Предпринимательские способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 20:00, реферат

Описание работы

Предприниматель – это:
- новатор, придумывающий новые и улучшенные виды товаров, новые технологии или новое применение старым технологиям, новые формы услуг.
- инициатор, соединяющий все факторы (ресурсы) производства (финансовые, интеллектуальные, материальные, трудовые и т.д.) в единый процесс производства товаров (выполнение работ).
- организатор производства, определяющий структуру и взаимосвязь всех звеньев производства, их функции и результаты, а также стратегию и тактику предприятия (фирмы).
- гарант доходности работы предприятия, а также ответственности (моральной и материальной) в случае убытков (или банкротства).
- человек риска, расчетливого и разумного, на который он идет ради достижения цели, стоящей перед предприятием.

Файлы: 1 файл

Предприним.способности.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)


 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ  СПОСОБНОСТИ

 

   Предприниматель  – это:

- новатор, придумывающий  новые и улучшенные виды товаров,  новые технологии или новое применение старым технологиям, новые формы услуг.

- инициатор, соединяющий все  факторы (ресурсы) производства  (финансовые, интеллектуальные, материальные, трудовые и т.д.) в единый процесс производства товаров (выполнение работ).

- организатор производства, определяющий  структуру и взаимосвязь всех  звеньев производства, их функции  и результаты, а также стратегию  и тактику предприятия (фирмы).

- гарант доходности работы предприятия,  а также ответственности (моральной  и материальной) в случае убытков  (или банкротства).

- человек риска, расчетливого  и разумного, на который он  идет ради достижения цели, стоящей перед предприятием.

   Не каждый человек может  стать предпринимателем. Есть нечто,  что одним людям позволяет,  а другим не дает возможности  интегрироваться в процесс предпринимательской  активности. Что же кроется за  этим «нечто»? Образованность и широта мышления? Удача, случай, везение? Соответствующие действия, предпринимаемые в нужное время в нужном месте, в нужной форме? Конечно же и то, и другое, и третье, а точнее – их эффективная комбинация. Но и этого недостаточно. Есть еще и сам предприниматель с индивидуальными качествами, способностями, характеристиками, которые приобретают определяющее значение в его становлении в качестве предпринимателя.

   Кто такой предприниматель  и почему человек становится  предпринимателем? Ответы на эти вопросы в каждой конкретной ситуации могут быть неоднозначными. В России в переходный период предпринимателем называют любого делового человека, который действует в негосударственном секторе экономики (например, владелец коммерческой лавки). В соответствии с его функционирование как субъекта экономического процесса. Мировой классификацией вряд ли к нему применима характеристика предпринимателя.

   В последние 10 лет в  России наблюдается «взрыв» интереса  к предпринимательству. Личностные качества человека, осуществляющего предпринимательскую функцию, формируют основу деловых качеств человека, без чего невозможно его функционирование как субъекта экономического процесса.

 

 ДЕЛОВЫЕ  КАЧЕСТВА ИЛИ

СПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

 

              НОВАТОРСТВО

 

   В основе деловых  качеств предпринимателя – отсутствие боязни новизны и новаторства. Именно это качество позволяет предпринимателю замечать и делать то, что не замечают и не делают другие.

   Новаторский дух проявляется  в форме находки. Чаще всего  такая находка связана с профилем  его деятельности.

   Новаторство – базовая  характеристика при описании  предпринимателя, но проявляться  она может в разных формах. Прежде всего, следует заметить, что он редко выступает в  качестве изобретателя. Предприниматель  – новатор чаще всего знает,  как можно эффективно использовать результаты изобретений, находок, открытий, осуществляемых кем – то. Он умеет анализировать эти новинки применительно к желанию производить что – то новое, оригинальное, что, несомненно, вызовет интерес рынка, потребителя.

   Таким образом, основная форма проявления новаторства – производство нового рынка товара на основе какого – либо конкретного изобретения, т.е. на основе разделения труда и организации кооперационных цепочек: кто-то изобретает, а кто-то использует эти изобретения в производстве.

   Новизна и новаторство  – те преимущества, которыми обладает (или может обладать) предприниматель  по сравнению с традиционными  производителями.

   Предприниматель – постоянный  возмутитель общественного производства. Он не позволяет производству топтаться на месте, застаиваться. От него исходят импульсы, двигающие производство по линии поступательного развития.

 

              МЕНТАЛЬНОСТЬ

 

   Если человек  – существо мыслящее, то предприниматель  должен обладать более углубленным  (по сравнению со средним уровнем) мышлением, способностью анализировать и подмечать все новое, что появляется в жизни и в его отрасли деятельности. Такие качества необходимы для того, чтобы реализовать основные принципы предпринимательства – новаторство и новизну. Предприниматель должен подмечать, отыскивать и продумывать конкретные формы использования новых идей.

   Важная особенность предпринимателя  – способность предугадать, как  реализация новых идей в производственном процессе будет воспринята рынком. Умение соединить в одном процессе два компонента – внедрение новинки и реакцию рынка – залог будущего успеха предпринимателя.

   Предпринимательство, прежде  всего мыслительный процесс, но, поскольку каждый из нас обладает  собственным аппаратом, стереотипом  мышления, постольку применительно к этой сфере деловой активности и успехи у каждого предпринимателя различны. Уровень успеха не может не отражать уровень мышления, хотя донного этого недостаточно – большую роль играют в этом случае удача, везение, сопутствующие лишь тому, кто научился и может мыслить.

   Мышление в предпринимательстве  воплощается в форме делового  проектирования – точке отсчета любой планируемой предпринимателем деловой операции или процесса деловой активности. С этой точки зрения предпринимательство – форма соединения уникальных знаний и конкретной рыночной ситуации для обеспечения твердых позиций на рынке.

              СИЛА ВОЛИ, УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

 

   В мире бытует устоявшееся мнение, что предпринимательский слой в любом обществе довольно тонок. По оценкам, такой деятельностью на высоком профессиональном уровне могут заниматься не более 8 % самодеятельного населения. Предпринимательство требует определенных личностных качеств бизнесмена, как и любая другая профессия. Какими же качествами должен обладать предприниматель?

   Прежде всего, ему требуется  уверенность в себе и в своих  способностях. Не уверенный в  себе человек, не верящий в  свои силы, не способен довести  дело до конца в любой сфере,  не только в предпринимательстве.  Но необходимо остерегаться того, чтобы это качество не перешло в самоуверенность, не явилось бы основой собственной переоценки, что для предпринимателя гибельно. Такие опасения сводятся к минимуму, если он реалистично смотрит на себя и окружающую действительность, что требует взвешенной экспертной оценке своих идей. С одной стороны, не нужно спешить с реализацией какой-либо возникшей идеи, с другой  - нельзя медлить с ее воплощением в практику. Выход из такой противоречивой ситуации один: любая идея должна дозреть. Сырую, не продуманную до конца во всех деталях идею нельзя претворять в жизнь. Вначале обычно выстраивается общая схема реализации идеи. Выделяются те моменты, которые пока неясны, и последующая работа связывается обычно с их отработкой. Эта работа важна и необходима, ибо в ней основа будущего успеха (в том числе и финансового).

 

             АГРЕССИВНОСТЬ

 

   Агрессивность  здесь рассматривается как:

а) уверенность  предпринимателя  в том, что он обладает первенством  в чем-либо;

б) стремление к перехвату инициативы в совершении конкретных и целенаправленных действий.

   Агрессивность как индивидуальная  характеристика предпринимателя  сложна для восприятия, анализа,  поскольку ограничена допустимыми  морально-нравственными рамками  совершаемых действий.

   Агрессивность – это  перехват и ускоренная (по сравнению с другими) реализация идеи, проекта, инициативы. При этом окружающим (чаще всего конкурентам) такие действия прямого ущерба не наносят, хотя косвенный ущерб налицо (ведь если вы перехватили инициативу в производстве этого товара, то я уже не смогу его производить, а следовательно, не получу доход, на  который мог бы рассчитывать, если бы не ваши действия по перехвату).

   Каждый предприниматель  действует по своим меркам: один  говорит себе – я буду делать  все возможное для достижения цели, но закона не нарушу, другой же готов пойти на нанесение прямого ущерба окружающим (сброс отравляющих веществ в водоемы общего пользования, физическое наказание – вплоть до заказных убийств – конкурента, кража бюджетных денег, невозврат банковских кредитов и т.д.).

 

              УМЕНИЕ СФОРМИРОВАТЬ КОМАНДУ 

 

   Предприниматель  редко осуществляет свои идеи  в одиночку. Выигрывает, конечно  же, тот, кто в состоянии создать  нужную команду, способную эффективно воздействовать на процесс реализации предпринимательской идеи. В этой связи перед предпринимателем возникают непростые задачи – какого профиля специалисты нужны, какими личностными качествами они должны обладать, смогут ли они вписаться в тот психологический климат, который предприниматель конструирует.

   Бизнесом занимается человек,  и эффект от любой деятельности  зависит именно от человека, и  прежде всего от уровня культуры  труда. Под культурой труда  понимается уровень организации  производства, восприимчивость к  новым, более эффективным методам труда и приемам общения с коллегами и подчиненными, поиск новых идей, технологий и т.п., бережное отношение к собственности и средствам производства.

   Особое значение в деятельности  предпринимателя имеет способность  к творчеству. Творческие начала требуются как при разработке предпринимательской идеи, так и в ходе ее реализации. С этой точки зрения предпринимательство может быть охарактеризовано как искусство организации и осуществления дела.

              ГОТОВНОСТЬ И УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ  РЕШЕНИЯ

 

   Особо выделим одно (может быть, самое главное)  качество предпринимателя – его готовность и способность принятию решения. Такое качество можно назвать и по-иному – способность принять на себя ответственность. Действительно, принимая решение, предприниматель берет на себя ответственность за его последствия не только перед теми, кто помогает ему в реализации идеи, не только перед своими партнерами, но и перед своим будущим. Однако процесс принятия ответственности – одновременно и процесс взятия (принятия) на себя риска. Следовательно, способность и готовность к риску – также качества, свойственные предпринимателю.

 

              СПОСОБНОСТЬ К МОБИЛИЗАЦИИ

 

   Однако все  личностные качества и характеристики, которые были проанализированы, могут оставаться на уровне потенций, если человеку не свойственна еще одна способность – к мобилизации, под которой понимается способность приведения всех возможностей в активное состояние, т.е. в состояние готовности к действиям.

   Мобилизационные (или организаторские)  способности, которые многие исследователи относят к прирожденным свойствам человека, включают умение мобилизовать:

- себя, т.е. сконцентрироваться  на какой-то идее, действии, факте  или событии;

- необходимые ресурсы в нужной  форме, качестве и количестве;

- существующие связи, контакты, отношения.

   Личностные характеристики  предпринимателя могут быть связаны  с его природой предрасположенностью к профессиональному ведению дел или являются результатом специальной подготовки и приобретенного опыта, а чаще всего представляют собой комбинацию того и другого.

 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ И ВЛАСТЬ

 

              ВЛАСТЬ И ПОДЧИНЕНИЕ 

 

   Диалектика существования  предпринимателя в любом обществе  такова, что он всегда выступает  в качестве носителя властной  функции, но вместе с этим  и сам находится под воздействием власти. При этом объем, содержание и направленность его властных полномочий – категория постоянная, не зависящая от времени, политического режима, социокультурного окружения (от самосознания нации, ее исторических, культурных, образовательных, религиозных и прочих традиций, особенностей, привычек). Власть же, воздействующая на самого предпринимателя, - отражение характеристик общества, в рамках которого он функционирует в качестве предпринимателя, а также характеристики политической силы, доминирующей в обществе.

 

              ВЛАСТНАЯ ФУНКЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ 

 

   Власть, которой  предприниматель наделен  в  силу выполнения им своих функций,  обладает двойственной направленностью:  внутренней и внешней с точки  зрения создаваемой им производительной структуры.

   Внутренняя  направленность  властных полномочий означает, что  предприниматель волен оказывать любое воздействие на любой компонент его производительной структуры. При этом конечно же предприниматель исходит из принципа рациональности, т.е. его действия всегда чем-то ограничиваются – опасением разрушить структуру, получить меньший доход, оказаться в предкризисном или даже кризисном состоянии.

   Внешняя же направленность  его властных полномочий –  возможность оказать воздействие на рыночную ситуацию. При этом его уход из сферы предпринимательской активности означает всегда только одно – ухудшение рыночной ситуации, если, конечно, такой уход не есть результат прихода нового, более эффективно функционирующего предпринимателя. Так называемый уход без замещения означает уменьшение товарной массы на рынке, повышение цен, ослабление конкуренции и, как прямое следствие этого, снижение уровня жизненного комфорта потребителей и работников, лишающихся работы из-за такого ухода.

Информация о работе Предпринимательские способности