3. Принцип единого экономического
пространства, то есть "свободное
перемещение товаров, услуг и
финансовых средств" на всей
территории Российской Федерации
также относится к числу конституционных
(ст. 8, 74 Конституции РФ). В соответствии
с данным принципом на территории
Российской Федерации не допускается
установление таможенных границ,
пошлин, сборов и каких-либо иных
препятствий для свободного перемещения
товаров, услуг и финансовых
средств. Ограничения могут вводиться
в соответствии с федеральным
законом, если это необходимо
для обеспечения безопасности, защиты
жизни и здоровья людей, охраны
природы и культурных ценностей.
Ни федеральные исполнительные
органы власти, ни органы исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации не вправе вводить
такие ограничения по собственной
инициативе.
4. Принцип поддержания конкуренции
и недопущения экономической
деятельности, направленной на монополизацию
и недобросовестную конкуренцию
(ст. 8, 34 Конституции РФ). Соблюдение
данного принципа - необходимое условие
развития рыночной экономики
и осуществления предпринимательской
деятельности. Важная роль в поддержании
конкуренции, борьбе с недобросовестными
формами ее проявления, монополистической
деятельностью отводится Закону
РФ от 22 марта 1991 г. "О конкуренции
и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках"
- первому в истории России антимонопольному
законодательному акту.
5. Принцип государственного регулирования
предпринимательской деятельности.
Государственное регулирование
экономики, предпринимательства
осуществляется в любом государстве.
Различными являются формы и
методы такого регулирования,
которые определяются политическими
условиями, уровнем экономического,
социального развития, историческими
традициями, национальными особенностями
и другими факторами. Переход
России к рыночным условиям
хозяйствования потребовал пересмотра
системы государственного регулирования
экономики, замены административных
мер воздействия на экономические.
В этом направлении было сделано
немало ошибок, не все из которых
удалось исправить и сегодня.
Самое же главное, что должно
быть достигнуто в процессе
государственного регулирования
предпринимательской деятельности
- это соблюдение баланса частных
интересов предпринимателей и
публичных интересов государства
и общества в целом.
6. Принцип законности. Данный принцип
является общеотраслевым и воплощение
его в жизнь - основа построения
правового государства. Что же
касается законности в предпринимательской
деятельности, то здесь необходимо
обратить внимание на два аспекта.
Во-первых, сама предпринимательская
деятельность должна осуществляться
при строгом соблюдении требований
законодательства. Во-вторых, что не
менее важно, государством должна
быть обеспечена законность правовых
актов, законность деятельности
органов государственной власти
и местного самоуправления, регулирующих
предпринимательство. Некоторые меры
по обеспечению законности предусмотрены
действующим законодательством. Так, ст.
13 ГК РФ определяет условия и порядок признания
недействительным акта государственного
органа и органа местного самоуправления.
В области нормативного регулирования
укреплению законности способствует введение
правила регистрации актов федеральных
органов исполнительной власти в Министерстве
юстиции РФ.
4. Источники предпринимательского
права
1. Основным источником предпринимательского
права является Конституция РФ.
Она имеет высшую юридическую
силу, прямое действие и применение
на всей территории РФ. Законы
и иные правовые акты, принимаемые
в Российской Федерации, не
должны противоречить Конституции
РФ.
Для предпринимательского права особое
значение имеют те конституционные
нормы, которые содержат отраслевые
принципы. Кроме того, в Основном
законе закреплены конституционные
гарантии предпринимательства, конституционные
ограничения.
Конституция разграничивает компетенцию
различных государственных органов
в сфере правотворчества и
в соответствии с этим разграничением
проводит дифференциацию источников права.
Так, в соответствии со ст. 71 в ведении
Российской Федерации находятся, в
том числе, федеральная государственная
собственность и управление ею, установление
основ федеральной политики и
федеральные программы в области
экономического развития, установление
правовых основ единого рынка", основы
ценовой политики, федеральные экономические
службы, включая федеральные банки, гражданское,
гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное
законодательство.
Отнесение предпринимательского и
гражданского законодательства к ведению
Российской Федерации вполне обосновано.
Только так можно обеспечить единое
правовое регулирование предпринимательской
деятельности в масштабах России,
определить единый порядок регулирования
хозяйственных связей между субъектами
предпринимательства, заключения и
исполнения договоров.
В главе 8 Конституции РФ установлены
основы местного самоуправления. Так,
в ст. 130 сказано, что местное самоуправление
в Российской Федерации обеспечивает
самостоятельное решение населением
вопросов местного значения, владения,
пользования и распоряжения муниципальной
собственностью,
2. Далее в иерархической структуре
источников права следует назвать
Гражданский кодекс РФ (в настоящее
время приняты и действуют
первая и вторая части). Вопрос
о его месте в системе предпринимательского
законодательства сложен. Дело в
том, что Гражданский кодекс
РФ охватывает своим регулированием
и предпринимательские отношения,
и товарные отношения, направленные
на удовлетворение потребительских
нужд прежде всего граждан.
Гражданский кодекс РФ в том
виде, в котором он существует
ныне, следует, по-видимому, рассматривать
как комплексный нормативный
акт. Некоторые его статьи регулируют
не только частно-правовые отношения,
но и отношения публичного характера
(например, нормы о конкуренции, национализации,
правила о заключении договоров в обязательном
порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев
Гражданским кодексом РФ определяются
внутрихозяйственные, внутрифирменные
отношения, что также выходит за границы
гражданско-правовой материи.
Данный акт содержит множество
норм, регулирующих предпринимательство.
Начиная от самого понятия предпринимательской
деятельности, организационно-правовых
форм ее осуществления, правового режима
имущества предпринимателей и до
предпринимательских договоров - все
это представлено в ГК РФ. Обращает
на себя внимание тот факт, что в
некоторых случаях статьи Кодекса
содержат принципиально различные
нормы для предпринимателей и
лиц, такой деятельностью не занимающихся
(например, ст. 401 устанавливает различные
основания ответственности, ст. 322 —
различные нормы о солидарных
обязательствах и др.).
3. Помимо Гражданского кодекса
РФ, ведущую роль в системе
источников предпринимательского
права играют федеральные законы.
Не ставя перед собой задачу
их перечисления, попробуем проклассифицировать
законы, выбрав в качестве критерия
классификации ту сферу предпринимательства,
которая тем или иным актом
регулируется:
а) законы, регулирующее общее состояние
определенного вида рынка, например
Закон РФ «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на
товарных рынках», Федеральный закон
«О рынке ценных бумаг»;
б) законы, устанавливающие правовое
положение субъектов, действующих
на рынке, например Федеральные законы
«Об акционерных обществах», «О производственных
кооперативах», «О финансово-промышленных
группах» и др.;
в) законы, регулирующие отдельные
виды предпринимательской деятельности,
например Закон РСФСР «Об инвестиционной
деятельности», Федеральные законы
«О связи», «О рекламе» и др.;
г) законы, совмещающие в себе сферы
регулирования второй и третьей
группы, то есть устанавливающие правовое
положение субъектов, занимающихся
каким-либо видом предпринимательства,
например Федеральный закон «О банках
и банковской деятельности», Закон
РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»
и др.;
д) законы, устанавливающие требования
к предпринимательской деятельности,
например Федеральный закон «О лицензировании
отдельных видов деятельности»,
Закон РФ «О стандартизации», Закон
РФ «О сертификации продукции и услуг»,
Федеральный закон «Об экологической
экспертизе» и др.
4. Подзаконные акты также играют
большую роль в деле регулирования
предпринимательской деятельности.
Среди них мы должны в первую
очередь назвать указы Президента
РФ. Издаваемые Президентом акты
не должны противоречить Конституции
РФ и федеральным законам. Это
требование ст. 90 Конституции РФ
определяет подзаконность правотворческой
деятельности Президента. Гарантией
обеспечения законности нормативных
актов Президента является право
Конституционного Суда РФ рассматривать
дела о конституционности этих актов.
Акты, признанные неконституционными,
утрачивают силу и не подлежат исполнению
(ст. 125 Конституции РФ). Однако некоторые
акты Президента, противоречащие законам,
применяются на практике.
Указы как средство регулирования
предпринимательских отношений
призваны восполнить пробелы в решении
законом тех или иных вопросов.
Такую задачу решил, например, Указ
Президента РФ «Об аудиторской деятельности
в Российской Федерации» и др.
Постановления Правительства РФ, изданные
в соответствии с его компетенцией,
также относятся к числу источников
предпринимательского права. Акты Правительства
в точном смысле их регулятивных возможностей
должны издаваться в развитие и во
исполнение законов. Однако этот принцип
не всегда выдерживается. Так, долгое время
основным источником правового регулирования
лицензирования выступало Постановление
Правительства РФ «О лицензировании
отдельных видов деятельности».
В этом смысле более обосновано появление
среди актов — источников предпринимательского
права Постановления Правительства
РФ от 5 августа 1992 г. «О составе затрат
по производству и реализации продукции
(работ, услуг) и о порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых
при налогообложении прибыли».
Большой массив источников предпринимательского
права - нормативные акты федеральных
органов исполнительной власти, принятые
в соответствии с их компетенцией.
Среди этих актов наибольшее значение
имеют акты органов, действующих непосредственно
в экономической сфере, таких как Министерство
финансов РФ, Министерство экономики РФ,
Мингосимущества РФ, Министерство РФ по
антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства и др. В некоторых
сферах предпринимательства, например
в сфере бухгалтерского учета и отчетности,
статистической отчетности, налогообложения,
наиболее детальное регулирование отношений
обеспечивается именно актами данного
уровня.
5. В практике регулирования хозяйственных
отношений встречаются еще Постановления
Верховного Совета РФ. Примером
действующего акта такого рода
может служить Постановление
Верховного Совета РФ от 27 декабря
1991 г. «О разграничении государственной
собственности в РФ на федеральную
собственность, государственную
собственность республик в составе
Российской Федерации, краев,
областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга
и муниципальную собственность».
6. Нормативно-правовые акты СССР
также продолжают действовать,
если они не отменены и не
противоречат действующему законодательству
Российской Федерации. Так, применяется,
правда с учетом многочисленных
изменений, План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности
предприятий, утвержденный Приказом
Минфина СССР от 1 ноября 1991 г.
7. Мы рассмотрели систему источников
предпринимательского права федерального
уровня. Вместе с тем в силу
федеративного устройства нашего
государства и в соответствии
с Конституцией РФ многие сферы
общественной жизни регулируются актами
субъектов Российской Федерации. Иерархия
их по юридической силе часто напоминает
федеральную систему. Так, в Москве среди
.источников предпринимательского права
мы находим и Законы Москвы, и распоряжения
Мэра Москвы, и постановления Правительства
Москвы, и акты департаментов Правительства
Москвы.
8. Органы местного самоуправления
также издают хозяйственно-правовые
акты, опираясь на главу 8 Конституции
РФ, Федеральный закон «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в РФ». Главные
регулирующие возможности муниципальных
образований и их органов связаны
с правом собственности на
принадлежащие им имущественные
фонды.