Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:27, реферат
Стремление России присоединиться к Всемирной торговой организации (ВТО) является важнейшим подтверждением намерений и в дальнейшем прилагать усилия по развитию взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мира. При этом Российская Федерация берет на себя ряд обязательств. Так, в рамках вступления в организацию Россия согласилась снизить среднюю ставку импортных пошлин. Не будут применяться прямые экспортные субсидии. Общая сумма внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках «янтарной корзины» не должна превышать 9 млрд. долларов США до 2013 г. и должна постепенно снижаться до 4,4 млрд. долларов к 2018 г.
Введение
1 Вступление России во ВТО и вопросы международного сотрудничества в сфере сельского хозяйства
2 Меры государственной поддержки сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО
3 Правила внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках ВТО
4 Проблемы функционирования АПК в условиях присоединения к ВТО
Заключение
Список использованных источников
Более того, как в отношении растительных масел, так и маргарина, снижение действующего тарифа до значения начального уровня связывания обусловлено тем, что в 2004 г., когда был подписан протокол с одним из основных торговых партеров России — с ЕС, ставка действовавшей (до октября 2005 г.) пошлины на маргарин составляла 15%, но не менее 0,12 евро за 1 кг, по сравнению с которым начальный уровень связывания был выше или равен этому значению. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2005 г. № 599 ставка ввозной таможенной пошлины была повышена до действующего в настоящее время размера.
Что касается обязательств по снижению пошлин от начального к конечному уровню, то пошлины на все виды растительных масел, производимых в России, существенно не снижаются.
По некоторым позициям была осуществлена корректировка специфической компоненты пошлины комбинированной ставки пошлины. Это было сделано по требованию заинтересованных членов ВТО для приведения ее в соответствие с адвалорной компонентой на базе данных, соответствовавших периоду ведения переговоров.
Снижаются конечные уровни ставок пошлин на тропические масла, поставляемые в Россию наливом для дальнейшей переработки (до 3%), а также (до 13%) на масла, не производимые в России (виноградное, хлопковое).
Мясопродукты и рыбные консервы. Ставки действующего тарифа на мясные консервы, а также на консервированные омары по тем тарифным позициям, где они выше начального уровня связывания, должны быть снижены (повышения пошлин были осуществлены в процессе формирования ЕТТ).
В течение переходного периода после присоединения пошлины почти по всем мясопродуктам практически на уровне, действовавшем в таможенном тарифе России до 1 января 2010 г. Очень незначительно (на 1-2 процентных пункта) уменьшатся при таком же сравнении ставки пошлин на рыбные консервы. При этом уменьшатся ставки пошлин на сырье и ингредиенты (белковые изоляты и наполнители) для их производства.
Сахар и кондитерские изделия. Товарная номенклатура по сахару значительно изменена в 2010 г. Изменилась шкала зависимости пошлин от диапазонов цен сахара-сырца на Нью-Йоркской товарной бирже. Договоренности ставкам пошлин на сахар-сырец и сахар прочий (кроме белого) были зафиксированы в период действия прежней ценовой шкалы. Они сводятся лишь к снижению верхнего уровня пошлин с 270 до 250 долл/т. Ставка на белый сахар остается неизменной. Таким образом, с момента присоединения к ВТО должна быть возвращена прежняя шкала диапазонов цен на сахар-сырец и соответствие ставок пошлин в зависимости от цены.
Пошлины на сахарные сиропы (0,23 евро за 1 кг) будут снижены в течение 5 лет до 0,12 евро/кг.
Ставки пошлин на кондитерские изделия будут снижаться с 28 до 12% в течение 4 лет.
Овощные и фруктовые консервы, соки. Снижение пошлин за переходный период на эту продукцию по значительному количеству позиций незначительно (в основном с 15 до 11-12%). Однако, снижению до 5% (причем, по ряду позиций - с момента присоединения) подвергнутся ставки на концентраты соков.
С 15 до 6-10% произойдет снижение пошлин на консервы из тропических овощей и фруктов (пассифлора, гуайява). Снижение пошлин на готовые соки не будет иметь экономических последствий, поскольку готовые соки в Россию импортировать экономически не выгодно.
Алкогольные и безалкогольные напитки, табачная продукция. К моменту присоединения действующий тариф на алкогольные и безалкогольные напитки и табачную продукцию меняться практически не будет, кроме позиции природных минеральных вод. В результате консолидации двусторонних протоколов в сводный Перечень, ставка начального уровня на этот товар была снижена практически в два раза (с 15 до 8%). Она останется на этом уровне без изменения до конца переходного периода. В случае критичного для отечественного производства роста импорта этого товара может быть задействован инструмент специальных защитных мер.
За переходный период произойдет снижение таможенных пошлин на газированные напитки (с 15 до 8%), что, как представляется, не должно привести к серьезным негативным последствиям, поскольку российский рынок этой продукцией насыщен, а ее импорт экономически нецелесообразен.
Те же соображения можно отнести и к пиву, где рынок насыщен продукцией отечественного производства, имеющей конкурентные преимущества.
Снижение пошлин на вина составит с 20 до 12,5% за 4 года и за 3 года на игристые. Снижение пошлин на крепкие алкогольные напитки составит с 2 до 1,4-1,5 евро/л. Неизменной остается запретительная пошлина на спирт.
Снижение пошлин на сигареты (с 30 до 17%), по оценкам, не должно повлечь негативных последствий. На протяжении последних лет Россия является нетто-экспортером сигарет, а их импорт незначителен.
Проект Госпрограммы
на 2013 - 2020 годы направлен на придание
долгосрочного импульса развитию сельского
хозяйства, создание условий для
повышения
Помимо поддержки, предусматриваемой в рамках проекта Госпрограммы на 2013 - 2020 годы, в настоящее время рассматривается возможность продления льгот для сельскохозяйственных организаций по налогу на прибыль, а также по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации племенной продукции до 2020 года. Планируется проведение ежеквартального мониторинга объемов и стоимостных показателей импорта на территорию Российской Федерации и производства на территории Российской Федерации ряда чувствительных товаров.
Кроме того, для свиноводства предусмотрены специальные меры адаптации: на трехлетний период с 2012 по 2014 год планируется ежегодное выделение из федерального бюджета 6 млрд. рублей на развитие глубокой переработки продукции свиноводства и селекционно-генетических центров. Для модификации регулирования ввоза сахара-сырца предполагается проведение переговоров со странами-участницами ВТО.
В соответствии
с условиями присоединения
4 Проблемы функционирования АПК в условиях присоединения к ВТО
Решение вопроса о присоединении России к ВТО совпало с двумя весьма важными событиями, которые окажут на наш агропромышленный комплекс существенное влияние.
Во-первых, это завершение разработки Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
Во-вторых, переход от реального функционирования Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России к формированию Единого экономического пространства на территории СНГ.
Следует отметить еще одну важную особенность предстоящего периода. Речь идет о том, что в этот период предстоит, как минимум, решить двуединую проблему: с одной стороны, увеличить производство для достижения целей Доктрины продовольственной безопасности страны в части обеспечения населения пищевыми продуктами в размерах не ниже рекомендуемых медицинских норм, с другой стороны, - осуществить импортозамещение продукции, причем теперь уже в условиях достаточно агрессивной политики зарубежных стран по захвату нашего внутреннего продовольственного рынка, которые будут для этого использовать правила ВТО. Для компенсации воздействий негативных факторов, связанных с присоединением России к ВТО, новая Государственная программа должна содержать в себе все механизмы и экономические инструменты, обеспечивающие ускоренное развитие отрасли в условиях ВТО. При этом речь идет не только о самих инструментах, но и об их финансовой обеспеченности за счет государственного бюджета.
Одновременно с этим необходимо рассматривать задачу выравнивания уровня жизни сельских жителей в России и других странах-членах ВТО.
Завершив переговорный процесс и подписав протокол о присоединении, Российская Федерация взяла на себя ряд обязательств об изменениях в сферах внешней и внутренней экономической политики. Значительная часть этих обязательств касается деятельности агропромышленного комплекса, включая:
- государственную поддержку сельхозтоваропроизводителей;
- обязательства по обеспечению доступа на рынок;
- экспортные субсидии.
Существо проблемы
заключается в том, что устанавливается
начальный уровень разрешенной
государственной поддержки
Сложность ситуации заключается еще и в том, что в первые годы реализации Государственной программы, когда разрешается использовать на поддержку отрасли до 9 млрд. долл., принятыми бюджетными проектировками не предусматривается рост государственной поддержки, а с учетом инфляции - даже ее некоторое сокращение. В последующие годы, когда проектом Госпрограммы предусмотрен рост поддержки, уже будут действовать более низкие разрешенные ВТО ее предельные размеры. Так, по расчетам, согласно проекту Госпрограммы, потребность в финансировании мер «желтой корзины» в 2015 г. составит 8,4 млрд. долл., а разрешенный ее размер - лишь 7,2 млрд. долл.
Следует также искать выход из положения, которое сложится в последующие годы, когда перенесение части поддержки из «желтой корзины» в «зеленую» вероятнее всего повлечет за собой снижение объемов сельскохозяйственной продукции, поскольку не всегда увеличение инфраструктурных расходов может компенсировать их недостаток в производстве. Эту проблему поднимают также наши союзы и ассоциации, по расчетам которых для компенсации ожидаемого экономического ущерба потребуются ежегодные выплаты из бюджета в размере 96 млрд. руб.
Одним из основных рисков, связанных со вступлением России в ВТО, является усугубление системных проблем, существующих в отрасли. В первую очередь, это низкая доходность сельхозтоваропроизводителя и, как следствие, низкая инвестиционная привлекательность сельского хозяйства. Открыв свои рынки для стран ВТО, нам предстоит конкурировать с ведущими мировыми экспортерами продовольствия, работающими на основе самых передовых технологий. Производительность труда в этих странах многократно превышает российский показатель, и это в условиях, когда уровень государственной поддержки и тарифной защиты внутреннего рынка у них значительно выше. Для защиты внутреннего рынка США и ЕС используют запретительный уровень пошлин для внеквотных поставок продовольствия на их рынки. В частности, при ввозе в ЕС продуктов животноводства максимальная пошлина составляет 162%, а молочных продуктов 180%. Молочный рынок США защищается максимальной пошлиной в размере 126%, в то время как в России согласованный уровень тарифной защиты молочной отрасли составит меньше 15%, а мясной - 20% при одновременном увеличении размеров квот.
Что касается экспортных субсидий, которыми в настоящее время широко пользуются США и ЕС, то по условиям «ВТО-плюс» России запрещена поддержка своих экспортеров в виде субсидий. Однако США ежегодно в бюджете предусматривают экспортные субсидии в размере 1,5 млрд. долл. и не сокращают эту статью расходов, несмотря на многолетние требования членов ВТО.
Кроме отмеченных негативных последствий, в качестве отрицательных эффектов ряд экспертов указывают следующие:
- предоставление энергоносителей отечественным производителям по мировым ценам приведет к росту себестоимости отечественной продукции;
- принятие менее жестких санитарных требований, действующих в ВТО по сравнению с действующими российскими, создает риск роста импорта вредных для здоровья пищевых продуктов;
- исключение возможности установления льготного железнодорожного тарифа для продукции российских товаропроизводителей.
В связи с лишением России возможностей экспортного субсидирования придется перенести запланированные стратегические сроки перехода к экспортной политике наших крупнейших отраслевых союзов - производителей мяса птицы и свинины.
По оценкам ряда экспертов, существуют и определенные преимущества для экономики страны и ее аграрного сектора, в частности:
- возможность улучшения доступа российских товаров и капитала на мировой рынок;
- возможность устранения дискриминационных мер по отношению к экспортируемым отечественным товарам;
- доступ к арбитражной системе разрешения споров в ВТО и возможность иметь в ней своего полномочного представителя;
- возможное снижение оптовых цен на внутреннем рынке;
- возможность притока иностранного капитала на российский рынок.
Все вышеперечисленные преимущества относятся к долгосрочной перспективе и по опыту функционирования АПК в условиях ВТО таких стран, как Киргизия, Украина и Молдова реализовать эти преимущества пока не удалось.
Заключение
Вступая в ВТО
до широкомасштабной модернизации отечественного
сельскохозяйственного
Поэтому Государственная программа должна стать основным инструментом по адаптации отечественного агропромышленного комплекса к функционированию в условиях ВТО. Одновременно предстоит синхронизировать условия функционирования АПК России и других стран Таможенного союза и формирующегося Единого экономического пространства.
Информация о работе Проблемы адаптации сельского хозяйства России в условиях работы ВТО