Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:11, шпаргалка
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА, ЕГО ПРАВОВАЯ ПРИРОДА
3. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
....
23. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
Легальное определение предпринимательско
Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Признаки предпринимательской деятельности:
1. Предпринимательская деятельность характеризуется самостоятельностью. Условно можно выделить имущественную и организационную самостоятельность предпринимателя. Имущественная самостоятельность определяется наличием у предпринимателя обособленного собственного имущества как экономической базы деятельности. Организационная самостоятельность это возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности
2. Предпринимательская деятельность сопряжена с риском. Уменьшения убытков можно достичь путем заключения договора страхования предпринимательского риска, то есть риска убытков от предпринимательской деятельности
3. Предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли. Получение прибыли, являясь основной целью предпринимателя, придает его деятельности коммерческий характер, который не утрачивается даже в том случае, если в результате получена не прибыль, а убыток.
4. В соответствии с определением, прибыль извлекается субъектами от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
5. Наконец, как сказано в ст. 2 ГК РФ, предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Рассмотренные ранее признаки предпринимательской деятельности являются сущностными (раскрывающими ее сущность), и только их совокупность дает возможность квалифицировать деятельность лица как предпринимательскую.
Следует отметить, что в научной и учебной литературе предлагается рассматривать и иные, не представленные в законодательном определении признаки предпринимательской деятельности: профессионализм, инновационный характер и др.
2. ПОНЯТИЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА,
Понятие «предпринимательское право» может рассматриваться в четырех значениях.
1. Предпринимательское право как система законодательства 1
это совокупность правовых норм, содержащихся в источниках права (нормативных правовых актах, обычаях делового оборота) и регулирующих порядок осуществления предпринимательской деятельности. Изучение предпринимательского законодательства предполагает также анализ судебно достижения единообразия в понимании и применении норм, содержащихся в источниках права.
2. Предпринимательское право как научная дисциплина, т.е. система знаний, совокупность представлений ученых о данной отрасли. Наука предпринимательского (хозяйственного) права познает истоки его зарождения, этапы становления и прогнозирует, опираясь на сумму накопленной информации, направления развития.
3. Предпринимательское право как учебная дисциплина это система обобщенных сведений о предпринимательском праве как отрасли, его законодательстве и практике применения, а также о науке.
4. Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе
некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества.
Общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права, и составляют предмет данной отрасли.
3. ПРЕДМЕТ И МЕТОД
Общественные отношения,
урегулированные нормами
1) предпринимательские; 2) организационные; 3) возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности; 4) внутрихозяйственные.
Предпринимательскими являются общественные отношения, возникающие между субъектами предпринимательского права, в процессе осуществления предпринимательской деятельности, то есть деятельности по выполнению работ, оказанию услуг, продажи различных товаров и т.п. Такие отношения возникают между равноправными и самостоятельными субъектами. По своему характеру они являются коммерческими, а по содержанию товарно-денежными. Эта группа общественных отношений возникает только по горизонтали между двумя и более субъектами предпринимательской деятельности. Данная группа общественных отношений составляет «ядро» предпринимательского права.
Отношения организационного характера, в отличие от предпринимательских отношений,
возникают не по поводу извлечения прибыли и по своей сути являются некоммерческими. Они складываются при осуществлении деятельности по созданию, реорганизации и ликвидации различных субъектов предпринимательской деятельности, независимо от их организационно-правовых форм. Они могут предшествовать, сопутствовать и приходить на смену предпринимательским отношениям. Такие отношения могут возникать и в рамках конкретной организации, при решении вопросов, связанных с ее управлением.
В предмет предпринимательского права также включаются отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательства. Для этих отношений характерным является то, что они строятся на основе подчинения субъектов предпринимательства воле государства. Они называются вертикальными. Государство, в целях реализации своих интересов активно воздействует на предпринимательскую деятельность и при помощи использования различных приемов, способов, правовых средств добивается баланса интересов. Государственное правовое регулирование предпринимательской деятельности проводится по различным направлениям (аудиторской, регистрационной, контрольно-надзорной и другим).
Четвертую группу отношений, входящих в предмет предпринимательского права, составляют внутрихозяйственные отношения, которые возникают между головной организацией и ее
структурными подразделениями (филиалами, представительствами, управлениями, цехами и
т.п.), а также между структурными подразделениями. Для них характерным является то, что в
качестве одной из сторон всегда выступает структурное подразделение. Круг таких общественных отношений разнообразен и зависит от организационно-правовой формы существования субъекта предпринимательского права.
Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью. Нормы предпринимательского права могут предоставлять возможность более или менее самостоятельно решать вопрос об объеме прав и обязанностей (диспозитивные нормы), могут носить рекомендательный характер, а могут исчерпывающе определить объем субъективного права или обязанность (императивные нормы). Субъекты предпринимательских правоотношений могут находиться в равноправном или подвластном положении (горизонтальные отношения между предпринимателями и вертикальные отношения между предпринимателями и государством).
Таким образом, взаимосвязь свободы при реализации частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется публичными интересами, а также учет рекомендаций компетентных органов — это основные характеристики метода правового регулирования предпринимательского права.
В качестве основных приемов и способов выступают:
дозволения, разрешения, запрещения, обязательные предписания, рекомендации и автономные
решения.
4. ПРИНЦИПЫ
И ИСТОЧНИКИ
Принципы предпринимательского права основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм.
1) Принцип свободы предпринимательской деятельности получил свое закрепление в ст. 8, 34 Конституции РФ: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Этот принцип получил развитие в ГК РФ и других законодательных актах. Федеральными законами она может быть ограничена в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Так, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности.
2) Конституционный принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты закреплен в ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Со гласно данному принципу, законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения, для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность
3) Принцип единого экономического пространства, т.е. «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» на всей территории Российской Федерации, также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей
4) Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недоб росовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ).
5) Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности.
6) Принцип законности является общеотраслевым. Что же касается законности в предпринимательской деятельности, то здесь необходимо обратить внимание на два аспекта. Во-первых, деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Во-вторых, должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство.
Основным источником предпринимательского права является
Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Далее в иерархической структуре источников права следует назвать кодексы: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ и др.
Помимо кодексов, ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы. ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О рекламе»
Подзаконные акты также играют большую роль в деле регулирования предпринимательской деятельности. Среди них мы должны в первую очередь назвать указы Президента РФ (например Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»). Постановления Правительства РФ, Например, в соответствии с Законом об оценочной деятельности Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. утверждены стандарты оценки.
Большой массив источников предпринимательского права составляют нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам и др.
Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности.
Информация о работе Шпаргалка по "Предпринимательскому праву"