Предпринимательство. История развития предпринимательства в России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 19:58, реферат
Описание работы
В Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Права и свободы человека и гражданина, а значит, и право свободной предпринимательской деятельности осуществляются на всей территории Российской Федерации и распространяются на каждого гражданина страны. Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать в своей деятельности права предпринимателей и свободу малого предпринимательства, а их противодействие должно рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.
Содержание работы
Введение 3 Глава I Основы предпринимательской деятельности 1.1 Сущность предпринимательства 5 1.2 Признаки предпринимательской деятельности 6 1.3 Формы и виды предпринимательства 8 Глава II История развития предпринимательства в России 2.1 Зарождение предпринимательства в Древней Руси 10 2.2 История предпринимательства в России 19-20 вв. 12 2.3 История предпринимательства в СССР: 1987-1991 гг. 16 2.4 Развитие предпринимательства Россия: 1992-1996 гг. 20 2.5 История российского предпринимательства в 1996-1999 гг. 25 Глава III Перспективы развития малого предпринимательства 3.1 Развитие малого предпринимательства в регионах России 27 Заключение 29 Список используемой литературы 31
Капитал преобразовал экономически
и патриархальную сибирскую деревню. Происходит
специализация сельскохозяйственного
производства, развиваются исторически
сложившиеся зернового хозяйства и торгового
скотоводства, создается производство
сливочного масла на экспорт. Сбыт сельскохозяйственной
продукции захватывают в свои руки крупные
русские и иностранные фирмы.
Наличие свободных, незанятых
земель обеспечивали свободное приложение
капитала к земле. В Сибири преобладала
аграрная эволюция американского или
крестьянско-буржуазного типа. Накануне
первой мировой войны Сибирь стала уже
одной из важнейших житниц страны, чему
способствовало переселение на окраины
миллионов крестьян.
Господство в стране крепостников-помещиков
продолжало откладывать отпечаток на
политику царизма по отношению к Сибири.
Царское правительство стремилось, прежде
всего, к устранению революционного кризиса
в центре страны, не заботясь по-настоящему
о хозяйственном устройстве переселенцев.
Помещичий характер политики правительства
ярко проявился в создании закона 1901 года
о насаждении помещичьих хозяйств в России.
Несмотря на раздробленность мелких крестьянских
хозяйств, земледелие и скотоводство приобретали
все более товарный характер и через рынок
происходило обобществление труда, где
роль кооперативного движения, крупных
капиталистических хозяйств.
Проникновение иностранного
капитала в Сибирь шло в общем русле развития
капитализма, дало начало маслоделию,
сыроварению и др., но и усиливало однобокость
экономики Сибири, усугублял ее специализацию
в качестве сырьевого придатка.
Рост промышленности и торговли
сопровождался ростом городов и городского
населения, но получили развитие лишь
те города, которые в виде цепочки тянулись
вдоль железнодорожного полотна или находились
в сфере ее экономического воздействия.
Старые города Тюмень, Омск, Красноярск
стали быстро менять свой провинциальный,
купечески - чиновничий облик, превращаясь
в крупные центры торгово-промышленной
деятельности. Первое десятилетие после
открытия железнодорожного сообщения
ознаменовалось оживлением в развитии
промышленности Сибири – каменноугольная,
золото, мукомольное, кожевенное дело,
маслоделие. В то же время старинные сибирские
села Березово, Сургут, Тобольск оказались
в стороне от экономической жизни, переживали
упадок.
Переселение крестьян на окраины
и прежде всего в Сибирь приобрело большое
значение в период проведения столыпинской
реформы, цель которой была в сохранении
помещичьего землевладения путем создания
опоры - кулачества. 0б отсталости промышленности
Сибири свидетельствует структура ее
торговли с Европейской Россией. Продукты
полеводства вывозимые составили 58% ,животноводства
- 19, горной промышленности 23%, а среди ввозимых
промышленные изделия составили 99%.ю 1%
рабочих, лесная, деревообрабатывающая
промышленность, имеющая колоссальные
запасы сырья -1%-3% общероссийского производства.
Первая мировая война(1914 год)
война оказала серьезное влияние на экономическое
развитие Сибири. Война создала условия
для широкого развития кооперативного
движения. Бешеная спекуляция крупных
капиталистов и острый дефицит промышленных
товаров вызвали массовый приток крестьянства
в потребительскую кооперацию.
После Октябрьской революции
под влиянием разных факторов в несколько
приемов были национализированы предприятия
крупной, средней и отчасти мелкой промышленности,
транспорта, торговли, все банковско-кредитные
учреждения, ликвидированы товарные и
фондовые биржи.
Но через несколько тяжелых
лет правительство пришло к осознанию
необходимости "коренной перемены всей
точки зрения" на социализм.
Основное содержание новой
экономической политики заключалась в
стимулировании товарно-денежных отношений,
экономической предприимчивости, инициативы,
материальной заинтересованности в результатах
труда каждого предприятия и каждого труженика.
С переходом к нэпу были сняты
ограничения на частнопредпринимательскую
деятельность. В июле 1921 года законодательством
было допущено существование простых
товариществ, в июле 1922 года - акционерных
обществ, полные товарищества, товарищества
с ограниченной ответственностью. Новая
экономическая политика способствовала
восстановлению сельского хозяйства.
Основное место в производстве продовольствия
и сельскохозяйственного сырья занимало
единоличное крестьянское хозяйство.
Но сталинизм пресек демократические
тенденции, характерные для периода нэпа.
Наиболее характерными чертами создаваемой
в это время административно-командной
системы стали тотальное огосударствление
экономики и общественной жизни, всеобщая
бюрократизация, подавление демократии
и гласности, массовые репрессии. Центр
тяжести борьбы с частным капиталом переносится
в торговлю. Установление предельных розничных
цен создавало на рынке устойчивое положение,
частная торговля вынуждена была считаться
с ценами государства. С рынка вытеснялся
в первую очередь частный крупный оптовик,
посредник межгосударственным и розничным
товарооборотом. Расширение сети государственной
и кооперативной торговли. Изменения в
частной торговле вели к ее измельчению:
от оптовой - к оптово-розничной; от нее
- к мелкой розничной. Уже к концу 1926 г.
частный капитал занимал подчиненное
положение по отношению к государственному
и остался только в розничной торговле.
В начале 30-х годов добыча рыбы рыбаками
производилась в основном единолично,
к 40-м годам в частном секторе осталось
0,8% рыбаков, - сообщает летопись Ханты-Мансийского
национального округа.
Господство бюрократической
олигархии, в конце концов, привело наше
общество к кризису. И в этом главная цена,
которую мы заплатили за десятилетия бюрократического
абсолютизма. Корни кризиса лежат в отчуждении
каждого гражданина от собственности
и управления обществом, отсутствием демократических
отношений между властью и обществом,
в дефиците гласности. Чтобы преодолеть
кризис, необходима была перестройка,
открывшая современный этап развития
российского предпринимательства.
2.3 История предпринимательства
в СССР: 1987-1991 гг.
Приход в 1985 году нового руководства
страны во главе с М.С. Горбачевым породил
в обществе новые надежды на осуществление
политических и экономических реформ.
Наряду с общим оживлением в жизни общества
(«гласностью», «плюрализмом» и т.п.) перестройка
началась с поиска новых подходов к преобразованиям
экономики, отягощенной крайне неэффективной
структурой, доминированием ВПК (с преобладанием
огромных объединений и предприятий, закрытых
городов-заводов, наукоградов и т.п.) в
ущерб АПК и социальной сфере.
Первыми были приняты решения
о повышении значения территориальных
(республиканских, краевых, областных)
органов управления, направленные на расширение
прав местных советов народных депутатов
и переход в регионах на принципы самоуправления
и самофинансирования. В первую очередь,
это относилось к пищевой и легкой промышленности,
бытовому обслуживанию, местному, жилищно-коммунальному
хозяйству, производству строительных
материалов, строительству, торговле,
общественному питанию, потребительской
кооперации. Речь шла о видах и сферах
хозяйственной деятельности, где объективно
и должны были развиваться малые и средние
предприятия, гибко реагирующие на спрос
населения.
В ряде союзных республик (в
основном Прибалтики), краев и областей
начались хозяйственные эксперименты,
связанные с поиском гибких форм хозяйствования
(мелкосерийное производство по заказам
торговых организаций, введение договорных
цен и ассортиментных концепций, открытие
производителями фирменных магазинов
для изучения спроса, введение хозрасчетных
цехов малых производств на средних и
крупных предприятиях) и рациональных
размеров предприятий, работающих на потребительский
рынок. Уже в процессе отбора позитивных
результатов хозяйственных экспериментов
встал вопрос о новой роли кооперативов
и арендных отношений.
Для развития арендных отношений,
которые служили важной ступенью на переходе
к новым кооперативам и другим формам
частного предпринимательства, большое
значение имел Закон СССР «О государственном
предприятии (объединении)» 1987 г. Вводимые
этим законом формы хозяйственного расчета
способствовали в дальнейшем освоению
на небольших предприятиях местной промышленности
и бытового обслуживания прогрессивных
форм арендных отношений. Бытовое обслуживание
стало пионером в распространении индивидуального
и семейного арендных подрядов. Арендный
подряд осваивали также кафе, бары, небольшие
торговые предприятия, бригады и фермерские
хозяйства. Аренда, как и впоследствии
кооперативы, давала импульсы к разгосударствлению
— необходимому подготовительному этапу
системной приватизации. Отрабатываемые
при аренде и в кооперативах принципы
и механизмы окупаемости, возвратности,
самоконтроля способствовали проявлению
предприимчивости, ответственности, нацеленности
на конечный результат и умению противостоять
известному риску. А именно эти черты органически
свойственны малому частному предпринимательству.
Однако движение к правовому и общественному
признанию частной собственности (как
священного права гражданина в демократическом
обществе) было исключительно сложным.
Необходимо напомнить об обобщившем
практику многочисленных экспериментов
и зарубежный опыт Законе СССР «Об индивидуальной
трудовой деятельности» (май 1987 г.). Повсеместный
и быстрый рост числа граждан, занимающихся
ИТД (с 429 тыс. человек в 1988г. до 723 тыс. человек
в 1989г., или на 69%), показал значительный
потенциал индивидуального и семейного
частного предпринимательства. Этот потенциал
в последующие годы, особенно после принятия
закона Российской Федерации «О государственной
поддержке малого предпринимательства»
(июнь 1995г.), был реализован субъектами
малого и частного предпринимательства
без образования юридического лица. Этим
законом снимались ограничения на занятия
народными художественными и кустарными
промыслами, ремесленничеством, извозом,
ремонтом и другими видами бытового обслуживания,
надомным трудом; упрощалась регистрация
занимающихся индивидуальной трудовой
деятельностью; снижались налоги; повышалась
ответственность за предоставляемые декларации
о доходах, получение патента и т.п. Несмотря
на значительные сложности развития индивидуальной
трудовой деятельности в обществе постепенно
менялось отношение к коммерсантам, предпринимателям.
Самыми же динамичными и отзывчивыми на
благоприятные условия, созданные Законом
«О кооперации в СССР» (1988 г.), среди новых
малых форм хозяйствования, рожденных
в период перестройки, оказались новые
кооперативы. Кооперативы, обладавшие
мощным зарядом легализуемой предпринимательской
активности, отличала предельная для тех
реальных условий гибкость в хозяйственной
деятельности. От первых, можно сказать,
показательных кооперативных предприятий
за короткий срок с 1988 по 1989 гг. этот самый
динамичный сектор экономики буквально
взлетел: число кооперативов в строительстве,
производстве товаров, общественном питании,
сфере бытовых услуг в 1988 г. выросло более
чем в 10 раз, численность занятых в них
— в 10 раз, объемы реализуемых товаров
и услуг — почти в 20 раз.
Бурное развитие новых кооперативов
в 1988-1989 гг. можно считать началом возрождения
предпринимательства в Советском Союзе
и интенсивным стартом фазы формирования
начального капитала. Изучение действующих
кооперативов, проведенное с участием
работников Государственной комиссии
по экономической реформе в 1989-1990 гг., показало,
что эффективность их хозяйственной деятельности
была в 5-6 раз выше аналогичных (порой соседних)
государственных предприятий. Организация
дела, механизм управления, подбор работников,
формы оплаты труда (поощрения, наказания)
— все говорило о том, что эти кооперативы
— прообраз малых частных предприятий.
Однако нельзя сказать, что
развитие новых кооперативов происходило
безболезненно. Рывок этого сектора с
резким ростом оборота наличных денежных
средств, уходящих в какой-то мере от контроля
государства (в лице Госбанка СССР), вызывал
у оппонентов среди партийных функционеров,
некоторых руководителей правительства,
официальных финансистов желание ограничить,
поставить под контроль доходы (прибыль)
кооператоров. Это было связано и с общей
экономической ситуацией 1989-1990 гг. Рост
заработной платы на государственных
предприятиях, доходов кооперативов и
других коммерческих структур опережал
темпы увеличения товарной массы. В то
же время конечная продукция и услуги
кооператоров реализовывались по более
высоким свободным (договорным) ценам.
Это вызывало недовольство населения
с низкими и средними доходами (пенсионеров,
работников бюджетной сферы и т.д.). Большинство
кооперативов (почти 80%) было создано в
рамках государственных предприятий,
научно-исследовательских организаций
или при них. Значительную часть своей
продукции и услуг кооперативы по договорам
реализовывали государственным предприятиям
и учреждениям. Последние расплачивались
из своих источников (образуемых по соответствующей
модели хозрасчета фондов) по безналичной
форме расчетов, не затрагивая
собственный фонд оплаты труда и премирования.
Естественно, что кооперативы получали
за выполненную работу наличные денежные
средства, вознаграждая своих работников
за качество продукции и срочность работы
на более высоком уровне, чем госпредприятия.
Определенное недовольство
консерваторов и сторонников традиционных
взглядов вызвали и налоговые каникулы
кооператоров. Речь идет об освобождении
от налогообложения в течение двух стартовых
лет прибыли кооперативов, производящих
товары народного потребления и услуги
по социальным заказам (строительство
и ремонт школ, детских садов, яслей, дорог
и т.п.). Неподготовленность налогового
законодательства, как и всей правовой
базы, отсутствие таких общепринятых в
мире рыночных форм, как малые предприятия,
коммерческие банки, фокусировали внимание
руководителей государства и общественности
только на такой организационно-правовой
форме предпринимательской деятельности,
как кооперативы. Тем самым искусственно
гипертрофировались с помощью подстраивающихся
под политическую конъюнктуру СМИ негативные
моменты их деятельности в ущерб тому
положительному, что привнесли кооперативы
в хозрасчетную практику и на потребительский
рынок (в условиях еще лишь разговоров
о приватизации и свободных ценах).
Среди серьезных экономистов
и юристов, занимавшихся проблемами новых
кооперативов с участием представителей
международных организаций (ЮНИДО, МОТ
и др.), все более росло понимание того,
что новые кооперативы в Советском Союзе
— это не что иное, как частные предпринимательские
структуры.
Боязнь дать полную свободу
частной предпринимательской деятельности
привела в 1990 г. к попыткам ужесточить
банковский и административный контроль
на местах с участием партийных органов,
местных советов, милиции, прокуратуры.
Постановление Совета Министров
СССР «О мерах по созданию и развитию малых
предприятий» (август 1990 г.), безусловно,
сыграло позитивную роль. С одной стороны,
в нем фиксировались и распространялись
полезные нормы эстонского эксперимента.
С другой стороны, оно приближало практику
хозяйствования к международному опыту
становления и развития малого бизнеса.
Но сохранялось одно очень серьезное противоречие:
упор делался на государственные (строительные
и другие) малые предприятия. Дело в том,
что законодательной базы создания и государственной
поддержки частных (и иных форм собственности)
малых предприятий еще не существовало.
Боязливая позиция союзного
государственного руководства по отношению
к конституционно-законодательному закреплению
права на частную собственность и ее защиту
на фоне усиления центробежных тенденций
союзных республик привела к тому, что
законы о собственности, предприятиях
и предпринимательской деятельности (декабрь
1990 г.) в РСФСР оказались более продвинутыми.
Признавались многоукладность экономики
с правом на частную собственность граждан
(на предприятия, средства производства,
результаты хозяйственного использования
имущества, принадлежащего собственнику).
В Законе «О собственности в РСФСР» (декабрь
1990 г.) было зафиксировано право собственника
при осуществлении предпринимательской
деятельности на заключение договоров
с гражданами об использовании их труда.
Фактически фиксировалось равенство различных
форм собственности. Признавалась недопустимость
установления государством ограничений
или, наоборот, предоставления им льгот
предприятиям той или иной формы собственности.