Предприятие как субъект экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 19:49, реферат

Описание работы

В общественном сознании понятие предпринимательства часто связывается с реализацией некоторой масштабной и новой идеи, которая может принести доход, как в краткосрочной, так и в отдаленной перспективе, однако с определенной вероятностью может и не оправдать возлагаемых ожиданий. При этом особый слой предприимчивых людей берет на себя риски, связанные с принимаемыми нестандартными решениями. Если бизнес в целом допускает значительную долю рутинной деятельности, осуществляемой по некоторым заданным правилам, то экономические новации и пионерские стратегические решения являются необходимыми условиями предпринимательства, выражением его «духа».

Файлы: 1 файл

Предприятие как объект и субъект предпринимательской деятельности.docx

— 36.57 Кб (Скачать файл)

Предприятие как объект и субъект предпринимательской деятельности

Предпринимательство как экономическая категория

В общественном сознании понятие предпринимательства часто связывается с реализацией некоторой масштабной и новой идеи, которая может принести доход, как в краткосрочной, так и в отдаленной перспективе, однако с определенной вероятностью может и не оправдать возлагаемых ожиданий. 

При этом особый слой предприимчивых людей берет на себя риски, связанные с принимаемыми нестандартными решениями. Если бизнес в целом допускает значительную долю рутинной деятельности, осуществляемой по некоторым заданным правилам, то экономические новации и пионерские стратегические решения являются необходимыми условиями предпринимательства, выражением его «духа». Так как и размер вознаграждения за предпринимательскую деятельность, и время его получения существенно зависят от фактора неопределенности, в общественном мнении предприниматели часто отождествляются с «подвижниками» и «первопроходцами». 

Предпринимательство в широком смысле отождествляется с любым бизнесом, в узком смысле — с высокорисковыми видами бизнеса, связанными с реализацией значимой и, как правило, новой идеи. 

Классическая модель предпринимательства имеет две модификации в зависимости от способов достижения поставленных целей: рутинно-прагматическую — на основе использования трудноосваиваемых производственных ресурсов и потребительскую — на основе более полного, точного и адресного удовлетворения спроса потребителя. 

Отличительная особенность этой модели состоит в максимизации прибыли и получении наибольшей отдачи от имеющихся в распоряжении ресурсов на базе уже сложившихся технологий. 

Вторая модель предпринимательства ориентируется на поиск более эффективных технологий переработки ресурсов и экономических методов ведения хозяйства и приводит к максимизации прибыли, как правило, лишь в некотором отдаленном будущем. Используя как собственные, так и внешние ресурсы и формируя новые стратегии экономического развития, предприниматель берет на себя инновационные риски, связанные с новаторской деятельностью. 

В соответствии с этими моделями различают и типы предпринимательских решений. 

Инновационная модель предпринимательского поведения наиболее актуальна для большинства стран развитой экономики. Однако реализация ее требует, как правило, участия государства. Научно-технический прогресс, повышение требований к надежности, качеству и другим параметрам продукции заставляют многие предприятия осуществлять «мозговые атаки» для поиска принципиально новых технико-экономических решений. Особенно велика роль инновационной модели предпринимательства в наукоемких отраслях, где небольшие компании при поддержке государства разрабатывают и внедряют принципиально новые, рискованные в коммерческом отношении научно-технические проекты, в которые крупные корпорации, как правило, избегают вкладывать средства. 

В периоды общественных преобразований и экономических реформ роль инновационной модели предпринимательского поведения становится особенно значимой. В сфере предпринимательской деятельности высокую важность приобретают нестандартные стратегические решения, позволяющие согласовать противоречивые экономические интересы хозяйственных субъектов, инициировать действие неработающих экономических механизмов, обеспечить «взаимность ожиданий» всех функционирующих элементов общественной системы. 

Именно в эти периоды открывается широкий простор для творческого подхода в управленческой деятельности, новаторских методов ведения хозяйства и даже для экономического эксперимента. Что касается технологических и технико-экономических инноваций, то именно они зачастую оказываются той опорой, на основе которой удается повысить эффективность деятельности предприятий и осуществить подъем экономики, застрявшей в стадии «хронических» преобразований. 

Инновационную модель предпринимательства можно считать скорее вынужденной, чем необходимой формой экономического поведения предприятия, выживающего в ситуации жесткого трансформационного шока. Такие качества, как изобретательность, смекалка, а в ряде случаев и изворотливость, оказались непременными атрибутами большинства процедур принятия стратегических решений в сфере микроэкономических процессов. Преобладающим в этой сфере, определяющей успешное экономическое развитие предприятий, становится инновационный тип предпринимательских решений. В то же время инновационная деятельность в традиционном ее понимании как деятельность в технико-экономической области, связанная с разработкой и внедрением достижений НТП, находится в фазе стагнации ввиду отсутствия средств на ее осуществление. До последнего времени здесь реализовывались главным образом малозатратные технические решения, соответствующие известной русской пословице «Голь на выдумки хитра». Однако уже сейчас в общественном сознании формируется понимание недопустимости создавшегося положения и необходимости поиска путей выхода из него. Один из вариантов решения этой проблемы — развитие венчурного капитала. 

Другой тип предпринимательских решений — рутинно-прагматинеский — широко используется при внедрении и развитии отсутствующих в условиях российских экономических реформ современных методов ведения рыночного хозяйства (культуры и этики бизнеса, подготовки кадрового состава и т. п.) и тем самым способствует как совершенствованию институциональной структуры промышленности, так и созданию необходимой предпринимательской инфраструктуры. 

Центральной фигурой, способной обеспечить динамичное и эффективное развитие предприятия, является собственно предприниматель. Именно предприниматель (какое бы место в ряду участников процесса формирования и реализации предпринимательских решений — директора, менеджера, собственника предприятия и т. д.— он ни занимал) в своей деятельности способен эффективно выполнять комплексные функции:

осуществлять выбор адекватной модели предпринимательского поведения;

реализовать в рамках этой модели намеченное стратегическое решение;

проводить долговременную экономическую политику предприятия. 

Социально-экономическое положение отечественного предпринимателя основывается на двух «китах»: он должен быть одновременно и собственником, и главой (директором) предприятия, так как именно такое сочетание полномочий обеспечивает эффективное выполнение перечисленных выше функций предпринимательской деятельности. Немаловажную роль играют при этом и личные качества: лидерство, недюжинные организаторские способности, умение уравновешивать авантюрные замыслы точным расчетом, профессионализм, готовность к разумным жертвам во имя достижения цели, искусство согласования собственных прагматических интересов с общественными, мобильность и динамичная адаптация к рыночной конъюнктуре и т. д. 

Указанные качества не являются атрибутивными для определения сущности данного субъекта рынка; как правило, они проявляются и укрепляются еще в процессе движения по карьерной лестнице, и в результате отбора на вершину попадают только лучшие. 

Противоречивость предпринимателя как экономического субъекта проявляется в том, что его роль в обществе, как показывает анализ экономических реалий, неоднозначна. С одной стороны, предприниматель действует в интересах общества в целом, способствуя насыщению рынка продуктами производства и созданию рабочих мест, что в конечном счете обусловливает развитие и подъем реального сектора; с другой — он может действовать исходя из собственных экономических интересов, противоречащих народно-хозяйственным или корпоративным целям, что побуждает его использовать различные схемы ухода от налогов, проводить трансферты капитала за границу, осуществлять операции в области, граничащей с «теневым» бизнесом, и т. д. 

Инновационная модель предпринимательского поведения зачастую оказывается неприменимой на крупном предприятии. Инновационные решения реализуются здесь другим классом функционеров, которых правильнее называть не предпринимателями, а бизнесменами. Изложенная позиция в значительной степени является дискуссионной, однако имеет право на существование.

 

Основные виды предпринимательства

Возникновение и функционирование рынка, в рамках которого осуществляется кругооборот ресурсов, дохода и продукции, возможно при наличии ряда условий. Важнейшие из них:

  • общественное разделение труда, которое неизбежно приводит к обмену продуктами и услугами;
  • экономическая обособленность производителей как непременное условие эквивалентного обмена;

свобода предпринимательской деятельности. Современная рыночная экономика представляет собой сложный механизм взаимодействия спроса и предложения, а в конечном счете — производителей и покупателей. 

Он состоит из большого числа разнообразных производственных, финансовых, коммерческих и информационных структур, взаимодействующих в рамках принятого в стране законодательства. 

Основные субъекты хозяйственной деятельности в рыночной экономике — домашние хозяйства, предприятия и государственные учреждения. 

Домашние хозяйства как экономический образ средней семьи являются, с одной стороны, условными единицами потребительской сферы, с другой — владельцами экономических ресурсов. 

Предприятия и государственные учреждения представляют собой структурные составляющие второй главной сферы человеческой деятельности в области экономики (сферы деловой активности людей). 

На рыночную экономику той или иной отдельной страны с разной степенью интенсивности оказывают влияние как «невидимая рука рыночных сил», так и государственное регулирование. 

Понятие «государственное регулирование» в современной социально ориентированной рыночной экономике включает в себя понятие «государственный заказ», но само по себе обозначает значительно более широкое явление. Государство в первую очередь через правительственные организации:

  • ограничивает монополизм и инфляцию и борется за чистоту окружающей среды;
  • изменяет распределение дохода и регулирует экономическую активность;
  • выполняет функции стабилизации экономики;

осуществляет систему трансфертных платежей. 

Все субъекты хозяйственной деятельности во взаимосвязи составляют единое целое экономического механизма общества. Однако можно отметить большую роль в нем такой составляющей, как предприятия, поскольку эквивалентный рыночный обмен возможен лишь при наличии произведенных продуктов и услуг. Отсюда появляется необходимость более детального изложения особенностей образования и функционирования предприятий. 

Предприятия могут существовать в условиях как рыночной, так и централизованно управляемой экономики. Поэтому признаки, определяющие предприятие, можно разделить на зависящие и не зависящие от экономической системы (табл. 1.1). 

Таблица 1.1

Признаки, определяющие предприятие

Не зависящие от экономической системы

Зависящие от экономической системы

рыночная экономика

централизованно управляемая экономика

Использование производственных факторов

Автономность

Подчиненность центральному органу

Экономичность

Прибыльность по фактическому результату. Частная собственность

Выполнение плана любой

ценой. Общественная собственность

Финансовое равновесие

Рыночная цена. Избыток рабочей силы

Государственная цена. Недостаток рабочей силы


 

 

На каждом предприятии производственные факторы (ресурсы, человеческий труд) должны взаимодействовать друг с другом, чтобы обеспечить выпуск продукции. При этом в любом случае предприятие функционирует в условиях ограниченных производственных ресурсов. 

Поэтому в соответствии с экономическим признаком предприятие может свои результаты:

  • максимизировать — при заданном объеме производственных ресурсов выпуск продукции должен быть наибольшим;
  • минимизировать — определенный объем выпуска продукции должен быть реализован при наименьшем расходовании производственных ресурсов;

оптимизировать — затраты и результаты находятся в определенном оптимальном сочетании. 

Любое предприятие должно находиться в состоянии финансового равновесия — своевременно выполнять свои платежные обязательства перед бюджетом, работниками и поставщиками материальных ресурсов. 

Факторы, определяющие предприятие в условиях централизованно управляемой экономики, показаны в табл. 1.1: подчиненность центральному органу; обязательное выполнение плана любой ценой; установление государственной цены, по которой готовый продукт будет реализован. Безусловно, это возможно лишь при основополагающей роли общественной собственности. 

Информация о работе Предприятие как субъект экономической деятельности