Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:47, реферат
В данной брошюре сделана попытка осветить вопросы, характеризующие такой институт трудового права как социальное партнерство, указать, для каких целей создается социальное партнерство, раскрыть данное понятие, а также ряд других вопросов, посвященных вышеназванному институту.
Нормы, регулирующие отношения социального партнерства, содержатся в части 2 раздела 2 Трудового кодекса Российской Федерации.
В данной брошюре сделана попытка осветить вопросы, характеризующие такой институт трудового права как социальное партнерство, указать, для каких целей создается социальное партнерство, раскрыть данное понятие, а также ряд других вопросов, посвященных вышеназванному институту.
Нормы, регулирующие отношения социального партнерства, содержатся в части 2 раздела 2 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.23 Трудового кодекса Российской Федерации под социальным партнерством понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
В том случае, если органы
государственной власти и органы
местного самоуправления выступают
в качестве работодателей или
их представителей, уполномоченных на
представительство
Система социального партнерства подразделяется на определенные уровни, среди которых выделяются:
Статьей 27 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены формы, в которых осуществляется социальное партнерство.
К ним относятся:
Под органами социального партнерства понимаются органы, которые:
Такими органами являются комиссии по регулированию социально — трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях на равноправной основе.
Комиссии по регулированию социально-трудовых споров создаются по решению работников и работодателей из наделенных необходимыми полномочиями представителей данных сторон.
Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально — трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.
Определение коллективного договора дается в ст.40 ТК РФ, согласно которой коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально — трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
В том случае, если между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора возникли разногласия, то стороны в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами.
При составлении коллективного договора его содержание и структура определяются сторонами.
В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:
В коллективном договоре с учетом финансово — экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
В том случае, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание о том, что в коллективном договоре должны содержаться определенные нормативные положения, последние включаются в коллективный договор в обязательном порядке.
Трудовой кодекс предусматривает возможность заключения коллективного договора как в организации в целом, так и в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.
Если коллективный договор заключается в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации, то представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.
Коллективный договор в
Вступление коллективного
При осуществлении регистрации коллективного договора соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
Коллективный договор
Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.
Действие коллективного
Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации.
При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.
При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.
При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.
При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.
Помимо понятия коллективного договора в настоящей главе дается понятие соглашения сторон.
В ст.45 ТК РФ закреплено, что под соглашением понимается правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально — трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.
Как и при составлении коллективного договора содержание и структура соглашения определяются по согласованию сторон.
В текст соглашения могут быть включены следующие условия:
В зависимости от договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть как двусторонними, так и трехсторонними.
Соглашения в зависимости от сферы регулируемых социально — трудовых отношений, как и коллективные договоры, подразделяются на уровни:
Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально — трудовых отношений на федеральном уровне.
Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально — трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей).
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Под иным соглашением понимаются соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально — трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В ст.47 ТК РФ прописан порядок разработки проекта соглашения и его заключения.
В данной статье говорится о том, что проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.
Если происходит заключение и изменение соглашений, которые требуют бюджетного финансирования, то такое заключение и изменение по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.
Генеральное соглашение,
отраслевые тарифные соглашения по отраслям,
организации которых