Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:00, курсовая работа
Важное значение в регулировании коммерческих отношений имеют обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо об¬ласти предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафикси¬ровано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК).
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Тверской государственный университет»
Юридический факультет
Заочное отделение
Контрольная работа
по дисциплине
«Предпринимательское право»
Автор:
Научный руководитель:
Тверь, 2012г.
1. Обычай делового оборота в системе источников
предпринимательского права.
Важное значение в регулировании коммерческих отношений имеют обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК). Признаки обычая делового оборота сводятся к следующему:
а) это правило поведения, не предусмотренное законодательством. Оно применяется, если не противоречит обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору;
б) это правило поведения, сложившееся и широко применяемое на практике, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Так, в международных контрактах нередки ссылки на «Инкотермс», делающие эти правила частью договора, что служит в данном случае основанием для того, чтобы руководствоваться ими. А из ст. 431 ГК следует, что при толковании договора принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая обычаи делового оборота;
в) это правило поведения,
применяемое исключительно в
сфере предпринимательской
Поскольку обычай делового оборота признается источником права, его применение следует считать возможным и при отсутствии в правовых нормах прямой отсылки к обычаю, если существует пробел в законодательстве, а также в условиях заключенного между сторонами договора.
В научной литературе обычай делового оборота рассматривается как разновидность обычно предъявляемых требований [1], что представляется дискуссионным, так как обычай делового оборота - это дополнительный источник права, что прямо следует из ст. 5 ГК РФ. Обычно предъявляемые требования таким статусом не обладают. Вопрос о применении и содержании таких требований должен решаться в судебном порядке с учетом широкого круга факторов. На основе обычно предъявляемых требований могут складываться обычаи делового оборота при наличии признаков, содержащихся в ст. 5 ГК РФ, и подтверждения широкой практикой их применения.
Обычай делового оборота, как было отмечено, наиболее часто применяется во внешней торговле, особенно при морских перевозках. Международная торговая палата (МТП) систематизирует и публикует в сборниках обычаи для факультативного применения предпринимателями (например, Инкотермс, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов и др.). Такие сборники самостоятельной юридической силы не имеют и применяются только при наличии на них ссылки в договоре.
В законодательстве Российской Федерации используется и другой термин - "торговый обычай" (п. 3 ст. 28 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже") [2]. В научной литературе торговый обычай характеризуется как правило поведения, сложившееся в сфере международной торговли в результате неоднократного воспроизведения одних и тех же действий [3]. Применение торговых обычаев допускают и международные договоры, участницей которых является Россия. Так, согласно ст. VII Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже (заключена в Женеве 21 апреля 1961 г.), при разрешении дела арбитры руководствуются положениями контракта и торговыми обычаями [4].
Можно констатировать, что в настоящее время система обычаев делового оборота в Российской Федерации находится в стадии становления (исключение - обычаи морских портов). В то же время дальнейшее развитие и совершенствование предпринимательских отношений будут способствовать более широкому их применению в экономическом обороте.
2.
Пределы государственного
Необходимость
государственного регулирования
- обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
- формирование государственного бюджета;
- защита окружающей среды
и пользование природными
- обеспечение занятости населения;
- обеспечение безопасности и обороны страны;
- реализация свободы
- соблюдение
правопорядка во
В литературе по
предпринимательскому праву нет
единого подхода в определении
основных направлений государственного
регулирования
Понятие государственного регулирования коммерческой деятельности формулирует Т.В. Закупень. С ее точки зрения, оно представляет собой государственное воздействие в отношении определенного субъекта торгового оборота с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии [5]. Кроме того, Т.В. Закупень считает, что все виды воздействия имеют правовую форму акта, т.е. облеченного в установленную форму действия соответствующего государственного органа, с которым связываются предусмотренные законом последствия. У этих актов имеются свои наименования (плановый акт, целевая программа, разрешение, квота, лицензия, предписание и др.), адресат, назначение, содержание. Вне такой правовой формы государственного регулирования не существует. Организационно-экономическая и правовая характеристики государственного регулирования предпринимательской (коммерческой) деятельности, предлагаемые Т.В. Закупень, бесспорно, заслуживают внимания.
И.В. Ершова отмечает,
что государственное
В последнее время Российское
государство прибегает к такому
методу государственного регулирования
предпринимательской
Таким образом, государственное
регулирование
Список литературы.
5. Закупень Т.В. Коммерческое право. М.: Норма, 2002. 248 с.
6. Ершова И.В.