Рынок: понятие, признаки. Виды рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:42, реферат

Описание работы

Рынок как экономическая категория является теоретическим выражением определенных общественных отношений. Обязательным условием рынка является обмен товарами или услугами. Для того чтобы совершился обмен, необходимо соблюдение следующих условий:
сторон, вступающих в обмен, должно быть как минимум две (продавец и покупатель);
каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы заинтересовать другую;
каждая сторона должна быть способна осуществить коммуникацию и доставку своего товара;
каждая сторона должна быть свободной в принятии или отклонении предложения другой сторон

Файлы: 1 файл

а-м право реферат.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

Северо-Западный филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

 

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

(г. Санкт-Петербург)

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(юридический факультет)

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Антимонопольное право»

 

 

Тема: Рынок: понятие, признаки. Виды рынков.

 

 

 

Выполнила:

Студентка 4 курса 414 гр.

очной формы обучения

Григорьева Татьяна Борисовна

 

Преподаватель:

Нельговский Игорь Евгеньевич

 

 

 

 

 

г. Санкт-Петербург

2012г.

Рынок как экономическая категория является теоретическим выражением определенных общественных отношений. Обязательным условием рынка является обмен товарами или услугами. Для того чтобы совершился обмен, необходимо соблюдение следующих условий:

  • сторон, вступающих в обмен, должно быть как минимум две (продавец и покупатель);
  • каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы заинтересовать другую;
  • каждая сторона должна быть способна осуществить коммуникацию и доставку своего товара;
  • каждая сторона должна быть свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны;
  • каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.

Обмен в своем  становлении прошел три стадии: самообеспечение (отсутствие обмена); децентрализованный обмен (бартер); централизованный обмен (обмен через рынок).

Рынок – это центральная категория любого экономического механизма, основанная на обмене продукции общественного труда.

С древних времен рынок определяется как место торговли продуктами и товарами (рыночная площадь). Предпосылками его возникновения являются общественное разделение труда и частная собственность на продукты труда. Условием существования рынка является необходимость обмена результатами труда между хозяйствующими субъектами.

Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. А совокупность разнообразных рынков по признаку их взаимоотношений, т.е. в зависимости от вида товаров и услуг, которые продаются и покупаются, представляет рыночную структуру.

 

Принципы и признаки рынка.

Свобода выбора видов и форм деятельности.

Главный признак рыночной экономики – это принцип свободы хозяйственной деятельности.

Он означает право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности. Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: "Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности".

Равноправие форм собственности в рыночной экономике.

В рынке реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике.

Определяющим  принципом рыночной экономики является также равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.

Вторая, не менее  важная сторона декларируемого принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, права быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду, прежде всего устранение геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на средства производства.

Плюрализм форм собственности в рыночной экономике, их экономическое равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно экономике государственного типа.

Независимость хозяйствования.

Рыночной экономике свойственны процессы саморегулирования, распространяющиеся не только на управление предприятием, но и на его создание и ликвидацию. Причем, в отличие от условий государственной экономики, в рамках рынка предприятия независимы от разного рода государственных директив, а в идеале – зависят только от финансового состояния на самом предприятии.

Можно сделать вывод, что на основе перечисленных фундаментальных принципов функционирует вся рыночная экономическая система.

 

Чтобы понять, как  действует рыночная экономика, следует  признать существование пяти фундаментальных  вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответ. Вот эти вопросы:

1.Сколько следует  производить? В каком объеме  или какую часть имеющихся  ресурсов нужно занять или  использовать в производственном  процессе?

2.Что следует  производить? Какой набор товаров  и услуг наиболее полно удовлетворит материальные потребности общества?

3.Как эту  продукцию следует производить?  Как должно быть организовано  производство? Какие фирмы должны  осуществлять производство и  какую применять технологию производства?

4.Кто должен  получить эту продукцию? В частности, как должна распределяться продукция между индивидуальными потребителями?

5.Способна ли  система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться  надлежащих коррекцией в связи  с изменениями в потребительском  спросе, в поставках ресурсов и технологии производства?

Все эти вопросы  существуют лишь потому, что потребности  общества безграничны, а ресурсы, способные  данные потребности удовлетворить, ограничены.

Функционирование  рыночного хозяйства базируется на конкуренции между товаропроизводителями и покупателями. Именно они устанавливают цены на товары и услуги. Но исходя из того, что предприятия руководствуются мотивом получения прибыли и недопущения убытков, можно сделать вывод: производиться будут лишь те товары, выпуск которых может принести прибыль, а те товары, производство которых влечет за собой убытки, выпускать не будут. При этом известно, что получение прибыли или ее отсутствие предопределяют две вещи: общий доход, получаемый фирмой от продажи своего продукта; общие издержки его производства.

 

Виды рынков

Различают товарный рынок (рынок товаров и услуг); финансовый рынок (рынок ценных бумаг); рынок труда. Кроме того, рынки  делятся на внутренние (национальные) и международные.

Товарный  рынок по характеру и назначению товаров подразделяется на потребительский рынок и рынок товаров производственного назначения важными характеристиками товарного рынка являются емкость и доля товара в общем объеме продаж. Емкость рынка рассчитывается как сумма внутреннего производства товара плюс импорт (прямой и косвенный) за вычетом экспорта (прямого и косвенного). Косвенным называется товар, ввозимый (вывозимый) в составе другого изделия.

Потребительский рынок – это рынок товаров массового спроса. На потребительском рынке покупают товары и услуги для личного потребления, семейного и домашнего пользования, главная задача маркетинга рынка потребительских товаров – изучить поведение покупателей на рынке, сформировать модель принятия ими решения о покупке.

Рынок товаров  производственно-технического назначения – это совокупность лиц и организаций, приобретающих товары и услуги для дальнейшего использования в производстве, для перепродажи другим потребителям (посредники); оптовые и розничные торговцы; некоммерческие организации (больницы, музеи, учебные заведения). По размерам товарной номенклатуры и денежного оборота рынок промышленных товаров превосходит потребительский рынок. Закупки здесь осуществляются профессионалами на основе тщательного анализа технических, экономических, социальных аспектов использования товара. Он имеет ряд отличительных признаков в сравнении с потребительским рынком:

  • спрос на этом рынке является производным от спроса конечных покупателей;
  • рынок монополистичен;
  • здесь меньше покупателей, но они более значимы, поскольку рынок географически более сконцентрирован;
  • товары имеют свою специфику и представлены средствами и предметами труда;
  • длина каналов товародвижения короче, покупатели могут требовать гарантий и стремятся заключить контрасты на долгосрочной основе.

Финансовый  рынок – это вторичный рынок финансовых активов. Субъектами рынка, осуществляющими финансовые сделки, выступают юридические и физические лица. Операции на финансовом рынке делятся на коммерческие и финансовые. Первые связаны с торговлей, вторые – с различными инвестициями.

Существуют множество  видов рынков, главные из которых  можно сгруппировать по следующим трем признакам.

Основные виды рынков:

  • с точки зрения соответствия действующему законодательству:

-легальный рынок

- теневой рынок 

- потребительский рынок

  • по экономическому назначению объектов рыночных отношений:

- рынок капиталов

- рынок рабочей силы

-рынок информации

-финансовый рынок

- валютный рынок и  др.

  • по пространственному признаку:

- местный рынок

- национальный рынок

- международный региональный  рынок

- мировой рынок

 

Характеристика основных видов рынков.

Рынок потребительских  товаров.

На сегодняшний день рынок потребительских  товаров в России больше, чем наполовину состоит из импорта разных стран: будь то страны третьего мира или экономически развитые капиталистические страны. Это объясняется несколькими причинами: спад отечественного производства; лучшее качество, дизайн и срок эксплуатации импортных товаров; широкий ассортимент импортных товаров и др. социально-экономические причины. В процессе экономической реформы были сделаны определенные шаги к насыщению рынка потребительских товаров.

Рынок средств  производства.

Он распространяет свое действие на все материально-технические  объекты, непосредственно участвующие в общественном процессе изготовления продукции, выполнения работ, осуществления услуг. Этот огромный по масштабам объектов и их стоимости рынок состоит из двух взаимодействующих частей.

Во-первых, на рынке средств  производства обращаются орудия труда  в виде производственных зданий и сооружений, конструкций, машин, оборудования, приборов, аппаратуры. Во-вторых, этот рынок представлен предметами труда в виде сырья, материалов, энергии полуфабрикатов, из которых или с использованием которых посредством орудий труда выпускается промежуточный или конечный продукт производства. В рыночной экономике оба этих определяющих фактора производства становятся непосредственным объектом рыночных отношений. Особым образом стоит вопрос о рынке земли и природных ресурсов как средств производства.

Процесс зарождения рыночных структур с торговлей средствами производства по свободным ценам ярко виден на примере массового возникновения товарных бирж. Их вполне можно назвать очагами рыночной экономики.

Рынок капитала и капитальных активов.

Рынок капитала и капитальных активов – это составная часть рынка средств производства. К капитальным активам относятся: все разновидности зданий и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования и инструментов; земля; сырье и материалы; энергия и идеи; программное обеспечение для ЭВМ и разнообразная информация экономического содержания.

Рынок факторов производства, специфика действующих здесь законов спроса и предложения устанавливают цену любой разновидности капитальных активов. Их ценой выступает тот доход, который они способны принести в результате использования, производственного применения.

Информация о работе Рынок: понятие, признаки. Виды рынков