Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 10:59, контрольная работа
Во всех перечисленных и других случаях речь идет о различных сторонах богатого по содержанию явления - социальной ответственности. Ее существование предопределено общественным характером человеческого поведения и отражает взаимосвязи общества и отдельного человека. Жить в обществе и быть свободным от него нельзя: в любых жизненных ситуациях человек должен сообразовывать свои поступки с существующими в обществе нормами и ценностями, с интересами других людей. Действуя в соответствии с ними, он поступает ответственно. В свою очередь общество (государство, коллектив, окружающие лица) постоянно контролируют деятельность субъекта, адекватно реагируя на различные варианты поведения (поощряя, одобряя ответственное поведение и наказывая нарушителя). Поэтому ответственность (в широком, социальном плане) можно охарактеризовать как общественное отношение между субъектом и контролирующей его поведение инстанцией (государством, обществом). Благодаря ей в обществе обеспечиваются организованность и порядок.
Введение………………………………………………………………………………………………. 3
Социальная ответственность бизнеса и ее виды………………………………… 4
Социальная ответственность бизнеса – новая страница
менеджмента……………………………………………………………………………………….. 9
Заключение…………………………………………………………………………………………. 12
Список дополнительной литературы…………………………………………………. 13
Одним из основных препятствий на пути развития социальной ответственности бизнеса представляется одностороннее, неверное ее толкование. На практике, особенно в политических (популистских) дискуссиях социальная ответственность бизнеса понимается как ответственность предпринимательского слоя перед некой «высшей силой» – обществом, государством. Актуализация проблемы привлекла к ней скороспелых «теоретиков» от социологии, которые, переписывая друг у друга и заимствуя «свои выводы» из давно устаревших источников, утверждают, что социальная ответственность как общественный феномен характеризует выполнение социальных обязанностей индивидов и социальных групп перед государством. Следовательно, социальная ответст-венность бизнеса находится в этой же среде: это ответственность бизнесменов за что-то несделанное или сделанное не должным образом.
В отечественной социологии
в 1970–1980-е гг. утвердилась иная, к сожалению,
сегодня игнорируемая, точка зрения: социальная
ответственность – это одна из основных
частей механизма управления общественными
процессами, характеризующая взаимоответственность
субъектов и объектов социального управления.
Не только индивиды и социальные группы
отвечают за свою деятельность перед обществом,
но и общество, государство несут ответственность
за обеспечение нормальных условий, прав
и свобод для жизнедеятельности людей
[1; 2; 3; 4; 5; 6]. Против этой позиции «исследователи»
проблем социальной ответственности бизнеса
не возражают по той простой причине, что
они ее не игнорируют, а именно не знают,
поскольку свои «труды» составляют из
фрагментов данных сети Интернет, где
теории пока нет места. При недостатке
теоретико-методологической подготовки
социальная ответственность понимается
как категория, с помощью которой оценивается
образ жизни, действия человека, социальной
группы. Это ответственность ретроспективная.
Субъект –личность, группа и даже общество
– отвечает за совершенные действия (в
том числе за проступок). Ответственность
здесь проявляется, во-первых, как система
социальной подотчѐтности, во-вторых,
как санкция за действия, идущие вразрез
с интересами общности. Санкция может
быть экономической, правовой, моральной.
Т. е. можно говорить о таких подвидах социальной
ответственности, как финансовая, административно-
Наряду с ретроспективной можно и нужно говорить о позитивной, перспективной социальной ответственности. Эта подсистема социальной ответственности зиждется на более стабильном основании, чем первая. Ответственность – санкция основывается на нормах, которые подвергаются регулярным пересмотрам, постоянно изменяются, а вторая сторона социальной ответственности базируется на внутренней регуляции поведения индивида, на относительно устойчивых правилах человеческого общежития, на моральных принципах, имеющих наряду с классовым и общечеловеческий характер. Позитивная ответственность характеризует осознание личностью, социальными группами и обществом в целом важности предпринимаемых действий для достижения общих целей.
Социальная ответственность – это непременный атрибут общественных отношений, субъектами в которых всегда выступают как отдельные личности, так и исторические общности людей –род, племя, община, коллектив, класс, а при достижении подлинной демократии – народ. Социальная ответственность пронизывает всю структуру общественных отношений, характеризует взаимосвязь и взаимозависимость носителей этих отношений. А эти отношения зависимости имеют объективный характер; поэтому ответственность скорее выступает как объективно-субъективное отношение, а не наоборот.
Социальная ответственность – это регулирующая система общественных отношений, исторически сложившийся социальный механизм, частью которой является социальная ответственность бизнеса. В соответствии с этим понятие «социальная ответственность бизнеса» должно включать в себя как ответственность бизнеса перед обществом, так и ответственность общества, его различных социальных групп и институтов, прежде всего, государства за создание оптимальных условий для его функционирования.
Анализируя социально ответственную деятельность бизнес-структур и определяя пути ее развития, следует рассматривать взаимосвязь этой деятельности с ответными действиями государства, а также оценивая взаимоотношения работодателей и работников. Уровень социальной ответственности последних во многом определяет социальную направленность как крупного, так и малого и среднего бизнеса. Применительно к компаниям, корпорациям и фирмам социальная ответственность бизнеса проявляется во взаимоответственности общества, государства и предпринимательских структур, работодателей, менеджеров и наемных работников, а также в отношениях с другими предпринимательскими структурами.
Социальная
ответственность бизнеса –
Современный мир живет в условиях острых социальных проблем. Их решение зависит от понимания каждым участником экономической и политической деятельности - органами власти и бизнесом; политическими партиями и профсоюзами; деятелями культуры, науки, образования, медицины и спорта; средствами массовой информации и, конечно, населением меры своей социальной ответственности. Поэтому на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) в 1999 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан выдвинул идею Глобального договора в области в области социальных отношений, в рамках которого бизнес, правительства, профсоюзы, неправи¬тельственные организации могут сотрудничать для достижения социального равенства и сохране¬ния окружающей среды. Принципы Глобального договора основаны на Всеобщей Декларации прав человека, Декларации Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда, Декларации по окружающей среде и развитию, Конвенции ООН о борьбе против коррупции.
Особенно значима социальная ответственность бизнеса – предприятий и организаций, связанных с разработкой, изготовлением и поставкой продукции и услуг, торговлей, финансами, поскольку они обладают основными финансовыми и материальными ресурсами, позволяющими вести работу для решения стоящих перед миром социальных проблем. Понимание лидерами бизнеса своего ключевого значения и ведущей роли в такой работе привело к рождению в конце 20-го века понятия «корпоративной социальной ответственности» (КСО), которое стало важнейшей частью понятия об устойчивом развитии не только бизнеса, но и человечества в целом.
Под КСО понимается, прежде всего, готовность бизнеса на добровольные социальные инвестиции, т.е. вложения финансовых, материальных, технологических, управленческих и иных ресурсов для реализации социальных программ. Но для КСО не менее важно понимание и выполнение бизнесом социальных обязательств, предписываемых законом.
Таким образом, КСО рассматривается, с одной стороны, как философия поведения, а с другой, как деятельность, предусматривающая:
Но дальнейшее расширение масштабов и упорядоченности работ по КСО в России сдерживается рядом факторов.
1. Основная масса средних и
мелких предприятий даже не
имеет понятия о КСО. Их
2. Высшее руководство многих
компаний не понимает, что социальные
инвестиции полезны не только
для общества, но и для их
долгосрочного успеха, что в итоге
социальных инвестиций рано
Такие руководители не учитывают того, что КСО стало средством конкурентной борьбы, и следование принципам КСО рассматривается как желательное и достойное поведение бизнеса, которое учитывается при заключении контрактов, кредитовании и страховании. Капитализация и рыночная стоимость акций оценивается во многих случаях с учетом социально ответственного поведения компаний. Пока немногие, наиболее предусмотрительные руководители стараются демонстрировать свою социальную ответственность, используя для этого все известные инструменты.
3. На многих предприятиях
4. Отсутствие системного и
Стандарт ВОК-КСО-2007 является стандартом организации и соответствует требованиям ст. 13 Федерального закона «О техническом регулировании» как документ в области стандартизации, используемый на территории Российской Федерации.
Требования стандарта сведены в шесть модулей, охватывающих все стороны деятельности организации в области социальной ответственности.
А. Социальные права персонала
Б. Социальные гарантии персонала
В. Охрана окружающей среды
Г. Экономное расходование ресурсов
Д. Поддержка местного сообщества
Е. Управление в области социальной ответственности
Требования, установленные в Модуле «А», соответствуют стандарту SA 8000.
По стандарту ВОК-КСО-2007 деятельность организации в области социальной ответственности должна быть направлена на достижение следующих стратегических целей:
• выпуск доброкачественной продукции,
• соблюдение трудовых и социальных прав персонала;
• исключение несчастных случаев в производстве;
• защита жизни, здоровья и имущества потребителей продукции или услуг организации;
• снижение вредных воздействий на окружающую среду;
• экономное расходование невосполнимых ресурсов;
• оказание помощи малоимущим группам населения.
Заключение
Подводя итог в своей работе хочу сделать несколько выводов:
1. Социальная ответственность
— обязательства организации
приносить пользу обществу
2. Кроме того, основные экономические
проблемы, решаемые в производстве
социальных аспектов данных
3. Проблема развития социальной
ответственности бизнеса в
4. К сожалению, исследований, посвященных тематике социальной ответственности бизнеса, на русском языке крайне мало. Представление о ней пока размыто и требует серьезного уточнения, недостаточно изучена и история развития социальной ответственности бизнеса в России. Не обобщен пока и накопленный российский опыт, который хотя и не афишируется, но уже есть в достаточном для анализа количестве.
Список дополнительной литературы
Информация о работе Социальная ответственность бизнеса: норма или позитивное исключение