Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 08:21, контрольная работа
В условиях рыночных отношений резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Это обстоятельство обуславливается многими причинами.
От уровня цены зависят:
- величина прибыли коммерческой организации;
- конкурентоспособность организации и её продукции;
- финансовая устойчивость предприятия.
Роль цены в предпринимательской деятельности.
В условиях рыночных отношений
резко возрастает роль цены для любой
коммерческой организации. Это обстоятельство
обуславливается многими
От уровня цены зависят:
- величина прибыли коммерческой организации;
- конкурентоспособность организации и её продукции;
- финансовая устойчивость предприятия.
Выбор правильной ценовой политики является достаточно непростым делом и требует создания маркетинговых служб.
Цена как экономическая
категория выполняет ряд
1) Первичной функцией
цены следует считать
2) Учетная функция цены
отражает общественно
В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, как количественных - валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей, так и качественных - рентабельность, производительность труда, фондоотдача.
Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.
3) Распределительная функция
цены состоит в том, что
Функция реализуется через
включение в себестоимость
4) Функция сбалансирования
спроса и предложения
5) Функция цены как
средства рационального
6) Стимулирующая функция
цены проявляется в том, что
цена при определенных
7) Цена выполняет очень
важную социальную функцию. С
ценами и их изменением
В рыночной экономике цены
на товар постоянно колеблются. Направления
изменения цен для конкретных
видов товаров и в конкретные
периоды может быть различным. Однако
есть и общие тенденции, характерные
как для отдельных групп
Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования.
Место и роль цен в управлении предприятием
Решение об установлении цены,
принимаемое на предприятии, - это
конкретная (выраженная в денежных
единицах) величина, выбранная из нескольких
вариантов в результате процесса
ее формирования и применения различных
методов ценообразования. Ценовые
решения на предприятии рождаются
как результат применения на практике
основных направлений ценовой политики
с привлечением различных методов ценообразования.
Для успешного определения ценовой политики и принятия отдельных решений о величине цены необходимы эффективная организация всего этого процесса и распределение ответственности и полномочий между сотрудниками предприятия. Уточнение организационной структуры и границ ответственности важно потому, что недостаточно слаженно работающая оргструктура имеет склонность принимать жесткие рутинные решения, а не решения, быстро реагирующие на изменения реальной обстановки.
Процесс ценообразования должен выявлять те направления деятельности, где необходимо принимать меры, ту продукцию, на которую следует делать упор, или ту продукцию, которая требует использования большого количества ресурсов и дает наибольшую или надает совсем прибыли.
На крупных предприятиях
и на предприятиях, производящих и
реализующих широкую
Здесь необходимо решить, кто
будет принимать решения о
ценах, и на каком уровне организационной
структуры они будут
После того, как определена общая ценовая политика, задача формирования цен на отдельные виды продукции может быть передана на более низкие уровни организационной структуры.
Между представителями различных служб предприятия по вопросам ценообразования могут возникнуть расхождения мнений. Так руководитель службы сбыта наверняка захочет установить низкую цену на товар для увеличения объема реализации. Специалисты, отвечающие за финансы, через цены с удовольствием бы быстро покрыли затраты на разработку и маркетинг.
Цена имеет большое значение для содержания рекламы и выбора способа рекламирования. Интерес к величине цены будет проявлять и производственная служба, потому что цена влияет на объем реализации и через это на степень загрузки производственных мощностей.
Система цен и их дифференциация по основным критериям
Система цен характеризует
собой взаимосвязь и
Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производств и отраслей, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэтому повышение или понижение одной цены может вызвать изменение в уровне других цен. Особую роль при этом играют такие отрасли, как энергетика, транспорт, связь и др. Повышение цен в этих отраслях приводит к их росту во всех других, поскольку продукция этих отраслей применима повсеместно. В свою очередь, рост цен в остальных отраслях возвращается в форме более дорогого оборудования, транспортных средств и т.д.
Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируют по следующим основным признакам.
1) По характеру обслуживаемого оборота выделяют
а) оптовые цены на продукцию
промышленности, по которым предприятия
реализуют произведенную
б) Закупочные цены, по которым
производители
в) Цены не строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены. По мере развития рыночных отношений сфера действия договорных цен расширяется;
г) Розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям;
д) Тарифы грузового и пассажирского транспорта;
е) Тарифы на платные услуги населению;
ж) Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементом цены и их уровне.
Основу цены продукции составляет её себестоимость. Она характеризует текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. Любое предприятие стремиться к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточную сумму прибыли. Прибыль предприятия должна обеспечивать не только финансирование текущих расходов (например, материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям работающим на предприятии, единовременные пособия, уходящим на пенсию ветеранам труда, дивиденды по акциям), но и развитие предприятия.
Важное место в структуре
цен занимают налоги. Акцизы и налог
на добавленную стоимость являются
косвенными налогами, которые оплачиваются
конечными потребителями. Перечень
подакцизных товаров
Налог на добавленную стоимость имеет очень широкую базу обложения. Наценки посреднических и торговых организаций обеспечивают им возмещение затрат, связанных с продвижением продукции то производителей к потребителям, и получение определенной суммы прибыли.
2) В зависимости от сферы регулирования различают:
а) Свободные цены, которые
устанавливаются
б) Договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства.
в) Цены, в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;
г) Регулируемые цены - цены,
устанавливаемые под контролем
государства или отдельных
В Российской Федерации государственное регулирование ценообразования осуществляется на основании Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Этим Указом определены перечни продукции и услуг, по которым осуществляется государственное регулировании цен.
3) В зависимости от территории действия различают:
а) Единые или поясные цены
б) Региональные (зональные) цены.
Единые цены устанавливаются
и регулируются федеральными органами
исполнительной власти. Региональные
цены устанавливаются органами исполнительной
власти регионов и учитывают природно-
Единые (поясные) регулируемые цены устанавливаются на следующие виды продукции и услуг:
газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам);
продукция ядерно-топливного цикла;
электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;
продукция оборонного производства;
драгоценные металлы и сплавы;
перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
перевозки пассажиров, багажа, грузоперевозок и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении).
В компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ входит регулирование цен на следующие виды продукции и услуг:
газ природный, реализуемый
населению и жилищно-
Информация о работе Роль цены в предпринимательской деятельности