Типология организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 12:24, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о предпринимательской культуре затрагивает много аспектов экономической, хозяйственной деятельности людей, которые определяется не только их участием в процессах материального производства, конкретными потребностями и путями их достижения, престижным имущественным статусом. Понятие культуры многогранно и исследуется представителями разных наук с различных позиций. По мнению авторитетных специалистов, существует более ста определений культуры, которые раскрывают разные стороны этого понятия с позиций разных познавательных задач.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..……3
1. Понятие предпринимательской культуры или культуры предприятия. Ценностный аспект организационной культуры………………………………..4
2. Предпринимательская культура и ее разновидности……...…………….7
3. Типология организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских предприятиях………………………………………….9
Список использованной литературы………...…………………………………11

Файлы: 1 файл

культура предпринимательства.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3

1. Понятие предпринимательской культуры или культуры предприятия. Ценностный аспект организационной культуры………………………………..4

2. Предпринимательская культура и ее разновидности……...…………….7

3. Типология организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских предприятиях………………………………………….9

Список использованной литературы………...…………………………………11

 

Введение

 

Общепризнано, что одним из неотъемлемых элементов  организации предпринимательской деятельности является культура предпринимательства.

Вопрос о  предпринимательской культуре затрагивает  много аспектов экономической, хозяйственной деятельности людей, которые определяется не только их участием в процессах материального производства, конкретными потребностями и путями их достижения, престижным имущественным статусом. Понятие культуры многогранно и исследуется представителями разных наук с различных позиций. По мнению авторитетных специалистов, существует более ста определений культуры, которые раскрывают разные стороны этого понятия с позиций разных познавательных задач.

 

1. Понятие предпринимательской  культуры или культуры предприятий. Ценностный аспект организационной культуры

 

Культура является многогранным явлением. Она пронизывает все  сферы жизнедеятельности человека, в том числе и экономическую, предпринимательскую деятельность. Предпринимательская деятельность осуществляется на предприятиях, организациях. Предприятия, как известно, существуют для того, чтобы производить материальные блага и услуги. Это производство связано в определенную технологическую цепочку. Для приведения в действие всех звеньев этой цепочки на предприятии действует административная система или система управления, в которой весь персонал выполняет функции руководителей и подчиненных. Однако деятельность предприятий не может осуществляться только на основе технологии или управленческой иерархии. На предприятиях, в организациях действуют люди. А это значит, что в своей деятельности они руководствуются какими-то конкретными ценностями, совершают определенные обряды и т. д. В этом смысле каждое предприятие или организация представляет собой культурное пространство.

Каждое предприятие  создается для реализации поставленной предпринимателем цели, для осуществления какого-то дела. Способ, которым осуществляется предпринимательская деятельность в организации, способ, которым ведется дело, придает организации индивидуальную окраску, персонифицирует ее. С этих позиций культуру предприятий можно охарактеризовать как специфическую, характерную для данной организации систему связей, действий, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дела. В русле такого подхода находится определение организационной культуры или культуры предприятия, данное американским социологом Е. Н. Шейном: «Организационная культура есть набор приемов и правил решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность в настоящем. Эти правила и приемы представляют собой отправной момент в выборе сотрудниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений. Члены организации не задумываются об их смысле, они рассматривают их как изначально верные».

Содержание организационной культуры не является чем-то надуманным или случайным, а вырабатывается в ходе практической предпринимательской деятельности, связей, взаимодействий и отношений, как ответ на проблемы, которые ставит перед организацией внешняя и внутренняя среда. Это содержание действует достаточно долго, оно прошло испытание временем. Но для каждого конкретного члена организации они существуют как нечто данное. Таким образом, культура предприятия выражает определенные коллективные представления о целях и способе предпринимательской деятельности данного предприятия.

Основная функция организационной  культуры — создать ощущение идентичности всех членов организации, образ коллективного «мы». Помимо формирования этих общих взглядов культура предприятия обеспечивает гармонизацию коллективных и индивидуальных интересов. В формах организационной культуры каждый сотрудник предприятия осознает свою роль в его системе, то, что от него ждут и как наилучшим образом он может ответить на эти ожидания Таким образом, культура предприятия мобилизует энергию его членов и направляет на достижение цели предприятия.

Ведущую роль в культуре предприятий  играют организационные ценности. Организационные  ценности — это предметы, явления  и процессы, направленные на удовлетворение потребностей членов организации и признающиеся в качестве таковых большинством членов организации.

Помимо общих ценностей, определяющих функционирование производственных организаций, существует еще целый набор внутриорганизационных ценностей. Организация хорошо выполняет предписанные ей цели лишь при соблюдении в ней определенного функционального и структурного порядка, который является фактором ее стабильности. Порядок в организации поддерживается трудовым поведением работников, соблюдением ими трудовой и технологической дисциплины. Дисциплина и представляет собой одну из важных внутриорганизационных ценностей. Сюда же относится и такая черта трудового поведения, как исполнительность, высокое чувство ответственности за выполнение своих профессиональных и статусных обязанностей, стабильность поведения, как отдельного работника, так и целых коллективов. Разнообразные инновации также широко признаются необходимой организационной ценностью.

 

2. Предпринимательская культура  и ее разновидности

 

В основе классификации предпринимательских культур лежат способы, с помощью которых соответствующие организации осуществляют свою деятельность с целью получения прибыли. Так, американские исследователи Дил и Кеннеди составили матрицу предпринимательских культур в зависимости от таких параметров, как степень риска и скорость реакции (рис. 1).

 

рис.1. Матрица предпринимательских культур

 

Культура торговли свойственна в первую очередь торговым организациям и характеризуется быстрой реакцией и малым риском. Их успех зависит от числа сделок, каждая из которых предполагает минимум последнего, устойчивость контактов, понимание нужд рынка. Здесь имеет место превалирование количества над качеством и стремление к краткосрочному успеху. Для такого рода организаций свойственна взаимная поддержка сотрудников и дух коллективизма, но, несмотря на это, высокая текучесть кадров.

Культура выгодных сделок свойственна организациям типа бирж. Для нее характерна нацеленность на быстрое получение денег в условиях среднего и высокого финансового риска. Общение между людьми здесь мимолетно, происходит в основном на почве погони за деньгами. Такая культура требует молодых или духовно молодых сотрудников, обладающих бойцовскими качествами, стрессоустойчивостью, твердостью характера.

Административная культура присуща крупнейшим фирмам, а также государственным учреждениям. Она безразлична к публичным успехам, бюрократична, ориентирована на формальную сторону деятельности, минимум риска, стабильность и самосохранение. Поэтому решения здесь принимаются медленно, подстраховываются всеми возможными способами, а сотрудники действуют аккуратно и основательно. Такой культуре свойственна ориентация на титулы и должности.

Инвестиционная культура крупных фирм и банков. Она имеет ориентацию, на бизнес с высокой степенью риска (крупные капитальные вложения на длительный срок в условиях неопределенности), где невозможен быстрый рост и отдача. Большинство предпринимательских решений здесь принимается централизованно на основе тщательной проверки, ибо от каждого из них зависит будущее фирмы. Это требует от сотрудников опыта, авторитета, осмотрительности, взаимодействия, совместного обсуждения вариантов решений.

 

3. Типология организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских предприятиях

В 60—80 годах XX столетия были проведены значительные исследования, доказавшие определяющую роль национально-государственного и этнического факторов в становлении и функционировании культуры предприятий. Наиболее крупные исследования в этой области были осуществлены голландским ученым, профессором антропологии организаций в университетах Лимбурга и Маастрихта Г. Хофштеде с 1960 по 1980 годы в 70 странах мира. В ходе исследований Г. Хофштеде опросил более 60 000 респондентов об удовлетворенности их своим трудом, коллегами, руководством, о восприятии проблем, возникающих внутри трудового процесса, о жизненных целях, верованиях и профессиональных предпочтениях. На основании анализа результатов исследований Г. Хофштеде пришел к выводу, что индивид получает из своей национальной культуры в форме фундаментальных ценностей серию установок. Эти установки действуют во всех сферах жизнедеятельности индивида, в том числе и в производственных организациях.

Национально-государственный  фактор, культура общества, в котором  живет и действует персонал предприятий, играет важную роль в становлении организационной культуры. Однако, как было показано ранее, само предприятие выполняет культурно-творческую функцию, создает ценности, символы, значения, которыми вдохновляется и руководствуется персонал. Исходя из этих установок, французскими социологами Р. Блейком и Ж. Мутоном была предложена типология культуры предприятий на основе ценностной ориентации этой культуры. По их мнению, в культурах предприятий возможно два основных вектора ценностных ориентации: первый — ориентация на продукцию, эффективность и экономический результат; второй — ориентация на личность, удовлетворение ее потребностей, реализацию ее возможностей и способностей.

В соответствии с этими  ориентациями, по мнению французских  социологов, возможно существование четырех основных типов культур:

1) самая жизнеспособная  соединяет сильную ориентацию  на личность с сильной ориентацией  на экономическую эффективность;

2) самая нежизнеспособная  соединяет слабую ориентацию  на личность со слабой ориентацией на экономическую эффективность;

3) промежуточная соединяет  сильную ориентацию на личность  и слабую на экономическую  эффективность;

4) промежуточная соединяет  сильную ориентацию на экономическую  эффективность и слабую ориентацию на личность.

При становлении культуры предпринимательской деятельности на базе новых ценностей российские предприниматели, без сомнения, должны учитывать опыт передовых западных стран, достижения их культуры. Но в то же время они должны четко понимать, что перенос этой культуры на нашу российскую почву далеко не всегда бывает эффективен. Культура предприятий, как это будет показано ниже, опирается на культуру общества в целом, на его культурную историю. Россия — страна с богатой культурой, в том числе и культурой предпринимательской деятельности.  
Список использованной литературы

 

  1. Радугин А.А. Культурология ― М.: Центр, 2001.
  2. М.Г. Лапуста «Предпринимательство».
  3. Алехина И.В. Имидж и этикет делового человека.
  4. Венедиктова В.И. Деловая репутация: Личность, культура, этика, имидж делового человека.

 




Информация о работе Типология организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских предприятиях