на внутреннем рынке и, чтобы его выдержать, им нужно постоянно повышать уровень менеджмента, т.е. более эффективно использовать свой предпринимательский потенциал.
В результате «в качестве решающего фактора производства теперь выступает менеджмент. Именно менеджмент определяет теперь позицию, занимаемую той или иной страной в конкуренции». Особо важен предпринимательский ресурс фирмам, постоянно и активно действующим на внешних рынках (ТНК). Согласно модели монополистических преимуществ ТНК и вобравшей ее как составную часть эклектической модели Даннинга у транснациональной корпорации должны быть преимущества перед местными конкурентами. Одним из таких преимуществ может быть большой предпринимательский потенциал ТНК, базирующийся на знании и опыте работы в условия жесткой конкуренции.
Американский экономист Майкл Портер в своей книге «Международная конкуренция», объясняя разную конкурентоспособность различных отраслей и подотраслей той иди иной страны на мировом рынке, приходит к следующему выводу: высокого уровня международной конкурентоспособности достигают в стране часто те отрасли, где есть возможность применить в организации и управлении фирм те национальные особенности страны, которые повышают их конкурентоспособность. В Италии, стране с сильными семейными связями и огромным культурным наследием, это отрасли с преобладанием мелкого, нестандартного и требующего художественного вкуса производства. В Германии, с ее высокой дисциплиной и отличным инженерным образованием, это высокотехнологичные отрасли с иерархически организованными фирмами и высокой дисциплиной производства. В Японии высококонкурентоспособны те отрасли, где требуется высокая кооперация между всеми работниками. Здесь важную роль играет такая яркая черта японского национального характера, как сплоченность.
Проанализировав более сотни отраслей и подотраслей десяти развитых стран мира, Портер заключает, что преуспевшие в международной конкуренции фирмы использовали такие элементы хозяйственной стратегии, как инновации, непрерывное улучшение своей организации, совершенствование своих конкурентных преимуществ, а также глобальный подход к хозяйственной стратегии. Этот подход означает, что необходимо осуществлять хозяйственную деятельность во всем мире, а не только на внутреннем рынке, как только конкурентоспособность фирмы начинает позволять ей делать это.
Теневая экономика мира
Теневая экономика обозначает всякую экономическую деятельность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами. Иначе говоря, теневая экономика — это такой уклад в экономике, который складывается в обществе вопреки правовым нормам и формальным правилам хозяйственной жизни.
Теневая экономика как совокупность неучтенных и противоправных видов экономической деятельности включает три самостоятельных сегмента:
1. «Неофициальная («неформальная, «некриминальная», «серая») экономика - не запрещенные законом легальные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место не фиксируемое официальной статистикой производство товаров и услуг, сокрытие этой деятельности от налогов. Она возможна практически во всех отраслях экономики.
2. «Подпольная» («нелегальная», «криминальная», «черная») экономика — это в основном все запрещенные законом виды экономической деятельности. К нелегальным относятся экономические агенты, занятые незаконным производством или сбытом продуктов и услуг (например, производством оружия или наркотиков, контрабандой), а также не имеющие права заниматься осуществляемым видом деятельности (например, врачи, практикующие без лицензии). Часто сюда относят рэкет, бандитизм, воровство.
3. «Фиктивная» экономика — экономика взяточничества и всякого рода мошенничества, связанного с получением и передачей денег; сюда же относится и деятельность, направленная на получение необоснованных выгод и льгот экономическими агентами на основе организованных коррупционных связей.
Последние два сегмента отличаются от первого тем, что они не создают, а только перераспределяют ВВП.
Для оценки масштабов теневой экономики разработано несколько подходов.
Монетаристский подход исходит из допущения, что в неформальной экономике оплата и расчеты ведутся наличными, поэтому главное внимание уделяется соотношению между объемами наличных денег и банковскими вкладами до востребования, удельному весу банкнот с высоким номиналом в общем объеме денежного обращения, а также сдвигам в доле наличных денег в обращении.