Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 01:39, контрольная работа
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, наиболее квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
Введение 3
1. Малый бизнес: история развития 5
2. Сущность малых предприятий и их место в экономике России 8
3. Роль малых предприятий в экономике России 18
Заключение 21
Список используемых источников 23
3. улучшение качества
4. формирование
среднего класса в обществе
как основы для развития
Помимо преимуществ у малого бизнеса есть и существенные недостатки:
1. малая
величина капитала и
2. дефицит
финансовых и, как следствие,
материально-технических
3. недостаток информации, опыта и квалифицированных кадров;
4. недостаточные темпы создания инфраструктуры малого бизнеса.11
Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что в связи с объективно более высокими издержками производства на малых предприятиях для обеспечения их выживаемости и стабильной работы необходимы государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Без помощи государства малые предприятии не могут успешно конкурировать с крупными организациями.12
Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в соответствии со статьей 6 Федерального Закона №209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»:
1. Государственная политика в
области развития малого и
среднего предпринимательства
2. Основными целями
1) развитие субъектов малого
и среднего
2) обеспечение благоприятных
3) обеспечение
4) оказание содействия субъектам
малого и среднего
5) увеличение количества
6) обеспечение занятости
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
3. Основными принципами
1) разграничение полномочий по
поддержке субъектов малого и
среднего предпринимательства
2) ответственность федеральных
органов государственной
3) участие представителей
4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.13
Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в соответствии со статьей 7 Федерального Закона №209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»:
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:
1) специальные налоговые режимы,
упрощенные правила ведения нал
2) упрощенная система ведения
бухгалтерской отчетности для
малых предприятий, осуществляю
3) упрощенный порядок
4) льготный порядок расчетов
за приватизированное
5) особенности участия субъектов
малого предпринимательства в
качестве поставщиков (
6) меры по обеспечению прав
и законных интересов
7) меры по обеспечению
8) меры по развитию
9) иные направленные на
В России государственное регулирование малого предпринимательства основывается на Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
В соответствии с Законом РФ «О
государственной поддержке
Государство гарантирует малым предприятиям:
1) упрощенную регистрацию,
2) льготные стартовые условия,
3) ряд льгот по налогообложению,
4) предоставление статистической и бухгалтерской отчетности в упрощенном порядке.
Также определен порядок
Кроме того, Закон определяет, что не менее 15 % государственных заказов должно в обязательном порядке размещаться на малых предприятиях.15
3. Роль малых предприятий в экономике России
Социальная роль
Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.
Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.
Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.
Политическая роль
Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально- экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.
Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.
Экономическая роль
Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.
Сектор малого бизнеса наиболее
динамично осваивает новые виды
продукции и экономические
Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе МП вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности.
Заключение
Малый бизнес — бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.16
Малые предприятия являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны. Во-первых, они способствуют поддержанию стабильности рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отношений.17 Рыночные отношения становятся стабильными, если 25-30% трудового населения имеют собственное дело.18 Во-вторых; они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых немыслима его высокая эффективность. В конечном итоге это ведет к динамичности хозяйственного развития и экономическому росту национальной экономики. В-третьих, роль малых предприятий в деятельности крупных и средних предприятий постоянно возрастает.19
Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.
Субъектами малого предпринимательства в России являются малые предприятия, а также физические лица без образования юридического лица.
Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, кооперативными и общественными предприятиями, а также частными лицами.
Специфические особенности малого бизнеса:
1. единство права собственности и управления предприятием,
Информация о работе Сущность малых предприятий и их место в экономике России