Роль малого бизнеса в развитии рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 18:42, реферат

Описание работы

Малые предприятия традиционно ориентированы на текущую прибыль, способны быстро реагировать на спрос и предложение, оперативно удовлетворять потребности в товарах, работах и услугах. Они формируют своеобразную инфраструктуру рынка, создают конкурентную среду. Существует группа отраслей, где малый бизнес может быть преобладающей формой организации труда, – прежде всего это обслуживание населения.

Содержание работы

1.Малый бизнес. Понятие, сущность.
2.Роль малого бизнеса в современной экономике.
3.Место малого бизнеса в экономике промышленно развитых стран.
4.Тенденции и особенности развития малого бизнеса в РФ.
5.Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

роль малого бизнеса.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

В 1980−1989 гг. было зарегистрировано 1,9 млн новых компаний, а прекратило существование 1,5 млн. Таким образом, чистый прирост составил 29%.

Во всех промышленно развитых странах очень велика роль сферы услуг, в которой занято около 60% рабочей силы (отметим для сравнения, что в России этот показатель не превышает 30%).

В США, например, на сферу услуг приходится более 1/3 объема продаж. В 2008 г. в ней было занято 80,5 млн человек – это 70% всей рабочей силы.

Следует уточнить, впрочем, что в США к сфере услуг относят не только сервис и торговлю, но также консалтинг, образование, информационное обес­печение, финансовую деятельность. При этом взаимоотношения сфер про­изводства и обслуживания оказываются настолько тесными, что провести четкую грань между ними удается не всегда.

Бурное развитие малого бизнеса в торговле и сфере услуг связано прежде всего с низкой начальной капиталоемкостью начинаний. Так, предпринима­телю, решившему открыть небольшой магазинчик, будет достаточно старто­вого капитала в несколько тысяч долларов и не потребуется особой профес­сиональной подготовки.

Довольно часто высококвалифицированные работники крупных корпора­ций, накопив некоторый капитал, открывают собственное дело (ремонтные мастерские, гаражи, предприятия коммунального обслуживания, небольшие гостиницы и т. д.).

В промышленности небольшие фирмы действуют во всех подотраслях и представлены как в традиционных, так и самых передовых сферах производст­ва. Небольшие компании с одинаковым успехом выплавляют присадки из вы­соколегированной стали на собственных минизаводах и выпускают высокока­чественную научную аппаратуру. Общее машиностроение и генная инженерия, текстильная промышленность и микроэлектроника, кожевенно-обувное про­изводство и робототехника — всюду присутствует и успешно функционирует малый бизнес. Более того, с небольшими динамично развивающимися компа­ниями во многих странах связывают надежды на ускоренное развитие перспек­тивных видов производства.

Разумеется, малые промышленные предприятия обладают разным тех­ническим потенциалом. Мелкие фирмы, которые внедряются в передовые подотрасли, стремятся оснастить производство самой совершенной техникой. Поэтому отнюдь не редкость, когда небольшая промышленная фирма распола­гает наисовременнейшими компьютерами, многофункциональным оборудова­нием, обрабатывающими центрами.

Мелкие предприниматели, выступающие в роли партнеров крупных кор­пораций, получают сведения о планах на ближайшие 5−6 лет, что помогает подрядчикам и поставщикам активно участвовать в разработке заказанных им узлов, деталей, комплектующих изделий, давать рекомендации с учетом своей производственной компетенции. Вся система субподрядных работ на­ходится в непрерывном движении и обновлении.

Сказанное позволяет сделать вывод об определенной зависимости крупного бизнеса от малого. Например, на долю комплектующих изделий в общей стои­мости легковых автомобилей, выпускаемых германскими корпорациями «Фольксваген» и «Даймлер-Бенц», достигает 60%. Аналогичный показатель у американских корпораций «Форд» и «Дженерал моторе» равен 50%, а у веду­щих автомобильных компаний Японии «Тойота» и «Ниссан» превышает 70%. В Германии на долю субподрядчиков приходится 45% общего объема производ­ства в транспортном машиностроении, 70−80% — в сталелитейной промыш­ленности, а в целом в обрабатывающей промышленности — более 25%.

Трудно переоценить роль малого предпринимательства в сфере инноваций. Несмотря на ограниченность ресурсов, инновационные фирмы играют боль­шую роль в воплощении многих достижений научно-технического прогресса. В США, например, за последние годы около 50% всех промышленных изо­бретений сделано малыми фирмами. В малых фирмах были созданы такие значительные новшества, как микропроцессор, персональный компьютер, ин­терферон. Небольшие компании активно и успешно разрабатывают средства программного обеспечения.

В условиях острой товарной конкуренции, когда решающим фактором становятся темпы обновления ассортимента, малые фирмы проявляют из­рядную мобильность и гибкость. Как правило, прерогатива таких компаний — это начальные стадии внедрения новшеств, за крупными же фирмами остается более капиталоемкая стадия развертывания производства.

По данным Национального научного фонда США, в расчете на один доллар, вложенный в научно-исследовательские разработки, малые фирмы (до 500 занятых) дали вчетверо больше новинок, чем средние компании (до 1000 занятых), и в 24 раза больше, чем крупные корпорации (свыше 10 тыс. занятых). В расчете же на одного занятого результативность разработок небольших компаний вдвое выше, чем у крупных корпораций.

Столь большой разрыв достигается не только за счет экономии на малых масштабах производства, но и благодаря невысокому уровню издержек, свя­занных с обеспечением и обменом информацией (небольшой коллектив гораздо быстрее воспринимает и генерирует новые идеи), а также лучшей координации действий и более оперативному принятию решений.

Наряду с инновационными фирмами в сфере внедрения технических и тех­нологических новинок действуют еще более перспективные и мобильные вен­чурные (рисковые) компании. Именно о них чаще всего пишут в газетах и в них стремятся вкладывать средства инвесторы. Фирмы такого рода часто создаются как инновационные, но отличаются от последних существенно более высокими темпами роста. За 5−10 лет после основания фирмы численность ее сотрудни­ков может возрасти до 500 чел. Венчурные компании обычно быстро превраща­ются в акционерные или же вливаются в другие, более мощные фирмы.

Зародившись в 1970-е гг., когда объективный ход научно-технического про­гресса и структурные сдвиги в экономике потребовали не только сближения науки и производства, но и создания адекватного механизма кредитования и финан­сирования научно-технических разработок, доводки и внедрения открытий, изобретений и вообще любых нововведений, сопряженных с риском, но пер­спективных, венчурный бизнес вылился в несколько десятков организацион­ных форм, специфика которых определяется прежде всего специализацией фирмы.

В США, например, действуют венчурные компании трех типов: корпо­ративные (дочерние компании крупных корпораций); независимые и частные инвестиционные компании малого бизнеса; действующие под эгидой Адми­нистрации по делам малого бизнеса. На первые два типа приходится около 600 компаний, на третий − около 500.

Венчурный бизнес можно охарактеризовать как аккумулирование финан­совых средств из различных источников (70% совокупного рискового капитала США составляют средства корпораций, индивидуальных вкладчиков и пен­сионных фондов) для завершения научно-технических проектов, сулящих высокие прибыли.

Рисковые проекты реализуются усилиями трех сторон: разработчика нового товара или технологии, венчурной фирмы и инвесторов.

Как правило, венчурная фирма обращается к инвесторам на стадии по­явления опытного образца будущей серийной продукции, в основе которой лежат принципиально новые технические или технологические решения. После научной и коммерческой экспертизы инвестору предлагают рискнуть капи­талом под гарантии венчурной фирмы в видах получения высоких барышей.

Под выделенные деньги разработчики должны в кратчайшие сроки довести изделие до промышленного образца. Обычно при рисковом финансировании на это уходит не более 6−9 месяцев вместо обычных 18−24.

 

Но бывает и по-другому: на первом этапе инвестируется идея, на втором — организация производства, на третьем компания уже производит продукцию, но еще не приносит прибыли, а на четвертом, после продвижения новшества на рынок, или становится самостоятельной, или поглощается крупной фир­мой. Весь процесс может занять от 5 до 10 лет.

Только в США ежегодно образуется примерно 50 тыс. рисковых фирм, поло­вина которых в течение года готова представить потребителям новые товары и услуги.

Все изложенное выше свидетельствует, что малое предпринимательство несет в себе огромный потенциал для развития экономики и общества в целом.

 

 

 

4.Тенденции и особенности развития малого бизнеса в РФ.

 

Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1988 г., но особенно интенсивно – начиная с 1990 г. Этому способствовал процесс приватизации. На начало 2003 г. уже насчитывалось 882,3 тыс. малых предприятий. За анализируемый период среднегодовой темп их прироста составил 8,5%. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10–11% ВВП, в них занято свыше 7,2 млн человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей – более 11 млн человек, что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5–6 раз, а следовательно, в Российской Федерации далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка развитию малого бизнеса.

Становление предпринимательства в России во многом зави­сит от совершенствования его организационно-правовых форм, так как для любого предпринимателя его деятельность начинается с нахождения хозяйственной ниши и выбора форм пред­принимательства. Организационно-правовая форма предпринимательства делает бизнес благородным, соответствующим требова­ниям цивилизованной экономики.

В современных условиях предпринимательская деятельность – это средство не только дохода, заработка, но и самовыражения. Отсюда огромное стремление многих людей начать свое дело. Конечно, не любое деловое предприятие приносит успех. Более 50% новых фирм закрываются в первый же год своей деятельности из-за низкой рентабельности. Но есть и другая статистика: 90% всех американских миллионеров (их около 2 млн. человек) обязаны своим состоянием созданию собственной фирмы.

Во всех странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес доказал свою значимость и эффективность как в экономиче­ском, так и в социальном плане. Для этих стран это уже давно устоявшееся, понятое и давно изученное явление. Малое предпринимательство в нашей стране как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление существует немногим более 10 лет, и в настоящее время переходит от стартового этапа к этапу более глубокого и качественного развития.

Если анализировать темпы развития малых предприятий по отдельным этапам, то они были довольно неравномерными. Самые высокие темпы прироста малых предприятий наблюдались на первоначальном этапе, т. е. в 1991–1995 гг.

В 1995–2003 гг. увеличение количества малых предприятий существенно замедлилось. Эту ситуацию эксперты сводно-аналитического управления Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства объясняют наличием объективных причин, мешающих развитию малого бизнеса. Среди них: бюрократические барьеры, увеличение стоимости сырья и услуг, невозможность получения кредита, низкая покупательная способ­ность населения.

Известно, что эффективность функционирования малого бизнеса зависит от многих причин, в том числе от отраслевой принадлежности. Из общего числа малых предприятий наибольшую долю – 44,5% – составили предприятия торговли и общественного питания, значительно меньше их доля в строительстве (15,8%) и про­мышленности (15,7%), что является отрицательным фактором.

Для повышения эффективности общественного производства необходимо стремиться к тому, чтобы доля малых предприятий преобладала в реальном секторе, но для этого необходимо созда­вать соответствующие условия. Малый бизнес в первую очередь стремится в те сферы экономики, которые обеспечивают ему наибольшую прибыль и рентабельность. По мере заполнения этих сфер малый бизнес устремляется в другие, более привлекательные сферы. Это закономерный процесс.

 

В соответствии с Законом РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» к субъектам предпринимательской деятельности относятся граждане, осуществляющие самостоятельную деятельность в целях получения личного дохода, или индивидуальные предприниматели.

Доля индивидуальных предпринимателей в структуре субъек­тов малого бизнеса составляет приблизительно 76–77%.

Это объясняется наиболее простыми условиями организации индивидуального предпринимательства, не требующими на пер­вых этапах становления и развития значительных финансовых и материальных вложений, более простой системой налогообложе­ния, а также трудными экономическими условиями, в которых оказалось население страны в период экономического и финансо­вого кризиса.

Развитие малого предпринимательства в нашей стране прохо­дило в довольно сложных экономических, социальных и полити­ческих условиях. Этот период характеризовался инфляционным процессом, кризисом в экономике и жесткой кредитно-финансовой политикой, проводимой государством.

Естественно, такая обстановка не способствовала развитию всех субъектов хозяйствования, в том числе и малого предпринимательства.

На деятельность малого бизнеса оказывает воздействие ряд факторов. Одни из них влияют в позитивном, другие – в негативном плане; одни имеют значительное воздействие, другие – незначительное.

Все эти факторы также можно разделить еще на две группы: внешние и внутренние.

 

К внешним факторам относятся:

законодательная база; налоговая система; система кредитования; система поддержки и развития малого бизнеса; информационная система и другие элементы рыночной инфраструктуры, непосредственно влияющие на деятельность субъектов малого бизнеса.

 

К внутренним факторам относятся:

организационно-правовая форма предприятия; менеджмент предприятия с его организационной структурой; экономический потенциал; мотивация труда работников и др.

 

Однако одним из основных внутренних факторов, влияющих на эффективность деятельности малых предприятий, является менеджмент, включающий в себя организационное построение малого предприятия и управление всеми подразделениями.

Многие малые предприятия разоряются и прекращают свое существование только из-за плохого менеджмента на предприятии.

По уровню развития малого бизнеса мы далеко отстаем от развитых стран мира. Об этом красноречиво свидетельствуют следующие данные: в Великобритании в 2006 году действовало 2630 тыс. малых предприятий, число малых предприятий на 1000 жителей – 46, а доля малых предприятий в численности занятых составила 49%, в ВВП – 53%.

В США в 2006 году действовало 19300 тыс. малых предприятий, число малых предприятий на 1000 жителей – 74, а доля малых предприятий в численности занятых составила 54%, в ВВП – 52%.

Информация о работе Роль малого бизнеса в развитии рыночной экономики