Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:37, реферат
Продовольственная безопасность — ситуация, при которой все люди в каждый момент времени имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни. Продовольственная безопасность является одной из главных целей аграрной и экономической политики государства. В своём общем виде она формирует вектор движения любой национальной продовольственной системы к идеальному состоянию. В этом смысле стремление к продовольственной безопасности — непрерывный процесс. При этом для ее достижения зачастую происходит смена приоритетов развития и механизмов реализации аграрной политикиния
Продовольственная безопасность — ситуация, при которой все люди в каждый момент времени имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни
Продовольственная безопасность является одной из главных целей аграрной и экономической политики государства. В своём общем виде она формирует вектор движения любой национальной продовольственной системы к идеальному состоянию. В этом смысле стремление к продовольственной безопасности — непрерывный процесс. При этом для ее достижения зачастую происходит смена приоритетов развития и механизмов реализации аграрной политики
В «Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности» говорится об обязанности любого государства обеспечивать право каждого человека на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание и правом на свободу от голода.
Определения продовольственной безопасности, сформулированные на Римской встрече, содержат указания на следующие элементы:
Продовольственная политика соответственно рассматривается как комплекс мер, призванных системно и эффективно решать задачи развития не только производства, внешней торговли, хранения и переработки, но и справедливого распределения основных продуктов питания, а также социального развития сельской местности.
На организованной ФАО Всемирной встрече на высшем уровне по проблемам продовольствия (Рим, 1996 год) 186 стран утвердили Декларацию и план действий по всемирной продовольственной безопасности, в которой была поставлена цель сокращения вдвое к 2015 г. доли населения, страдающего от голода, и намечены пути достижения всеобщей продовольственной безопасности. Во Всемирной встрече на высшем уровне по проблемам продовольствия: пять лет спустя (Рим, 2002 год) приняли участие 179 стран и делегация Европейского сообщества в составе 73 глав государств и правительств или их заместителей.
Одной из важнейших мер является принятие Президентом Российской Федерации Доктрины продовольственной безопасности России, в основу которой заложены два основных принципа – обеспечение физической и экономической доступности продовольствия в любое время в любых местах жизнедеятельности человека, а также гарантирования безопасности и качества продукции питания. В доктрине определены цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности России. Гарантией её выполнения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.
УТВЕРЖДЕНА УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 ЯНВАРЯ 2010 Г. № 120
В Доктрине развиваются положения Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1994 № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24), учтены положения Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 года.
Доктрина является основой для разработки нормативных правовых актов в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
После спада производства в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах в девяностые годы XX столетия в течение последних десяти лет идет устойчивый процесс их восстановления. За эти годы прирост продукции сельского хозяйства составил около 40%. Высокими темпами развивается промышленность по производству пищевых продуктов. Укрепляется экономика значительной части сельскохозяйственных организаций. Россия стала одним из ведущих в мире экспортеров зерна.
Значительное влияние на эти процессы оказало осуществление приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446. Принятые меры позволили стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, создали условия для повышения степени удовлетворения платежеспособного спроса населения за счет продукции отечественного производства.
Вместе с тем, потенциал
агропромышленного и
Для России, с ее огромной территорией, физическая и экономическая доступность продуктов питания для различных групп населения неодинакова, особенно в регионах Дальнего Востока, Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Несмотря на рост импорта, потребление населением основных пищевых продуктов значительно ниже рекомендуемых величин. Обеспеченность основными пищевыми продуктами по отношению к рекомендуемым рациональным размерам их потребления составляет: мясо и мясопродукты – 68%, молоко и молокопродукты – 61%, яйца – 88%, рыба и рыбопродукты – 56%, овощи и бахчевые – 76%, фрукты и ягоды – 72%. Потребление сахара, картофеля, хлебопродуктов соответствует рекомендуемым нормам.
Существует высокая
дифференциация по уровню доходов, следствием
чего являются значительные количественные
и качественные различия в питании
населения страны. В группе населения
с наименьшими среднедушевыми располагаемыми
ресурсами в сравнении с группо
Особенно низким остается
среднедушевое потребление
Основными внутренними факторами, определяющими сложившееся социально-экономическое состояние агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, являются несовершенство макроэкономических условий их функционирования, отставание в развитии инновационной деятельности и социальной сферы, а также дефицит квалифицированных кадров, способных адаптироваться к изменению конъюнктуры рынка.
Возрастает влияние на обеспечение продовольственной безопасности России внешних факторов: существенный рост платежеспособного спроса в развивающихся странах, интенсивное развитие биоэнергетики в развитых странах, снижение уровня мировых запасов продовольствия, развитие мирового финансового и фондового кризиса. Продовольствие все больше становится одним из основных рычагов политического и экономического давления в международных отношениях.
В XXI веке возрастает роль
России как государства, обладающего
значительными резервами, аграрным
потенциалом и водными
В целях обеспечения продовольственной безопасности государственная политика должна осуществляться в следующих основных направлениях.
В сфере повышения
экономической доступности
В части физической доступности продовольствия предстоит развивать межрегиональную интеграцию в сфере продовольственных рынков и продовольственного обеспечения, более эффективно использовать механизмы поддержки регионов страны в зонах недостаточного производства продовольствия или оказавшимся в экстремальных ситуациях, повысить транспортную доступность отдаленных регионов для гарантированного и относительно равномерного по времени продовольственного снабжения их населения, создать условия для расширения числа объектов торговой инфраструктуры различных типов.
В части формирования государственных резервов должны определяться объемы и номенклатура соответствующих резервов.
В области обеспечения безопасности продовольствия должны быть приняты меры по соответствию требованиям технических регламентов сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, в том числе импортированной, на всех стадиях - производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации.
Предстоит продолжить гармонизацию с международными требованиями показателей безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов на основе фундаментальных исследований в области науки о питании.
Необходимо совершенствовать систему организации контроля безопасности и качества пищевых продуктов, включая создание современной инструментальной и методической базы.
В области производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия предстоит сконцентрировать усилия на следующих направлениях:
- повышение почвенного
плодородия и урожайности, расширение посевов сельскохозяйственных
культур за счет неиспользуемых пахотных
земель, реконструкция и строительство
мелиоративных систем;
- развитие животноводства и его кормовой
базы;
- расширение и более интенсивное использование
потенциала водного фонда и новых технологий
индустриального выращивания водных биоресурсов;
- создание новых технологий глубокой
и комплексной переработки продовольственного
сырья, методов хранения и транспортировки
сельскохозяйственной и рыбной продукции;
- ограничение или исключение использования
сельскохозяйственной продукции и сырья
для производства биотоплива;
- совершенствование механизмов регулирования
рынка сельскохозяйственной и рыбной
продукции, сырья и продовольствия в части
повышения оперативности предотвращения
и устранения ценовых диспропорций на
рынке сельскохозяйственной и рыбной
продукции и материально-технических
ресурсов, развитие рыночной инфраструктуры;
- повышение эффективности государственной
поддержки, уделив особое внимание созданию
условий для финансовой устойчивости
и платежеспособности товаропроизводителей;
- опережающее развитие научного потенциала
агропромышленного и рыбохозяйственного
комплексов, поддержка новых научных направлений
в смежных областях науки и реализация
мер, предотвращающих утечку высококвалифицированных
научных кадров;
- увеличение темпов структурно-технологической
модернизации агропромышленного и рыбохозяйственного
комплексов, воспроизводства природно-экологического
потенциала;
- развитие системы подготовки и повышения
квалификации кадров, способных реализовать
задачи инновационной модели развития
агропромышленного и рыбохозяйственного
комплексов с учетом требований продовольственной
безопасности.
В сфере устойчивого развития сельских территорий должны получить развитие следующие направления:
- социальное обустройство
сельских и прибрежных
- увеличение финансового обеспечения
реализации социальных программ в сельских
и прибрежных рыбацких поселениях;
- осуществление мониторинга уровней безработицы
и реальных доходов сельского населения;
- диверсификация занятости сельского
населения.
В области внешнеэкономической политики необходимо осуществить меры по:
- гибкому применению
мер таможенно-тарифного
- эффективному и оперативному использованию
мер торговой защиты при демпинговом,
субсидированном или резко возросшем
импорте;
- обеспечению эффективной работы системы
санитарного, ветеринарного и фитосанитарного
контроля с учетом международных правил
и стандартов;
- снижению зависимости отечественного
агропромышленного и рыбохозяйственного
комплексов от импорта технологий, машин,
оборудования и других ресурсов.