Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 21:39, реферат
Трудно себе представить, но русскому предпринимательству действительно более тысячи лет. Несомненно, государство Российское за столь долгий период не смогло бы выполнить своих задач без тесного союза с русским предпринимательством. Опираясь на предпринимательство и частную инициативу, оно сумело освоить безбрежные просторы страны. Благодаря самостоятельному труду русских предпринимателей государство получило мощные экономические ресурсы.
Введение
Трудно себе представить, но русскому предпринимательству действительно более тысячи лет. Несомненно, государство Российское за столь долгий период не смогло бы выполнить своих задач без тесного союза с русским предпринимательством. Опираясь на предпринимательство и частную инициативу, оно сумело освоить безбрежные просторы страны. Благодаря самостоятельному труду русских предпринимателей государство получило мощные экономические ресурсы. Однако XIX в. принес России глубокие перемены: финансовые реформы 60-х годов; крестьянскую реформу 1861 г.; земскую и судебную реформы 1864 г. и др. Все эти события происходили в условиях кризиса феодально-крепостнической системы, который проявился обострением революционной ситуации. Нарастающая роль российской буржуазии в развитии прогрессивных экономических отношений привела к демократизации государственного строя России, появлению новых форм предпринимательских отношений.
Наконец, в феврале 1917 г. произошла буржуазно-демократическая революция. После победы социалистической революции в октябре 1917 г. крупное и среднее предпринимательство было фактически запрещено, и из российской жизни оказался изъятым важнейший элемент экономического развития. За несколько лет был ликвидирован слой предпринимателей — профессиональных организаторов экономики, которых Россия воспитывала столетиями. К 1920 г. было физически истреблено или вынуждено эмигрировало более 100 тыс. предпринимателей. Вплоть до 80-х годов XX в. предпринимательство по закону считалось уголовно наказуемым. Потеря слоя предпринимателей была непоправимой для России. Страна лишилась уникальных тружеников, которые по своей культуре, психологии, образу жизни заметно отличались от западных предпринимателей. Русские предприниматели наряду с крестьянством в гораздо большей мере, чем другие слои общества, сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности русского национального сознания и русской культуры.
Итак, цель работы – проследить историю российского предпринимательства.
1. Предпринимательство на Руси с IX до XIX вв.
В результате объединения Киевского и Новгородского княжеств в 882 г. образовалось Древнерусское государство. Условно можно выделить три центра торгово-предпринимательской деятельности на Руси: Киевскую Русь (862 — 1237 гг.), Новгородскую республику (1136 — 1478 гг.), Владимиро-Суздалъское княжество (1239 — 1362 гг.), хотя, разумеется, велось предпринимательство и в Смоленском, Черниговском, Псковском, Полоцком и других княжествах.Древнюю Русь называли страной городов. Именно города были оплотом предпринимательства, где сосредоточивались массы товаров, продаваемых как у себя в стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникали торговые и промысловые поселения. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда возникла традиция ярмарочной торговли. Купцы и предприниматели на Руси не выделялись в отдельное сословие. В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества, в том числе князья и бояре. Со второй половины IX в. по Волжскому пути особенно активно велась торговля новгородских, суздальских, ростовских, владимирских и рязанских купцов с арабами. Зародилась торговля с Корсунем, а затем и с Константинополем.
2. Источники права в сфере предпринимательства
Ранними источниками предпринимательского права считаются договоры Руси с Византией (911, 944 и 971 гг.), содержащие нормы торгового права, например правила регистрации отдельных товаров «наволок».
Одним из древнейших источников предпринимательского права является Русская Правда. Это древний памятник светского писаного права Руси X—XIII вв. Русская Правда закрепляла правовые обычаи и судебную практику, регулирующую такие отношения, как нарушение прав собственности, долговые отношения, наследование, семейные отношения и др. В основе построения Русской Правды лежит казуальная система, предусматривающая различные жизненные ситуации, однако в ней отсутствует абстрактная терминология: «владение», «собственность», «преступление».Значительное влияние на древнерусское право оказало оккупационное законодательство. В период правления Золотой Орды источником права была Великая Яса Чингисхана (1206 г.), содержавшая нормы обычного и уголовного права. Предпринимательские отношения древней Руси испытывали влияние источников права Великого княжества Литовского (первый статут Великого княжества Литовского (1529 г.), второй и третий Литовские статуты).Следует упомянуть и Псковскую ссудную грамоту (1467 г.). По сравнению с Русской Правдой в ней более подробно регулировалось обязательственное право, например оформление договоров купли-продажи, залога, займа, мены, поклажи, разграничивались способы возникновения права собственности. В XV—XVII вв. предпринимательские отношения начинают регулироваться специальными нормами: различными грамотами, судебниками. Получает широкое распространение письменный договор. В соответствии с Судебником 1497 г. вводится в действие нотариальная (крепостная) форма сделок. Крупнейшим памятником русского феодального права стало Соборное Уложение 1649 г. Оно представляло собой кодификацию всех основных отраслей законодательства. Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. предоставили торговым людям посада право свободной торговли. При этом на купечество возлагались новые управленческие и финансовые обязанности. В период правления Петра I начинается унификация российского законодательства в соответствии с европейским правом. Возникли передовые организационно-правовые формы предпринимательской деятельности (компании, артели, простые товарищества, товарищества на вере). Российские предприниматели совместно с иностранными пайщиками создают акционерные компании. Развитие предпринимательской деятельности контролируется государством через Берг-, Мануфактур- и Коммерцколлегии. Принятый в 1729 г. Вексельный устав имел большое значение для расчетов предпринимателей. Однако после смерти Петра I усилиями дворянских реакционеров была приостановлена кодификация, и Верховный Тайный совет постановил разобрать законы по старому Соборному Уложению, дополнив их положениями Указа о единонаследии.1800 г. ознаменовался принятием Устава о банкротах. Этот документ регламентировал ведение учета и бухгалтерии всеми торговыми людьми по определенному образцу. Значение Устава было огромно как для развития науки о коммерции, так и для разрешения споров, поскольку в несистематизированных записях, ведущихся каждым купцом по-разному, разобраться было очень сложно. При Александре I продолжилась деятельность по кодификации, проводимая в правление Екатерины II и Павла I.Вступление в царствование Николая I ознаменовалось началом работы (1826 г.) по составлению Свода законов Российской Империи.
3. Российское
Особый этап русского предпринимательства приходится на конец XIX - начало XX вв. Он связан с отменой крепостного права 19 февраля 1861 г. и проведением реформ: земской, городской, судебной, военной, просвещения и печати 1864— 1874 гг. Широкие слои населения России получили право заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в управлении государством. Под контролем Сената с 1863 г. издается периодическое Собрание узаконений и распоряжений правительства, в которое входят уставы акционерных и кредитных обществ, постановления министров, публикуется сенатская практика. Происходит быстрый рост различных организационно-правовых форм экономической деятельности. Предприниматели создают общества: в 1866 г. — Русское техническое общество, в 1867 г. Общество для содействия развитию русской промышленности. В 70-е — 80-е годы состоялись торгово-промышленный съезд с участием представителей правительства, ряд отраслевых съездов, на которых согласовывались вопросы экономической политики, проводимой правительством, предпринимателями и финансистами. В этот период произошли большие изменения в структуре предпринимательства. Лидерство в деловом мире постепенно перешло от фабрикантов традиционных отраслей (текстильных, переработки сельхозпродуктов и т.п.) Усиливается роль банков и страховых учреждений, ведущий становится акционерная форма предпринимательства. Быстро развивается предпринимательское законодательство, ширится кооперативное движение. Издаются «Устав о промышленности заводской и фабричной» (регламентирующий деятельность казенных, частных и частных посессионных предприятий), новый «Ремесленный устав», типовые «Торговый устав», «Биржевой устав» и «Устав о торговой несостоятельности». В 1895 г. принято «Положение об учреждении мелкого кредита», предусматривающее создание кредитных, ссудно-сберегательных товариществ и волостных банков и касс. В 1897 г. принимается «Примерный устав потребительских кооперативных обществ», в 1898 г. — уставы сельскохозяйственных обществ и товариществ. В это время в предпринимательском праве окончательно сформировалось понятие «юридическое лицо».Символом предпринимательства новой эпохи становится деятельность семьи Рябушинских и концерна Стахеева. Рябушинские — выходцы из крестьян Калужской губернии — уже в середине XIX в. организуют несколько небольших текстильных фабрик. Во второй половине века они расширяют свою деятельность, строят хлопчатобумажные предприятия, занимаются кредитными операциями, развивают льняную, стекольную, бумажную и полиграфическую промышленность.
Аграрная реформа, начавшаяся в 1905 г., активизировала предпринимательские отношения среди крестьянства и ускорила формирование класса сельской буржуазии. Правовое регулирование экономики становится одной из основных задач законодателя. В октябре 1906 г. принимается указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий». В 1910-1916 гг. в России возникло крупнейшее предпринимательское объединение — концерн Стахеева, сформировавшееся на основе «системы участия», «личной унии» разнообразных предприятий, подчиненных единой системе управления и контроля путем сближения Русско-Азиатского банка с семейным предприятием — торговым домом «И. Г. Стахеев» (город Елабуга). Концерн возглавили крупнейшие предприниматели России А.И. Путилов, П.П. Батолин, И.И. Стахеев. Вопреки устоявшемуся мнению о каком-то особом зависимом положении России от иностранного капитала общий объем зарубежных вложений в промышленность составлял не более 9—14% всех промышленных капиталов, т.е. не больше чем в ведущих западноевропейских странах, что было связано с общей тенденцией к интернационализации капитала. Отечественные предприниматели определяли всю промышленную политику России. Иностранцы обычно допускались лишь в те отрасли, куда отечественная буржуазия побаивалась вкладывать свои капиталы. В стране было достаточно внутренних средств, чтобы вложить их в промышленность. На протяжении 1876 — 1880 гг., вплоть до 1913 г., наша страна имела непрерывный активный торговый баланс. В этих условиях русский рубль был устойчивой конвертируемой валютой, которую высоко ценили иностранцы. С момента отмены крепостного права по 1913 г. объем промышленного производства вырос в 10 — 12 раз. Торговля и общественное питание были одними из самых развитых в мире. Широкая предпринимательская деятельность позволила России во второй половине XIX — начале XX вв. сделать мощный промышленный рывок и стать одним из наиболее развитых и богатых государств. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности были унифицированы применительно к требованиям европейских рыночных отношений. Российская юридическая наука и законодатель подробно разрабатывают понятие «юридические лица», которые подразделялись на публичные (казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления, частные (общества, товарищества) и учреждения. Юридические лица формировались путем соглашения нескольких лиц, концессионным (специальным разрешением власти), явочным (путем регистрации) порядком. Частные юридические лица подразделялись на товарищества полные и на вере, а также акционерные общества.
4. Предпринимательство в СССР и в постсоветский период
После победы социалистической революции в октябре 1917 г. была введена в действие сформулированная в политических программах революционных партий политико-правовая доктрина «слома» старого экономического и государственного устройства России. Предпринимательские отношения в стране существенно изменились. Новые административно-хозяйственные отношения стали основываться на таких категориях, как национализация, план, государственное регулирование. Имущественный оборот в структурном отношении распался на две части: государственный оборот, основанный на методах централизованного регулирования, и частный оборот, обслуживающий потребителя. Крупные и средние предприниматели наряду с дворянством, купечеством были отнесены к эксплуататорским классам и подверглись репрессиям. В несколько этапов были национализированы промышленность, финансы и транспорт. Формирование основ социалистического права началось с принятием первых декретов второго Всероссийского съезда Советов. Декрет о суде № 1 отменил действие старых законов, если они противоречили «революционному правосознанию». В марте 1921 г. X съезд партии провозгласил переход к НЭПу. В период новой экономической политики (НЭПа) были возрождены некоторые элементы предпринимательской деятельности, достигнуты существенные экономические результаты. Однако по мере своего развития мелкое производство могло превратиться в среднее и крупное, которое могло оказать заметное влияние на экономику. Этого политическая власть допустить не могла. Система налогообложения и государственного контроля, ожесточавшаяся по мере развития предпринимательства, привела к укрыванию частного капитала. В начале 30-х годов частное предпринимательство практически перестало существовать в законных формах. Все организации, обладающие правом юридического лица, делились на корпорации и учреждения. Закон признавал юридическими лицами различные формирования, но не предоставлял прав юридического лица тем объединениям, которые существовали «вне его прямых велений и определенного им объема правоспособности».Одной из организационно-правовых форм хозяйствования были тресты. В 1921-1922 гг. тресты функционировали на основе хозяйственной и правовой самостоятельности. С 1927 г. они превратились в органы государства, выполнявшие плановые задания. Тресты имели свой организационный центр, где концентрировались и государственные предприятия. Декретом о трестах 1923 г. все имущество этих образований делилось на основной и оборотный капитал. Весь основной капитал был изъят из гражданского оборота, но допускался государственный оборот, т.е. вышестоящие органы могли перераспределять основной капитал между государственными предприятиями. Использовали и такие формы хозяйствования, как товарищества и акционерные общества. Особенностями акционерных обществ были складочный капитал и свободное распоряжение акционеров своими паевыми взносами. Однако плановое начало проникало и в эту форму хозяйствования. Был налажен выпуск привилегированных акций, определенное число мест в правлении закреплялось за государственными органами, вводился режим «безответственности по долгам» для определенной части имущества акционерного общества, пайщиками АО стали выступать предприятия «дочернего», вторичного типа. Итак, значительное число акционерных обществ стало чисто государственными образованиями. На них распространялись нормативные акты и правила, регулирующие деятельность государственных предприятий. Использовались и такие юридические формы, как государственные товарищества. Создавались они по аналогии с акционерными обществами, но имели существенные особенности: в них отсутствовал какой-либо минимум учредителей, не было общих собраний, а также членов правлений. Постановлением СТО от 19 февраля 1926 г. государственным предприятиям разрешалось участие в полных товариществах «при условии соответствия целей товарищества уставным целям предприятия». В 1927 г. было принято Положение об акционерных обществах. В нем указывалось, что государственные акционерные общества имеют своей целью не формирование капитала, а хозяйственную деятельность. Принцип обезличенности акций был заменен определенно-личностными отношениями, акции обществ не котировались на бирже, не переходили из рук в руки в качестве товара, а играли роль паев объединенных субъектов. Государственные и смешанные акционерные общества лишь по форме являлись акционерными обществами. По существу они сохраняли черты государственного предприятия. Смешанные акционерные общества рассматривались как переходная ступень к государственным предприятиям. Акционерная форма стала неприемлемой для государственных предприятий и постепенно была вытеснена окончательно из всех отраслей и сфер жизни общества. Использовалась и такая организационно-правовая форма, как синдикаты. Они создавались по инициативе трестов и решали общие для них вопросы (сбыта продукции, кредитования и др.). ВСНХ не в состоянии был контролировать великое множество трестов и хотел сузить круг субъектов своего контроля. Таким образом, и появились синдикаты, выполнявшие функцию главков или даже министерств. Тресты были монопольными организациями в определенных отраслях. Подчиненность их правительству говорила о том, что главным монополистом во всех сферах жизни стало государство. Юридическая природа синдикатов оказалась непонятной. Институт синдикатов имел не частноправовой, а публично-правовой характер. Основу синдиката составляли не договорные отношения, а властеотношения. На синдикаты возлагались следующие задачи: обслуживание производственных и торговых нужд своих членов; устранение конкуренции и установление общей плановой организации путем согласованного выступления на рынке; проведение общегосударственной линии в определенной отрасли промышленности. В дальнейшем синдикаты окончательно превратились в министерства, которым подчинялись через звенья-посредники (тресты и др.) предприятия, ставшие впоследствии государственными. В начале 20-х годов с прежними корпорациями было покончено. Народное хозяйство работало как одна корпорация или фабрика с множеством цехов (предприятий). Решения практически по всем важным вопросам принимались наверху (правительством, министерством), а предприятия имели право и обязанность только выполнять их. Возможность предприятия принимать самостоятельные решения и оформлять их нормативными актами определялась каждый раз вышестоящим государственным органом индивидуально. Административно-командные методы управления продолжали действовать и после Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.). Однако экономическая реформа 1965 г. открыла дорогу инициативе и самостоятельности предприятий. Предприятиям разрешалось теперь устанавливать нормы выработки, разрабатывать графики сменности, должностные инструкции, решать другие вопросы. Они могли сами регулировать вопросы премирования, устанавливать условия соревнования. Вместе с тем реформа 1965 г. не носила глубокого характера. В централизованном порядке по-прежнему регулировалось все до мелочей. Законодательство превращалось в громоздкую, негибкую систему и в результате становилось тормозом на пути экономического и социального развития. Перестройка общества, объявленная в стране в 1985 г., выдвинула задачу расширения инициативы и самостоятельности предприятий. Однако очередной законодательный бум (Закон о государственном предприятии, Закон об индивидуальной трудовой деятельности, Закон о собственности, Закон о кооперации и др.) не был направлен на отказ от государственной собственности и строго централизованной системы министерств и ведомств. В то же время принятие Закона об общих началах предпринимательства и Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности привело к развитию частной хозяйственной инициативы как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Переход общества к рыночным отношениям открыл дорогу развитию свободного предпринимательства.
Заключение
Предпринимательскими отношениями являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики. Проводимые в настоящее время в России рыночные реформы предусматривают создание свободного рынка товаров и услуг, расширение и укрепление сферы предпринимательской деятельности. В этих условиях основными действующими лицами в экономике страны становятся предприниматели. Переход к рынку оказался для России тяжким испытанием, поскольку она устремилась в новую цивилизацию, имея за плечами слишком долгий опыт командно-административных методов руководства экономикой. Страну захлестывала рыночная стихия, несущая людям моральные и материальные потери. Для того чтобы сдерживать эту стихию необходимы новые формы и методы государственного регулирования рынка, имущественных отношений предпринимателей. За годы реформ юридическое понимание предпринимательства претерпело существенные изменения. Согласно ныне действующему Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ) — ст. 2 п.1, предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Библиографический список
Информация о работе Предпринимательство на Руси с IX до XIX вв