Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:35, реферат
Мода на корпоративную (социальную) ответственность бизнеса возникла в России внезапно. Корпоративная ответственность – термин, который каждая компания трактует по-своему. Как правило, эти трактовки включают философию, тактику и стратегию компании в общественной сфере и взаимоотношениях с целевыми аудиториями (инвесторами и акционерами, сотрудниками, потребителями, партнерами, поставщиками и пр.). Некоторые компании дают простые формулировки: «социальная ответственность - это то, каким образом мы можем стать лучше», а социальная отчетность – наиболее наглядное выражение того, каким же, действительно, образом «мы можем стать лучше».
Социальная отчетность коммерческих компаний
Мода на корпоративную (социальную)
ответственность бизнеса
Зачем компании пишут социальные отчеты?
Если даже бегло просмотреть корпоративные сайты крупных западных компаний, окажется, что сегодня социальные отчеты публикуются наряду с отчетами о финансовой и производственной деятельности. Среди «писателей» – почти все крупнейшие мировые компании, в том числе такие, как нефтяной гигант ВР, металлургический концерн «Алкоа» (Alcoa), фармацевтический производитель «Байер» (Bayer AG), представители телекоммуникационной отрасли (AT&T Corporation), кредитные организации (Bank of America), потребительские и инженерные компании (Bosch Corporation), один из ведущих автопроизводителей «Даймлер Крайслер». От гигантов не отстают и менее известные компании. Для компании-лидера иметь социальный отчет сегодня также необходимо, как презентационный буклет с хорошей полиграфией и строгий офисный вид сотрудников. Социальная отчетность стала элементом корпоративной культуры.
Не менее важным стимулом является возможность сообщить публично об общественно-полезной деятельности, повысив репутацию и имидж компании, продемонстрировать четко выстроенную систему управления и прозрачность.
Наконец, правильно организованный
процесс подготовки отчета позволяет
выявлять, оценивать и прогнозировать
социально-экономические и
Внедрение нефинансовой отчетности
в корпоративную практику не является
уделом только крупных компаний, о
чем свидетельствует мировой
опыт. Вслед за компаниями – лидерами
бизнеса в этот процесс постепенно
будет включаться все большее
число компаний, для которых упрочение
своих позиций на рынке становится
осознанной и важной задачей. Любые
компании, независимо от размера и
вида деятельности, могут использовать
апробированные в мировой практике
подходы к составлению
Международные тенденции в социальной отчетности: стандарты и рекомендации
В международной бизнес-среде сегодня используются самые разнообразные стандарты, причем в разных странах свои – как отраслевые, так и касающиеся определенных аспектов ведения бизнеса в соответствии с требованиями местного законодательства. На международном уровне разрабатываются стандарты, применимые к компаниям разных стран и различных отраслей, и обеспечивающие совместимость показателей. Так, наиболее распространенными в применении к экологическому воздействию предприятий и компаний являются стандарты систем экологического менеджмента серии ISO14000. Стандарт ISO 14001 сегодня внедряется в российских компаниях, которые готовят экологические отчеты. Международные стандарты носят рекомендательных характер - в силу рамочного характера они приемлемы для большинства организаций. Так, стандарт процесса социальной отчетности АА1000 регламентирует лишь общие принципы и обязательные этапы процесса. Документом, который в последнее время находит широкое применение в практике компаний, является руководство «Глобальная инициатива по отчетности» (Global Reporting Initiative, GRI), где отражены основные аспекты деятельности компаний (экологический, социальный, экономический). Каждый из стандартов выполняет четко обозначенную задачу, поэтому при выборе стандарта компаниям необходимо проанализировать, какой цели они хотят достичь. Тем не менее, все международные стандарты предполагают, что компании добровольно принимают решение о том, какого рода информацию и в каком объеме они готовы обнародовать.
Хороший нефинансовый отчет
содержит информацию, позволяющую оценить
количество и качество нематериальных
активов организации, ее возможности
и потенциал, особенности управления
и качество менеджмента. Инвесторы,
партнеры, клиенты и собственный
персонал могут получить из отчета
сведения, которые, наряду с информацией
о финансовых результатах, помогают
им принять необходимые решения
в отношении конкретной компании.
Можно предположить, что в ответ
на вызовы времени и общественные
ожидания такой подход в принятии
деловых решений будет
Ситуация в России
Российских компаний, вставших
на путь регулярной социальной отчетности,
пока не так много, однако с каждым
годом их число растет. Сегодня
для многих представителей бизнеса
становится очевидным понимание
того, что устойчивое развитие компаний,
сочетающее экономические, социальные
и экологические факторы, ведет
к снижению предпринимательских
рисков, укрепляет
По данным аналитического
обзора «Нефинансовые отчеты компаний,
работающих в России: практика развития
социальной отчетности», подготовленном
при участии Агентства
Развитие нефинансовой отчетности
напрямую связано с проблемой
информационной открытости компаний.
Интересно, что из 280 компаний, включенных
в выборку, почти треть не имеют
корпоративного сайта, еще столько
же имеют сайты, но не отражают свою
позицию в отношении
Анализ выпущенных российскими
компаниями социальных отчетов выявляет
отчетливую специфику в раскрытии
информации, которую российские компании
считают значимой и существенной:
большое внимание уделяется вопросам
социальной политики в отношении
работников, программам развития в
территориях присутствия, а также
благотворительности и
Сегодня лидеры нефинансовой отчетности – крупнейшие компании России, занимающие верхние строчки рейтингов и вносящие наибольший вклад в благосостояние страны, как своей прямой экономической деятельностью, так и реализацией подходов к корпоративной ответственности. В их числе компании нефтегазовой, электроэнергетической, металлургической, лесной промышленности, а также единичные примеры – в пищевой промышленности, розничной торговли и в банковском секторе.
Пока отчеты российских компаний сложно сравнивать: они содержат неоднородные количественные показатели и отличаются по полноте представленной информации, однако вектор развития отчетности все же направлен на соответствие существующим мировым стандартам. Большинство социальных отчетов российских компаний, выпущенных в соответствии с международными стандартами, было подготовлено при участии Агентства социальной информации.
Методы сбора, обработки и представления информации в отчетах
На составление социального
отчета тратится много времени и
сил, причем не только сотрудников самой
компании. Для того, чтобы собрать
информацию, согласно международным
стандартам, в компании должна быть
разработана система сбора
Мониторинг и оценка внутренних процессов управления в компании – это одна из составляющих отчета. Он служит также способом общения компании с внешним миром, демонстрирует умение видеть риски и предпринимать своевременные и адекватные действия по их предупреждению и снижению. Для внешней аудитории, будь то властные структуры, инвесторы или партнеры, представленная в отчетах информация является объектом анализа и сравнения, поэтому сопоставимость данных в отчете – одна из важнейших его характеристик. Информационная ценность содержащихся в отчете сведений, как для внешних аналитиков, так и для самих компаний при принятии управленческих решений, тем выше, чем в большей степени поддаются сравнению ключевые результаты деятельности различных организаций.
Часто привлекаются независимые
консультанты – их участие в процессе
социальной отчетности необходимо не
только в силу специфики определенных
видов работ, но и для обеспечения
достоверности собираемых данных. Многие
компании имеют управления или подразделения
внутреннего аудита - он является первой
стадией верификации
Почему же бизнес начинает
использовать сложные системы анализа
и учета собственной
Информация о работе Социальная отчетность коммерческих компаний