Предприятие и банк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:45, контрольная работа

Описание работы

С появлением банков как специальных институтов профессионального управления денежными ресурсами резко возросли гарантии перемещения денежных средств в экономике. Банки как финансовые посредники, обслуживающие платежи и расчеты в экономике, играют исключительно важную роль в организации и функционировании платежной системы любой страны. Известны случаи, когда банкротство нескольких крупных банков страны становилось причиной сильнейших потрясении всей ее финансовой системы.

Содержание работы

Введение
1. Ответственность банков и предприятий за нарушение расчетной дисциплины
2. Экономические нормативы, установленные коммерческими банками РФ
3. Практическая часть. Задача
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

к.р. по ПРЕДПРИЯТИЮ И БАНК.docx

— 29.16 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Ответственность банков  и предприятий за нарушение  расчетной дисциплины

2. Экономические нормативы,  установленные коммерческими банками  РФ

3. Практическая часть.  Задача

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С появлением банков как специальных  институтов профессионального управления денежными ресурсами резко возросли гарантии перемещения денежных средств  в экономике. Банки как финансовые посредники, обслуживающие платежи  и расчеты в экономике, играют исключительно важную роль в организации  и функционировании платежной системы  любой страны. Известны случаи, когда  банкротство нескольких крупных  банков страны становилось причиной сильнейших потрясении всей ее финансовой системы.

В России к началу рыночных реформ функционировали десятки новых  негосударственных банков, а с  началом реформ их количество начало расти в геометрической прогрессии. Никаких серьезных препятствий  для образования новых банков и должного контроля за их работой  со стороны Центробанка России не существовало. В начальный период рыночных реформ многие из коммерческих банков активно включились в новый, весьма выгодный, но грязный бизнес по временному присвоению чужих денежных средств, и фирм прежде всего. Все  чаще деньги клиентов терялись по пути от банка плательщика до банка  получателя. Эти явления приняли  массовый характер, и банки начали быстро терять доверие клиентов. В  результате страна получила систему  коммерческих банков, которую даже по прошествии шести лет реформ специалисты  в области определения рейтингов, отказываются оценивать на этот предмет. В очередной раз подтвердилось, что рейтинг банков не может быть выше рейтинга страны. Эти обстоятельства позволяют сделать вывод: современная  отечественная банковская система  должна быть реформирована, чтобы надежно  выполнять свою ключевую функцию  – обслуживание платежей и расчетов (3, стр. 34).

Столь сложное положение и банковской среде требует от фирм предельной осторожности при выборе обслуживающих  банков. Чтобы подчеркнуть сложность  и ответственность решений фирмы  при выборе обслуживающего банка, некоторые финансисты этот выбор сравнивают с выбором партнера в браке.

Международная финансовая практика содержит множество рекомендаций на этот счет. Типичные требования, которые фирма  обычно предъявляет к потенциальному обслуживающему банку, предполагают (7, стр. 59):

- знание банком фирмы, особенностей  ее бизнеса, отрасли, в которой  она функционирует;

- способность давать полезные  деловые рекомендации;

- предложение различных способов  получения денежных средств как  наличных (кассовое обслуживание  фирмы), так и безналичных с  низкими трансакционными издержками;

- закрепление за фирмой постоянного  банковского служащего, занимающегося  вопросами кредитования фирмы;  способность оценивать реальные  финансовые потребности фирмы;

- удобное для фирмы месторасположение  банка; обеспечение простоты доступа  к ведающему ссудами должностному  лицу банка;

- стремление банка к совершенствованию  обслуживания клиентов;

- широкий спектр банковских  услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Ответственность банков  и предприятий за нарушений  расчетной дисциплины

Строгое соблюдение правил расчетных операций всеми участниками расчетных  отношений является важным средством, обеспечивающим укрепление договорной и платежной дисциплины. Законодательство установило специальные санкции  за нарушение правил совершения расчетных  операций. Эти санкции принимаются  равным образом в форме денежных штрафов, которые должны уплачивать банки и их клиенты в случаях  нарушения ими указанных правил. Случаи применения штрафов и их размеры  определены законодательством.     

Имущественная ответственность коммерческих банков и их клиентов в расчетных правоотношениях  определяются: а) нормативными актами и б) договорами между банком и  его клиентом.      

К нормативным  актам следует отнести законодательные  акты, а также правила, издаваемые Центральным банком России. Эти нормативные  акты не могут быть изменены соглашением  сторон расчетных правоотношений. Среди  этих актов особое место занимает Положение о штрафах за нарушение  правил совершения расчетных отношений, утвержденное постановлением Совета Министров  СССР от 16 сентября 1983 г. № 911. Содержащиеся в нем нормы, определяющие штрафную ответственность банков, воспроизводятся в правилах о безналичных расчетах, утвержденных ЦБ РФ (п. 1.6). Согласно этим актам за несвоевременное (позднее следующего дня после получения соответствующего документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также за несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу, владелец вправе потребовать от банка (расчетно-кассового центра) уплатить в свою пользу штраф в размере 0,5 процента несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки, если иное не оговорено в договоре между банком и владельцем счета. Необходимо обратить особое внимание на то, что эта ответственность наступает только с момента поступления платежного документа в обслуживающий банк. За время задержки при пересылке его почтой банк ответственности не несет. Штраф взыскивается в случае, если нарушения произошли по вине банка. Требование об уплате штрафа могут предъявлять лишь владельцы счетов, по расчетам с которыми произошли нарушения. Поэтому, в частности, при предварительной оплате сторона, произведшая такой платеж, не может требовать уплаты штрафа за несвоевременное зачисление средств на счет поставщика. Штраф можно взыскивать только с обслуживающего банка, т.е. в соответствии с п. 29 Закона «О банках и банковской деятельности» отношения между предприятием и банком носят договорный характер.     

С 1 июля 1992 г. с банков снята ответственность  за начисление и взыскание пени в  расчетах между клиентами и установлено, что при несвоевременной оплате поставленной продукции, покупатель (плательщик) уплачивает пеню в порядке, предусмотренном  в договоре между поставщиком (получателем) и покупателем (плательщиком). Постановлением Президиума Верховного Совета РФ и  Правительства РФ от 25 мая 1992 г. с 1 июля 1992 г. введена пеня за просрочку платежа  в пользу поставщика в размере 0,5 процента в день в случаях, когда  размер ее не определен по согласованию между поставщиком и покупателем  в договоре на поставку. Этим же актом  предусмотрено, что в случае задержки зачисления на счета клиентов платежа  по вине банка с указанного банка  взимается в пользу поставщика пеня за каждый день просрочки зачисления платежа в размере 0,5 процента в  день.     

Уплатой штрафов, предусмотренных законодательством, не ограничивается имущественная ответственность  банков. В договоре между банком и клиентом могут предусматриваться  дополнительные штрафные санкции. Кроме того банки несут ответственность за причиненный клиенту материальный ущерб в размере прямых убытков и упущенной выгоды.     

Размер  имущественной ответственности  предприятий перед банком непосредственно  законом не определен. Здесь применяются  общие нормы гражданско-правовой ответственности. В ряде случаев  конкретный размер такой ответственности  устанавливается в договорах  банковского счета и вклада, кредитных  договоров и имеет целью способствовать выполнению предприятиям своих обязанностей в кредитно-расчетных операциях. Следует подчеркнуть, что санкции  банка, применяемые к предприятию, не освобождают его от ответственности  перед контрагентами по договорам, в соответствии с которыми производятся расчеты.     

Взаимные  претензии по расчету между плательщиком и получателем средств рассматриваются  сторонами в установленном порядке  без участия банковских учреждений.     

Претензии к банку (расчетно-кассовому  центру), связанные с выполнением  банковских операций, направляются предприятием (банком) в банк (расчетно-кассовый центр), допустивший нарушения.     

Подача  жалобы и предъявление иска не приостанавливает операции по счету.     

Споры, возникающие между банками и  предприятиями, о взыскании штрафов  за нарушение правил документооборота и применении мер имущественной  ответственности рассматриваются  арбитражным судом.

Банки и предприятия несут  ответственность за нарушение правил совершения расчетных операций в  соответствии с действующим законодательством. Имущественная ответственность  между банком и его клиентом определяется нормативными актами и договорами между  банком и его клиентом. К нормативным  банкам следует отнести законодательные  акты, а также правила, издаваемые ЦБ РФ. Особое место занимает "Положение  о штрафах за нарушение правил совершения расчетных операций "утвержденное постановлением СМ СССР от 16 сентября 1983 г.N911. Штрафные санкции могут быть применены только при наличии  договорных отношений между банком, допустившим нарушение и предприятием-клиентом .В соответствии с п.29 Закона о банках и банковской деятельности отношения между предприятием и банком носят договорной характер. Поэтому штраф за нарушение договорных обязательств предприятие может взыскать только с обслуживающего банка. П.7 "Положения о штрафных" санкциях предусматривает за несвоевременное или неправильное списание средств со счета владельца взыскания с обслуживающего банка штраф в размере 0,5% суммы за каждый день просрочки. В договоре между банком и клиентом могут быть оговорены дополнительные штрафные санкции.

Предприятие несет прямую ответственность за соблюдение кредитных  договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, систематически невыполняющее  свои обязательства по расчетам, может  быть объявлено неплатежеспособным. Об этом сообщается основным поставщикам  товарно-материальных ценностей и  вышестоящему органу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономические нормативы,  установленные коммерческими банками  РФ

Регулирование деятельности коммерческих банков осуществляется с использованием соответствующих экономических нормативов. Экономические нормативы деятельности коммерческих банков имеют следующие особенности:

1) нормативы делятся на  обязательные для исполнения коммерческими банками и оценочные. Оценочные нормативы применяются для детализации обязательных нормативов и служат для более углубленного анализа ликвидности и устойчивости банка;

2) все существующие нормативы  дифференцированы применительно к типу коммерческого банка. При этом Центральный банк Российской Федерации исходит из того, что коммерческие банки, созданные на основе ранее действовавших специализированных банков, являются более финансово устойчивыми и ликвидными, чем вновь организующиеся банки.

Экономические нормативы  включают следующие показатели:

1) норматив достаточности  капитала;

2) нормативы ликвидности  баланса банка;

3) нормативы ограничения  крупных рисков привлечения и размещения ресурсов.

С помощью экономических  нормативов, устанавливаемых Центральным банком России, регулируется, во-первых, абсолютный и относительный уровень собственного капитала банка, во-вторых, ликвидность его баланса, в-третьих, диверсификация активных и пассивных операций кредитного учреждения, в-четвертых, создание каждым банком централизованных резервов для обеспечения финансовой устойчивости банковской системы страны.

Для соблюдения экономических  нормативов в коммерческих банках создается  система анализа и контроля. Данной работой занимается группа аналитиков, которая разрабатывает специальные методики анализа.

Анализ экономических  нормативов в коммерческих банках проводится по следующим направлениям:

1) сравнение фактических  значений показателей с нормативными данными;

2) изучение динамики изменений  анализируемых показателей;

3) выявление факторов, которые  оказывают влияние на изучаемые  показатели.

На первом этапе анализа  необходимо составить таблицу, которая будет характеризовать фактический уровень экономических нормативов в сопоставлении с их предельными значениями.

На втором этапе необходимо проверить соответствие каждого  показателя его нормативному уровню.

На третьем этапе рассматриваются  показатели в динамике. Аналитик банка должен убедиться в устойчивости или случайности ситуации.

Далее должен проводиться  пофакторный анализ наиболее существенных отклонений. Если наблюдается устойчивая отрицательная тенденция, то такой анализ осуществляется по ряду дат, чтобы выявить причины отклонений.

Банковский надзор проводится в следующих направлениях:

1) Регулирование допуска  на рынок банковских услуг

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и задачами, определенными в Стратегии развития банковского сектора Российской Феде рации, Банк России, принимая решение о допуске на рынок банковских услуг, о государственной регистрации новых кредитных организаций и выдаче им лицензий на осуществление банковских операций, осуществляет контроль за соблюдением требований, установленных банковским законодательством и нормативными актами Банка России:

1) по обеспечению минимального размера уставного капитала вновь создаваемой кредитной организации;

2) по формированию уставного капитала кредитной организации собственными денежными средствами инвесторов;

3) по соблюдению установленного предельного раз мера оплаты уставного капитала в неденежной форме в случае внесения определенных видов имущества (здания, помещения);

4) по обеспечению прозрачности структуры собственности кредитных организаций;

5) по финансовому положению учредителей (участников) кредитной организации;

6) по соответствию кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей установленным Банком России квалификационным требованиям и требованиям к их деловой репутации, позволяющим занимать соответствующую должность в органах управления кредитной организации. Банком России контролировались крупные (более 20%) приобретения акций (долей) кредитных организаций.

2) Дистанционный надзор

Поддержание стабильности банковского  сектора, защита законных интересов  кредиторов и вкладчиков кредитных  организаций, а также принятие обоснованных решений в сфере банковского  регулирования и надзора являются приоритетами политики Банка России в области дистанционного надзора.

Информация о работе Предприятие и банк