Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 13:52, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть предпринимательский риск, взаимодействие финансового и операционного рычагов оценка суммарного риска.
Задач, вытекающие из поставленной цели:
– рассмотреть характеристику и классификацию предпринимательского риска;
– выявить взаимодействие финансового и операционного рычагов ;
– определить.
Высокая степень предпринимательского риска приводит к необходимости поиска путей ее принудительного снижения. На практике применяют следующие способы снижения риска:
– диверсификацию;
– распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);
– страхование;
– хеджирование;
– резервирование средств;
– покрытие непредвиденных расходов.
Рассмотрим каждый из перечисленных способов снижения риска.
Диверсификация: Под диверсификацией понимается инвестирование финансовых средств в более чем один вид активов, т.е. это процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Предприниматель в своей хозяйственной деятельности, предвидя падение спроса или заказов на основной вид работ, готовит запасные фронты работ или переориентирует производство на выпуск другой продукции, работ, услуг [12, с. 206].
Диверсификация предусматривает два основных способа управления рисками: активный и пассивный.
Активное управление представляет собой составление прогноза размера возможных доходов по основной хозяйственной деятельности от реализации нескольких видов деятельности.
Активная тактика предпринимателя по продвижению продукции предполагает, с одной стороны, пристальное отслеживание, изучение и реализацию наиболее эффективных видов деятельности, захват значительной доли рынка со специализацией по однородному выпуску продукции, а с другой стороны, максимально быструю переориентацию одного вида работ на другой, включая возможную передислокацию на другую территорию, рынок.
Пассивное управление предусматривает создание неизменного рынка товаров с определенным уровнем риска и стабильное удерживание своих позиций в отрасли. Пассивное управление характеризуется низким оборотом, минимальным уровнем концентрации объемов работ.
Страхование предпринимательского риска есть по существу передача определенных рисков страховой компании. Могут быть применены два основных способа страхования: имущественное страхование и страхование от несчастных случаев [1, с. 19]. Имущественное страхование может иметь следующие формы:
– риска подрядного строительства;
– морских и воздушных грузов;
– оборудования.
Страхование от несчастных случаев включает:
– общей гражданской ответственности;
– профессиональной ответственности.
Страхование морских грузов предусматривает защиту от материальных потерь или повреждений любых перевозимых по морю или воздушным транспортом строительных грузов. Страхование охватывает все риски, включая форс-мажорные обстоятельства, и распространяется на перемещение товаров со склада грузоотправителя до склада грузополучателя. Иными словами, каждая отправка груза страхуется применительно ко всему процессу ее перемещения, включая наземную транспортировку в порт отгрузки и из порта выгрузки.
Страхование оборудования, широко используется, когда в своей деятельности предприниматели применяют большое количество принадлежащего им оборудования с высокой восстановительной стоимостью. Эта форма страхования обычно распространяется также на арендуемое оборудование. Кроме того, она часто применяется для защиты от последствий физического повреждения транспортных средств.
Страхование общей гражданской ответственности является формой страхования от несчастных случаев и имеет целью защитить предпринимателя, если в результате его деятельности третья сторона потерпит телесные повреждения, личный ущерб или повреждение имущества. Страхование профессиональной ответственности осуществляется только в том случае, например, когда предприниматель несет ответственность за подготовку части проекта, управление проектом, оказание других профессиональных услуг по проекту [1, с. 20].
Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов. Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой один из способов управления предпринимательскими рисками, предусматривающий установление соотношения между потенциальным предпринимательским риском и преодоления сбоев в деятельности. Основной проблемой при создании резерва на покрытие непредвиденных расходов является оценка потенциальных последствий рисков.
Таким образом, рассмотренные способы снижения предпринимательского риска могут позволить предпринимателю продолжать деятельность без существенных затруднений.
В заключении отразим основные выводы работы.
Рыночные отношения России ставят перед обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.
Под предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.
Риск в предпринимательстве – это вероятность того, что предприниматель понесет убытки или потери, если намеченное мероприятие (управленческое решение) не осуществится, а также, если были допущены просчеты или ошибки при принятии управленческих решений.
Предпринимательский риск связан с реальными процессами, следует различать:
– риск, связанный с хозяйственной деятельностью;
– риск, связанный с личностью предпринимателя;
– риск, связанный с недостатком информации о состоянии внешней среды.
Предпринимательский и финансовый риски тесно связаны на основе взаимодействия эффектов операционного и финансового рычагов. Операционный (производственный) рычаг воздействует на прибыль от продаж (прибыль до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль), а финансовый риск – на чистую прибыль, чистую рентабельность собственного капитала.
Управление рисками не может быть совокупностью моментных действий. В любом случае это целый процесс направленных действий. Более того, процесс риск-менеджмента должен быть частью общего управления бизнесом для достижения результата.
На практике наиболее эффективный результат можно получить лишь при комплексном использовании различных методов снижения риска. Комбинируя их друг с другом в самых различных сочетаниях, можно достичь также оптимальной соотносительности между уровнем достигнутого снижения риска и необходимыми для этого дополнительными затратами.
Таким образом,
стратегические планы предпринимателей,
реализуются в условиях неоднозначности
протекания реальных социально-экономических
процессов. В момент принятия решений
практически невозможно получить точные
и полные знания об отдаленной во времени
среде реализации стратегии, о всех действующих
или потенциальных проявлений внутренних
и внешних факторов. То или иное проявление
неопределенности может задержать наступление
запланированных событий, изменить их
содержание или количественную оценку
либо вызвать нежелательное развитие
событий как предвидимое, так и неожиданное.
В результате намеченная цель – экономической
безопасности, ради достижения которой
принимаются стратегические решения,
не будет достигнута.
Опубликованы отчеты деятельности трех фирм по результатам года. Необходимо выбрать наиболее эффективно работающую фирму. Как экономист и управленец, определить, какие мероприятия необходимо осуществить в целях повышения эффективности работы данной фирмы, а также других фирм.
1.1. Произвольными данными (для фирмы 2,3) заполняем свободные ячейки таблицы №1.
Таблица 1
Отчеты деятельности трех фирм по результатам года
ФИРМА 1 |
ФИРМА 2 |
ФИРМА 3 | |||||
Опубликованы отчеты финансовые результаты |
прибыль |
убыток |
прибыль |
убыток |
прибыль |
убыток | |
1.1.Выручка от реализации |
3 435 922 |
1 245 671 |
945 723 |
||||
1.2. Затраты на производство |
2 628 262 |
856 789 |
457 821 | ||||
1.3. НДС, подлежащий внесению в бюджет |
14 212 |
24 578 |
32 456 | ||||
1.4.Результат от реализации: строк 1,2,3 |
793 448 |
364 304 |
455 446 |
||||
1.5. Результат от прочей реализации |
35 126 |
16 497 |
46 791 |
||||
1.6. Доходы и расходы от внереализа |
29 403 |
5 365 |
6 754 |
15 497 |
12 569 |
6 741 | |
1.7. Итого прибылей и убытков: сумма строк 4,5,6 |
857 977 |
5 365 |
387 555 |
15 497 |
514 806 |
6 741 | |
1,8 Балансовая прибыль или убыток: разность 7(п) и 7(у) |
852 612 |
372 058 |
508 065 |
||||
2. Использование прибыли | |||||||
2.1.Платежи в бюджет(налог на прибыль 24%) |
204 627 |
89 294 |
121 936 | ||||
2.2 Чистая прибыль |
647 985 |
282 764 |
386 129 |
||||
2.2. Отчисления в резервный фонд
(устанавливает само |
54 029 |
102 600 |
100 500 | ||||
2.3.Отвлечено на: |
209 298 |
54 352 |
58 071 | ||||
-производственное развитие |
60 459 |
44 587 |
23 649 | ||||
- поощрения |
52 178 |
2 147 |
23 548 | ||||
- социальное развитие |
81 253 |
2 354 |
6 457 | ||||
-благотворительные цели |
2 373 |
741 |
1 871 | ||||
- другие цели |
13 035 |
4 523 |
2 546 | ||||
Итого сумма=2.1+2.2+2.3 |
467 954 |
246 246 |
280 507 | ||||
Неизрасходованная прибыль |
384 658 |
125 812 |
227 558 |
||||
3. Отчет о состоянии основных фондов | |||||||
3.1 Ст-ть ОС на начало года |
6 704 192 |
5 987 124 |
123 459 |
||||
Введено 1 марта |
128 238 |
98 745 |
45 213 |
||||
Выбыло 1 ноября |
83 785 |
7 751 |
49 851 |
||||
Ст-ть ОС на конец года |
6 748 645 |
597 412 |
117 689 |
||||
Дополнительные данные: | |||||||
Среднегодовые остатки оборотных средств |
12 820 |
14 598 |
5641 |
||||
Численность промышленно- производственного персонала |
200 |
198 |
203 |
1.2. На основании данной таблицы производим необходимые расчеты для заполнения таблицы№2.
Таблица 2
Расчет технико-экономических показателей
Показатели |
формула |
Фирма 1 |
Фирма2 |
Фирма3 |
1.Чистая прибыль |
Чпр = Бал. пр.- налоги |
647 985 |
282 764 |
386 129 |
2. Рентабельность основной |
Р = Чист.приб. /Ст-ть ОС на к.г. |
0,096 |
0,473 |
3,281 |
3. Производительность труда |
Т= Выручка от реализации/Число раб. |
1 7179,6 |
6 291,3 |
4658,7 |
4. Характеристика использования основных фондов | ||||
Среднегодовая стоимость ОС |
Сср.год.ст-ть = С н.г.+(С введ*ЧМ/12)-С выб* (12-М)/12 |
6 797 092,8 |
6 068 119,7 |
152 828 |
Фондовооруженность |
Фв= Сср.год.ст-ть / Число раб. |
33 985,5 |
3 0647,1 |
752,8 |
Фондоотдача ОС |
Фотд=(Выр.от реал.- Зна пр. – НДС)/ Сср.год.ст-ть |
0,117 |
0,06 |
2,98 |
Коэффициент обновления ОС |
Коб=С введ./Ск.г. |
0,019 |
0,165 |
0,384 |
Коэффициент выбытия |
Квыб=С выб./С н.г. |
0,012 |
0,001 |
0,403 |
Коэффициент масштабности обновления |
К масш.обн.= С введ./ С н.г. |
0,019 |
0,016 |
0,366 |
Коэффициент срока обновления |
К срока обн.=С н.г./ С введ. |
52,28 |
60,63 |
2,73 |
Средняя продолжительность одного оборота оборотных средств (в днях) |
Д=Т* Среднегодовые остатки /Выр. от реал. (Т=360) |
1,34 |
4,22 |
2,15 |
Количество оборотов за отчетный период |
Коб=Выр. от реал./ Среднегодовые остатки |
268 |
85,33 |
167,65 |
1.3. Сравнительный анализ
При сравнении прибыли трех фирм, оказывается, что 1 фирма обладает большей прибылью, чем фирмы №2 и №3. Кроме этого для успешной оценки эффективности работы фирм необходимо рассмотреть такие показатели как фондоотдача, рентабельность, производительность труда. Помимо этого обратим внимание на такой показатель как фондовооруженность.
Фондовооруженность у первой фирмы больше чем у фирмы 2, а у второй больше, чем у третьей.
Третья фирма эффективнее использует основной и оборотный капитал, чем вторая и первая фирмы, т.е. рентабельности фирмы №2 меньше рентабельности фирмы №3, но больше рентабельности фирмы №1.
Фондоотдача, которая показывает, какова общая отдача от использования каждого рубля, затраченного на основные производственные фонды, насколько эффективно они используются на предприятии. Фондоотдача фирмы 1 меньше показателя фирмы 3, но больше фирмы 2.(Фо3> Фо1> Фо2).
Производительность труда больше у фирмы №2.
Самая хорошая обстановка в первой фирме. Однако и она не идеальна, т.к. необходимо принять меры по увеличению рентабельности - более эффективного использования основной и оборотный капитала. Коэффициент обновления очень низкий, что говорит о необходимости замены старого оборудования на новое, более современное.
Третьей фирме необходимо увеличить производительность труда, вследствие чего фирма выйдет на высокий уровень получения прибыли. Предлагаю несколько способов:
Второй фирме рекомендуется ускорить оборачиваемость оборотных средств, увеличив количество оборотов за отчетный период. На ускорение оборачиваемости оборотных средств большое влияние оказывает организация материально-технического снабжения и сбыта, которая предопределяет величину реализованной продукции. Также оказывает влияние внедрение достижений научно-технического прогресса.
Фирма 2 повышает использование ОС, что позволяет ей увеличить размеры выпуска производства без дополнительных капитальных вложений и в более короткие сроки, при высокой производительности труда. Превышение ОС над производством продукции является фактором для повышения эффективности производства. Коэффициент срока обновления составляет 52,28 лет.
Нужно определить, как изменение показателей работы фирмы повлияет на конечный результат. Необходимо проанализировать процесс производства в базовом году, рассчитать себестоимость выпуска продукции в базисном году, вычислить чистую прибыль. В отчетном году самостоятельно определить основные параметры для работы, заполняя таблицу 3, выяснить, как изменения параметров отчетного года отразились на главном финансовом результате – прибыли.