Предпринимательское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Важное значение в регулировании коммерческих отношений имеют обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо об¬ласти предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафикси¬ровано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК).

Файлы: 1 файл

кр предпринимательское право.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО «Тверской  государственный университет»

Юридический  факультет

Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

«Предпринимательское право»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

 

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь, 2012г. 
1. Обычай делового оборота в системе источников предпринимательского права.

 

Важное значение в регулировании коммерческих отношений  имеют обычаи делового оборота. Обычаем  делового оборота признается сложившееся  и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК). Признаки обычая делового оборота сводятся к следующему:

а) это правило  поведения, не предусмотренное законодательством. Оно применяется, если не противоречит обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору;

б) это правило  поведения, сложившееся и широко применяемое на практике, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Так, в международных контрактах нередки ссылки на «Инкотермс», делающие эти правила частью договора, что служит в данном случае основанием для того, чтобы руководствоваться ими. А из ст. 431 ГК следует, что при толковании договора принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая обычаи делового оборота;

в) это правило поведения, применяемое исключительно в  сфере предпринимательской деятельности. Обычай делового оборота – это  разновидность обычая вообще. Так, в ст. 309 ГК установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Поскольку обычай делового оборота признается источником права, его применение следует считать  возможным и при отсутствии в  правовых нормах прямой отсылки к  обычаю, если существует пробел в законодательстве, а также в условиях заключенного между сторонами договора.

В научной литературе обычай делового оборота рассматривается  как разновидность обычно предъявляемых требований [1], что представляется дискуссионным, так как обычай делового оборота - это дополнительный источник права, что прямо следует из ст. 5 ГК РФ. Обычно предъявляемые требования таким статусом не обладают. Вопрос о применении и содержании таких требований должен решаться в судебном порядке с учетом широкого круга факторов. На основе обычно предъявляемых требований могут складываться обычаи делового оборота при наличии признаков, содержащихся в ст. 5 ГК РФ, и подтверждения широкой практикой их применения.

Обычай делового оборота, как было отмечено, наиболее часто  применяется во внешней торговле, особенно при морских перевозках. Международная торговая палата (МТП) систематизирует и публикует в сборниках обычаи для факультативного применения предпринимателями (например, Инкотермс, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов и др.). Такие сборники самостоятельной юридической силы не имеют и применяются только при наличии на них ссылки в договоре.

В законодательстве Российской Федерации используется и другой термин - "торговый обычай" (п. 3 ст. 28 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже") [2]. В научной литературе торговый обычай характеризуется как правило поведения, сложившееся в сфере международной торговли в результате неоднократного воспроизведения одних и тех же действий [3]. Применение торговых обычаев допускают и международные договоры, участницей которых является Россия. Так, согласно ст. VII Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже (заключена в Женеве 21 апреля 1961 г.), при разрешении дела арбитры руководствуются положениями контракта и торговыми обычаями [4].

Можно констатировать, что  в настоящее время система  обычаев делового оборота в Российской Федерации находится в стадии становления (исключение - обычаи морских портов). В то же время дальнейшее развитие и совершенствование предпринимательских отношений будут способствовать более широкому их применению в экономическом обороте.

 

2. Пределы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

 

Необходимость государственного регулирования предпринимательской  деятельности по-разному обосновывается в экономической и юридической  литературе. Важно в решении данного  вопроса указать на необходимость  охраны публичных интересов. Государство в лице компетентных органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях:

- обеспечение государственных  и общественных нужд, приоритетов  в экономическом и социальном  развитии;

- формирование государственного бюджета;

- защита окружающей среды  и пользование природными ресурсами;

- обеспечение занятости  населения;

- обеспечение безопасности  и обороны страны;

- реализация свободы предпринимательства  и конкуренции, обеспечение защиты  от монополизма;

- соблюдение  правопорядка во внешнеэкономической  деятельности предпринимателей  и иностранном инвестировании.

В литературе по предпринимательскому праву нет  единого подхода в определении  основных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности. Одни авторы в центр внимания ставят вопрос о видах и формах такого регулирования, другие исследуют основания и пределы государственного воздействия на экономику в условиях рынка.

Понятие государственного регулирования  коммерческой деятельности формулирует Т.В. Закупень. С ее точки зрения, оно представляет собой государственное воздействие в отношении определенного субъекта торгового оборота с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии [5]. Кроме того, Т.В. Закупень считает, что все виды воздействия имеют правовую форму акта, т.е. облеченного в установленную форму действия соответствующего государственного органа, с которым связываются предусмотренные законом последствия. У этих актов имеются свои наименования (плановый акт, целевая программа, разрешение, квота, лицензия, предписание и др.), адресат, назначение, содержание. Вне такой правовой формы государственного регулирования не существует. Организационно-экономическая и правовая характеристики государственного регулирования предпринимательской (коммерческой) деятельности, предлагаемые Т.В. Закупень, бесспорно, заслуживают внимания.

 

И.В. Ершова отмечает, что государственное регулирование  предпринимательской деятельности облекается в форму акта, под которым  понимается облеченное в установленную  форму указание компетентного государственного органа, адресованное хозяйствующим субъектам или конкретному субъекту и содержащее требование о ведении предпринимательской деятельности определенным образом или о приведении ее в определенное состояние [6].

В последнее время Российское государство прибегает к такому методу государственного регулирования  предпринимательской деятельности, как создание и организация деятельности специальных хозяйствующих и управленческих субъектов. Такой прием государство использует для решения крупных социально-экономических и народнохозяйственных задач, имеющих "прорывное" значение для всей национальной экономики. С этой целью приняты и действуют следующие Федеральные законы: от 17 мая 2007 г. "О банке развития", от 19 июля 2007 г. "О Российской корпорации нанотехнологий", от 21 июля 2007 г. "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", от 30 октября 2007 г. "О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", от 1 декабря 2007 г. "О государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", от 24 июля 2008 г. "О содействии развитию жилищного строительства". Указанные Законы и практика их применения ставят совершенно новые задачи в области изучения правового режима государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Таким образом, государственное  регулирование предпринимательской  деятельности представляет собой набор  различных методов и способов воздействия государства на предпринимательскую  деятельность; при их правовом опосредовании возникает соответствующий правовой режим государственного регулирования предпринимательской деятельности; организационно-правовыми формами государственного регулирования предпринимательской деятельности сложились принятие правоприменительного акта, направленного на регулирование конкретной организационной и хозяйственной ситуации, правовой режим государственного планирования, антимонопольное регулирование, налоговое регулирование, бюджетное регулирование, правовой режим государственных закупок товаров, работ и услуг, правовой режим оказания материальной и организационной поддержки хозяйствующим субъектам и потребителям, правовой режим непосредственной предпринимательской деятельности государства и публично-правовых  образований, правовой режим создания и деятельности специальных хозяйствующих и управленческих субъектов, правовой режим экспортно-импортных операций и правовой режим социальной защиты населения от негативных последствий рыночной экономики.

 

 

Список  литературы.

  1. Гражданское право: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 1998. Т. 1. С. 68 - 70.
  2. Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1240.
  3. Зыкин И.С. Обычаи и обыкновения в международной торговле. М.: Юрид. лит., 1981. С. 13.
  4. Вестник ВАС РФ. 1993. N 10.

5. Закупень Т.В. Коммерческое право. М.: Норма, 2002. 248 с.

6. Ершова И.В. Предпринимательское  право: Учебник. 4-е изд. М.: Юриспруденция, 2006. 220 с.


Информация о работе Предпринимательское право