Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 23:27, курсовая работа
Под общим названием «предприятие» в хозяйственной практике подразумевается коммерческая организация, преследующая в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли на вложенный труд и капитал. Наряду с этим в научной литературе широко используется не одно, а два схожих понятия - «предприятие» и «фирма». Оба термина обозначают один и тот же объект, в основном промышленную и торговую организацию.
Теория обосновывает тезис о максимизации прибыли при равенстве предельных издержек и предельного дохода: MC=MR.
Однако на практике эта теория сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, фирмы не используют маржинальный анализ для оценки прогнозирования своей деятельности. Действительно, подсчет предельных издержек и особенно предельного дохода довольно труден и осложняется незнанием реальной кривой спроса на продукцию фирмы, эластичности этого спроса по ценам и доходам. Несмотря на то, что многие крупные фирмы организуют дорогостоящие рыночные исследования, полученную информацию нельзя считать на 100% достоверной и достаточной. Такую же сложность представляет и оценка будущих доходов и затрат. Наконец, практически невозможно предугадать действия и противодействия других фирм и оценить последствия их активности. Необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что в современной рыночной экономике наблюдается глубокое отделение права собственности от права управления и, за исключением мелкого единоличного, предпринимательства, собственники не занимаются оперативным управлением, привлекая для этого профессиональных менеджеров.
Все эти факты послужили основой для анекдота об эффективности традиционной теории фирмы, который приводят некоторые учебники «Экономикс»: «Водитель автомобиля периодически бросает за окно маленькие кусочки бумаги. Его друг интересуется, зачем он это делает.
- Отпугиваю слонов, - отвечает тот.
- Но ведь здесь нет слонов, - изумляется друг.
- Вот видишь, как замечательно это действует! – гордо сказал водитель, бросая за окно очередной кусочек бумаги».
Шутки шутками, но традиционная теория не лучшим образом объяснила проблему, из-за чего многие экономисты предложили альтернативные теории, выводящие поведение фирмы совсем из других предпосылок и иных целевых установок.
Менеджериальная теория фирмы: максимизация дохода от продаж.
Эта концепция исходит из следующих предпосылок:
оперативное управление осуществляют не собственники, а профессиональные менеджеры;
цель менеджера состоит в максимизации объема продаж и поступающего в результате дохода.
Данные предпосылки имеют под собой реальное основание, поскольку в связи с доминированием в современных условиях акционерной формы собственности владельцы акций являются лишь формальными собственниками, уступив свои права управления профессионалам. Разумеется, речь идет не о малочисленной прослойке владельцев основного пакета акций, которые сохраняют за собой стратегический контроль деятельности фирмы, а о миллионах мелких, средних и даже крупных вкладчиков, подчас очень отдаленных (в прямом и переносном смысле) от дел корпорации. Что касается второй предпосылки, она также очень реалистична. Один из авторов этой концепции У. Дж. Баумол отмечал в 1959 г., что есть ряд причин, по которым менеджеры действительно заинтересованы в максимизации объема продаж. Прежде всего, это объясняется прямой зависимостью жалованья и всех дополнительных льгот и выплат, получаемых менеджерами от торговой выручки. Разрабатывая дальше менеджериальную концепцию, Уильямсон в 1963 г. В качестве дополнительных обоснований отметил, что рост торговой выручки позволяет расширить штат, внедрить новые проекты. Это, в свою очередь повышает статус менеджера: в его подчинении оказывается больше работников. Растет его ранг в служебной иерархии.
График на рис.1 демонстрирует степень возможного расхождения в объемах выпуска продукции фирмы при максимизации прибыли и максимизации торговой выручки. В последнем случае объем производства и реализации увеличивается вплоть до того момента, пока предельный доход от продажи Qs-й единицы не станет, равен нулю. Это значит, что совокупный доход более не может увеличиваться, следовательно, он достиг максимума. При максимизации прибыли объем производства устанавливается на уровне Qp, поскольку именно в этой точке достигалась наибольшая разница между совокупным доходом и совокупными издержками, т.е. прибыль была максимальной.
Рисунок 1. Степень возможного расхождения в объемах выпуска продукции при максимизации прибыли и торговой выручки
Легко заметить, что при максимизации торговой выручки прибыль фирмы понижается по сравнению с вариантом максимизации прибыли. Это обстоятельство обычно вызывает недовольство акционеров, которые могут установить менеджерам минимально допустимый уровень прибыли. Если такой ограничитель снижения прибыли установлен на уровне PR, менеджеры будут наращивать объем продаж до тех пор, пока это не станет угрожать падением прибыли ниже допустимых пределов. Новый объем продаж будет установлен на уровне Q’s, соответствующем точке пересечения прямой PR и кривой TPR совокупной прибыли.
Социологические исследования, проведенные английским экономистом Шипли в 1981 г., показывают, что практически половина всех британских фирм называют максимизацию продаж одной из наиболее важных своих задач. Крупные компании придают этой цели большее значение, чем мелкие: из компаний с числом занятых свыше 3000 человек каждая седьмая назвала максимизацию продаж своей главной целью, тогда как среди всех компаний – лишь каждая четырнадцатая.
Результаты исследования Института стратегического планирования США (1974 г.) выявили, что в краткосрочном аспекте фирмы предпочитают максимизировать объем продаж, тогда как в долгосрочном периоде их более волнует максимизация прибыли.
Теория максимизации роста.
Некоторые экономисты, в частности Маррис (1964), полагают, что
собственники и менеджеры имеют общую цель, а именно максимизацию роста фирмы. Менеджеры стремятся к этому, что бы повысить свой личный статус и жалованье. Владельцы предприятия добиваются увеличения его активов, преследуя цели его личного обогащения. При этом Маррис отмечает, что менеджеры всегда предпочтут растущую фирму просто крупной фирме.
Центральным звеном теории Марриса является показатель, называемый нормой нераспределенной прибыли. Вся прибыль корпорации распадается на две части: одна часть выплачивается в виде дивидендов по акциям, другая остается нераспределенной, и образует фонд развития производства. Отношение нераспределенной части прибыли к распределенной образует норму нераспределенной прибыли, или норму удержания прибыли. Если менеджеры будут распределять львиную долю прибыли в качестве дивидендов, акционеры будут в высшей степени довольны, а рыночный курс станет расти. Высокий рыночный курс предохранит фирму от возможной скупки ее акций конкурентами и от поглощения. Вместе с тем низкая норма накопления не будет давать возможности для развития производства и роста фирмы. Возможна иная ситуация. Менеджеры оставляют основную часть прибыли нераспределенной, что хорошо для производства и роста фирмы. Однако акционеры недовольны низкими дивидендами, они могут начать продавать акции, курс которых станет падать. Появится угроза поглощения фирмы конкурентами, поскольку при низком курсе акции достаточно легко поддаются скупке.
Таким образом, распределение прибыли на две части и установление нормы удержания прибыли не простое дело и сопряжено с рядом трудностей и противоречий. При решении этой проблемы обычно придерживаются принципа «сбалансированного роста», т.е. выбор темпов роста капитала фирмы и объема ее продаж осуществляется с учетом нормы удержания прибыли и, следовательно, с оглядкой на средний уровень в целом (рис.2). Очевидно, что при увеличении капитала и объема продаж фирмы средний уровень прибыли понижается вследствие действия закона убывающей полезности (в данном случае доходности от дополнительных инвестиций).
Рисунок 2.Средний уровень прибыли
В каждом конкретном случае фирма выбирает требуемую комбинацию прибыльности и роста. Чтобы выжить, фирма должна расти, наращивать объем продаж. Для этого ей следует увеличивать производственные мощности и осуществлять инвестиции. Все это требует финансирования. Каким же образом может происходить рост фирмы?
Первый путь к росту можно охарактеризовать как внутренний рост фирмы, концентрацию производства и капитала. Источниками внутреннего роста фирмы служат:
собственные ресурсы фирмы, в первую очередь нераспределенная часть прибыли, в некоторой степени – амортизационный фонд;
заемные средства, полученные от банков и иных кредитно-финансовых институтов;
средства от дополнительной эмиссии ценных бумаг.
Роль и значение различных источников внутреннего роста фирмы не одинаковы и меняются в зависимости от ситуации. Таблица.1 дает представление о значении и динамике отдельных источников внутреннего роста британских фирм в период с 1970 по 1989 г.
Как видно из таблицы, доля внутренних ресурсов неуклонно повышалась до середины 80-х гг., когда она составила 83,5% всех источников финансирования, но затем стала резко снижаться и к концу 80-х гг. равнялась лишь 35,1%. Напротив, доля заемных средств выросла за этот период более чем вдвое и достигла 47,3%. Доходы от выпуска акций традиционно были несущественным источником внутреннего роста. В 1986-1987 гг. их значение резко возросло, однако после кризиса на фондовом рынке в октябре 1987 г. они вновь упали до 6,2%.
Год | Собственные средства | Заемные средства | Доходы от эмиссии акций |
1970 1975 1980 1982 1984 1986 1987 1988 1989 | 60,7 73,5 66,1 62,1 83,5 58,5 52,2 45,1 35,1 | 22,4 7,1 22,3 26,9 20,7 21,6 20,8 41,2 47,3 | 3,2 8,8 4,9 4,7 3,7 12,5 19,4 7,1 6,2 |
Таблица 1. Динамика отдельных источников внутреннего роста британских фирм (в процентах)
Второй путь роста фирмы связан с централизацией производства и капитала в результате слияний и поглощений. Практика показывает, что это весьма распространенный способ, он обеспечивает до 50% всего прироста активов фирм и около 60% всей промышленной концентрации. Динамика слияний и поглощений неравномерна: наблюдаются пики слияний и последующие периоды затишья. Последняя высокая волна слияния была во второй половине 80-х гг., что и обусловило снижение доли собственных источников роста фирмы, показанное в таблице. Бум слияний 1984-1989 гг., отличается от предшествующих пиков 1986 и 1972 гг. тем, что по сравнению с числом слияний сумма связанных с ними расходов была необыкновенно высока: сливались преимущественно очень крупные фирмы. Формальное слияние отличается от поглощения, хотя на практике не всегда бывает легко отделить одно от другого.
Слияние означает обоюдный договор руководства двух компаний об объединении. Обычный механизм слияния – замена акций сливающихся корпораций новыми акциями единого образца. Имя совместного предприятия чаще всего включает название прежних фирм. Для слияния, как правило, не требуются специальные фонды финансирования.
Поглощение происходит, когда одна фирма приобретает другую. Руководство фирмы А делает прямое предложение руководству фирмы В выкупить у них контрольный пакет акций. В результате поглощенная фирма и ее название перестают существовать как самостоятельное юридическое лицо.
Одна из важных тенденций последнего десятилетия – это тенденция к деконцентрации и децентрализации. В условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры, обострившейся конкуренции, принявшей и на внутренних рынках международный характер, динамично обновляющейся технологии выживание фирмы зависит от ее маневренности, гибкости, адаптивности. Добиться этого легче при децентрализации производства и управления. В связи с этим наблюдается процесс распада крупных фирм на более мелкие составляющие, каждая из которых становится независимым юридическим лицом и самостоятельно регистрирует свои акции на фондовой бирже. Характерной чертой последних лет стал выкуп отдельных структурных подразделений фирмы их менеджерами. Примером может служить объявление в 1992 г. о выделении из структуры британского концерна «Империал Кемикл Индастриз» ряда подразделений в целях освоения новых рынков сбыта. Современный менеджмент делает ставку на качество и гибкость.
Поведенческие теории фирмы: теории множественности целей.
Рассмотренные теории предполагали, что у фирмы существует лишь одна цель (прибыль, объем продаж, рост), которая максимизируется. Другие теории – поведенческие – исходят из посылки, что у фирмы существует множество целей. Эта совокупность включает в себя интересы:
рабочих, стремящихся к высокой заработной плате, хорошим условиям труда, технике безопасности, профессиональному росту и т.д.;
менеджеров стремящихся к власти, повышению своего социального статуса, карьере, росту, доходов;
акционеров, желающих получить высокие дивиденды;
высшего руководства фирмы, которое стремится улучшить экономические показатели функционирования компании, повысить престиж фирмы.
Поведенческие теории получили большое применение в практике японских фирм. Кредо японских менеджеров: «Залог успеха – высокий моральный дух работников фирмы. Высокий моральный дух – результат удовлетворенности и заинтересованности работника. Заинтересованный и удовлетворенный работник – хороший работник. Не может быть хорошей фирмы, у которой есть плохие, т.е. незаинтересованные и неудовлетворенные работники. Задача администрации – гармонизировать интересы работников и фирмы».
Рассмотрим один из вариантов поведенческих теорий, предложенный Х.А. Саймоном в 1959 г., который состоит в искусстве компромисса. Невозможно одновременно максимизировать все цели: прибыль, объем продаж, заработную плату и пр. Необходимо выбрать такую комбинацию целевых установок, которая, не будучи максимальной, по каждой цели в отдельности, тем не менее, удовлетворяла бы все заинтересованные стороны. Рекомендуемая техника выработки такого компромисса состоит в ведении переговоров и в постоянном отслеживании процесса реализации каждой цели. В случае возникновения, на каком либо этапе конфликтов, сбоев и разногласий администрация должна активно вмешиваться и урегулировать конфликт наименее болезненным способом. К числу полезных советов относятся:
установление временных ограничителей для выработки компромисса;
введение бюджетных ограничителей для каждой заинтересованной группы;
четкое распределение обязанностей и прав каждой структурной группы и другие.
Глава II. Закон убывающей предельной производительности и экономии от масштаба.
§ 1.Закон убывающей предельной производительности.