Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:27, курсовая работа
Целью данной работы: оценить уровень развития предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.
Актуальность выбранной темы очевидна, т.к. рыночной экономики без предпринимательства не бывает. И хотя оно у нас находится на стадии зарождения, сомнений в том, что бизнес будет ведущей сферой общественного производства, нет. Следовательно, изучение теории и практики современного бизнеса необходимо.
Введение………………………………………………………………………….
4
1 Теоретические основы понятия «предпринимательская деятельность»…
6
1.1 Основные задачи и понятия предпринимательской деятельности………
6
1.2 Методы, методики прогнозирования экономики………………………….
10
1.3 Зарубежный опыт оценки предпринимательской деятельности…………
12
2 Анализ развития предпринимательства……………………………………...
15
2.1 Основные показатели развития предпринимательской деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………….
15
2.2 Прогнозирование развития предпринимательской деятельности………..
17
3 Проблемы предпринимательской деятельности.............................................
21
3.1 Проблемы и перспективы предпринимательской деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………….
21
3.2 Рекомендации по решению проблем развития предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..
23
Заключение………………………………………………………………………
24
Список использованных источников…………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
4 |
1 Теоретические
основы понятия « |
6 |
1.1 Основные
задачи и понятия |
6 |
1.2 Методы, методики
прогнозирования экономики…………… |
10 |
1.3 Зарубежный опыт оценки предпринимательской деятельности………… |
12 |
2 Анализ развития
предпринимательства…………………………… |
15 |
2.1 Основные
показатели развития предпринимательской
деятельности в Республике |
15 |
2.2 Прогнозирование развития предпринимательской деятельности……….. |
17 |
3 Проблемы предпринимательской
деятельности.................. |
21 |
3.1 Проблемы
и перспективы |
21 |
3.2 Рекомендации
по решению проблем развития
предпринимательской |
23 |
Заключение…………………………………………………… |
24 |
Список использованных источников………………………………………….. |
25 |
Приложение А. Схема методов прогнозирования по степени
формализации………………………......... |
27 |
Приложение
Б. Классификационная схема |
28 |
Приложение
В. Информация о количестве субъектов
хозяйствования, состоящих на учете в
налоговых органах, по состоянию на 1 января
и 1 июля 2012 гг............................ |
29 |
Приложение Г. Основные показатели развития малого предприятия в разных странах…………………………………………… |
30 |
Приложение Д. Государства, вступившие в ОЭСР…………………………… |
31 |
Приложение Е. Методы выявления тренда и циклической составляющей…. |
32 |
ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. На предприятии решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологии. Также организуется производственный процесс, разрабатываются стратегические, текущие и оперативные планы, осуществляется эффективное управление – менеджмент. Здесь происходит инновационная и инвестиционная деятельность, принимаются меры по экономному использованию финансовых ресурсов. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использование ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.
Переход к рыночным отношениям в экономики Беларуси начался в середине 80-х годов, когда страна была еще в составе Советского Союза. В 1986 году правительством СССР были приняты решения о развитии индивидуальной трудовой деятельности. В Беларуси Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» вступил в действие с 1 мая 1987 года. Однако, гораздо более значимым фактом для развития предпринимательства стало принятие в конце 1986 – начале 1987 года первых решений, а позже в 1988 году и Закона о развитии кооперации в СССР.
Общественный характер предпринимательства означает наличие определённых условий, позволяющих реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.
Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для Беларуси, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.
В условиях рыночной экономики выживет лишь то предприятие, которое наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.
Развитие предпринимательской деятельности может оказать существенное влияние и даже изменить экономические перспективы всей экономики страны.
Целью данной работы: оценить уровень развития предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.
Актуальность
выбранной темы очевидна, т.к. рыночной
экономики без
В работе поставлены следующие задачи:
При написании работы использовались метод экономического анализа и методы прогнозирования.
1. Теоретические основы предпринимательской деятельности
1.1 Основные определения, задачи и понятия
Для начала рассмотрим, что же понимается под термином «предпринимательство».
По определению многих авторов (например Г.А. Кандаурова и В.И. Борисевич) предпринимательство – особый вид человеческой деятельности, позволяющей свести вместе денежные средства, оборудование, материалы и рабочую силу для получения результата в виде нового продукта, работы и услуги, совершенствования уже существующего производственного процесса, улучшения организации производства, труда и управления. Предпринимательская деятельность тесно и непосредственно связана с созданием и функционированием предприятий негосударственного сектора, деятельностью индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица [4, с. 207].
Законом Республики Беларусь “О предпринимательстве в Республике Беларусь” от 28.05.1991г. определено, что предпринимательство (предпринимательская деятельность) - самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия) [1]. Другими словами предпринимательство — это инициативная деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.
Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множественность его трактовок и определений.
Среди основных ориентиров предпринимательской деятельности следует выделить: рентабельность самостоятельного дела, обеспечение определённого соотношения между издержками и ценами; полученная корректным способом в конкурентной борьбе прибыль, которая выступает как мерило успешной предпринимательской деятельности; и одновременно – стремление к минимальной зависимости от получаемой прибыли.
Исходя из ориентиров, можно определить следующие мотивы предпринимательства: получение максимальной прибыли, потребность в самоутверждении и самореализации предпринимателя как личности, стремление к обладанию прочными позициями на рынке, общественное признание, сохранение начатого дела.
Основная цель деятельности предприятия - удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, способствует всемирному повышению эффективности производства.
Все многообразие
предпринимательской
В период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и малого предпринимательства.
В мировой практике до настоящего времени не установлен единый критерий разграничения малых и больших предприятий. В Республике Беларусь для целей отнесения субъектов хозяйствования к малым, используется показатель среднесписочной численности рабочего персонала. Таким образом, к малым предприятиям относятся предприятия:
- в промышленности и на транспорте – до 100 человек;
- в сельском
хозяйстве и научно-
- в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
- в других
отраслях производственной
- в отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.
По виду, или
назначению, предпринимательская
По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций). При этом государство не может устанавливать в каком бы то ни было виде ограничения или преимущества в зависимости от формы собственности [8, с. 66].
Существует
две формы предпринимательства
по числу собственников –
Таким образом, субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров.
Экономическая
природа предпринимательства
Предпринимательство — это постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков. Инициируя свои начинания, любой предприниматель, несомненно, опирается на обладание некими преимуществами. Например, лица, обладающие большей информацией, получают известные преимущества, что и порождает инициативу как стремление использовать их к собственной выгоде. Однако подобная асимметрия информации создает и известную неопределенность в деятельности предпринимателя. Таким образом, вся окружающая действительность предпринимателя представляется в виде неподвластной ему неопределенности, что и порождает коммерческий риск.
Риск является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. Величина принимаемого им на себя риска напрямую зависит от вероятного увеличения дохода. В процессе своей деятельности предприниматели сталкиваются с совокупностью различных видов риска.
По факторам возникновения риски подразделяются на: политические риски и экономические (коммерческие) риски.
Информация о работе Проблемы предпринимательской деятельности