Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 21:29, контрольная работа
Любая коммерческая деятельность является разновидностью предпринимательства. Она неизбежно сопряжена с риском, и как следствие, должна быть организована таким образом, что бы риск был минимизирован.
Под риском в коммерческой деятельности понимается возможность возникновения непредсказуемых заранее ситуаций, которые могут привести к негативным последствиям для торгового предприятия, ухудшить его положение на рынке, а в некоторых случаях привести к банкротству.
Любая коммерческая деятельность является разновидностью предпринимательства. Она неизбежно сопряжена с риском, и как следствие, должна быть организована таким образом, что бы риск был минимизирован.
Под риском в коммерческой деятельности понимается возможность возникновения непредсказуемых заранее ситуаций, которые могут привести к негативным последствиям для торгового предприятия, ухудшить его положение на рынке, а в некоторых случаях привести к банкротству. [4, с. 423]
Некоторые экономисты считают риск источником прибыли.
Риск – явление сложное, неразрывно связанное с рыночными процессами, с общей экономической конъюнктурой, социально-политической обстановкой, с психологией рыночных партнеров. Это категория вероятностная, не поддающаяся непосредственному измерению, но позволяющая получить косвенные оценки возможного и допустимого риска. Он обусловлен неопределенностью достижения желаемого результата, когда действует множество факторов, в том числе и случайных.
Важнейшим признаком и фактором риска является степень устойчивости рынка. Чем выше колеблемость рыночных показателей, тем выше уровень риска.
Именно в сфере товарного обращения, торговли возникновение рисковых ситуаций особенно велико, т.к. здесь сталкиваются интересы производителей, торговых посредников, потребителей, государства, вектор влияния которых может быть диаметрально противоположным.
Риски разных участников рыночного процесса так же не одинаковы.
Риск продавца обусловлен вероятностью изменения цен, сокращением емкости рынка, уходом покупателя с рынка и т.п.
Риск покупателя связан с инфляционными процессами рынка, появлением новых конкурентов и т.п.
Риск торгового коммерсанта, заключающего сделку купли-продажи, отличается от риска инвестора и предпринимателя, подготавливающего выпуск нового товара.
Риск
предпринимателя может быть связан
с невыполнением сторонами
Но существуют формы рисков, действию которых подвержены все предпринимательские организации.
Источниками риска могут быть: хозяйственная деятельность, деятельность самого предпринимателя, недостаток информации о состоянии внешней среды, оказывающей влияние на результат предпринимательской деятельности. Исходя из этого, различают: [5, с. 44]
Т.к. вероятность возникновения последнего риска обратно пропорциональна тому, насколько предпринимательская фирма информирована о состоянии внешней среды по отношению к своей фирме, он наиболее важен в современных условиях хозяйствования. Недостаточность информации о партнерах (покупателях или поставщиках), особенно их деловом имидже и финансовом состоянии, грозит предпринимателю возникновением риска.
Риск,
связанный с личностью
К рискам, связанным с хозяйственной деятельностью, относят: [1, с. 162]
С риском предприниматель сталкивается на разных этапах своей деятельности, и причин возникновения рисковой ситуации может быть много. Под причиной возникновения подразумевается некое условие, вызывающее неопределенность исхода ситуации.
По
сфере возникновения
Объективным фактором возникновения риска (независящим от фирмы) является внешняя среда по отношению к предпринимательской фирме. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он может только предвидеть их и учитывать в своей деятельности. К таким факторам относят: непредвиденные изменения законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, инфляцию, конкуренцию, экономическую и политическую ситуации, стихийные бедствия, случайные явления и другие ситуации.
К субъективным факторам риска (зависящим от деятельности фирмы) относят риски, источником которых является сама предпринимательская фирма: производственный, экономический и финансовый потенциал фирмы, квалификация маркетинговой службы, функционирование рыночной инфраструктуры, состояние НИОКР, неумелое использование научных методов продвижения товара.
Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутрифирменных злоупотреблений.
Одним из основных среди субъективных рисков являются кадровые риски, связанные с профессиональным уровнем и чертами характера сотрудников предпринимательской фирмы.
В виду того, что основная задача предпринимателя – рисковать расчетливо, не переходя ту грань, за которой возможно банкротство фирмы, выделяют допустимый, критический и катастрофический риски [1, с. 164]
Допустимый риск – это угроза полной потери прибыли от реализации того или иного проекта или от предпринимательской деятельности в целом. В этой ситуации потери возможны, но их размер меньше ожидаемой предпринимательской прибыли; таким образом, данный вид предпринимательской деятельности или конкретная сделка, несмотря на вероятность риска, сохраняют свою экономическую целесообразность.
Следующая степень риска, более опасная в сравнении с допустимым – это критический риск. Этот риск связан с опасностью потерь в размере произведенных затрат на осуществление данного вида предпринимательской деятельности или отдельной сделки. При этом критический риск первой степени связан с угрозой получения нулевого дохода, но при возмещении произведенных предпринимателем материальных затрат. Критический риск второй степени связан с возможностью потерь в размере полных издержек в результате осуществления данной предпринимательской деятельности, то есть вероятны потери намеченной выручки и предпринимателю приходится возмещать затраты за свой счет.
Под катастрофическим понимается риск, который характеризуется опасностью, угрозой потерь в размере, равном или превышающем все имущественное состояние предпринимателя. Такой риск, как правило, приводит к банкротству предпринимательской фирмы, так как в данном случае возможна потеря не только всех вложенных предпринимателем в определенный вид деятельности или в конкретную сделку средств, но и его имущества. Это характерно для ситуации, когда предпринимательская фирма получала внешние займы под ожидаемую прибыль; при возникновении катастрофического риска предпринимателю приходится возвращать кредиты из личных средств.
По
степени правомерности
Граница между оправданным и неоправданным рисками в разных видах предпринимательской деятельности, в разных секторах экономики различна.
Все
предпринимательские риски
Риск страховой является вероятным событием или совокупностью событий, на случай наступления которых проводится страхование. В зависимости от источника опасности страховые риски подразделяются на две группы:
К
рискам, которые целесообразно
Выделяют так же статистические (простые) и динамические (спекулятивные) риски. [5, с. 46] Особенность статистических рисков заключается в том, что они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности. При этом потери для предпринимательской фирмы, как правило, означают и потери для общества в целом.
В
соответствии с причиной потерь статистические
риски могут далее
Динамические риски несут в себе либо потери, либо прибыль для предпринимательской фирмы. Поэтому их можно назвать «спекулятивными». Кроме того, динамические риски, ведущие к убыткам для от дельной фирмы, могут одновременно принести выигрыш для общества в целом. Поэтому динамические риски являются трудными для управления.
Наличие
предпринимательского риска – это,
оборотная сторона
Многие риски связаны между собой и взаимообусловлены, действует принцип домино: одна опасность влечет за собой другую.
Риск присущ предпринимательству и является элементом объективной действительности, неотъемлемой частью экономической жизни. Совершенно устранить риск, застраховать себя от возможного ущерба на 100 % практически невозможно. Но, используя комплекс управленческих действий, коммерческий риск часто можно предугадать, спрогнозировать, ограничить.