Сущность предпринимательских рисков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть предпринимательский риск, взаимодействие финансового и операционного рычагов оценка суммарного риска.
Задач, вытекающие из поставленной цели:
– рассмотреть характеристику и классификацию предпринимательского риска;
– выявить взаимодействие финансового и операционного рычагов ;
– определить.

Файлы: 1 файл

Предпренимательский риск предпринимателя.doc

— 409.00 Кб (Скачать файл)

3. Основные способы снижения риска

 

 

Высокая степень предпринимательского риска приводит к необходимости поиска путей ее принудительного снижения. На практике применяют следующие способы снижения риска:

– диверсификацию;

– распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);

– страхование;

– хеджирование;

– резервирование средств;

– покрытие непредвиденных расходов.

Рассмотрим каждый из перечисленных способов снижения риска.

Диверсификация: Под диверсификацией понимается инвестирование финансовых средств в более чем один вид активов, т.е. это процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Предприниматель в своей хозяйственной деятельности, предвидя падение спроса или заказов на основной вид работ, готовит запасные фронты работ или переориентирует производство на выпуск другой продукции, работ, услуг [12, с. 206].

Диверсификация предусматривает два основных способа управления рисками: активный и пассивный.

Активное управление представляет собой составление прогноза размера возможных доходов по основной хозяйственной деятельности от реализации нескольких видов деятельности.

Активная тактика предпринимателя по продвижению продукции предполагает, с одной стороны, пристальное отслеживание, изучение и реализацию наиболее эффективных видов деятельности, захват значительной доли рынка со специализацией по однородному выпуску продукции, а с другой стороны, максимально быструю переориентацию одного вида работ на другой, включая возможную передислокацию на другую территорию, рынок.

Пассивное управление предусматривает создание неизменного рынка товаров с определенным уровнем риска и стабильное удерживание своих позиций в отрасли. Пассивное управление характеризуется низким оборотом, минимальным уровнем концентрации объемов работ.

Страхование предпринимательского риска есть по существу передача определенных рисков страховой компании. Могут быть применены два основных способа страхования: имущественное страхование и страхование от несчастных случаев [1, с. 19]. Имущественное страхование может иметь следующие формы:

– риска подрядного строительства;

– морских и воздушных грузов;

– оборудования.

Страхование от несчастных случаев включает:

– общей гражданской ответственности;

– профессиональной ответственности.

Страхование морских грузов предусматривает защиту от материальных потерь или повреждений любых перевозимых по морю или воздушным транспортом строительных грузов. Страхование охватывает все риски, включая форс-мажорные обстоятельства, и распространяется на перемещение товаров со склада грузоотправителя до склада грузополучателя. Иными словами, каждая отправка груза страхуется применительно ко всему процессу ее перемещения, включая наземную транспортировку в порт отгрузки и из порта выгрузки.

Страхование оборудования, широко используется, когда в своей деятельности предприниматели применяют большое количество принадлежащего им оборудования с высокой восстановительной стоимостью. Эта форма страхования обычно распространяется также на арендуемое оборудование. Кроме того, она часто применяется для защиты от последствий физического повреждения транспортных средств.

Страхование общей гражданской ответственности является формой страхования от несчастных случаев и имеет целью защитить предпринимателя, если в результате его деятельности третья сторона потерпит телесные повреждения, личный ущерб или повреждение имущества. Страхование профессиональной ответственности осуществляется только в том случае, например, когда предприниматель несет ответственность за подготовку части проекта, управление проектом, оказание других профессиональных услуг по проекту [1, с. 20].

Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов. Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой один из способов управления предпринимательскими рисками, предусматривающий установление соотношения между потенциальным предпринимательским риском и преодоления сбоев в деятельности. Основной проблемой при создании резерва на покрытие непредвиденных расходов является оценка потенциальных последствий рисков.

Таким образом, рассмотренные способы снижения предпринимательского риска могут позволить предпринимателю продолжать деятельность без существенных затруднений.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В заключении отразим основные выводы работы.

Рыночные отношения России ставят перед обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.

Под предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

Риск в предпринимательстве – это вероятность того, что предприниматель понесет убытки или потери, если намеченное мероприятие (управленческое решение) не осуществится, а также, если были допущены просчеты или ошибки при принятии управленческих решений.

Предпринимательский риск связан с реальными процессами, следует различать:

– риск, связанный с хозяйственной деятельностью;

– риск, связанный с личностью предпринимателя;

– риск, связанный с недостатком информации о состоянии внешней среды.

Предпринимательский и финансовый риски тесно связаны на основе взаимодействия эффектов операционного и финансового рычагов. Операционный (производственный) рычаг воздействует на прибыль от продаж (прибыль до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль), а финансовый риск – на чистую прибыль, чистую рентабельность собственного капитала.

Управление рисками не может быть совокупностью моментных действий. В любом случае это целый процесс направленных действий. Более того, процесс риск-менеджмента должен быть частью общего управления бизнесом для достижения результата.

На практике наиболее эффективный результат можно получить лишь при комплексном использовании различных методов снижения риска. Комбинируя их друг с другом в самых различных сочетаниях, можно достичь также оптимальной соотносительности между уровнем достигнутого снижения риска и необходимыми для  этого дополнительными затратами.

Таким образом, стратегические планы предпринимателей, реализуются в условиях неоднозначности протекания реальных социально-экономических процессов. В момент принятия решений практически невозможно получить точные и полные знания об отдаленной во времени среде реализации стратегии, о всех действующих или потенциальных проявлений внутренних и внешних факторов. То или иное проявление неопределенности может задержать наступление запланированных событий, изменить их содержание или количественную оценку либо вызвать нежелательное развитие событий как предвидимое, так и неожиданное. В результате намеченная цель – экономической безопасности, ради достижения которой принимаются стратегические решения, не будет достигнута.  

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

 Задание 1

 

Опубликованы отчеты деятельности трех фирм по результатам года. Необходимо выбрать наиболее эффективно работающую фирму.  Как экономист и управленец, определить, какие мероприятия необходимо осуществить в целях повышения эффективности работы данной фирмы, а также других фирм.

1.1. Произвольными  данными (для фирмы 2,3) заполняем  свободные ячейки таблицы №1.

Таблица 1

 

Отчеты деятельности трех фирм по результатам года

 

ФИРМА 1

ФИРМА 2

ФИРМА 3

Опубликованы отчеты финансовые результаты

прибыль

убыток

прибыль

убыток

прибыль

убыток

1.1.Выручка от реализации продукции (включая НДС)

3 435 922

 

1 245 671

 

945 723

 

1.2. Затраты на производство реализованной  продукции

 

2 628 262

 

856 789

 

457 821

1.3. НДС, подлежащий внесению в бюджет

 

14 212

 

24 578

 

32 456

1.4.Результат от реализации: строк 1,2,3

793 448

 

364 304

 

455 446

 

1.5. Результат от прочей реализации

35 126

 

16 497

 

46 791

 

1.6. Доходы и расходы от внереализационной деятельности

29 403

5 365

6 754

15 497

12 569

6 741

1.7. Итого прибылей и убытков: сумма  строк 4,5,6

857 977

5 365

387 555

15 497

514 806

6 741

1,8 Балансовая прибыль или убыток: разность 7(п) и 7(у)

852 612

 

372 058

 

508 065

 

2. Использование прибыли

2.1.Платежи в бюджет(налог на  прибыль 24%)

 

204 627

 

89 294

 

121 936

2.2 Чистая прибыль

647 985

 

282 764

 

386 129

 

2.2. Отчисления в резервный фонд (устанавливает само предприятие)

 

54 029

 

102 600

 

100 500

2.3.Отвлечено на:

 

209 298

 

54 352

 

58 071

-производственное развитие

 

60 459

 

44 587

 

23 649

- поощрения

 

52 178

 

2 147

 

23 548

- социальное развитие

 

81 253

 

2 354

 

6 457

-благотворительные цели

 

2 373

 

741

 

1 871

- другие цели

 

13 035

 

4 523

 

2 546

Итого сумма=2.1+2.2+2.3

 

467 954

 

246 246

 

280 507

Неизрасходованная прибыль

384 658

 

125 812

 

227 558

 

3. Отчет о состоянии основных  фондов

3.1 Ст-ть ОС на начало года

6 704 192

 

5 987 124

 

123 459

 

Введено 1 марта

128 238

 

98 745

 

45 213

 

Выбыло 1 ноября

83 785

 

7 751

 

49 851

 

Ст-ть ОС на конец года

6 748 645

 

597 412

 

117 689

 

Дополнительные данные:

Среднегодовые остатки

оборотных средств

12 820

 

14 598

 

5641

 

Численность промышленно-

производственного персонала

200

 

198

 

203

 

 

1.2. На основании данной таблицы производим необходимые расчеты для заполнения таблицы№2.

Таблица 2

Расчет технико-экономических показателей

Показатели

формула

Фирма 1

Фирма2

Фирма3

1.Чистая прибыль

Чпр = Бал. пр.- налоги

647 985

282 764

386 129

2. Рентабельность основной деятельности (экономическая рентабельность), %

Р = Чист.приб. /Ст-ть ОС на к.г.

0,096

0,473

3,281

3. Производительность труда

Т= Выручка от реализации/Число раб.

1 7179,6

6 291,3

4658,7

4. Характеристика использования  основных фондов

Среднегодовая стоимость ОС

Сср.год.ст-ть = С н.г.+(С введ*ЧМ/12)-С выб*

(12-М)/12

 

6 797 092,8

 

6 068 119,7

 

152 828

Фондовооруженность

Фв= Сср.год.ст-ть /

Число раб.

33 985,5

3 0647,1

752,8

Фондоотдача ОС

Фотд=(Выр.от реал.- Зна пр. – НДС)/ Сср.год.ст-ть

 

0,117

 

0,06

 

2,98

Коэффициент обновления ОС

Коб=С введ./Ск.г.

0,019

0,165

0,384

Коэффициент выбытия

Квыб=С выб./С н.г.

0,012

0,001

0,403

Коэффициент масштабности обновления

К масш.обн.= С введ./

С н.г.

0,019

0,016

0,366

Коэффициент срока обновления

К срока обн.=С н.г./

С введ.

52,28

60,63

2,73

Средняя продолжительность одного оборота оборотных средств (в днях)

Д=Т* Среднегодовые остатки /Выр. от реал. (Т=360)

1,34

4,22

2,15

Количество оборотов за отчетный период

Коб=Выр. от реал./

Среднегодовые остатки

268

85,33

167,65


 

 

1.3. Сравнительный анализ показателей  работы трех фирм.

При сравнении прибыли трех фирм, оказывается, что 1 фирма обладает большей прибылью, чем фирмы №2 и №3. Кроме этого для успешной оценки эффективности работы фирм необходимо рассмотреть такие показатели как фондоотдача, рентабельность, производительность труда. Помимо этого обратим внимание на такой показатель как фондовооруженность.

Фондовооруженность у первой фирмы больше чем у фирмы 2, а у второй больше, чем у третьей.

Третья фирма эффективнее использует основной и оборотный капитал, чем вторая и первая фирмы, т.е. рентабельности фирмы №2 меньше рентабельности фирмы №3, но больше рентабельности фирмы №1.

Фондоотдача, которая показывает, какова общая отдача от использования каждого рубля, затраченного на основные производственные фонды, насколько эффективно они используются на предприятии. Фондоотдача фирмы 1 меньше показателя фирмы 3, но больше фирмы 2.(Фо3> Фо1> Фо2).

Производительность труда больше у фирмы №2.

Самая хорошая обстановка в первой фирме. Однако и она не идеальна, т.к. необходимо принять меры по увеличению рентабельности - более эффективного использования основной и оборотный капитала. Коэффициент обновления очень низкий, что говорит о необходимости замены старого оборудования на новое, более современное.

Третьей фирме необходимо увеличить производительность труда, вследствие чего фирма выйдет на высокий уровень получения прибыли. Предлагаю несколько способов:

  • определение и поддержание оптимальной численности персонала;
  • повышение уровня квалификации;
  • применение прогрессивных систем и форм оплаты труда;

Второй фирме рекомендуется ускорить оборачиваемость оборотных средств, увеличив количество оборотов за отчетный период. На ускорение оборачиваемости оборотных средств большое влияние оказывает организация материально-технического снабжения и сбыта, которая предопределяет величину реализованной продукции. Также оказывает влияние внедрение достижений научно-технического прогресса.

Фирма 2 повышает использование ОС, что позволяет ей увеличить размеры выпуска производства без дополнительных капитальных вложений и в более короткие сроки, при высокой производительности труда. Превышение ОС над производством продукции является фактором для повышения эффективности производства. Коэффициент срока обновления составляет 52,28 лет.

 

Задание 2

 

Нужно определить, как изменение показателей работы фирмы повлияет на конечный результат. Необходимо проанализировать процесс производства в базовом году, рассчитать себестоимость выпуска продукции в базисном году, вычислить чистую прибыль. В отчетном году самостоятельно определить основные параметры для работы, заполняя таблицу 3, выяснить, как изменения параметров отчетного года отразились на главном финансовом результате – прибыли.

Информация о работе Сущность предпринимательских рисков