Развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 23:50, реферат

Описание работы

Задачей исследования информации в данной работе является: изучить эволюцию системы налогообложения малого предпринимательства в России; выделить основные цели и принципы государственной политики в области развития малого бизнеса в РФ; определить особенности малого предпринимательства в России.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)


                                              ВВЕДЕНИЕ

          Предпринимательство является важнейшим фактором экономического развития страны. Но оно также оказывает большое влияние и на развитие национальной экономики. Последнее объясняется тем, что предпринимательство, исходя из его сущности (стремление каждого гражданина улучшить свое материальное положение), рождает массовое явление в форме развития малого и среднего бизнеса.

          Роль малых предприятий в экономике страны довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих порой противоречиво. Так, развитие технологий, науки предполагает, с одной стороны, наличие крупных предприятий (поскольку требуются большие капиталовложения), а с другой стороны, это ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а следовательно, к увеличению безработицы. В конечном итоге это вызывает сокращение потребительского спроса и ведет к увеличению социальной напряженности.

          В то же время развитие технологий, науки и техники вызывает необходимость постоянного качественного изменения спроса, на которое не могут оперативно реагировать крупные предприятия в силу инертности производства из-за его громоздкости. Это могут сделать малые предприятия в силу гибкости и быстроты принятия решения, поскольку хозяину легче проконтролировать производственный процесс и быстро его переналадить исходя из изменений спроса на рынке.

          В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.

          Задачей исследования информации в данной работе является: изучить   эволюцию системы налогообложения малого предпринимательства в России; выделить основные цели и принципы государственной политики в области развития малого бизнеса в РФ; определить особенности малого предпринимательства в России.

          Развитие малого предпринимательства в России является одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем на федеральном и региональном уровне. Малый бизнес занимает особое место в экономике, так как это одна из сил, которая помогает продвигать экономику любой страны. Малый бизнес решает проблему занятости, создает устойчивое экономическое развитие государства. Сегодня малое предпринимательство развито крайне плохо в России. Малый бизнес это всего 12% ВВП России, в то время как в Европе уровень развития малого бизнеса в несколько раз выше.   Таким образом, рассматриваемая тема имеет исключительную важность и актуальность в деле обеспечения устойчивого экономического роста в Российской Федерации.

 

Глава I. Эволюция системы налогообложения малого предпринимательства в России

          Если обратиться к истории налогообложения в РФ, можно оценить степень его влияния на  становление и развитие предпринимательства.   Основными этапами развития законодательства по налогообложению предпринимательской деятельности в дореволюционной России являются периоды, связанные с развитием торговой и иной промысловой деятельности. Первый период - с 1721 по 1775 года, когда была установлена система налогообложения в виде частных промысловых сборов и купеческой подушной подати. Второй - с 1775 по 1824 года, когда была введена система гильдейских сборов с объявленных капиталов. Третий - с 1824 по 1865 года – закрепляется сословная патентная система обложения торговли и промыслов. Четвертый - с 1865 по 1898 года, когда устанавливается патентно-подоходная система налогообложения.

          Преимущественное право заниматься предпринимательской деятельностью в России принадлежало купцам. Иные категории населения, независимо от сословной принадлежности, если занимались такой деятельностью, то чаще всего обязаны были причисляться к купеческому сословию.

          Для устранения недостатков торгового налогообложения в отношении мелких торговцев и лиц, начинающих торговлю, была проведена реформа системы гильдейского обложения купеческих капиталов, что явилось новым этапом в развитии русского законодательства о налогообложении предпринимательской деятельности, принявшего форму патентной системы,

заимствованной из Франции.

          Важным этапом в развитии законодательства по налогообложению мелкой торговли и промышленности явилось принятое в 1898 году «Положение о государственном промысловом налоге». Положением закреплялось, что принадлежность к купеческому состоянию определялась наличием как купеческого, так и промыслового свидетельства, сумма выкупа которого формировала промысловой налог.

         Завершающим этапом системы налогообложения предпринимательской деятельности в дореволюционной России можно считать период начала первой мировой войны. В 1916 году было принято «Положение о государственном подоходном налоге». На основании данного положения обложению подвергались все формы прибыли, денежные капиталы, торговые, промышленные и иные предприятия. За основу брался принцип личного обложения. В сумму нового подоходного налога засчитывался новый промысловой налог. Особенностью данного налога явилось введение элементов регрессивной системы налогообложения. Сумма налога уменьшалась при увеличении прибыли, вследствие чего малые предприятия находились в невыгодных условиях.

        В советский период российской истории структура мелкого предпринимательства претерпевала серьезные изменения, оно было развито в тех отраслях, которые обеспечивали конечное потребление населением продуктов их деятельности. Постепенно происходило уменьшение количества предприятий, использующих наемную рабочую силу, с одновременным ростом количества  государственных и кооперативных предприятий. Политика в отношении мелкого производства после революции 1917 года характеризуется постепенным «наступлением» на него и практически вытеснением этой формы предпринимательства. К началу 1930 года доля частного сектора в торговом обороте СССР не превышала 6%.

      В Конституции СССР 1936 года малое предпринимательство, кустарное и ремесленное производство ставилось в противовес социалистическому хозяйствованию. Подобное отношение к мелкому производству было характерно и в 1960-е, и в 1970-е годы. Политика по отношению к мелкому производству постепенно изменялась с принятием Конституции 1977года.

          В самом начале перехода России на путь рыночных реформ в 1988 году, было принято решение о поддержке малого предпринимательства, и как результат в начале 1990-х годов появились многочисленные кооперативы, объекты торговли, общественного питания, оказания услуг населению и т. д.

          Развитие малого бизнеса было тесно связано с реализацией политики его налогообложения. В 1992 году была введена принципиально новая система налогообложения.

          За последние 15 лет можно выделить несколько заметных событий, произошедших в сфере налогообложения малого предпринимательства. С 1991 года в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» малые предприятия, занимающиеся приоритетными видами деятельности, были освобождены на первые 2 года своей деятельности от уплаты налога на прибыль, а в третий и четвертый год уплачивали его не в полном размере. С 1994 года малые предприятия были освобождены от ежемесячных авансовых выплат налога на прибыль и НДС. Учитывая характерный для того времени уровень инфляции, это была весьма существенная преференция. С 1995 года малый бизнес получает ряд льгот в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В 1998 году был принят Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

          Результатом проведенного за последние 5 лет совершенствования налоговой системы стало значительное снижение налоговой нагрузки в целом на экономику страны при одновременном увеличении налоговых поступлений.

 

Глава II. Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации

1.1. Основные цели государственной политики в области развития малого предпринимательства в России

          Государственная политика в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

          Основными целями государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации являются:

 1. развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

 2. обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

 3. обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4. оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5. увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6. обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7. увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8. увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

 

1.2.  Основные принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в России

       Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1. разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2. ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3. участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4. обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

                                      

Глава III. Налогообложение малого предпринимательства в РФ

2.1.Особенности малого  предпринимательства в России

Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих  как экономические субъекты рынка. На современном этапе развития нашей страны малое предпринимательство призвано не только стать элементом структурной перестройки экономики с учетом особенностей развития регионов, но и повысить доходы местных бюджетов. Главным финансовым инструментом, регулирующим взаимоотношения малого бизнеса с государством, остается налогообложение. В условиях рынка налогообложение решает двуединую задачу - обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач, и одновременно способствовать наращиванию производства товаров и услуг, росту занятости населения, в том числе на основе развития малого предпринимательства.

В настоящее время роль малого предпринимательства  в России явно недостаточна: по таким  показателям, как доля малых предприятий  в ВВП, или занятость, наша страна далека от аналогичных показателей развитых рыночных стран. Невелик вклад малого бизнеса и в финансовые ресурсы государства. Сложность и противоречивость процесса становления малого предпринимательства в России во многом связана с неразработанностью теоретических проблем этого сектора экономики, что, в частности, требует постоянного совершенствования правового регулирования малого предпринимательства, в том числе в области налогообложения.

Информация о работе Развития малого предпринимательства в Российской Федерации