Предпринимательское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:47, контрольная работа

Описание работы

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию народного хозяйства. Эти отношения подразделяются на две группы: предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, т.е. отношения предприниматель - предприниматель) и некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т.е. отношения предприниматель - орган управления), образуя в своей совокупности хозяйственно - правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.

Содержание работы

Введение 3
Принципы права 4
Источники предпринимательского права 6
Заключение 12
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Предпринимательское право.docx

— 26.69 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

     Введение                                                                                                   3

  1. Принципы права                                                                                 4
  2. Источники предпринимательского права                                        6

     Заключение                                                                                             12

     Список использованной  литературы                                                    13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения  в сфере предпринимательской  деятельности, а также тесно связанные  с ними некоммерческие отношения, включая  отношения по государственному регулированию  народного хозяйства. Эти отношения подразделяются на две группы: предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, т.е. отношения предприниматель - предприниматель) и некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т.е. отношения предприниматель - орган управления), образуя в своей совокупности хозяйственно - правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.

Определение предпринимательской  деятельности дано в статье 2 ГК РФ, это, во-первых - самостоятельная деятельность, во-вторых – деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, и самое  главное, в-третьих - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Кроме того, эта деятельность должна быть зарегистрирована в установленном  законом порядке. Регистрация не признак - это установленная законом  обязанность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы права

Принципы права - это основные исходные положения отрасли права. Принципы права пронизывают все  правовые нормы, являются стержнем всей системы права государства. Хозяйственно-правовые отношения регулируются как часть  имущественных отношений на основе принципов, закрепленных статьей 1 Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем правовое регулирование хозяйственных отношений  строится и на основе других принципов, а именно:

-свобода предпринимательской  деятельности;

-юридическое равенство  различных форм собственности,  используемых в предпринимательской  деятельности;

-свобода конкуренции  и ограничение монополистической  деятельности;

-получение прибыли, как  цель предпринимательской деятельности;

-законность в предпринимательской  деятельности;

-государственное регулирование  предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 34 Конституции  РФ каждый имеет право на свободное  использование своих способностей и имущества для предпринимательской  и иной не запрещенной законом  экономической деятельности. Будучи субъективным конституционным правом, право на осуществление предпринимательской  деятельности представляет собой предоставленную  лицу и обеспеченную законом (нормативными актами) меру возможного поведения, направленного  на достижение преследуемых субъектом  целей.

К гарантиям права на осуществление  предпринимательской деятельности относят возможность свободного выбора:

-вида, сферы деятельности;

-территории осуществления  деятельности;

-организационно-правовой  формы деятельности.

Государственное регулирование  предпринимательской деятельности осуществляется различными способами, посредством применения разнообразных  инструментов, среди которых можно  назвать:

-нормы, нормативы, например  нормы амортизационных отчислений;

-лимиты, например выбросов  загрязняющих веществ в природную среду;

-ставки налогов, пошлин, иных обязательных платежей;

-квоты, например при  экспорте товаров;

-коэффициенты, например  изменения регулируемых цен (тарифов);

-резервы, например установление  сумм, резервируемых коммерческими  банками;

-размеры капиталов и  фондов, например установление минимального  размера уставного капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники предпринимательского права

Под источниками права  понимают формы выражения норм права. Источниками предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные  отношения.

Источниками предпринимательского права являются Федеральные законы, законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства  РФ, приказы, инструкции министерств  и ведомств РФ) и обычаи делового оборота.

Нормы предпринимательского права содержаться в Конституции  РФ, в ряде конституционных законов, например, в Законах РФ об арбитражном  суде; в федеральных законах, например, Гражданском кодексе РФ.

Круг отношений, не урегулированных  Гражданским кодексом, отражен в  приведенном разделе о системе  предпринимательского права. Особое место  в этой проблеме занимают так называемые вертикальные отношения, т.е. предприниматель - орган управления. Эти отношения  не регулируются гражданским правом, не регулируются комплексно и административным правом.

Таким образом, одновременный  подход к предмету и источникам предпринимательского права не подходит. Нужно системно-правовое регулирование однородных хозяйственных  отношений и здесь на первый план выходит проблема кодификации предпринимательского законодательства, т.е. разработка хозяйственного кодекса.

Особое значение для системы  источников предпринимательского права  имеют судебная практика и руководящие  разъяснения пленумов. Именно в судебной практике можно найти правовую опору  для ограничения произвола исполнительной власти и эйфории законодателей.

Анализ предпринимательского законодательства позволяет выделить несколько групп источников, часто  вступающих в коллизию друг с другом:

1. Законы, принятые в бывшем  СССР; например: Основы законодательств  об арендных отношениях в СССР и союзных республиках.

2. Законодательство РСФСР,  принятое в перестроечный период; например: Закон "Об инвестиционной  деятельности в РСФСР".

3. Законы и подзаконные  акты, принятые после 12 июня 1992 г., с последующими изменениями и  дополнениями; например: Закон Российской  Федерации "О стандартизации", "Об охране окружающей среды".

Весь этот нормативный  массив законодательства принимался в  разное время, более того, при различных  политических и правовых условиях и, собственно, отличается своей противоречивостью.

Советское и современное  Российское хозяйственное законодательство никогда не было кодифицировано. В  настоящее время основной массив нормативных актов составляют приказы  и инструкции министерств и ведомств Российской Федерации, так как законами Российской Федерации и указами  Президента Российской Федерации урегулированы  не все хозяйственные вопросы.

Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Она  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принимаемые  в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции РФ.

Для предпринимательского права  особое значение имеют те конституционные  нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные  гарантии предпринимательства, конституционные  ограничения.

Конституция разграничивает компетенцию различных государственных  органов в сфере правотворчества  и в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права. Так, в соответствии со ст. 71 в ведении  Российской Федерации находятся, в  том числе, федеральная государственная  собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и  федеральные программы в области  экономического развития, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные экономические  службы, включая федеральные браки, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство. В главе 8 Конституции РФ установлены  основы местного самоуправления. Так, в ст. 130 сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение население  вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной  собственностью.

Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские  отношения, и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских  нужд прежде всего граждан. Некоторые его статьи регулируют не только частно - правовые отношения публичного характера (например, нормы о конкуренции, национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев Гражданским кодексом РФ определяются внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения. Кодекс содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до предпринимательских договоров - все это представлено в ГК РФ. Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпринимателей и лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401) устанавливает различные основания ответственности, ст. 322 - различные нормы о солидарных обязательствах и др.).

Ведущую роль в системе  источников предпринимательского права  играют федеральные законы.

А) законы, регулирующие общие  состояние определенного вида рынка, например Закон РФ "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках", Федеральный  закон "О рынке ценных бумаг";

Б) Законы, устанавливающие  правовое положение субъектов, действующих  на рынке, например Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О  финансово-промышленных группах" и  др.;

В) законы, регулирующие отдельные  виды предпринимательской деятельности, например Закон РСФСР "об инвестиционной деятельности", федеральные законы "О связи", "О рекламе" и  др.;

г) законы, совмещающие в  себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие  правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон "О  банках и банковской деятельности", "закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" и др.;

д) законы, устанавливающие  требования к предпринимательской  деятельности, например Федеральный  закон "О лицензировании отдельных  видов деятельности", Закон РФ "О стандартизации", Закон РФ "О сертификации продукции и услуг", Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и др.

Подзаконные акты. Среди  ни них мы должны в первую очередь  назвать указы Президента РФ. Издаваемые Президентом акты не должны противоречить  Конституции РФ и федеральным  законам. Это требование ст.90 Конституции  РФ определяет подзаконность правотворческой  деятельности Президента. Гарантией  обеспечения законности нормативных  актов Президента является право  Конституционного Суда РФ рассматривать  дела о конституционности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст.125 Конституции РФ). Однако некоторые  акты Президента, Противоречащие законам, применяются на практике.

Указы как средство регулирования  предпринимательских отношений  призваны восполнить пробелы в решении  законом тех или иных вопросов. Такую задачу решил, например, Указ Президента РФ "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" и др.

Постановления правительства  РФ, изданные в соответствии с его  компетенцией, также относятся к  числу источников предпринимательского права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитии и во исполнение законов. Однако этот принцип  не всегда выдерживается. Так, долгое время  основным источником правового регулирования  лицензирования выступало Постановление  Правительства РФ "о лицензировании отдельных видов деятельности". В этом смысле более обосновано появление  среди актов - источников предпринимательского права Постановления Правительства  РФ от 5 августа 1992 г. "О составе  затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке  формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении  прибыли".

Большой массив источников предпринимательского права - нормативные  акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с  их компетенцией. Среди этих актов  наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в  экономической сфере, таких как  Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Мингосимущества РФ, Министерство РФ по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства  и др. В некоторых сферах предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, налогообложения наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

Информация о работе Предпринимательское право