Сущность малых предприятий и их место в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 01:39, контрольная работа

Описание работы

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, наиболее квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

Содержание работы

Введение 3
1. Малый бизнес: история развития 5
2. Сущность малых предприятий и их место в экономике России 8
3. Роль малых предприятий в экономике России 18
Заключение 21
Список используемых источников 23

Файлы: 1 файл

Контрольная по организ.пред.деят 5 курс.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

3. улучшение качества обслуживания;

4. формирование  среднего класса в обществе  как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан.

Помимо преимуществ  у малого бизнеса есть и существенные недостатки:

1. малая  величина капитала и ориентация  на самофинансирование, вследствие чего проявляется неустойчивость малого бизнеса.

2. дефицит  финансовых и, как следствие,  материально-технических ресурсов, связанный в первую очередь с трудностями получения заемных средств;

3. недостаток  информации, опыта и квалифицированных  кадров;

4. недостаточные  темпы создания инфраструктуры  малого бизнеса.11

Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что в  связи с объективно более высокими издержками производства на малых предприятиях для обеспечения их выживаемости и стабильной работы необходимы государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Без помощи государства малые предприятии не могут успешно конкурировать с крупными организациями.12

Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в соответствии со статьей 6 Федерального Закона  №209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»:

1. Государственная политика в  области развития малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации является  частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Основными целями государственной  политики в области развития  малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов малого  и среднего предпринимательства  в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий  для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам  малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов  малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения  и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых  субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных  субъектами малого и среднего  предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

3. Основными принципами государственной  политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) разграничение полномочий по  поддержке субъектов малого и  среднего предпринимательства между  федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) ответственность федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) участие представителей субъектов  малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение равного доступа  субъектов малого и среднего  предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.13

Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в соответствии со статьей 7 Федерального Закона  №209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»:

В целях реализации государственной  политики в области развития малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения  бухгалтерской отчетности для  малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления  субъектами малого и среднего  предпринимательства статистической  отчетности;

4)  льготный порядок расчетов  за приватизированное субъектами  малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов  малого предпринимательства в  качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав  и законных интересов субъектов  малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства;

9) иные направленные на обеспечение  реализации целей и принципов  настоящего Федерального закона  меры.14

В России государственное  регулирование малого предпринимательства основывается на Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

В соответствии с Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» правительство обязано  ежегодно разрабатывать программу государственной поддержки малого предпринимательства и представлять ее на обсуждение в Государственную Думу (аналогично — на региональном уровне).

Государство гарантирует малым  предприятиям:

1) упрощенную регистрацию,

2) льготные стартовые условия,

3) ряд льгот по налогообложению,

4) предоставление статистической  и бухгалтерской отчетности в  упрощенном порядке.

Также определен порядок предоставления льгот финансовым учреждениям, осуществляющим кредитно-инвестиционное обслуживание субъектов малого предпринимательства.

Кроме того, Закон определяет, что  не менее 15 % государственных заказов  должно в обязательном порядке размещаться  на малых предприятиях.15

 

 

 

 

3. Роль малых предприятий в  экономике России

Социальная роль

Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Развитие малого предпринимательства  способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Также следует отметить, что занятие  малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего  потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Сектор малого предпринимательства  способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.

Политическая роль

Политическое влияние малого бизнеса  в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально- экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

Данный фактор определяет неразрывность  связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

Экономическая роль

Существенная роль малого предпринимательства  в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.

Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе МП вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности.

 

 

Заключение

Малый бизнес — бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.16  

Малые предприятия являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны. Во-первых, они способствуют поддержанию стабильности рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отношений.17 Рыночные отношения становятся  стабильными, если 25-30% трудового населения имеют собственное дело.18 Во-вторых; они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых немыслима его высокая эффективность. В конечном итоге это ведет к динамичности хозяйственного развития и экономическому росту национальной экономики. В-третьих, роль малых предприятий в деятельности крупных и средних предприятий постоянно возрастает.19

Малое предпринимательство - это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.

Субъектами малого предпринимательства  в России являются малые предприятия, а также физические лица без образования юридического лица.

Малые предприятия могут учреждаться  совместно с государственными, кооперативными и общественными предприятиями, а также частными лицами.

Специфические особенности малого бизнеса:

1. единство права собственности  и управления предприятием,

Информация о работе Сущность малых предприятий и их место в экономике России