Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:57, курсовая работа
Цель работы – изучить сущность, проблемы и закономерности становления малого бизнеса, его влияние на развитие экономики.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и определение субъекта малого бизнеса, его роль в экономике;
- изучить государственную поддержку малого предпринимательства
Анализ распределения числа зарегистрированных малых предприятий по видам экономической деятельности показывает, что в промышленности 2010 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 40,2 тыс., т.е. сократилось с начала года почти на 6 тыс. А это привело в результате к сокращению числа рабочих мест на 55,9 тыс. человек. При снижении деловой активности в экономике, усиление спада инвестиций в основной капитал и уменьшении объемов работ в строительстве, число занятых на малых предприятиях в строительстве сократилось на 141,0 тыс. человек.
При проведении анализ
специфики кризисных явлений
и специфики малого бизнеса
позволяет выделить следующие
проблемные и уязвимые точки
субъектов малого
Категория субъектов малого предпринимательства (МП) |
Проблемные точки |
Субъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг |
Отсутствие доступа к банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшения условий кредитования, проблемы с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг ростовщиков и организованных преступных группировок |
Субъекты МП, производящие
продукцию для средних и |
Снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов |
Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги |
Снижение спроса на услуги, риск неплатежей |
Субъекты МП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ) |
Снижение спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала - середины года |
Субъекты МП, действующие в оптовой и розничной торговле |
Повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе снижение спроса на продукцию |
Субъекты МП, действующие в сфере общественного питания и ресторанном бизнесе |
Снижения спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий |
Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта |
Снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий |
Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу |
2008 г. повышение конкуренции
за государственный и |
Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты, направленные на модернизацию, расширение производства |
Отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития |
Все субъекты МП |
Административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников |
Таблица 1 «Проблемы субъектов малого предпринимательства».
Основные существующие
или возможные проблемы у
- отсутствие оборотных средств;
- отсутствие доступа к
банковским кредитным услугам,
как для решения проблем с
оборотными средствами, так и
для реализации начатых или
намеченных инвестиционных
- отсутствие свободного
доступа к займам
- снижение спроса на продукцию, при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса;
- риск неплатежей от
контрагентов, отказ от работы
с некоторыми контрагентами,
В соответствии с программой антикризисных мер принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, частично разрешит проблему трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, а так же будет способствовать распространению практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями [21].
Доминирующая часть
предприятий и рабочих мест
в малом бизнеса приходится
на предприятия торговли и
на услуги по операциям с
недвижимостью. В целом по
2009 г. |
В том числе по кварталам |
2010 г. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
Всего: |
10093,5 |
2072,9 |
2550,1 |
2751,9 |
2718,6 |
1832,5 |
С/х, охота и лесное хозяйство |
170,7 |
32,8 |
35,2 |
50,7 |
52 |
37,7 |
Рыболовство, рыбоводство |
23,1 |
4,8 |
6,1 |
6,5 |
5,7 |
5,1 |
Промышленность |
1418,7 |
280,6 |
365,8 |
403 |
369,3 |
242,2 |
Добыча полез-ных ископаемых |
59,8 |
10,5 |
13,9 |
19,7 |
15,7 |
7,9 |
Обрабатывающие производства |
1311,3 |
258,7 |
340,9 |
372,1 |
339,6 |
219,1 |
Производство электроэнергии |
47,6 |
11,4 |
11 |
11,2 |
14 |
15,4 |
Строительство |
1228,4 |
183 |
300,1 |
353,6 |
391,7 |
161,7 |
Оптовая и роз- ничная торговля |
6095,5 |
1332,5 |
1551,3 |
1615,8 |
1595,9 |
1120,6 |
Гостиницы и рестораны |
106,7 |
23,1 |
28,4 |
27,9 |
27,3 |
32,0 |
Транспорт и связь |
306,7 |
61,7 |
75,1 |
94,4 |
75,5 |
61,9 |
Операции с недвижимым имуществом |
627,4 |
131 |
157,9 |
168,3 |
170,2 |
142,8 |
Таблица 2 «Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в действующих ценах в млрд. руб., без микропредприятий».
Свертывание масштабов
экономической деятельности
В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в январе- марте 2010 г. более 3/5 приходилось на строительство, операции с недвижимым имуществом и оптовую и розничную торговлю. Инвестиции в основной капитал МП в промышленности составляли 18,0%, а сельского хозяйства- 8,2%. Ключевым направлением программы антикризисных мер является поддержка малого и среднего предпринимательства. На эти цели в 2010 г. направлено 40,5 млрд. руб., что в 11 раз больше, чем в 2009 г. В текущем году расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд. руб., т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд. руб.
|
2010 г. 1 квартал | |||||
всего |
в том числе | |||||
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал | |||
Российская Федерация |
317,4 |
47,9 |
73,0 |
91,5 |
105,0 |
41,4 |
Центральный ФО |
55,2 |
11,8 |
11,1 |
14,9 |
17,3 |
11,6 |
Северо- Западный ФО |
20,9 |
4,2 |
5,4 |
6,4 |
4,9 |
2,6 |
Южный ФО |
67,2 |
7,0 |
14,4 |
23,6 |
22,2 |
8,3 |
Приволжский ФО |
84,9 |
12,9 |
17,0 |
24,8 |
30,2 |
8,9 |
Уральский ФО |
23,3 |
2,7 |
6,3 |
7,2 |
7,2 |
3,4 |
Сибирский ФО |
60,1 |
8,2 |
17,2 |
12,8 |
22,0 |
5,7 |
Дальневосточный ФО |
5,8 |
1,2 |
1,6 |
1,8 |
1,2 |
0,9 |
Таблица 3 «Объем инвестиций
в основной капитал малых
В 2010 г. впервые предоставляется возможность авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета на развитие малого и среднего бизнеса- до 60%. Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого и среднего предпринимательства будет осуществляться пропорционально доле малых и средних компаний, действующих на территории региона. При определении уровня софинансирования будет учитываться расчетная бюджетная обеспеченность субъекта Российской Федерации. Это означает, что для 78 субъектов за счет федерального бюджета будет финансироваться ориентировочно до 80% расходов на поддержку малого и среднего предпринимательства. Требование об обязательной квоте (до 20%) для малого предпринимательства в государственных закупках распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Это позволит, по оценкам, увеличить спрос на продукцию малых предприятий на 25 млрд., руб. [9].
Для развития малого предпринимательства нужно говорить об индивидуальной предприимчивости, креативности, деловой хватке, основанной на знании клиентских ожиданий каждого отдельного бизнесмена, чем рассуждать об отрасли в целом, стараясь выделить те или иные виды и их преимущества. Лучшие перспективы всегда за теми, кто заранее готовится ко всем превратностям, минимизирует издержки, не отягощен тяжелыми кредитными обязательствами, внедряет в производственный процесс инновационные технологии. Такие компании, невзирая на кризис, всегда будут представлять интерес и для партнеров, и для инвесторов. Выигрывает всегда тот, кто быстрее, мобильнее и гибче развернет свой бизнес в сторону клиентских запросов. Потребитель всегда это чувствует. А маневренности малому бизнесу не занимать.
В краткосрочном плане можно прогнозировать хорошие перспективы для малого бизнеса в сфере товаров и услуг массового спроса, а также предприятий, обслуживающих государственные нужды. Бизнес с дорогим «входным билетом» и низкой потребностью в оборотном капитале будет чувствовать себя еще более комфортно. Среди торговых компаний выиграют те, кто имеет низкую долговую нагрузку, невысокую долю малоликвидных запасов, гибкую структуру клиентской базы и широкую нишу в нижнем и среднем сегменте спроса. При поддержке банковского капитала у подобных компаний есть возможность увеличить свое присутствие на рынке и занять новые ниши. В долгосрочной перспективе можно выделить следующие отрасли: автосалоны и автосервисы, строительно- ремонтную отрасль и повседневные услуги для среднего класса.
В условиях кризиса происходит резкое снижение потребительского спроса. Малый бизнес в силу своей природы очень легко теряет ликвидность и разоряется, но в то же время легко восстанавливается. Те компании, которые оказались лучше подготовлены, накопили избыточную ликвидность, имеют больший шанс сохранить и приумножить свой бизнес. Большая часть агрессивно растущих за счет привлеченного капитала компаний потеряла устойчивость и теперь пытается выжить. Ускорились процессы слияния и поглощения, многие предприятия закрывают непрофильные направления. Недостаток кредитных средств замедляет темпы обновления основных средств, требует оптимизации бизнес-процессов и более гибкой работы с клиентом.
Финансовый кризис поставил на грань выживания многие малые компании -заметное число предприятий уже прекратило свое существование. С другой стороны, многие сотрудники средних и крупных корпораций, потеряв рабочие места, занялись созданием собственных проектов. Это породило возникновение значительного числа компаний микро- и малого бизнеса. В первую очередь, возникают предприятия сферы услуг, особенно того сегмента, где до настоящего момента был дефицит предложения: автомойки, прачечные, салоны красоты и т. п. Если говорить о перспективных сферах, то вероятно появление и активное развитие новых компаний в ИТ-индустрии. Прежде всего это относится к интернет проектам и разработке всевозможного софта. Кроме того, кризис 2008 года породил вторую волну(первая была после августа 1998 года) малых и средних региональных производителей продуктов питания. Очевидной особенностью нынешнею периода является острая нехватка денег. Резкое закрытие большинства каналов финансирования и рост стоимости ресурсов привел к нескольким важным последствиям: некоему отрезвлению рынка труда, тенденции к оптимизации бизнес-процессов и отказу от всего лишнего, появлению новых форм расчетов. В частности, открытого бартера.
Информация о работе Сущность и роль малого предпринимательства в экономике