Содержание и порядок установления режима коммерческой тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение сущности и содержания коммерческой тайны, а также порядка ее установления
Задачи курсовой работы:
Проанализировать понятие и правовое регулирование коммерческой тайны;
Выяснить сущность коммерческой тайны;
Определить сведения, относящиеся к коммерческой тайне;
Установить меры по охране конфиденциальности информации;

Содержание работы

Введение3

Понятие и правовое регулирование коммерческой тайны5
Содержание коммерческой тайны8
Сущность содержания коммерческой тайны8
Сведения, относящиеся к коммерческой тайне10
Режим коммерческой тайны13
Меры по охране конфиденциальности информации13
Установление режима коммерческой тайны15

Заключение20

Список использованных источников и литературы22

Файлы: 1 файл

курсовая работа (Автосохраненный).docx

— 78.22 Кб (Скачать файл)

В данном случае работодатель не придерживался достаточно простых правил, предусмотренных законом: на документах, содержащих коммерческую тайну, не был проставлен соответствующий гриф и не был указан владелец информации.

 

    1. Установление режима коммерческой тайны

 

Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по ее охране. Таким образом, права обладателя такой информации возникают с момента установлениям режима коммерческой тайны.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право не только устанавливать, но и изменять, отменять в письменной форме режим коммерческой тайны.

Установление, режима коммерческой тайны, требует выполнения некоторых условий. А именно, защита информации от всех потенциальных источников ее разглашения и введение правильного режима коммерческой тайны с соблюдением всех формальностей. Иначе информация, в отношении которой не будет установлен правильно режим охраны, не будет относиться к коммерческой тайне, и, как следствие, нормы Федерального закона «О коммерческой тайне» не будут на него распространяться.

Процедура установления режима коммерческой тайны является не совсем легкой (требуется составление массы документации, ее оформление со всеми сотрудниками и контрагентами, введение на предприятии специальных служб, установление систем защиты и пр.), дорогостоящая и доступная далеко не всем компаниям.

У малого, среднего и крупного бизнеса свои особенности, от которых зависит, нужно или нет вводить режим коммерческой тайны.

В малом бизнесе играет значительную роль личностный фактор, динамичность развития и скорость принятия решений. Установление режима коммерческой тайны ограничит скорость обмена информацией, затормозит экономически важные решения, затруднит управление и в конечном итоге приведет к утрате преимуществ в конкурентной борьбе. Однако, в отношении  особо важной информации следует установить данный режим.

Средний бизнес характеризуется уже большим количеством персонала и многоуровневой структурой управления, документированностью производственных и иных процессов. Однако следует иметь в виду, что только установлением режима коммерческой тайны себя не обезопасить. Необходимо применять разные способы защиты, которые в достаточном количестве предлагаются специалистами в области защиты от слияний или поглощений.

Для предприятий крупного бизнеса плюсы коммерческой тайны очевидны и вопрос, устанавливать ли соответствующий режим конфиденциальности или нет, вообще не стоит. Независимо от размера предприятия реальное использование им предусмотренных законом гарантий сохранения коммерческой тайны достаточно затруднено ввиду отсутствия механизмов работы этих самых гарантий, декларативности норм нового законодательства в этой области и отсутствия широкой практики их применения. Компания и ее информация становится менее уязвимой при проверках контролирующих структур, при проведении оперативных мероприятий правоохранительными органами, а также при судебных производствах.17

Коммерческая тайна — важный элемент бизнеса, ее охрана целиком и полностью зависит от своевременно проведенных мероприятий по предотвращению утечки важной информации. Главное — четко осознавать цели, для которых вводится режим коммерческой тайны, и правильно определить круг информации, в отношении которой этот режим применять.

Приступая к разработке внутрикорпоративных стандартов и подходов, призванных решать проблемы сохранения «секретов фирмы», необходимо, чтобы внутренние документы фирмы не только строго отвечали требованиям закона, но и выполнялись.

Для этого сначала определяется перечень информации, составляющей коммерческую тайну фирмы. Это означает, что юридическое лицо должно принять соответствующий документ, приводящий полный перечень информации, которую ее обладатель желает защитить от несанкционированного разглашения. При формулировании этого перечня следует не забывать о том, что законодателем предусмотрен ряд сведений, которые ни при каких обстоятельствах не могут представлять коммерческую тайну.

Затем следует ограничить доступ к информации, составляющей коммерческую тайну. Установить порядок обращения с этой информацией и контроль за его соблюдением. Эти вопросы также могут найти отражение в соответствующем внутреннем документе организации (в одном или нескольких), где должны быть подробно описаны следующие моменты: основания для допуска к коммерческой тайне, порядок получения разрешения на допуск; порядок ведения учета лиц, получивших доступ к информации, которым она была предоставлена или передана; места хранения ее носителей, в том числе ограничение доступа к помещениям хранилищам в целом; порядок нанесения на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна»; копирование носителей информации; порядок уничтожения копий и набросков; недопустимость оставления без присмотра документов, составляющих коммерческую тайну, на рабочих столах, к которым имеется доступ иных сотрудников, которые не осведомлены об этой информации, выноса носителей за пределы фирмы и т. п.

После чего вводят учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана.

 Этот учет осуществляется  путем составления внутреннего  документа, в котором фиксируются  все лица, относящиеся к категории  лиц, которым информация, составляющая  коммерческую тайну, была предоставлена  или передана.

Таким образом, важнейшее значение для сохранности коммерческой тайны имеет надежность сотрудников, которым разрешен доступ и работа с этой информацией. Если все же конфиденциальная информация стала доступна третьим лицам, необходимо будет доказать, что работник, из-за которого произошла «утечка», был допущен к этим сведениям, чем и обусловлена необходимость ведения этого учета.18

Необходимо урегулировать отношения по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, с работниками на основании трудовых договоров и с контрагентами на основании гражданско-правовых договоров.

Закон разграничивает регулирование режима коммерческой тайны в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений.

Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями. Основным документом, где устанавливаются трудовые обязанности работника, является либо трудовой договор, либо гражданско-правовой. В трудовом договоре могут предусматриваться условия о неразглашении охраняемой законом коммерческой тайны, а также иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.

Кроме того, за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом коммерческую тайну, работник несет материальную ответственность в полном размере причиненного ущерба в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации. Работодатель вправе потребовать возмещения причиненных убытков (реального ущерба и упущенной выгоды) лицом, прекратившим с ним трудовые отношения, в случае если это лицо виновно в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, доступ к которой это лицо получило в связи с исполнением им трудовых обязанностей».

Однако, доказывание факта передачи третьему лицу коммерческой информации работником, обязанным соблюдать режим конфиденциальности, является не простой задачей для работодателя. Но если он сможет это сделать, а также выполнит все требования закона в части процедуры и оформления увольнения, то работник не сможет обжаловать увольнение в суде.

Так, Щ., уволенный за разглашение коммерческой тайны, обжаловал в суд законность увольнения. Работодатель передал Щ. для использования в работе досье нескольких клиентов. Полученные Щ. документы содержали сведения о тарифах, вознаграждениях, лимитах финансирования, а также иную информацию о клиентах ответчика, отнесенную к коммерческой тайне. Факт получения истцом определенных досье подтверждался распиской Щ. в журнале выдачи документов.

Непосредственным начальником Щ. руководителю организации была направлена докладная записка, из которой следовало, что Щ., по-видимому, передает конкурентам сведения, составляющие коммерческую тайну. Была организована проверка, в ходе которой на рабочем столе Щ. обнаружили папку с копиями анкет и распоряжений об общих условиях факторингового обслуживания (цена, комиссия, лимит, дисконт, поручительство) клиентов, досье на которых выдавались истцу. Распечатка сообщений из почтовой программы свидетельствовала о том, что со служебного электронного почтового ящика Щ. было отправлено письмо в адрес сторонней организации с информацией об общих условиях факторингового обслуживания клиентов. Со слов коллег Щ. выяснилось, что тот неоднократно обсуждал по телефону вопросы передачи информации. В деле имеются письменные объяснения Щ. по факту разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну.

Доводы истца о том, что обнаруженные на его рабочем столе документы были ему подложены, суд счел надуманными: факт обнаружения на столе истца копий документов, составляющих коммерческую тайну, подтвердил свидетель С., показаниям которого суд доверяет.

С учетом всех обстоятельств суд пришел к выводу, что ответчик представил доказательства того, что истец, принявший на себя обязательство не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну, разгласил информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей и отнесенную ответчиком к коммерческой тайне.

В данной ситуации ответчик правомерно расторг с истцом трудовой договор по подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Порядок увольнения истца, предусмотренный ст. 193 ТК РФ, ответчиком нарушен не был.19

Таким образом, наиболее уязвимым моментом в защите коммерческой тайны является, прежде всего, человеческий фактор. Заинтересовать работника не разглашать доверенную ему информацию возможно как путем напоминания об ответственности, предусмотренной действующим законодательством, или о том, что указанные действия нанесут непоправимый вред его репутации, карьере, так и путем материального стимулирования. Однако, установление режима коммерческой тайны необходимо начинать с написания документов регламентирующих этот режим.

 

 

 

 

 

 
 
 
Заключение

 

В данной курсовой работе было изучена нормативно-правовая база, регулирующая коммерческую тайну, изучен правовой режим коммерческой тайны и его установление, а также содержание коммерческой тайны.

Информация признается коммерческой тайной только в том случае, если владелец предпринял для ее защиты меры, предусмотренные законом. Если этот режим не установлен, любые сведения считаются открытыми. Главный признак конфиденциальной коммерческой информации — ее ценность для конкурентов. Определять состав этих сведений — право владельца информации.

Правовая защита интересов обладателей коммерческой тайны зависит от полноты и правильности применяемых мер, связанных с защитой конфиденциальной информации. Эти меры могут исходить, как из прямого указания из закона, так и других мер, не противоречащих законодательству. Круг этих мер весьма разнообразен: от использования различных технических устройств, препятствующих несанкционированному получению секретных сведений, до заключения соглашений с детально разработанными условиями о конфиденциальности.

Обращение коммерчески значимой информации имеет определенные особенности. Предметом регулирования коммерческой тайны являются многообразные отношения по поводу ее производства (получения), использования, хранения и передачи с соблюдением условия конфиденциальности. Часто регулирование этих отношений выходит за рамки гражданско-правовых. В этих случаях используются иные правовые средства установления и обеспечения режима коммерческой тайны.

Целью выделения сферы обращения коммерческой тайны как самостоятельной области правового регулирования состоит в том, чтобы упорядочить законодательное, корпоративное и договорное регулирование в этой сфере на основе изучения правовой практики, для устранения имеющихся пробелов в законодательстве.

Институт коммерческой тайны выполняет важные функции в экономическом обороте: легализует право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на коммерческую тайну; устанавливает правовой режим обращения тайны; позволяет на законном основании использовать такую информацию; защищает права на коммерческую тайну с использованием норм гражданского, трудового, уголовного и иных отраслей права.

Регулирование отношений, связанных с использованием конфиденциальной информацией должно начинаться с основного документа – устава, в котором дается четкое понятие коммерческой тайны, ее содержание, а также устанавливается ответственность за ее несоблюдение.

Наиболее уязвимым моментом в защите коммерческой тайны является, прежде всего, человеческий фактор. Заинтересовать работника не разглашать доверенную ему информацию возможно как путем напоминания об ответственности, предусмотренной действующим законодательством, или о том, что указанные действия нанесут непоправимый вред его репутации, карьере, так и путем материального стимулирования. Однако, установление режима коммерческой тайны необходимо начинать с написания документов регламентирующих этот режим.

При этом решение проблем организационно-правового обеспечения деятельности по охране конфиденциальности информации требует создания развитой теоретической базы регулирования обращения коммерческой тайны, которая сегодня фактически отсутствует.

 

 

Список использованных источников и литературы

 

Нормативная литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, ч.2 ст. 54 // «Собрание законодательства РФ», от 5. 12. 1994 г. № 32 ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ, ст. 1265 // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496. 
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, ч.2 ст. 135 // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 3.
  4. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 августа 2004 г. № 32 ст. 3283.
  5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 9, ч.4 // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3448.
  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», ст. 57 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, июнь 2009 г., № 6.
  7. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.), п. 2 ст. 39. // http://base.garant.ru/4059989/#ixzz3j9SwKIan

Информация о работе Содержание и порядок установления режима коммерческой тайны