Современный предприниматель: психологический портрет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 11:13, контрольная работа

Описание работы

Социально- психологические качества успешных предпринимателей давно служат объектом исследования для биографов, психологов и социологов. С целью разгадать секрет успеха рассматриваются их характеры, способности, социальные характеристики. Так, исследования показали, что зависимость между IQ предпринимателя и эффективностью его деятельности криволинейная.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
1. ПСИХОЛОГИСЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ………….
2. МОТИВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...

Файлы: 1 файл

к.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….

3

1. ПСИХОЛОГИСЕСКИЕ ЧЕРТЫ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ………….

4

2. МОТИВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ…………………………………………………

                   6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..

10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...

11


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социально- психологические  качества успешных предпринимателей давно  служат объектом исследования для биографов, психологов и социологов. С целью  разгадать секрет успеха рассматриваются  их характеры, способности, социальные характеристики. Так, исследования показали, что зависимость между IQ предпринимателя и эффективностью его деятельности криволинейная.

Отдельные усилия были посвящены  выявлению качеств, характеризующих  предпринимателя, выделяющие его из ряда других людей. Прежде всего, среди таких субстанциональных качеств нужно назвать следующие умения (способности):

  • принимать нестандартные новаторские решения в стандартных и особенно в неопределенных ситуациях;
  • генерировать новые производственные и коммерческие идеи, оценивать их перспективность с точки зрения получения дополнительного дохода;
  • оперативно оценивать инновации с позиции их конечной эффективности; 
  • оценивать рыночную конъюнктуру с позиции получения дополнительной прибыли;
  • рисковать;
  • анализировать информацию и делать правильные с позиции рыночной коньюктуры выводы.

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

 

Одним из первых создателей психологического портрета предпринимателя  является В.Зомбарт, утверждающий, что  дух предпринимательства- одна из составляющих частей капиталистического духа, на ряду с мещанством и бюрократичностью.

Предприниматель должен обладать следующими качествами:

  • завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство);
  • организатора (способность правильно оценивать людей, заставлять их работать, координирую их действия);
  • творца (способность вербовать людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).

Мещанину требуются  другие качества:

  • хозяйственность, связанная с рациональным ведением дел, разумной экономией и бережливостью;
  • деловая мораль, являемая коммерческой солидностью и благонадёжностью, верностью договору и строгим ведением отчетности.

Третья составляющая капиталистического духа- бюрократия. Черты бюрократа:

  • преданность корпорации, работа ради её прибыли- способ личного карьерного продвижения и благополучия, коллективный интерес;
  • дисциплина;
  • потребность в четкой инструкции;
  • наличие закрепленных функций.

Примечательно, что при  столь разносторонней характеристике капиталистического духа, В. Замбарт поставил предпринимательство на первое место. Если из данной картины устранить предпринимателя, получится другой хозяйственный уклад. Поэтому неудивительно, на сколько часто прежнее правительство России, стремясь к тоталитаризму, боролись с предпринимательством, устраняя этим малейшую возможность проявления элементов капитализма.

В рамках социально-психологической  теории депривации (процесс сокращения или лишения возможности удовлетворения жизненных потребностей индивидов или групп) было установлено, что выходцы из социально ущемленных слоёв населения и национальных меньшинств имеют более высокий предпринимательский потенциал, чем представители имущих слоёв.

К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относятся:

в интеллектуальном блоке: компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление;

в коммуникативном блоке: талант координатора усилий сотрудников,  способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения;

в мотивационно- волевом  блоке: склонность к риску, внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи.

Предприниматель ассоциируется  с хорошим здоровьем, неиссякаемыми  энергией и оптимизмом по исследованиям  западных ученых… Литературные данные и выполненные исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенных в мотивационно- волевом блоке, ибо предприниматель, прежде всего, фигура действующая, ищущая, активная. Эти компоненты присутствуют в его психологическом портрете независимо от формы предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое).

2. МОТИВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ

 

К открытиям большой  важности можно отнести заявления  З.Фрейда о доминирующей роли бессознательного в человеческом поведении. Великий  психоаналитик считал, что эта область психики заполнена вытесненными из сознания человека различного рода неудовлетворёнными желаниями, в основном сексуального характера. Накапливаясь они приобретают огромную силу и прорываются в виде агрессии, навязчивых идей, необъяснимых поступков и т.д.

В нашей стране теория Фрейда с 30 гг. подверглась резкой критике. Вплоть до 60 гг. были прекращены переводы и  публикации работ по психоанализу. Не смотря на это, в 30 гг. в Грузии знаменитая школа психолога- экспериментатора Д.Н.Узнадзе использовала современные западные знания по психологии бессознательного для создания теории установки. Только в начале 70 гг. эти работы были переведены на русский язык. В результате экспериментов Д.Н.Узнадзе обнаружил, что принятая двухзвенная схема (стимул-реакция), объясняющая поведение, не совсем правильная. А именно, между стимулом и реакцией находится некоторое образование, которое было названо установкой.

Классическое определение установки  звучит следующим образом: в случае наличия какой- нибудь потребности и ситуации её удовлетворения у человека возникает установка- состояние готовности к совершению определённого поведенческого акта. Узнадзе и его последователи считают, что при неоднократном столкновении потребности и ситуации установка фиксируется. По словам Ш.А.Надирашвили, многообразие устойчивых взаимосвязей индивида с внешним миром вставлено системой фиксированных вторичных установок,  тогда как непосредственное поведение управляется динамической первичной, или актуальной, установкой. При этом все фиксированные установки находятся в области бессознательного, а актуальные- в сознательной сфере, ибо их формирование происходит при обстоятельствах, с которыми не сталкивается прошлый опыт человека.

Отечественные исследователи А.Д.Смирнов, В.Ф.Максимов, Д. Н. Акуленок и др. видят мотивационную структуру предпринимателя так. Во-первых необходимо острое желание выделиться, проявить себя, удовлетворить здоровое честолюбие. Во-вторых, стремиться к независимости. В-третьих, желать принести благо обществу. В-четвертых, удовлетворить личные потребности в лидерстве. В-пятых, проявить потребность в самовыражении, самоактуализации, которая является отчаянной борьбой за бессмертие (по А.Маслоу, Г.Олпорту и К.Роджерсу). Наиболее ярко выражена такая мотивация у творческих людей, и заключается она в стремлении «оставить после себя след на земле».

Ни в одной из выше перечисленных  мотивационных структур не встречается  весьма актуальная для российских предпринимателей мотивация вынужденного занятия  этим видом деятельности в ущерб  своим интересам. Назовём её вынужденной мотивацией обеспечения себя и своей семьи жизненно важными предметами потребления. Чтобы обеспечить реальность воплощения в жизнь любого из вышеперечисленных мотивов, необходим соответствующий доход. В связи с этим В.С.Автономов пишет, что достижение больших прибылей для предпринимателя является необходимым условием для удовлетворения жизненных потребностей, а также символом успеха.

Западные, а особенно американские, теории мотивации признают в качестве главного стремления человека тягу к успеху. Успех- это удача в достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты на работе. И предприниматель «предпринимая» какое- либо «предприятие», рассчитывает на его успех. Современные отечественные социологи отмечают сложность этого явления и многообразие условий успеха предпринимательства. Он может быть достигнут в следствии действия одного или нескольких факторов, обстоятельств, причин и быть результатом достаточно разных причин поведения. На достижение предпринимательского успеха могут повлиять:

    • простое везение (оказался случайно в нужное время в нужном месте и при этом сумел не упустить шанс);
    • активный поиск «того самого выигрышного варианта» с использование метода проб и ошибок;
    • компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального варианта на основе теоретических изысканий;
    • получение и использование в благоприятное время конфиденциальной информации или ресурса другого вида;
    • использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентности в качестве товара дающего доход.

Добавим к этому общую  точку зрения российских и американских специалистов в сфере бизнеса  и мотивы.

Мотивы:

    • желание быть хозяином своей судьбы;
    • стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от остальной, слить жизнь и работу воедино, изменить принцип «работать, чтобы жить» на «жить , чтобы работать»;
    • желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно улучшать своё материальное положение.

Следующим элементом  предпринимательской деятельности является способ и средства достижения цели. Под ними понимаются особые знания, умения, навыки, а также способности и задатки.

Значительное число  исследователей придерживается мнения, что научить предпринимательству  нельзя. Для этого рода деятельности необходимы особые способности. Природной же предпосылкой развития способностей является наличие задатков- некоторых врожденных анатомо- физиологических особенностей мозга и нервной системы. К задаткам, согласно позиции отечественного психолога В.А.Крутецкого, относятся типологические свойства  нервной системы, природные свойства анализаторов, индивидуальные варианты функционирования коры головного мозга.

Люди обладают врождёнными  индивидуальными различиями в задатках. Потому у некоторых имеются преимущества в овладении определённой деятельностью. Задатки определяются генетической программой и проявляются в виде способностей- прижизненных образований, формирующих социальный опыт человека, условий его жизни, обучения и воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, отличительными чертами  предпринимателя являются самостоятельность, ответственность, рискованность, инициативность, склонность к творчеству, новаторству. Предпринимательство рассматривается  как деятельность, определена ее структура, выделены основные черты и общественные функции. Это позволяет дать определение предпринимательства с точки зрения деятельности.  
        Предпринимательство — это новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемых предпринимателями, обладающих редкими способностями, которые позволяют нести бремя отличительных черт этой деятельности и развивающих экономику функций с целью получения прибыли.  
         Вместе с тем людям, которые стремятся стать предпринимателями, необходимо понимать, что этот вид деятельности (особенно в нашей стране) связан не только с материальным благополучием и финансовой независимостью, но и с хроническими стрессами и перенапряжением, страхами, семейными дисфункциями, потерей друзей. Именно поэтому будущему предпринимателю необходимо хорошее здоровье, неиссякаемая энергия и оптимизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСКОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Авдеев А.С., Рябова  Е.Е. Предпринимательство в России.- М: Манускрипт, 2010

2. Щербатых Ю.В. Психология  предпринимательства и бизнеса. – СПб., 2008. 
3. Щербатых Ю.В. Психология успеха. – М., 2005.

4. Яковлев М.А. Основы предпринимательской деятельности.- М: Юристъ, 2009

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Современный предприниматель: психологический портрет