Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 09:24, реферат
Предпринимательство известно с глубокой древности, однако статус экономической категории оно получило лишь в ХVII веке, когда на смену аграрной эпохе пришла индустриальная. Предпринимательство — это экономически свободная новаторская деятельность, связанная с риском, ответственностью и конкурентной борьбой, имеющая целью достижение новых результатов, удовлетворение личных и общественных потребностей. Ценности предпринимательства и его отношения с культурой всегда зависели от конкретной исторической ситуации, складывающейся в результате взаимодействия всех факторов существования и развития общества.
Прежде всего для них характерно признание того факта, что рыночная экономика эпохи позднего индустриального развития и связанный с ней феномен предпринимательства - это уникальное в истории человечества явление, которому соответствует определенный тип личности и определенная социокультурная система. В этом сходятся взгляды К. Маркса, В. Зомбарта и М. Вебера, хотя сущность экономической и социокультурной системы капитализма, ее отличия от добуржуазных и незападных цивилизаций, а также ее генезис они понимали по-разному.
В частности, немецкий социолог М. Вебер (1864-1920) выявил ценностные ориентации и мотивацию предпринимательской деятельности, разработав «протестантскую вёрсию» происхождения «капиталистического духа», являющегося основой культуры предпринимательства. Направления и задачи своей теории М. Вебер изложил в работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1905 год). Остановимся на некоторых положениях его работы:
1) источником преобразования
2) протестантизм возводит
3) предприниматель вынужден
4) в утверждении новой культуры предпринимательства, нового «духа» определенную роль сыграла констелляция разнообразных факторов духовного, экономического, правового и политического порядка (образование значительной массы юридически свободных лиц; утверждение рационалистического образа мышления, ориентированного на непрерывный прогресс знаний; развитие иерархически организованных и постоянно действующих предприятий; развитие законодательства; урбанизация);
5) решающую роль в
Таким образом, первопричиной возникновения культуры предпринимательства по М. Веберу явилась определенная идеология («капиталистический дух» протестантизма) и специфическое стечение институциональных событий.
В отличие от М. Вебера В, Зомбарт стремился раскрыть генезис капитализма через формирование личности предпринимателя: гетерогенной, внутренне неоднородной и противоречивой. Согласно В. Зомбарту, «капиталистический дух» включает две социокультурные и социопсихологические составляющие — «предпринимательский дух» и «мещанский дух». «Предпринимательский дух» В. Зомбарт характеризует как «синтез жажды денег, страсти к приключениям, изобретательности и многого другого». Это активное начало, носителями которого являются особо интеллектуально и духовно одаренные люди. «Мещанский дух» — это рациональное и пассивное начало, которое присуще людям, ориентированным на приспосабливание и выживание, тяготеющим к стабильности в повседневной жизни. Следует отметить, что в концепции «капиталистического духа» В. Зомбарта особенности предпринимательства (культуры предпринимательства) эпохи позднего индустриального развития в конченом счете сводятся к психологическим и биологическим особенностям их носителей.
Таким образом, культура и экономика неразрывно связаны и идут бок о бок в своем развитии, догоняя и опережая друг друга. Вопрос их взаимосвязи является очень важным и неисчерпаемым для познания.
Сравнительная характеристика исторических периодов общественного производства
Элементы развития общественного производства |
Эпоха земледельчества |
Ранняя индустриальная эпоха |
Поздняя индустриальная эпоха |
Постиндустриальная эпоха |
Критический фактор экономического преимущества |
земля |
труд |
капитал |
знания |
Особенности экономического окружения |
--- |
линейность, однонаправленность развития, отсутствие национальных экономик,неразвитые потребности, практическое отсутствие макроэкономических сдвигов |
нелинейность, много-направленность разви-тия, национально-замк-нутые экономики, отно-сительная устойчивость потребностей, отрица-тельное влияние макро-экономических сдвигсв (кризисы) |
неопределенность, хаотичность развития, глобализация эконо-мики, неопределенность и из-менчивость потребительских предпочтений, положительное влияние макроэкономических сдвигов (новые возможности) |
Принципы организации производства |
физическое и экономическое принуждение |
экономическое побуждение, разделе-, ние и кооперация труда, оплата труда по конкретному результату |
должностная иерархия, разделение функций управления, отделение собственности от управления, разделение процессов планирования и исполнения, матери-альное стимулирование |
интеллектуальное сотрудничество, сетевая кооперация, интеграция планирования и исполнения, виртуальное производство |
Принципы управления |
--- |
--- |
структуры верт-ального подчинения, функц-ная специализация, власть должностной позиции, сосредоточение на проблемах повышения эффективности производства |
управление в сетевых структурах прямого взаимодействия, управление виртуальными коллективами, мотивация творчества, поддержание процессов само-обучения организации |
Модель культуры предпринимательства |
синкретичная |
добуржуазная (традиционная) |
буржуазная |
постиндустриальная |
Информация о работе Возникновение и развитие культуры предпринимательства