Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 17:20, реферат
Под качеством услуги, сервисного продукта понимается комплекс их полезных свойств, нормативно-технологических характеристик обслуживания, благодаря которым общественные и индивидуальные потребности удовлетворяются на уровне установленных требований, сопоставимых как с национальными традициями, так и с мировыми стандартами. Полезными свойствами услуги выступают ее объективные характеристики, которые проявляются при ее потреблении, отвечают запросам и нуждам потребителей, а также государственно-нормативным правовым критериям.
1.1 Проблемы качества и безопасности услуг в практике современного сервиса.
При оценке состояния сервисной деятельности в любой стране ключевое значение приобретает проблема качества продуктов и услуг.
Под качеством услуги, сервисного
продукта понимается комплекс их полезных
свойств, нормативно-технологических
характеристик обслуживания, благодаря
которым общественные и индивидуальные
потребности удовлетворяются на
уровне установленных требований, сопоставимых
как с национальными
Таким образом, понимание качества заключает в себе, прежде всего, экономическую составляющую, а также основывается на нормативно-правовой базе. Так, качество имеет разные уровни выраженности (высший, средний, низший) в зависимости от стоимости, на которую согласен потребитель. Проблема качества как экономическая категория возникла вместе с развитием общественного производства, с началом генерирования услуг как ответ на повседневные потребности людей. Законы Хаммурапи, действующие у древних вавилонян, предусматривали строгое наказание в том случае, когда работа строителя или врача не соответствовала потребительским ожиданиям или приводила к беде.
Сегодня все производители
мира озабочены проблемой повышения
качества производства, включая и
производство услуг. Положительный
результат повышения качества сервисной
продукции важен для всех участников
и сторон. В случае качественного
сервиса государство фиксирует
увеличение народно-хозяйственного эффекта
на единицу затрат, получает расширенные
экспортные возможности и валютные
поступления, к тому же более полно
удовлетворяются потребности
Заинтересован в качестве
и потребитель: через улучшение
качества услуг создаются более
благоприятные условия
Выигрыш изготовителей сервисных
продуктов состоит в том, что
лучше используются ресурсы, сокращаются
потери от брака и рекламаций, увеличиваются
доходы от реализации продукции повышенного
качества, увеличиваются фонды
Свойства услуги, а также
конкретные показатели качества сервиса
широко используются представителями
государственных контрольно-
Вместе с тем производственные свойства услуги представляют собой лишь потенциальное качество. Любой товар, сервисный продукт всегда необходимо протестировать на функциональную пригодность, которая обычно проверяется в период испытаний, в начале выхода новой услуги на рынок, при первой оценке клиентом предлагаемой услуги.
Но и функциональные свойства не позволяют сделать окончательный вывод о качественных характеристиках услуг и сервисных продуктов - необходимо учитывать их потребительские свойства. Потребительскими свойствами выступает совокупность показателей, которые являются для потребителя наиболее значимыми. Именно они отображают реальное качество продукции.
Каждый тип, каждая разновидность сервисных продуктов и услуг содержат разные сочетания свойств, составляющих производственные и потребительские характеристики качества. Различия между разными группами показателей качества, отображающие производственные и потребительские свойства, легко можно видеть на примере любого вещного товара - автомобиля, одежды, с одной стороны, и сервисного продукта, который создается в процессе обслуживания клиента, с другой. Потенциальное качество промышленного товара осуществляется специальной системой технического контроля и стандартизации на определенных стадиях его производства.
В отличие от свойств промышленного
товара свойства сервисного продукта,
свидетельствующие о качестве, являются
гораздо более сложными для вычленения,
объективного измерения, подсчета стоимости.
Вместе с тем производство любого вида
услуг также приобретает ряд производственно-
К числу наиболее распространенных свойств разного рода услуг, которые можно фиксировать, подсчитывать и сравнивать, относятся обычно следующие:
♦ количественные характеристики оборудования, инструментов, разного рода материалов и средств, с помощью которых осуществляется услуга;
♦ особенности протекания технологического цикла выполнения услуги и некоторых ее физико-технических характеристик (звук, освещение и др.);
♦ информационное обеспечение потребителя относительно важнейших особенностей услуги, ее результатов и т.п.;
♦ период времени обслуживания потребителя с его участием или срок, в течение которого услуга выполняется без его участия;
♦ длительность и надежность использования результатов сервисной деятельности;
♦ характеристики, связанные с санитарией, гигиеной, порядком в помещении, где выполняется услуга или процесс обслуживания;
♦ экологические характеристики услуги, процесса обслуживания;
♦ характеристики, связанные с безопасностью потребителя и обслуживающего персонала;
♦ численный состав сотрудников,
участвующих в процессе обслуживания,
а также их профессионально-
♦ этические качества обслуживания - ответственность, вежливость, чуткость и др.;
♦ эстетические качества обслуживания - комфортность обстановки обслуживания, внешнее оформление товара, дизайн интерьера и др.
Так, для услуг пассажирского транспорта важнейшими характеристиками качества выступают такие, как скорость и точность движения, безопасность услуги, комфортность мест и условий пребывания пассажиров до и во время передвижения, их информированность об этапах передвижения и др.
В таких местах общественного питания, как ресторан, высокоразрядное кафе, качество обслуживания отображают следующие характеристики:
♦ широкий ассортимент блюд и напитков;
♦ приготовление блюд из свежих, высококачественных или редких продуктов, требующих особой обработки и точной рецептуры;
♦ неукоснительное соблюдение всех технологий приготовления пищи;
♦ высокий уровень профессиональной подготовки работников важнейших служб;
♦ комфорт и безопасность общей обстановки в залах обслуживания;
♦ этика и предупредительность обслуживающего персонала;
♦ продуманная эстетика интерьера, наличие музыкальной программы и др.
В случае посещения ресторана показатель времени может носить вариативный характер, так как посетитель обычно отводит время на посещение ресторана, намного превышающее время обеда в столовой или кафе самообслуживания.
В целом ряде услуг, связанных
с удовлетворением
Во многих областях сервиса
производственно-
Помимо физических свойств обслуживания не менее (а во многих случаях более) важное значение для оценки качества услуги приобретают потребительские свойства.. Как отмечалось, потребительские свойства выражают реальное качество услуги и могут быть определены потребителем лишь в ходе обслуживания или после него.
Главным «экспертом» в
определении реального качества
услуги остается потребитель. Именно он
выступает фигурой, на которую направлено
обслуживание. Вместе с тем потребительская
оценка услуги, опираясь на объективные
ее свойства, содержит много субъективных
моментов. Проистекает это в силу
разных причин. Когда потребитель
оценивает качество услуги, он сравнивает
некоторые фактические
Все же не следует считать оценивание качества услуги потребителем полностью ошибочным. Ведь он оценивает функционально-практические аспекты результатов услуги, что сразу делает его оценку наиболее значимой. Кроме того, взятые в целом потребители выступают коллективным субъектом оценивания, что также не может быть проигнорировано ни производителями услуг, ни контролирующими органами государства.
Все это определяет двусторонний
подход к выявлению оценки качества
услуги: учет производственно-физических
(способных быть зафиксированными,
просчитанными, отображенными в
числовой форме) показателей, а также
учет субъективных оценок потребителей.
Последние в каждом отдельном
случае приобретают нестрогий характер
- они зависят от личных установок
потребителя, а также от моды, национальных
традиций и т.п. Вместе с тем сходные
отзывы о качестве, высказанные тысячами
потребителей, приобретают вполне объективный
характер и должны расцениваться
производителями услуг как
Согласно теории конкурентной рациональности, степень удовлетворения потребителя следует признать важнейшим критерием контроля качества сервиса. А величина расхождения между ожидаемыми и фактическими параметрами услуги свидетельствует о степени эффективности работы конкретной сервисной фирмы - чем больше расхождение в худшую сторону в сознании потребителя, тем менее эффективно обслуживание данной фирмы. Особенно настораживающим показателем для производителя должно стать снижение удовлетворенности обслуживанием среди постоянных и приверженных фирме клиентов.
Если 25-30% всех клиентов выражают
полную удовлетворенность
Специально рассмотрим один из показателей качества услуги, связанный с ее безопасностью. В целом безопасность человека в сфере услуг определяется эффективным функционированием данной сферы, отсутствием в ее рамках разного рода угроз, ущерба для жизни, здоровья и имущества потребителей, работников отрасли, а также для окружающей среды.
Существуют разные разновидности безопасности услуг, что подразумевает выделение различных аспектов процесса безущербного обслуживания потребителей. Принято выделять следующие аспекты безопасности:
♦ эксплуатационно-техническую (куда входит электробезопасность, пожарная безопасность, безопасность от воздействия химических веществ и др.);
♦ экологическую;
♦ информационную;
♦ правовую;
♦ финансовую;
♦ имущественную;
♦ психологическую;
♦ связанную со здоровьем людей.
Выделенные общие типы безопасности в разных направлениях сервисной деятельности конкретизируются по-разному.
Но во всех указанных разновидностях безопасности имеется возможность фиксации объективных сервисных качеств, отвечающих общим стандартам и требованиям. Качество услуг такого рода сравнительно легко фиксируется либо визуально, либо через опытное испытание приобретаемого товара, через примерку вещи, знакомство с документами, с маркировкой продукта. Таким путем нетрудно установить, например, дату производства скоропортящегося продукта питания, проставляемую на этикетке, уровень напряжения в сети для домашнего прибора и др.
Информация о работе Проблема качества и безопасности услуг современного сервиса