Предпринимательский риск в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть сущность предпринимательского риска.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность предпринимательского риска, условия его возникновения и классификацию предпринимательских рисков;
2. Разобрать функции предпринимательского риска и способы степени его снижения;
3. Выяснить особенности предпринимательского риска в России
4. Рассмотреть методы снижения предпринимательского риска в России

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
1 Риски как неотъемлемый элемент предпринимательской деятельности
1.1 Сущность предпринимательского риска, условия его возникновения и классификация предпринимательских рисков…………………………………………………5
1.2 Функции предпринимательского риска и способы снижения степени предпринимательского риска………………………………………………………………….15
2 Предпринимательский риск в Российской Федерации
2.1 Особенности предпринимательского риска в России……………………………24
2.2 Методы снижения предпринимательского риска в России……………………...31
Заключение……………………………………………………………………………...36
Список литературы……………………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

Микроэкономика ФИНАЛ.doc

— 1.47 Мб (Скачать файл)

Конструктивная форма регулятивной функции риска заключается и в том, что способность рисковать — один из путей успешной деятельности предпринимателя. Однако риск может стать проявлением авантюризма, субъективизма, если решение принимается в условиях неполной информации, без должного учета закономерностей развития явления. В этом случае риск выступает в качестве дестабилизирующего фактора.

Защитная функция риска проявляется в том, что если для предпринимателя риск — естественное состояние, то нормальным должно быть и терпимое отношение к неудачам. Инициативным, предприимчивым хозяйственникам нужна социальная защита, правовые, политические и экономические гарантии, исключающие в случае неудачи наказание и стимулирующие оправданный риск.

Следует выделить еще аналитическую функцию предпринимательского риска, которая связана с тем, что наличие риска предполагает необходимость выбора одного из возможных вариантов решений, в связи с чем предприниматель в процессе принятия решения анализирует все возможные альтернативы, выбирая наиболее рентабельные м наименее рисковые.

Рассматривая  функции предпринимательского риска, следует еще раз подчеркнуть, что, несмотря на значительный потенциал потерь, который несет в себе риск, он является и источником возможной прибыли.

Способы снижения степени  предпринимательского риска.

Одно из главных правил финансово-хозяйственной деятельности гласит: “Не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня”5, а для этого необходимо правильно управлять предпринимательскими рисками.

Управление  предпринимательскими рисками – это комплекс мероприятий, направленный на прогнозирование и заблаговременное выявление неблагоприятных воздействий на субъект предпринимательской деятельности, разработку и реализацию мер по их нейтрализации.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3

Рис. 3 Этапы процесса управления риском

 

Для анализа предпринимательского риска нужна прежде всего быстрая  и достоверная информация. “Как отметил президент Немецкого исследовательского сообщества профессор Хиберт Маркль, в XXI в. в условиях более жесткой конкуренции, вызванной глобализацией рынков, победу будут одерживать не крупные предприятия над малыми, а динамичные над медленно реагирующими на изменение обстановки”6. Второй этап управления риском представляет собой совокупность методов выявления риска.

Методы  выявления риска:

Для того, чтобы оценить  риск и принять соответствующее  решение, необходимо собрать исходную информацию об объекте-носителе риска. Эта первичная стадия носит название “выявление риска” и включает два этапа: отбор информации о структуре объекта и выявление опасностей или инцидентов.

И основными методами получения исходной информации о  производственных объектах следует отнести:

  1. стандартизированный опросный лист;
  2. рассмотрение и анализ первичных документов управленческой и финансовой отчетности;
  3. анализ данных ежеквартальных и годовых финансовых отчетов;
  4. составление и анализ диаграммы организационной структуры предприятия;
  5. составление и анализ карт технологических потоков производственных процессов;
  6. инспекционные посещения производственных подразделений;
  7. консультации специалистов в данной технической отрасли;
  8. экспертизу документации консалтинговыми фирмами.

На втором этапе предприниматель  должен провести оценку риска. Существуют следующие методы оценки предпринимательского риска:

- статистический метод  оценки

- метод экспертных оценок

- использования аналогов

- комбинированные методы

Методы математической статистики. Главные инструменты данного метода оценки – дисперсия, стандартное отклонение, коэффициент вариации.

Методы экспертных оценок. Экспертный метод может быть реализован путем обработки мнений опытных предпринимателей и специалистов.

Метод аналогий. Метод аналогий используется в том случае если другие методы оценки риска неприемлемы. При использовании аналогов применяются базы данных о риске аналогичных проектов и сделок, исследовательских работ проектно-изыскательских учреждений. Полученный таким образом данные обрабатываются для выявления зависимостей в законченных проектах с целью учета потенциального риска при реализации нового предпринимательского проекта или сделки.

Комбинированный метод. Комбинированный метод представляет собой объединений нескольких отдельных методов или их отдельных элементов. Примером может служить оценка предпринимательского риска на основе расчета вероятности нежелательного исхода сделки. В данном случае анализ риска производиться с помощью элементов статистического, экспертного методов, а также метода аналога.

Затем наступает этап выбора метода воздействия на риски с целью минимизировать возможный ущерб в будущем. Но так как существует несколько способов его уменьшения, то возникает проблема оценки сравнительной эффективности методов воздействия на риск для выбора наилучшего из них.

После выбора оптимальных  способов воздействия на конкретные риски появляется возможность сформулировать общую стратегию управления всем комплексом рисков предприятия. Это этап принятия решения, когда определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы, происходит постановка и распределение задач среди менеджеров, осуществляется анализ рынка соответствующих услуг, проводятся консультации со специалистами. “процессе принятия конкретного решения целесообразно различать и выделять определенные области (зоны риска) в зависимости от уровня возможных (ожидаемых) потерь в финансово-хозяйственной деятельности.”

Процесс непосредственного воздействия на риск представлен на рис. 3 тремя способами: снижением, сохранением и передачей риска.

Снижение риска подразумевает уменьшение либо размеров возможного ущерба, либо вероятности наступления неблагоприятных событий. Для снижения степени финансового риска применяются различные способы:

- диверсификация;

- приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;

- лимитирование;

- страхование (в том  числе хеджирование) и др.

Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения риска возможных потерь капитала или доходов от него. Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности.

Инвестор иногда принимает  решения, когда результаты неопределенны и основаны на ограниченной информации. “Неопределённость внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в её точности, среда становится более неопределенней, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать её высоко надежной”7.

Лимитирование — это установление лимита, т. е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т. п. Лимитирование является важным средством снижения степени риска; банками оно применяется при выдаче ссуд и т. п., хозяйствующим субъектом - при продаже товаров в кредит (по кредитным карточкам), по дорожным чекам и еврочекам и т. п.; инвестором при определении сумм вложения капитала и т. п.

Кроме того есть возможность  уменьшить риск с помощью хеджирования (в переводе - ограждение от потерь) Эта форма страхования распространена в США, но у нас практически не известна.

Кроме этого существует множество путей минимизации  риска, такие как: контроль за качеством  производимой продукции или оказываемых  услуг; тщательный подбор персонала  предприятия; проверка контрагентов; правильное оформление заключаемых хозяйственных договоров и т.п.

Сохранение  риска на существующем уровне не всегда означает отказ от любых действий, направленных на компенсацию ущерба, хотя такая возможность предусмотренна (т.е. риск без финансирования). Предприятие может создать специальные резервные фонды (фонды самострахования или резерв риска), из которых будет производитьсякомпенсация убытков при наступлении неблагоприятных ситуаций. Такой метод управления риском называется самострахованием. Самострахование логично, когда стоимость страхуемого имущества относительно невелика по сравнению с имущественными и финансовыми параметрами всего бизнеса. Самострахование также имеет смысл, когда вероятность убытков чрезвычайно мала, когда фирма владеет большим количеством однотипного имущества. К недостаткам самострахования следует отнести дополнительные организационные затраты, недооценку уровня возможного риска, воздействие инфляции на фонд риска.

К мерам, осуществляемым при сохранении риска, могут быть также причислены получение кредитов и займов для компенсации убытков и восстановления производства, получение государственных дотаций и т. д.

Меры по передаче риска означают передачу ответственности за него третьим лицам при сохранении существующего уровня риска. К ним относятся страхование, которое подразумевает передачу риска страховой компании за определенную плату, а так же различного рода финансовые гарантии, поручительства и т.д.

Страхование:

Каждое стихийное бедствие и несчастный случай рассматриваются как опасность, затрагивающая предметы труда, в связи с чем возникает страховое отношение, то есть объект страховой защиты. Причем страховое событие не является объектом страхования. Этим объектом выступает риск, который может произойти, а может и не произойти.

Страхование предпринимательских  рисков представляет собой отношение  по защите имущественных интересов  физических и юридических лиц  при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых или страховых взносов (страховых премий). Система страхования зависит от специфики работы и специализации предприятия, но в общих чертах должна выглядеть следующим образом:

  • во-первых, страховые имущества и имущественных ценностей;
  • во-вторых, страхование грузопотоков;
  • в-третьих, страхование ответственности, которая включает в себя общегражданскую ответственность (риск загрязнения окружающей среды) и ответственность работодателя перед работниками.

К внутренним недостаткам  страхования можно было бы отнести  следующие:

  • вынужденное финансирование управленческих расходов и прибыли страховщика;
  • издержки, связанные с перераспределением ущерба среди страхователей;
  • внутренние риски страховщика;
  • временной фактор.

Основная проблема страхования  заключается в том, что практически  никогда оно (страхование) не может обеспечить полную компенсацию всех убытков.

В некоторых случаях, если величина риска очень велика, то предприниматель  может избежать риска. Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском.

Заключительным этапом управления риском является контроль и корректировка результатов реализации выбранной стратегии с учетом новой информации. Контроль состоит в получении информации от менеджеров о произошедших убытках и принятых мерах по их минимизации. Он может выражаться в выявлении новых обстоятельств, изменяющих уровень риска, передаче этих сведений страховой компании, наблюдении за эффективностью работы систем обеспечения безопасности и т.д.

Но для того, чтобы  наиболее эффективно управлять рисками  на предприятии должна быть введена должность “менеджера по риску” или, как его еще называют, риск-менеджера. Он должен знать, как уменьшить степень вероятного риска до наиболее низкого возможного уровня, одновременно обеспечив достижение заданных уровней рентабельности. Кроме того, он должен предусмотреть возможность уменьшения негативных последствий риска даже в случае самых неблагоприятных для фирмы событий.

Эффективное прогнозирование и планирование дают возможность риск-менеджеру предвидеть и приспособиться к экономическим колебаниям или изменениям вкусов клиентов. Для наиболее эффективной работы необходимо иметь ввиду следующую схему разработки бизнес-плана, наибольшим образом влияющего на снижение степени риска:

1 - принятие решения о создании  собственного дела или реализации нового коммерческого проекта;

2 - анализ собственных возможностей  и способности взяться за реализацию  задуманного проекта;

Информация о работе Предпринимательский риск в Российской Федерации