Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 08:16, реферат
Поскольку индивидуальная деятельность руководителя в организационной системе занимает центральное место, то ее изучение и является главной проблемой теории управления. Необходимо учитывать трудности психологического изучения этой деятельности, сложности выделения деятельностной проблематики из проблематики общеорганизационной. Они заключаются в следующем.
1 Сущность управленческой деятельности.
Поскольку индивидуальная деятельность руководителя в организационной системе занимает центральное место, то ее изучение и является главной проблемой теории управления. Необходимо учитывать трудности психологического изучения этой деятельности, сложности выделения деятельностной проблематики из проблематики общеорганизационной. Они заключаются в следующем.
Деятельность
как понятие имеет статус общенаучной
категории. Изучается она во многих науках;
в общем виде она определяется как индивидуальная
форма общественных отношений, характеризуя
способ включения личности в структуру
общественного разделения труда. Каждая
наука, изучающая деятельность, конкретизирует
это общее — философское — определение
по-своему. Необходимость синтеза знаний,
получаемых в этих науках, обозначается
как принцип комплексности в изучении
деятельности. В комплексном изучении
деятельности ключевую роль играет психология.
Деятельность — это форма активного отношения суъекта к действительности, связанного
с созданием общественно значимых ценностей
и освоением общественного опыта и направленного
на достижение сознательно поставленных
целей. Предметом психологического изучения
деятельности являются психологические
компоненты, регулирующие и направляющие
трудовую активность субъекта и свойства
личности, через которые реализуется эта
активность. Основные психологические
свойства деятельности: активность, осознанность,
целенаправленность, предметность, системность
ее строения. Мотив — основа деятельности.
Деятельность имеет внешнюю и внутреннюю характеристики. Внешняя характеристика — это понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности. Предмет труда — сочетание вещей, процессов и явлений, которыми объект оперирует в процессе работы. Средства труда — это орудия, усиливающие возможности человека воздействовать на предмет труда. Условия труда — система психологических, социальных и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности дает описание механизмов ее психической регуляции, структуры, содержания, средств ее реализации.
Основные компоненты структуры деятельности: цель, мотивация, информационная основа, план, принятие решения, психические процессы, механизмы контроля и коррекции и др. Действие — основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную и преднамеренную активность, направленную на достижение поставленной цели. Операции — это неосознанные, автоматизированные действия, являющиеся способами выполнения деятельности. Стабильность структуры основных компонентов деятельности обозначается понятием инвариантной структуры деятельности. Изменения, иногда очень существенные, она может претерпевать в связи с различиями видов и форм самой деятельности, условий ее реализации. Поэтому так многочисленны классификации видов деятельности в психологии: по предметной сфере труда; по специфике содержания (интеллектуальная и физическая); по специфике предмета; по общему характеру и др.
Существует еще одна, фундаментальная классификация, согласно которой все виды и типы деятельности подразделяются на две основные категории: индивидуальную и совместную. Индивидуальная деятельность практически всегда включена в какую-то совместную, поэтому разделять их можно лишь условно, но все же различия между ними значительны. Психология деятельности включает в себя два основных раздела — психологию индивидуальной и совместной деятельности. Первая изучена значительно лучше второй.
Управленческая деятельность в психологическом плане трактуется как синтез индивидуальной и совместной деятельности, поэтому она характеризуется не прямой, а опосредованной связью с конечными результатами функционирования организации. Чем меньше управленческая деятельность имеет непосредственно исполнительских функций, тем выше ее эффективность.
Специфичность управленческой деятельности заключается в том, что ее предметом, т. е. объектом воздействия, являются субъекты — люди. Субъект и объект труда являются идентичными по сложности своей организации и тождественными по основным, т.е. психологическим особенностям. Руководитель контактирует одновременно со многими субъектами", между которыми существуют определенные социально-психологические отношения. Они также входят в предмет деятельности руководителя и придают ему дополнительную специфику.
Специфична управленческая деятельность и по своему процессу. Ее суть — «деятельность по организации деятельностей». В теории это свойство рассматривается как основное.
По содержанию управленческая деятельность — это реализация универсальных функций управления (планирования, прогнозирования, мотивирования и др.).
Цель управленческой деятельности — обеспечение наилучшего функционирования организационной системы.
Условия управленческой деятельности подразделяются на внешние и внутренние. Внешние условия — это временные ограничения, информационная неопределенность, высокая ответственность за конечные результаты, нехватка ресурсов, возникновение стрессовых ситуаций. Внутренние условия — необходимость одновременного выполнения различных действий и решения многих задач; противоречивость нормативных предписаний; несформулированность оценочных критериев эффективности руководителя, а часто их отсутствие и др.
Организационный статус руководителя двойствен: он является одновременно членом организации и стоит над ней, как бы вне этой организации. Если руководитель является не только формальным начальником, но и реальным лидером, деятельность организации становится более эффективной. Сочетание иерархического и коллегиального принципов ее организации — это еще один признак управленческой деятельности.
В управленческой деятельности также выделяют черты, обусловленные организационным статусом руководителя. Обозначаются они понятием «особенность поста руководителя» и состоят в следующем:
Совокупность признаков и характеристик управленческой деятельности образуют определенный симптомокомплекс психологических особенностей, отличающих ее от других видов профессиональной деятельности. Проявляется он с разной степенью выраженности. Эти различия определяет иерархический статус руководителя — чем он выше, тем более выражены все отмеченные признаки и наоборот. Понятие управленческого континуума образуют, с одной стороны, низшие уровни управления небольшими группами, с другой — высшие уровни руководства предприятиями и фирмами. В нем выделяют три основные категории управленческих должностей: руководители низшего, среднего и высшего звена, содержание деятельности которых различается по степени выраженности ее основных признаков.
Руководители низшего звена («младшие начальники») управляют непосредственно работниками. Это — мастера, заведующие отделами. Тип руководителей среднего звена, контролирующих работу «младших начальников», наиболее многочислен и разнообразен. Его разделяют на две подгруппы: верхний и низший уровни среднего звена. Это — декан в вузе, директор филиала в фирме. Руководители высшего звена возглавляют крупные организации — производственные и государственные. Представители этого уровня накладывают на облик организации в целом отпечаток своей личности.