Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 17:05, курсовая работа
Цель данной работы определить роль предпринимательства в рыночной экономике и выявить его проблемы развития в Республике Беларусь.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть становление малого бизнеса и его современные критерии;
- обосновать необходимость малого бизнеса в экономике, рассмотреть его роль и выявить основные функции;
Наиболее полное представление об эффективности конкретного производственного предпринимательского проекта дает соответствующий раздел бизнес-плана. [7,с.23].
2.2 Коммерческое предпринимательство
Товарные биржи. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации. Товарная биржа — это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам. Цель такой биржи — создать механизм управления свободной конкуренцией и с ее помощью, с учетом изменения спроса и предложения, выявить реальные рыночные цены.
Товарная биржа — наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка массовых заменителей товаров (зерно, уголь, металл, нефть, лес и т.д.), продающихся по стандартам. Подобные биржи много лет действуют во всех экономически развитых странах.
Классическими примерами служат такие специализированные товарные биржи, как Лондонская (цветные металлы), Ливерпульская (хлопок), Сингапурская (каучук) и др.
Помимо проведения обычной торговли с фактическими поставщиками товаров на товарных биржах широко распространено заключение соглашений при так называемых фьючерсных сделках. Такие сделки предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки.
Товарные биржи выполняют следующие основные функции:
- оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок;
- упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров;
- сбор и публикацию сведений о ценах, состоянии производства и других факторах, оказывающих влияние на цены.
Большую часть оборота товарных бирж составляют сделки не с наличным товаром (так называемые кассовые сделки), а с будущим товаром или по договорам поставки (срочные сделки). Товарные биржи могут быть закрытыми или открытыми. В торгах на закрытых биржах могут принимать участие только брокеры — биржевые посредники между покупателем и продавцом, а в торгах на открытых биржах участвуют также посетители. По характеру биржевых операций товарные биржи подразделяются на биржи реального товара и фьючерсные, на которых осуществляются лишь фьючерсные сделки.
Операции по купле-продаже товаров и
услуг. Основное содержание коммерческого
предпринимательства составляют операции
и сделки по купле-продаже, другими словами,
по перепродаже товаров и услуг. Общая
схема коммерческого предпринимательства
в определенной мере аналогична схеме
производственно-
Прежде чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить маркетинговый анализ рынка. В общем виде маркетинг представляет собой систему организации и управления всеми сторонами хозяйственной деятельности коммерческого предприятия, фирмы. Маркетинг рассчитан на комплексный подход в управлении деятельностью торгового предприятия. Посредством маркетинга осуществляются все виды жизненного цикла торгового предприятия: исследование рынка; продвижение товаров по каналам обращения до конечного потребителя; финансовое обеспечение и получение прибыли. При этом к торговому предприятию предъявляются два взаимосвязанных требования: максимально возможная адаптация к изменяющемуся поведению потребителей и выживаемость в условиях конкуренции.
Важнейшим условием осуществления маркетинга в торговой деятельности является его планирование. План маркетинга служит основанием для установления задания по объему продаж в натуральном и стоимостном выражении. При этом товары различаются по характеристике спроса: первая группа — товары, еще не завоевавшие рынок, а потому требующие повышенного внимания; вторая группа — товары традиционные, пользующиеся устойчивым спросом.
Структура маркетинга наряду с оперативно-управленческой работой включает и такие функции, как исследования рынка, оценка ситуации, предвидение, планирование (о котором говорилось выше), практическая реализация намеченного и контроль за ходом выполнения каждой из перечисленных функций. Если предварительный анализ рынка и прогноз свидетельствуют в пользу осуществления коммерческой сделки, то предпринимателю необходимо проработать бизнес-план, в котором должны найти отражение программа действий по осуществлению сделки и расчет требуемых затрат и ожидаемых результатов. В общем виде программа любой коммерческой сделки включает:
- наем работников для выполнения торгово-посреднических услуг (закупки товаров, его транспортировки, продажи, проведения рекламной работы, оформления необходимых документов);
- приобретение или наем помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товара;
- закупку товара для последующей его продажи;
- привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита и процентов за пользование им;
- получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, выполняющих посреднические функции;
- получение или приобретение необходимой информации, требуемой для планирования, оформления и регулирования сделки;
- реализацию товаров покупателю и получение выручки;
- регистрацию сделки, выплату налогов и платежей федеральным и муниципальным финансовым органам.
Все важнейшие мероприятия коммерческой сделки увязываются между собой по срокам и, где это возможно, предусматривается параллельно-последовательная методика проведения операций. В заключение разрабатывается бизнес-план и укрупненный координационный план действий. При крупных и продолжительных сделках, рекомендуется разработать план-график выполнения работ с указанием сроков и исполнителей. [7, с.38]
2.3 Финансовое предпринимательство
Под финансовой услугой понимается деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц, в том числе осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинг) и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера.
Под финансовой организацией в соответствии с Законом понимается юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющие услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию и иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг. Положения настоящего закона в отношении финансовой организации распространяются на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на основе соответствующей лицензии деятельность на рынке финансовых услуг.
Рынок финансовых услуг — сфера деятельности финансовых организаций на территории страны или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям.
Предпринимательская деятельность на рынке финансовых услуг осуществляется по каждому виду рынка финансовых услуг самостоятельно, обособленно, в соответствии с общими принципами осуществления предпринимательской деятельности, а также с учетом требований, принципов, определенных в законах, регулирующих деятельность предпринимателей в каждом виде рынка финансовых услуг
Предпринимательская деятельность на рынке финансовых услуг представляет совокупность этой деятельности на рынке ценных бумаг, на рынке страховых услуг, на рынке банковских услуг. [7, с.43].
Глава 3. Проблемы развития предпринимательства в Республике Беларусь
Перспективы развития предпринимательства определяются прежде всего проводимой в стране политикой по отношению к негосударственным формам собственности. По сути, к частным предприятиям относятся терпимо в силу их очевидной нужды для насыщения рынка потребительскими товарами и снижения уровня безработицы. В то же время руководящие органы должны сознавать, что на предпринимателей целесообразнее воздействовать экономическими, а не административными методами. Попытки волевого руководства развитием предпринимательства приводят к перемещению предпринимательских капиталов или в соседние страны, или в теневую экономику. И в первом и во втором случаях бюджет теряет значительную часть налоговых поступлений
Предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста.
С принятием Указа Президента Республики Беларусь № 255 от 21 мая 2009 г. “О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства” малое предпринимательство в республике представлено в двух формах: субъекты малого предпринимательства - юридические лица (микроорганизации, малые организации) и предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).
На протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамика доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике. Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам 2009 года работало 20,4 процентов от занятых в экономике. [5, с.35].
Рисунок 2. Динамика доли занятых (в %) в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике Республики Беларусь
Примечание - Источник: [5,с.37].
3.1 Проблемы развития предпринимательства и пути их решения
В последнее время государство стало больше уделять внимание поддержке предпринимательства. Например, в Минской области несколько лет назад вышла программа поддержки малого предпринимательства Минской области на 2008–2011 годы, рассмотрев её мы, можем определить основные направления поддержки предпринимателей. Основными задачами этой программы являются:
1. принятие организационных мер
по достижению прогнозных
Мероприятия направлены на разработку основных показателей прогноза развития малого предпринимательства Минской области, утверждение параметров развития малого предпринимательства;
2. совершенствование нормативной правовой базы.
Мероприятия направлены на создание благоприятной правовой среды и устранение административных барьеров, препятствующих эффективному функционированию субъектов малого предпринимательства;
3. развитие системы финансово-
Предусматривается финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства, реализующих инвестиционные проекты по приоритетным направлениям: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство импортозамещающей и энергосберегающей продукции, выпуск продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, увеличение экспорта; реализация научно-технических разработок.
Реализация данных мероприятий позволит создать новые рабочие места, активизировать производственную, инновационную и инвестиционную деятельность субъектов малого предпринимательства;
4. совершенствование
Актуальное значение для сферы промышленного производства в настоящее время приобретает проблема взаимодействия малых производственных предприятий с крупными. Разрешение данной проблемы предполагается с помощью механизма производственной кооперации субъектов малого предпринимательства с крупными предприятиями, в том числе государственной формы собственности. Развитие системы производственной кооперации позволит наиболее полно использовать производственные мощности малых предприятий . [11,с.56].
Информация о работе Предпринимательство: сущность, цели и задачи