Предпринимательское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:46, реферат

Описание работы

Всестороннее правовое регулирование предпринимательской деятельности и широкое изучение предпринимательского права становятся важными факторами успеха проводимых в стране экономических реформ.
Предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Целью данной работы является изучение основных аспектов предпринимательского права.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 33.11 Кб (Скачать файл)

3. Принцип единого экономического  пространства, то есть "свободное  перемещение товаров, услуг и  финансовых средств" на всей  территории Российской Федерации  также относится к числу конституционных  (ст. 8, 74 Конституции РФ). В соответствии  с данным принципом на территории  Российской Федерации не допускается  установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных  препятствий для свободного перемещения  товаров, услуг и финансовых  средств. Ограничения могут вводиться  в соответствии с федеральным  законом, если это необходимо  для обеспечения безопасности, защиты  жизни и здоровья людей, охраны  природы и культурных ценностей.  Ни федеральные исполнительные  органы власти, ни органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации не вправе вводить  такие ограничения по собственной  инициативе.

4. Принцип поддержания конкуренции  и недопущения экономической  деятельности, направленной на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию  (ст. 8, 34 Конституции РФ). Соблюдение  данного принципа - необходимое условие  развития рыночной экономики  и осуществления предпринимательской  деятельности. Важная роль в поддержании  конкуренции, борьбе с недобросовестными  формами ее проявления, монополистической  деятельностью отводится Закону  РФ от 22 марта 1991 г. "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" - первому в истории России антимонопольному законодательному акту.

5. Принцип государственного регулирования  предпринимательской деятельности. Государственное регулирование  экономики, предпринимательства  осуществляется в любом государстве.  Различными являются формы и  методы такого регулирования,  которые определяются политическими  условиями, уровнем экономического, социального развития, историческими  традициями, национальными особенностями  и другими факторами. Переход  России к рыночным условиям  хозяйствования потребовал пересмотра  системы государственного регулирования  экономики, замены административных  мер воздействия на экономические.  В этом направлении было сделано  немало ошибок, не все из которых  удалось исправить и сегодня.  Самое же главное, что должно  быть достигнуто в процессе  государственного регулирования  предпринимательской деятельности - это соблюдение баланса частных  интересов предпринимателей и  публичных интересов государства  и общества в целом.

6. Принцип законности. Данный принцип  является общеотраслевым и воплощение  его в жизнь - основа построения  правового государства. Что же  касается законности в предпринимательской  деятельности, то здесь необходимо  обратить внимание на два аспекта.  Во-первых, сама предпринимательская  деятельность должна осуществляться  при строгом соблюдении требований  законодательства. Во-вторых, что не  менее важно, государством должна  быть обеспечена законность правовых  актов, законность деятельности  органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. Некоторые меры по обеспечению законности предусмотрены действующим законодательством. Так, ст. 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления. В области нормативного регулирования укреплению законности способствует введение правила регистрации актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ.

 

4. Источники предпринимательского  права

1. Основным источником предпринимательского  права является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую  силу, прямое действие и применение  на всей территории РФ. Законы  и иные правовые акты, принимаемые  в Российской Федерации, не  должны противоречить Конституции  РФ.

Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные  нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные  гарантии предпринимательства, конституционные  ограничения.

Конституция разграничивает компетенцию  различных государственных органов  в сфере правотворчества и  в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права. Так, в соответствии со ст. 71 в ведении  Российской Федерации находятся, в  том числе, федеральная государственная  собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и  федеральные программы в области  экономического развития, установление правовых основ единого рынка", основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство.

Отнесение предпринимательского и  гражданского законодательства к ведению  Российской Федерации вполне обосновано. Только так можно обеспечить единое правовое регулирование предпринимательской  деятельности в масштабах России, определить единый порядок регулирования  хозяйственных связей между субъектами предпринимательства, заключения и  исполнения договоров.

В главе 8 Конституции РФ установлены  основы местного самоуправления. Так, в ст. 130 сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной  собственностью,

2. Далее в иерархической структуре  источников права следует назвать  Гражданский кодекс РФ (в настоящее  время приняты и действуют  первая и вторая части). Вопрос  о его месте в системе предпринимательского  законодательства сложен. Дело в  том, что Гражданский кодекс  РФ охватывает своим регулированием  и предпринимательские отношения,  и товарные отношения, направленные  на удовлетворение потребительских  нужд прежде всего граждан.  Гражданский кодекс РФ в том  виде, в котором он существует  ныне, следует, по-видимому, рассматривать  как комплексный нормативный  акт. Некоторые его статьи регулируют  не только частно-правовые отношения,  но и отношения публичного характера (например, нормы о конкуренции, национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев Гражданским кодексом РФ определяются внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения, что также выходит за границы гражданско-правовой материи.

Данный акт содержит множество  норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской  деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до предпринимательских договоров - все  это представлено в ГК РФ. Обращает на себя внимание тот факт, что в  некоторых случаях статьи Кодекса  содержат принципиально различные  нормы для предпринимателей и  лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401 устанавливает различные  основания ответственности, ст. 322 —  различные нормы о солидарных обязательствах и др.).

3. Помимо Гражданского кодекса  РФ, ведущую роль в системе  источников предпринимательского  права играют федеральные законы. Не ставя перед собой задачу  их перечисления, попробуем проклассифицировать  законы, выбрав в качестве критерия  классификации ту сферу предпринимательства,  которая тем или иным актом  регулируется:

а) законы, регулирующее общее состояние  определенного вида рынка, например Закон РФ «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон  «О рынке ценных бумаг»;

б) законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих  на рынке, например Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах», «О финансово-промышленных группах» и др.;

в) законы, регулирующие отдельные  виды предпринимательской деятельности, например Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности», Федеральные законы «О связи», «О рекламе» и др.;

г) законы, совмещающие в себе сферы  регулирования второй и третьей  группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Закон  РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»  и др.;

д) законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Закон РФ «О стандартизации», Закон  РФ «О сертификации продукции и услуг», Федеральный закон «Об экологической  экспертизе» и др.

4. Подзаконные акты также играют  большую роль в деле регулирования  предпринимательской деятельности. Среди них мы должны в первую  очередь назвать указы Президента  РФ. Издаваемые Президентом акты  не должны противоречить Конституции  РФ и федеральным законам. Это  требование ст. 90 Конституции РФ  определяет подзаконность правотворческой  деятельности Президента. Гарантией  обеспечения законности нормативных  актов Президента является право  Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст. 125 Конституции РФ). Однако некоторые акты Президента, противоречащие законам, применяются на практике.

Указы как средство регулирования  предпринимательских отношений  призваны восполнить пробелы в решении  законом тех или иных вопросов. Такую задачу решил, например, Указ Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и др.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предпринимательского права. Акты Правительства  в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитие и во исполнение законов. Однако этот принцип  не всегда выдерживается. Так, долгое время  основным источником правового регулирования  лицензирования выступало Постановление  Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В этом смысле более обосновано появление  среди актов — источников предпринимательского права Постановления Правительства  РФ от 5 августа 1992 г. «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых  при налогообложении прибыли».

Большой массив источников предпринимательского права - нормативные акты федеральных  органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Мингосимущества РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и др. В некоторых сферах предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, налогообложения, наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

5. В практике регулирования хозяйственных  отношений встречаются еще Постановления  Верховного Совета РФ. Примером  действующего акта такого рода  может служить Постановление  Верховного Совета РФ от 27 декабря  1991 г. «О разграничении государственной  собственности в РФ на федеральную  собственность, государственную  собственность республик в составе  Российской Федерации, краев,  областей, автономной области, автономных  округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга  и муниципальную собственность».

6. Нормативно-правовые акты СССР  также продолжают действовать,  если они не отменены и не  противоречат действующему законодательству  Российской Федерации. Так, применяется,  правда с учетом многочисленных  изменений, План счетов бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности  предприятий, утвержденный Приказом  Минфина СССР от 1 ноября 1991 г.

7. Мы рассмотрели систему источников  предпринимательского права федерального  уровня. Вместе с тем в силу  федеративного устройства нашего  государства и в соответствии  с Конституцией РФ многие сферы  общественной жизни регулируются актами субъектов Российской Федерации. Иерархия их по юридической силе часто напоминает федеральную систему. Так, в Москве среди .источников предпринимательского права мы находим и Законы Москвы, и распоряжения Мэра Москвы, и постановления Правительства Москвы, и акты департаментов Правительства Москвы.

8. Органы местного самоуправления  также издают хозяйственно-правовые  акты, опираясь на главу 8 Конституции  РФ, Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в РФ». Главные  регулирующие возможности муниципальных  образований и их органов связаны  с правом собственности на  принадлежащие им имущественные  фонды.

Информация о работе Предпринимательское право