Валютное регулирование в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Представленная курсовая работа посвящена рассмотрению вопроса валютного регулирования в Республике Беларусь.
Валютное регулирование страны отражает уровень развития экономики, степень развития внешнеэкономических отношений и должно способствовать выполнению социальных задач общества, поэтому становление высокоэффективной экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.

Файлы: 1 файл

Характеристика валютного регулирования в РБ.docx

— 41.34 Кб (Скачать файл)

Введение  

Представленная  курсовая работа посвящена рассмотрению вопроса валютного регулирования  в Республике Беларусь.  

Валютное регулирование  страны отражает уровень развития экономики, степень развития внешнеэкономических  отношений и должно способствовать выполнению социальных задач общества, поэтому становление высокоэффективной  экономики невозможно без развитого  финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.  

Валютный рынок  за последние годы развивается бурными  темпами, свидетельством чему служит появление  новых уполномоченных банков, валютных бирж, валютных отделов на фондовых биржах, широкой сети пунктов обмена валюты, резкий рост объема валютной выручки  хозяйствующих субъектов от продажи  ими на экспорт товаров, работ, услуг.  

Основной целью  данной курсовой работы является характеристика валютного регулирования в стране, выявление ее основных элементов.  

Для достижения поставленных целей в работе ставятся следующие задачи, определяющие внутреннюю структуру работы:  

1) изучение состава  и функции органов валютного  регулирования и контроля;  

2) рассмотреть  порядок контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций;  

3) провести сравнительный  анализ Закона Российской Федерации  "О валютном регулировании  и валютном контроле" и Республики  Беларусь. Сделать выводы.  

Глава. 1. Органы валютного регулирования и контроля, их состав и функции.  

Под валютным регулированием понимается совокупность форм и методов  организации денежных потоков как в иностранной валюте, так и в национальной валюте при проведении внешнеэкономических операций, в целях предотвращения оттока капитала и укрепления отечественного платежного баланса, сохранения стабильной динамики валютного курса.  

Основными элементами системы валютного регулирования  являются:  

1) законодательные  и нормативно-правовые документы,  определяющие основные принципы  и организационно-правовую структуру  валютного регулирования, уровни  реализации данной системы;  

2) органы валютного  регулирования;  

3) процедура  регламентации проведения валютных  операций (при директивном механизме  валютного регулирования)(9).  

Первый элемент  системы предназначен для определения:  

- стратегических  целей, достигаемых применяемым  механизмом регулирования;  

- органов валютного  регулирования, их состава и  функций.  

Органы валютного  регулирования, в соответствии со своими функциями, устанавливают регламент  валютного регулирования на каждом его уровне - уровень контроля. В  Республике Беларусь органами валютного  регулирования и валютного контроля являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк; органами валютного контроля - Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет; агентами валютного контроля - таможни, банки, министерства, другие республиканские органы государственного управления, а также объединения, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомы и Минский  горисполком.Совет Министров Республики Беларусь в целях проведения единой государственной экономической политики: осуществляет взаимодействие с Национальным банком по вопросам валютного регулирования; определяет компетенцию министерств, других республиканских органов государственного управления, а также объединений, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома в вопросах осуществления функций агентов валютного контроля; осуществляет иные функции, определяемые законодательством Республики Беларусь о валютном регулировании и валютном контроле. Национальный банк определяет сферу и порядок обращения в Республике Беларусь иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, в том числе правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой, платежными документами в иностранной валюте; правила проведения нерезидентами в Республике Беларусь операций с валютой Республики Беларусь.Национальный банк устанавливает правила выдачи специальных разрешений (лицензий) на осуществление валютных операций и выдает такие разрешения (лицензии); порядок перевода, ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь иностранной валюты, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами республики Беларусь; официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам; функции банков как агентов валютного контроля; создает резервы иностранной валюты и иных валютных ценностей Республики Беларусь и управляет ими; в соответствии с законодательством представляет Комитету государственного контроля необходимую для осуществления валютного контроля информацию о платежах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по импортным операциям, поступлении денежных средств от экспортных операций, об экспорте - импорте товаров, работ, услуг) по данным платежного баланса;Национальный банк осуществляет контроль за проведением банками валютных операций и соблюдением ими валютного законодательства; проверки банков, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих специальные разрешения (лицензии) Национального банка на осуществление валютных операций, по вопросам соблюдения ими условий выданных разрешений (лицензий); привлекает банки к ответственности за нарушение ими валютного законодательства, невыполнение функций агентов валютного контроля, непредставление либо представление недостоверной информации по установленным формам учета и отчетности валютных операций, а также за нарушение порядка и сроков ее представления; осуществляет иные функции, определяемые законодательством Республики Беларусь о валютном регулировании и валютном контроле.Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк определяют сферу и порядок обращения в Республике Беларусь ценных бумаг в иностранной валюте, в том числе правила проведения резидентами и нерезидентами операций с ценными бумагами в иностранной валюте и валюте Республики Беларусь; порядок перевода, ввоза, вывоза и пересылки ценных бумаг в иностранной валюте.Комитет государственного контроля в соответствии с порядком и сроками, установленными законодательством Республики Беларусь, получает от иных органов, а также агентов валютного контроля по согласованной с ними форме информацию, необходимую для осуществления валютного контроля; формирует на основании указанной информации базу данных по вопросам валютного контроля, анализирует итоги и разрабатывает на их основе предложения по совершенствованию системы валютного контроля и устранению недостатков; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за выполнением органами и агентами валютного контроля порядка осуществления валютного контроля; осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, регламентирующим деятельность Комитета государственного контроля;Государственный таможенный комитет представляет Комитету государственного контроля информацию в соответствии с определяемым им порядком, согласованным с Государственным таможенным комитетом; осуществляет иные функции, определяемые законодательством Республики Беларусь.Министерство финансов осуществляет учет внешнего государственного долга, регистрацию и обслуживание внешних государственных займов; осуществляет контроль за доходами и расходами республиканского и местных бюджетов в иностранной валюте; представляет Совету Министров Республики Беларусь и Национальному банку информацию о внешнем государственном долге, о доходах и расходах республиканского и местных бюджетов в иностранной валюте в соответствии с порядком, формой и сроками, установленными этими органами.Министерства, другие республиканские органы государственного управления, а также объединения, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком как агенты валютного контроля в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляют контроль за возвратом в страну и использованием подведомственными юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг); принимают меры по устранению выявленных нарушений; представляют Министерству иностранных дел информацию о внешнеэкономической деятельности подведомственных им юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей согласно порядку, форме и срокам, установленным указанным Министерством.Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять деятельность по внешнеторговым операциям в соответствии с законодательством Республики Беларусь; представлять информацию облисполкомам и Минскому горисполкому, Министерству предпринимательства и инвестиций, другим республиканским органам государственного управления, а также объединениям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, согласно форме и срокам, установленным этими органами.Проекты актов законодательства по вопросам валютного регулирования и валютного контроля в обязательном порядке подлежат предварительному согласованию с Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком и Комитетом государственного контроля.

Формы контроля, используемые органами и агентами, несмотря на внешнюю общность их задач, отличаются коренным образом. Если смысл  контроля со стороны Комитета государственного контроля сводится к проведению проверок и последующему применению штрафных санкций, то назначение, например, банковского  контроля совершенно иное. В частности, банки более чем какие-либо другие органы и агенты контроля оказывают  помощь субъектам хозяйствования в  соблюдении ими законности проведения внешнеэкономических сделок. С одной  стороны, это объективная необходимость, т.к. банк, являясь непосредственным исполнителем финансовых операций, наравне  с субъектами хозяйствования несет  ответственность за соответствие этих операций действующему законодательству. С другой стороны, банк иногда выполняет  несвойственные ему функции по той  лишь причине, чтобы избежать данной ответственности. Даже если действующим  нормативным документом определено, что банк не отвечает за правомерность  той или иной валютной операции, на практике происходит по-другому.  

Например, субъект  хозяйствования неправильно произвел льготирование экспортной выручки  и не осуществил ее обязательную продажу, а штрафные санкции применили  к банку. В этом заключается один из недостатков системы валютного  контроля, который приводит к серьезным  проблемам, поскольку зиждется, в  основном, на системе запретов, ограничений.  

В результате оказываются  ущемленными или импортеры, или  экспортеры, и государству наносится  ущерб. Примером может послужить  действовавшая ранее политика сдерживания  валютного курса, в т.ч. запрет на проведение расчетов в белорусских рублях с нерезидентами.  

Контрольные функции  банков не ограничиваются контролем за проведением внешнеторговых операций. Полный перечень их функций приведен в Постановлении Нацбанка от 13.06.2000 № 13.3 “О функциях банков как агентов валютного контроля”.  

При выполнении своих функций банк первоначально  исходит из того, относится ли валютная операция к текущим операциям  или к операциям, связанным с  движением капитала. Независимо от приведенного выше разделения операций, контроль со стороны банка производится по трем основным направлениям. Это  контроль за проведением экспортно-импортных операций, законностью осуществления сделок на внутреннем валютном рынке и кредитованием в иностранной валюте. Рассмотрим эти направления поочередно.  

Если следовать  нормативным документам Нацбанка, то обязанность банка при проведении внешнеторговых операций заключается в визировании паспорта сделки, проведении расчетного обслуживания по внешнеторговому договору и осуществлении контроля за правильностью проведения платежей по импорту и поступлением экспортной выручки. На практике это выглядит следующим образом. Прежде чем завизировать паспорт сделки, проверяется договор на соответствие требованиям Указа № 7 и наличие в нем условий, предусмотренных Положением о порядке контроля, утвержденным этим же Указом. Если валютная операция связана с движением капитала, то необходимо наличие специального разрешения Нацбанка на ее проведение. При представлении контракта со сроками проведения внешнеторговой операции, превышающими установленные Указом № 7, требуется разрешение Министерства иностранных дел. Следует помнить, что при продлении сроков поступления товаров более чем на 180 календарных дней, МИД согласовывает этот вопрос с Нацбанком дополнительно, т.к. эта операция связана с движением капитала.  

Иногда представленные в банк контракты содержат несколько  нарушений законодательной и  нормативной базы. Например, заключен договор на поставку оборудования на сумму 500 тыс. USD со следующими условиями проведения .  

Глава. 2. Характеристика и анализ Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003г. "О валютном регулировании  и валютном контроле".  

Принятие Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003г. "О  валютном регулировании и валютном контроле" является, безусловно, позитивным явлением, так как означает некоторую  стабилизацию системы валютного  регулирования и контроля в стране. В данной области законодательству всегда не хватало стабильности, поэтому  принятие Закона должно закрепить достигнутые  в последние годы успехи в этой сфере, стать гарантией того, что  страна не вернется к практике валютного  регулирования середины 90-х годов.  

В целом этот Закон основывается на тех же принципах, что и Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и  валютном контроле".  

Законом текстуально  изменено понятие валютных операций. При этом может сложиться впечатление, что валютными операциями (соответственно попадающими в орбиту валютного  регулирования) отныне признаются не только фактическое использование валютных ценностей, но и сами договоры (сделки), которыми предусматривается такое  использование. На это указывает  формулировка "сделки, предусматривающие  использование" инвалюты, ценных бумаг  и т.д. Если руководствоваться этой логикой, то отныне сам факт заключения договора, предусматривающего расчеты  в инвалюте, является валютной операцией. Но ведь заключение договора не всегда приводит к его исполнению, в частности, к использованию валютных ценностей.  

Рискнем предположить, что применение такой формулировки преследовало другие цели. Под сделкой, предусматривающей использование  валюты, ценных бумаг и т.д., можно  понимать совокупность операций, составляющих такое использование для достижения единой цели сделки. Соответственно валютной операцией будет не отдельная  такого рода операция, а вся их цельная  совокупность. Характерным здесь  будет сравнение с российским валютным законодательством, где под  валютной операцией понимается не сделка, предусматривающая использование  валютных ценностей, а отдельная операция. Такое различие можно проиллюстрировать на примере ст. 10 белорусского Закона, которая разрешает без дополнительного разрешения Нацбанка осуществление вкладов нерезидентом в валюте и ценных бумагах в уставный фонд юридического лица-резидента.  

А вот получение  юридическим лицом-резидентом от нерезидента  такого вклада не названо в качестве разрешенной капитальной операции. Если руководствоваться пониманием валютной операции в российском законодательстве, то это особая операция, отличная от осуществления нерезидентом вклада. Но если руководствоваться белорусским  пониманием валютной операции как в  целом сделки, совершаемой резидентом и нерезидентом в целях формирования уставного фонда, то это единая операция и получение резидентом вклада от нерезидента означает осуществление  вклада нерезидента в уставный фонд резидента.  

Такое понимание  валютной операции, безусловно, будет  сопряжено с проблемами его применения на практике. Сделки регулируются Гражданским  кодексом. Но, принимая это, мы исключаем  из сферы валютного регулирования  иные валютные операции, не вытекающие из гражданско-правовых сделок (например, касающиеся финансирования государственного долга и др.), что является неверным. Противоречие еще и в том, что  в дальнейшем по тексту Закона при  определении текущих валютных операций и операций, связанных с движением  капитала, используется опять-таки привычный  термин "операции", а не "сделки, их предусматривающие". 

В итоге мы можем  сделать вывод о том, что нынешнее понимание валютных операций сходно с прежним в том, что под  валютными операциями все равно  необходимо понимать именно операции по фактическому использованию валютных ценностей и др., а не сами договоры, которыми предусматривалось (декларировалось) бы такое использование.  

Состав текущих  валютных операций в целом не претерпел  существенных изменений. Однако вместо расчетов по экспорту и импорту законодателем  опять-таки употреблен термин "осуществление  расчетов по сделкам, предусматривающим  экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг)". Это допускает, на наш взгляд, не только проведение платежей непосредственно за экспортируемые (импортируемые) товары (работы, услуги), но и проведение иных расчетов по импортным (экспортным) сделкам (договорам). Например, к текущим валютным операциям можно отнести и уплату штрафных санкций, процентов за пользование чужими денежными средствами, возврат сумм предоплаты по импортному (экспортному) договору. Обращает на себя внимание и тот факт, что пп.9, 10 ст.1 Закона впервые именно в актах валютного законодательства даны понятия "экспорт" и "импорт". Для целей валютного регулирования будут использоваться именно эти определения. Они схожи с определениями "экспорт" и "импорт", изложенными в Указе N 7 от 4.01.2000г., и главным критерием в них является не пересечение таможенной границы, ввоз-вывоз товара, а осуществление на возмездной основе передачи (получения) резидентом товаров, работ, услуг и др. В иных законах имеется другое определение экспорта и импорта (например, ст.1 Закона об экспортном контроле), но в сфере валютного регулирования эти определения не применимы.  

Информация о работе Валютное регулирование в РБ