Разработка программ стимулирования предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:53, контрольная работа

Описание работы

Цель и задачи работы – рассмотреть основные подходы к прогнозированию развития малого предпринимательства, осветить процесс разработки стимулирующих программ. Структура работы обусловлена ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Основные подходы к прогнозированию развития малого предпринимательства
ГЛАВА 2. Разработка программ стимулирования развития предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КОНТР ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.docx

— 340.30 Кб (Скачать файл)

Таким образом, методы индивидуальных экспертных оценок базируются на возможности  максимального использования индивидуальных способностей экспертов и минимизации  психологического давления, которое  может быть оказано на отдельных  работников.

 

 

 

ГЛАВА 2. Разработка программ стимулирования развития предпринимательства

Анализ состояния дел в малом  предпринимательстве показывает,  что  развитие этого сектора экономики  в муниципальных образованиях области  неравномерно. Количество малых предприятий  на 1 тысячу населения  колеблется от 1-го до 23-х,  удельный вес занятых  в малом предпринимательстве - от 10  до 36 процентов от общей численности  занятых в экономике  муниципального образования, удельный вес производимой продукции, работ, услуг - от 5 до 69 процентов  в общем объеме выпуска продукции  работ  услуг  муниципального образования.

Характерной чертой малого предпринимательства является привлечение  работников на условиях совместительства, договоров подряда и других договоров  гражданско-правового характера, что  дает возможность населению получить работу и способствует уменьшению социальной напряженности.

В тексте используются сокращения: МБ - малый бизнес, МП -  малое предприятие, СМП – субъект малого предпринимательства. 

Распределение численности  работников МП по отраслям

Отрасль

Всего занятых

в том числе

   

Средняя  численность  работников списочного состава, чел.

Средняя численность  внешних совместителей,   чел.

Средняя численность работников, выполняющих работы по договорам, чел.

Всего:

375950

326843

24067

25040

промышленность 

124696

116360

5867

2469

торговля и общественное питание

98772

91670

6056

1047

строительство

51833

47076

2796

1960

общая коммерческая деятельность

26042

9517

590

15935

транспорт

13384

11780

1409

195

научные организации

12799

8593

2011

2195

сельское хозяйство

2218

1945

183

90


Как свидетельствует опыт многих стран, кардинальное расширение масштабов деятельности МП и увеличение их вклада в экономику и формирование социальной стабильности требует организации системного стимулирования и развития малого предпринимательства на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Под поддержкой и развитием  следует понимать создание государственными структурами экономических и  правовых условий, стимулов для создания устойчивого роста  субъектов  малого предпринимательства, привлечение  в данный сектор  экономики материальных и финансовых ресурсов, сокращение административно-директивного регулирования  МБ.

Система  развития и поддержки  малого предпринимательства на всех уровнях должна быть ориентирована  на повышение управляемости процессом  развития предпринимательства и  включать:

    • законодательную и нормативную базу, определяющую специфические условия деятельности субъектов малого предпринимательства, регулирующую формы и методы его стимулирования;
    • инфраструктуру, содействующую развитию малого предпринимательства;
    • специальные программы, разрабатываемые с учетом интересов предпринимателей.

Выбор средств для  развития предпринимательской деятельности  на муниципальном уровне определяется структурой и состоянием развития  производства, наличием ресурсов, в  том числе  инвестиционных. Поэтому  здесь невозможно применение  единых стандартов и приемов. Местные органы власти при разработке механизмов стимулирования развития малого предпринимательства, адаптируя стандартные решения,  должны полагаться, прежде всего, на свою инициативу.

В настоящее время органы статистики обследуют  только 15-20 процентов  всех зарегистрированных малых предприятий, а затем производят досчет показателей  на основании специальной методики  до 100 процентов. Полученная таким образом  статистическая информация является недостаточной  как для развернутой характеристики состояния малого предпринимательства в муниципальном образовании, так и для разработки программ (прогнозов) развития этого сектора экономики, оценки эффективности системы стимулирования развития малого предпринимательства.

Необходимость решения вопроса  получения достоверной информации на местном уровне напрямую зависит  от скоординированности действий всех заинтересованных организаций, несмотря на их ведомственную подчиненность (экономических служб местных  органов управления, налоговых органов, территориальных органов статистики, центров занятости);

Собранная информация позволит провести  анализ по следующим направлениям:

1.Состояние и развитие  малого предпринимательства (процесс  создания и ликвидации МП и   индивидуальных предпринимателей, объем производимой продукции  и его доля в общем объеме  производства, численности работающих  и т.д.);

2.Оценка эффективности  деятельности малого предпринимательства;

3.Структурные изменения  в деятельности МП  (изменение  соотношений отраслей в общей  структуре по количеству предприятий,  по объемам производства, по численности  занятых на них, по средней  заработной плате);

4.Воспроизводственный   аспект деятельности МП (отраслевое  изменение объема капитальных  вложений и т.д.);

5.«Белые пятна» в развитии  предпринимательства и потенциал  расширения         МБ  в отдельных отраслях - ЖКХ,  бытовые и социальные услуги, образование, активный отдых,  спорт и других.

Проведенный анализ позволит сделать выводы:

  • каким отраслям и видам деятельности отдают предпочтение МП                      и индивидуальные предприниматели на территории;
  • какова степень влияния развития МП на снижение безработицы                        в муниципальном образовании;
  • о значимости сектора малого предпринимательства в экономике территории;
  • о тенденциях, темпах и перспективах развития малого предпринимательства.

Учитывая сложившиеся  особенности территории  при выборе приоритетов            в развитии предпринимательской  деятельности, необходимо отдавать предпочтение тем хозяйствующим субъектам, которые  способствуют решению первоочередных социальных проблем:

  • удовлетворение потребности населения в услугах и товарах,
  • производство экологически  безопасной  продукции,
  • производство работ по улучшению экологии и природопользования, включая сбор, утилизацию и переработку вторичных ресурсов,
  • инновационная деятельность и производство наукоемкой продукции,
  • производство продукции для нужд здравоохранения, образования,                         и социальной защиты населения,
  • производство продукции для нужд жилищно-коммунального хозяйства, оказание коммунальных и бытовых услуг,
  • производство продукции физкультурно-спортивного назначения,
  • производство товаров потребительского назначения, основанных на исторических и народных традициях.

 

По приоритетным направлениям целесообразно сформировать базы данных          из существующих и планируемых производств, определить ключевые звенья (необходимые  финансовые и сырьевые ресурсы, технологическая  и производственная база, трудовые ресурсы соответствующей квалификации, рынки сбыта и т.д.),                       от которых   в сложившихся  экономических условиях в максимальной степени зависят (будут зависеть) производство приоритетного продукта (услуг) или реализация приоритетной задачи.

Это позволяет по каждому  приоритетному направлению деятельности малых предприятий разработать  свои реальные инструменты стимулирования его  развития:

  • финансово-кредитные (льготное кредитование, предоставление поручительств и гарантий под кредиты коммерческих банков и инвесторов, погашение банковских процентов при финансовом лизинге и т.д.);
  • налоговые льготы и преференции;
  • производственные (предоставление муниципального заказа                                   с гарантированным обеспечением ресурсами, льготной аренды нежилых муниципальных помещений, земельных участков);
  • социальные (поддержание социальной сферы предприятий);
  • организационные (налаживание хозяйственных связей, обеспечение оптовой реализации продукции, содействие в интеграции продукции в другие регионы, повышение квалификации кадров).

 

Далее, исходя из природных, материальных и трудовых ресурсов муниципального образования, формируются конкретные мероприятия, достижение          и выполнение которых позволит создать  благоприятный режим функционирования МП. Мероприятия включаются в муниципальные  программы развития малого предпринимательства  и отражают тактику органов местного самоуправления в отношении развития МБ

В настоящее время во многих муниципальных образованиях приоритетами в развитии малого предпринимательства  становятся содействие в развитии производственно-инновационного предпринимательства, привлечение  в малое предпринимательство  военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей, женщин, молодежи, развитие малых предприятий в  жилищно-коммунальном хозяйстве, стройиндустрии, сельском хозяйстве, производстве продуктов  питания, сфере услуг, народных промыслах  и ремесленничестве.

Анализ и оценка малого предпринимательства может проходить  в соответствии с этапами:

  • Результативность малого предпринимательства. В этом подразделе следует проанализировать финансово - экономические показатели малых предприятий. Для оценки их результативности можно использовать основные параметры (таблица). Разработчики осуществляют выбор параметров самостоятельно.                                                                               

Параметры результативности малого предпринимательства  

Общий объем реализованной  продукции, работ (услуг)  МП, тыс. руб.

Объем товаров (услуг), реализованных населению на одного жителя,тыс.руб.

Объем субподрядных работ, выполненных  МП, тыс. руб.

Объем работ, выполненных  по госзаказу, тыс. руб.

Объем реализованной продукции, работ (услуг)  за пределами

 муниципального образования  в РФ, тыс. руб.

Объем экспортированной продукции, тыс. руб.

Объем налоговых поступлений  в местный бюджет от МП, тыс. руб.

Балансовая прибыль МП, тыс. руб.

Объем освоенных инвестиций, тыс. руб.

Число вновь созданных  рабочих мест, единиц

Среднемесячная оплата труда  работников МП, руб.

Общая численность работающих в МП, чел

Численность индивидуальных предпринимателей, чел.

Доля МП в общем объеме реализации  продукции, работ  (услуг), % 

Доля МП в общем объеме субподрядных работ, выполненных по

заказу предприятий муниципального образования, %

Доля продукции (услуг) МП, реализованной вне муниципального

 образования,  от общего  объема произведенной  МП продукции  (услуг), %

Доля МП в общем объеме налоговых поступлений в местный  бюджет, %

Доля МП в общем объеме инвестиций, освоенных в муниципальном 

образовании, %

Доля численности работников, занятых в малом предпринимательстве 

в общей численности работников, занятых в экономике 

муниципального образования, %

Другие показатели


 

 

Данные о фактическом  значении параметров результативности малого предпринимательства, оценки их желаемого значения и степени  «удовлетворенности - неудовлетворенности» необходимо свести в таблицу.

Информация о работе Разработка программ стимулирования предпринимательства