Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 22:48, курсовая работа
Представленная курсовая работа посвящена рассмотрению вопроса валютного регулирования в Республике Беларусь.
Валютное регулирование страны отражает уровень развития экономики, степень развития внешнеэкономических отношений и должно способствовать выполнению социальных задач общества, поэтому становление высокоэффективной экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.
Введение
Представленная
курсовая работа посвящена рассмотрению
вопроса валютного
Валютное регулирование
страны отражает уровень развития экономики,
степень развития внешнеэкономических
отношений и должно способствовать
выполнению социальных задач общества,
поэтому становление
Валютный рынок
за последние годы развивается бурными
темпами, свидетельством чему служит появление
новых уполномоченных банков, валютных
бирж, валютных отделов на фондовых
биржах, широкой сети пунктов обмена
валюты, резкий рост объема валютной выручки
хозяйствующих субъектов от продажи
ими на экспорт товаров, работ, услуг.
Основной целью
данной курсовой работы является характеристика
валютного регулирования в
Для достижения
поставленных целей в работе ставятся
следующие задачи, определяющие внутреннюю
структуру работы:
1) изучение состава
и функции органов валютного
регулирования и контроля;
2) рассмотреть
порядок контроля за проведением юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями
внешнеторговых операций;
3) провести сравнительный
анализ Закона Российской
Глава. 1. Органы
валютного регулирования и
Под валютным регулированием
понимается совокупность форм и методов
организации денежных потоков как в
иностранной валюте, так и в национальной
валюте при проведении внешнеэкономических
операций, в целях предотвращения оттока
капитала и укрепления отечественного
платежного баланса, сохранения стабильной
динамики валютного курса.
Основными элементами
системы валютного
1) законодательные
и нормативно-правовые
2) органы валютного
регулирования;
3) процедура
регламентации проведения
Первый элемент
системы предназначен для определения:
- стратегических
целей, достигаемых
- органов валютного
регулирования, их состава и
функций.
Органы валютного
регулирования, в соответствии со своими
функциями, устанавливают регламент
валютного регулирования на каждом
его уровне - уровень контроля. В
Республике Беларусь органами валютного
регулирования и валютного
Формы контроля,
используемые органами и агентами,
несмотря на внешнюю общность их задач,
отличаются коренным образом. Если смысл
контроля со стороны Комитета государственного
контроля сводится к проведению проверок
и последующему применению штрафных
санкций, то назначение, например, банковского
контроля совершенно иное. В частности,
банки более чем какие-либо другие
органы и агенты контроля оказывают
помощь субъектам хозяйствования в
соблюдении ими законности проведения
внешнеэкономических сделок. С одной
стороны, это объективная необходимость,
т.к. банк, являясь непосредственным
исполнителем финансовых операций, наравне
с субъектами хозяйствования несет
ответственность за соответствие этих
операций действующему законодательству.
С другой стороны, банк иногда выполняет
несвойственные ему функции по той
лишь причине, чтобы избежать данной
ответственности. Даже если действующим
нормативным документом определено,
что банк не отвечает за правомерность
той или иной валютной операции,
на практике происходит по-другому.
Например, субъект
хозяйствования неправильно произвел
льготирование экспортной выручки
и не осуществил ее обязательную продажу,
а штрафные санкции применили
к банку. В этом заключается один
из недостатков системы валютного
контроля, который приводит к серьезным
проблемам, поскольку зиждется, в
основном, на системе запретов, ограничений.
В результате оказываются
ущемленными или импортеры, или
экспортеры, и государству наносится
ущерб. Примером может послужить
действовавшая ранее политика сдерживания
валютного курса, в т.ч. запрет на
проведение расчетов в белорусских рублях
с нерезидентами.
Контрольные функции
банков не ограничиваются контролем за
проведением внешнеторговых операций.
Полный перечень их функций приведен в
Постановлении Нацбанка от 13.06.2000 № 13.3
“О функциях банков как агентов валютного
контроля”.
При выполнении
своих функций банк первоначально
исходит из того, относится ли валютная
операция к текущим операциям
или к операциям, связанным с
движением капитала. Независимо от
приведенного выше разделения операций,
контроль со стороны банка производится
по трем основным направлениям. Это
контроль за проведением экспортно-импортных
операций, законностью осуществления
сделок на внутреннем валютном рынке и
кредитованием в иностранной валюте. Рассмотрим
эти направления поочередно.
Если следовать
нормативным документам Нацбанка, то
обязанность банка при проведении внешнеторговых
операций заключается в визировании паспорта
сделки, проведении расчетного обслуживания
по внешнеторговому договору и осуществлении
контроля за правильностью проведения
платежей по импорту и поступлением экспортной
выручки. На практике это выглядит следующим
образом. Прежде чем завизировать паспорт
сделки, проверяется договор на соответствие
требованиям Указа № 7 и наличие в нем
условий, предусмотренных Положением
о порядке контроля, утвержденным этим
же Указом. Если валютная операция связана
с движением капитала, то необходимо наличие
специального разрешения Нацбанка на
ее проведение. При представлении контракта
со сроками проведения внешнеторговой
операции, превышающими установленные
Указом № 7, требуется разрешение Министерства
иностранных дел. Следует помнить, что
при продлении сроков поступления товаров
более чем на 180 календарных дней, МИД согласовывает
этот вопрос с Нацбанком дополнительно,
т.к. эта операция связана с движением
капитала.
Иногда представленные
в банк контракты содержат несколько
нарушений законодательной и
нормативной базы. Например, заключен
договор на поставку оборудования на
сумму 500 тыс. USD со следующими условиями
проведения .
Глава. 2. Характеристика
и анализ Закона Республики Беларусь
от 22 июля 2003г. "О валютном регулировании
и валютном контроле".
Принятие Закона
Республики Беларусь от 22 июля 2003г. "О
валютном регулировании и валютном
контроле" является, безусловно, позитивным
явлением, так как означает некоторую
стабилизацию системы валютного
регулирования и контроля в стране.
В данной области законодательству
всегда не хватало стабильности, поэтому
принятие Закона должно закрепить достигнутые
в последние годы успехи в этой
сфере, стать гарантией того, что
страна не вернется к практике валютного
регулирования середины 90-х годов.
В целом этот
Закон основывается на тех же принципах,
что и Закон Российской Федерации
"О валютном регулировании и
валютном контроле".
Законом текстуально
изменено понятие валютных операций.
При этом может сложиться впечатление,
что валютными операциями (соответственно
попадающими в орбиту валютного
регулирования) отныне признаются не только
фактическое использование
Рискнем предположить,
что применение такой формулировки
преследовало другие цели. Под сделкой,
предусматривающей
А вот получение
юридическим лицом-резидентом от нерезидента
такого вклада не названо в качестве
разрешенной капитальной
Такое понимание
валютной операции, безусловно, будет
сопряжено с проблемами его применения
на практике. Сделки регулируются Гражданским
кодексом. Но, принимая это, мы исключаем
из сферы валютного регулирования
иные валютные операции, не вытекающие
из гражданско-правовых сделок (например,
касающиеся финансирования государственного
долга и др.), что является неверным.
Противоречие еще и в том, что
в дальнейшем по тексту Закона при
определении текущих валютных операций
и операций, связанных с движением
капитала, используется опять-таки привычный
термин "операции", а не "сделки,
их предусматривающие".
В итоге мы можем
сделать вывод о том, что нынешнее
понимание валютных операций сходно
с прежним в том, что под
валютными операциями все равно
необходимо понимать именно операции
по фактическому использованию валютных
ценностей и др., а не сами договоры,
которыми предусматривалось (декларировалось)
бы такое использование.
Состав текущих
валютных операций в целом не претерпел
существенных изменений. Однако вместо
расчетов по экспорту и импорту законодателем
опять-таки употреблен термин "осуществление
расчетов по сделкам, предусматривающим
экспорт и (или) импорт товаров (работ,
услуг)". Это допускает, на наш взгляд,
не только проведение платежей непосредственно
за экспортируемые (импортируемые) товары
(работы, услуги), но и проведение иных
расчетов по импортным (экспортным) сделкам
(договорам). Например, к текущим валютным
операциям можно отнести и уплату штрафных
санкций, процентов за пользование чужими
денежными средствами, возврат сумм предоплаты
по импортному (экспортному) договору.
Обращает на себя внимание и тот факт,
что пп.9, 10 ст.1 Закона впервые именно в
актах валютного законодательства даны
понятия "экспорт" и "импорт".
Для целей валютного регулирования будут
использоваться именно эти определения.
Они схожи с определениями "экспорт"
и "импорт", изложенными в Указе N
7 от 4.01.2000г., и главным критерием в них
является не пересечение таможенной границы,
ввоз-вывоз товара, а осуществление на
возмездной основе передачи (получения)
резидентом товаров, работ, услуг и др.
В иных законах имеется другое определение
экспорта и импорта (например, ст.1 Закона
об экспортном контроле), но в сфере валютного
регулирования эти определения не применимы.