Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:22, реферат
Предпринимательство в разных экономических областях различается по форме и особенно по содержанию операций и способам их осуществления. Но характеры бизнеса накладывает значительный отпечаток на вид товаров и услуг, которые предприниматель производит или оказывает. Предприниматель может сам производить товары и услуги, приобретая только факторы производства. Он также может приобретать готовые товары и перепродавать его потребителю. Наконец, предприниматель может только соединять производителей и потребителей, продавцов и покупателей.
| |ая |структура |производства |
| |структур|полной |продукции (работ, |
| |а числа |численности |услуг) по основным|
| |МП |занятых на МП|отраслям МП |
|Промышленность |14,6 |24,0 |20,0 |
|Сельское хозяйство |1,1 |0,8 |0,3 |
|Лесное хозяйство |0,05 |0,05 | |
|Транспорт и связь |2,3 |2,2 | |
|Строительство |16,6 |29,9 |16,3 |
|Торговля и | | | |
|общественное | | | |
|Питание |42,7 |24,6 |50,5 |
|Материально-техническо|
|е | | | |
|Снабжение и сбыт |1,8 |1,3 |6,0 |
|Информационное | | | |
|обслужи- | | | |
|Вание |0,8 |0,5 |0,2 |
|Общая коммерческая | | | |
|Деятельность |4,8 |3,9 |2,5 |
|Прочая деятельность в | | | |
|ма- | | | |
|Териальном |1.5 |1,4 |0,7 |
|производстве | | | |
|Бытовые услуги, жилищ-| | | |
|ное хозяйство |1,8 |1,1 |3,3 |
|Здравоохранение, | | | |
|спорт, | | | |
|Социальное обеспечение|1,9 |1,3 |0,1 |
|Народное образование |0,9 |1,0 |0,04 |
|Культура и искусство |0,9 |0,7 |0,06 |
|Наука и научное | | | |
|обслужи- | | | |
|Вание |5,6 |5,3 | |
|Финансы, пенсионное | | | |
|Обеспечение |1,3 |0,9 | |
|Прочие |1,05 |3,15 | |
|Таблица 2
|Региональная структура малого предпринимательства (в %) |
|Экономические |Доля в общем числе МП |
|районы
|
|Центральный,
|30,5
|в том числе Москва |20,0
|Северный
|2,9
|Северо-западный
|9,6
|Волго-вятский
|2,9
|Центрально-Чернозем|2.7
|ный
|
|Поволжский
|9,6
|Северо-Кавказский |9,8
|Уральский
|10,6
|Западно-Сибирский |10,5
|Восточно-Сибирский |5,2
|Дальневосточный
|5,0
[4]
Проблемы предпринимательства.
1. Общие проблемы;
2. Проблемы организации малого предприятия;
Общие проблемы малого предпринимательства.
Это проблемы макро-уровня, и они возникают у любого предприятия на
любом этапе развития. К ним относятся:
1) Несовершенство законодательства:
o нестабильность законодательной базы - происходит постоянное изменение
правил деятельности малых предприятий. Предпринимателям приходится
постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю
информацию о действующей
в любой момент времени
o существенные законодательные пробелы:
- дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты
частной собственности;
- неотработанность процесса купли-продажи;
- отсутствие должного законодательства о земле;
- внутренняя противоречивость законов.
o невыполнение уже имеющихся законов. Пример: предусмотренные налоговые
льготы научным
организациям и льготы
действие в установленном порядке. Не работает система аккредитации
научных организаций и аттестации, также предусмотренных законом.
2) Несовершенство налоговой системы.
Несовершенство
налоговой системы имеет
бизнес. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы,
а перечень налоговых льгот для МП ограничен. По некоторым оценкам
Госкомстата совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и
местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей
достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а некоторых
случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать
способы уклонения от налогов - ведение двойной бухгалтерии, уход в
"теневой" бизнес и пр.
При этом весьма серьезны проблемы, связанные с налогово-информационным
обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии
налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние
инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные
налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются
сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники налоговых
органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных
положений в пользу бюджета.
3) Несовершенство финансово-кредитной системы.
В соответствии с Положением о Федеральном Фонде поддержки МП денежные
средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для
финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и
программ МП.
Однако, проведенные проверки показали низкую эффективность
использования средств, выделенных Фондом для развития МП. Механизм
использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия
четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи не целевого
использования государственных средств.
4) Безопасность деятельности предприятия.
Развитие рынка в России характеризуется целым рядом источников
потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей
противодействия им на основе закона:
. невыполнение потребителями
продукции предприятия
части ее оплаты;
. невыполнение своих обязательств поставщиками;
. произвол чиновников,
вмешивающихся в
установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства,
ограничение товародвижения и т.п.
. прямое давление преступных группировок в форме вымогательства,
навязывания услуг по "охране";
. передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным
элементам;
. утечка информации из коммерческих банков;
Необходимо заметить, что отмечается процесс "интеллектуализации"
преступной деятельности, использование в ее рамках все более сложной
финансово - технической информации и технических средств прослушивания,
слежки, подделки документов и пр.
5) отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого
бизнеса.
С большим запозданием создан государственный орган, призванный
содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки
малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус
этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств,
скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности
возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и
некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета.
Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только
малого
бизнеса, но и
опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес.
Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь
целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма
продолжительное время. Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы
снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не
желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом.
Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии
наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой
выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия,
способствующие в благоустройстве района.
Проблемы,
возникающие на стадии
Стадия организации малого предприятия – первый важнейший этап. Почти на
каждом шагу предпринимателя ожидают препятствия. Наиболее важные, по мнению
предпринимателей, представлены ниже:
. Поиск перспективной области деятельности, где хотя бы на первом этапе
работы будет спрос на продукцию (поиск свободной ниши на рынке);
. Поиск партнеров;
. Недостаточность стартового капитала;
. Сложность, отсутствие четкого алгоритма процесса регистрации предприятия.
Оформление большого количества документов, требующих частых визитов в
соответствующие организации и оплаты их услуг в той или иной форме, а
также визитов к нотариусу (например, для заверения образцов подписи
директора и главного
бухгалтера на учетной
того, периодически
возникают требования о
из операций (например, постановка на учет в налоговой инспекции) для
начала выполнения другой (например, заказа печати и штампа или открытия
счета в банке). Также, властные структуры периодически осуществляют
различного рода перерегистрации МП, что с одной стороны, усложняет работу
предприятий, а с другой – является способом дополнительных изъятий их
средств.
. Несовершенство системы лицензирования. В процессе лицензирования
необходимо получить заключение противопожарной службы о соответствии
помещения профилю
деятельности и безопасном
Для этого нужно
обратиться в Областное
очередь на несколько месяцев. Стоимость же этого заключения и справки от
санэпидемстанции составляет от 5000 рублей и выше, в зависимости от
профиля деятельности.
. Несовершенство процедуры сертификации. Для выпуска ряда товаров и
оказания услуг требуется наличие сертификата (изготовление одежды,
продуктов питания,
парфюмерно-косметических
техники, деятельность предприятий общественного питания и др.).
Сертификацию поводит центр стандартизации, где весьма умеренные цены, но
данная экспертиза
занимает довольно долгое
для подобных предприятий невыгодно.
Вообще, главным
условием для развития
доступность организации собственного бизнеса.
Пути решения проблем предпринимательства.
Очевидно, что всесторонняя поддержка производства и предприятий-
производителей является самой важной задачей местных властей. Государство и
местные власти обязаны в меру своих возможностей проводить патерналистскую
(покровительственную) политику в отношении предприятий-производителей,
всячески способствуя их возникновению и развитию на территории города и
области.
К видам
и формам поддержки малых
А) организационную помощь в скором и эффективном решении всех
вопросов, поднимаемых предприятиями-