Возникновение и развитие культуры предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 09:24, реферат

Описание работы

Предпринимательство известно с глубокой древности, однако статус экономической категории оно получило лишь в ХVII веке, когда на смену аграрной эпохе пришла индустриальная. Предпринимательство — это экономически свободная новаторская деятельность, связанная с риском, ответственностью и конкурентной борьбой, имеющая целью достижение новых результатов, удовлетворение личных и общественных потребностей. Ценности предпринимательства и его отношения с культурой всегда зависели от конкретной исторической ситуации, складывающейся в результате взаимодействия всех факторов существования и развития общества.

Файлы: 1 файл

реферат(1).doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Прежде всего для них характерно признание того факта, что рыночная экономика эпохи позднего индустриального развития и связанный с ней феномен предпринимательства - это уникальное в истории человечества явление, которому соответствует определенный тип личности и определенная социокультурная система. В этом сходятся взгляды К. Маркса, В. Зомбарта и М. Вебера, хотя сущность экономической и социокультурной системы капитализма, ее отличия от добуржуазных и незападных цивилизаций, а также ее генезис они понимали по-разному.

В частности, немецкий социолог М. Вебер (1864-1920) выявил ценностные ориентации и мотивацию предпринимательской деятельности, разработав «протестантскую вёрсию» происхождения «капиталистического духа», являющегося основой культуры предпринимательства. Направления и задачи своей теории М. Вебер изложил в работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1905 год). Остановимся на некоторых положениях его работы:

1) источником преобразования традиционного, архаичного капитализма в современный, индустриальный капитализм послужило появление иначе ориентированных, чем это было принято в средневековье, людей, заложивших новую, протестантскую, аскетическую духовную традицию («капиталистический дух»). «Подобный строй мышления, по мнению М. Вебера, нашел в капиталистическом предприятии свою наиболее адекватную форму, а капиталистическое предприятие в свою очередь нашло в нем наиболее адекватную духовную движущую силу». Именно внедрение нового религиозного «этоса» сделало возможным появление новой формы хозяйственной деятельности и связанной с ней культуры;

2) протестантизм возводит экономический  успех в религиозное призвание. Идеальному предпринимателю «чужда  показная роскошь и расточительство, упоение властью. Богатство ему  ничего не дает, разве что ощущение хорошо исполненного долга в рамках своего призвания», — писал М. Вебер. Он отмечал, что способность полностью отдаваться деятельности в рамках своей профессии является одной из самых характерных черт культуры предпринимательства капиталистического общества;

3) предприниматель вынужден подчиняться  нормам капиталистического хозяйственного поведения в той мере, в какой он входит в сложное переплетение рыночных отношений, то есть обладать определенной экономической (предпринимательской) культурой. «Фабрикант, нарушающий эти нормы, экономически устраняется столь же неизбежно, как и рабочий, которого просто выбрасывают на улицу, если он не сумел или не захотел приспособляться к ним». Теперь сам хозяйственный капиталистический строй «воспитывает и создает в процессе экономического отбора необходимых ему субъектов — предпринимателей и рабочих»;

4) в утверждении новой культуры предпринимательства, нового «духа» определенную роль сыграла констелляция разнообразных факторов духовного, экономического, правового и политического порядка (образование значительной массы юридически свободных лиц; утверждение рационалистического образа мышления, ориентированного на непрерывный прогресс знаний; развитие иерархически организованных и постоянно действующих предприятий; развитие законодательства; урбанизация);

5) решающую роль в совершенствовании  предпринимательской деятельности и торгового дела, в частности, сыграл не чисто коммерческий, а организационный принцип — принцип новой социальной организации имеющий объектом рационального упорядочения свободный (формально) труд людей. По мнению М. Вебера, особенностью современного индустриального капитализма является тенденция к рационализации всех сторон общества (в отличие от авантюрного капитализма с его иррационально-авантюристическим характером).

Таким образом, первопричиной возникновения культуры предпринимательства по М. Веберу явилась определенная идеология («капиталистический дух» протестантизма) и специфическое стечение институциональных событий.

В отличие от М. Вебера В, Зомбарт стремился раскрыть генезис капитализма через формирование личности предпринимателя: гетерогенной, внутренне неоднородной и противоречивой. Согласно В. Зомбарту, «капиталистический дух» включает две социокультурные и социопсихологические составляющие — «предпринимательский дух» и «мещанский дух». «Предпринимательский дух» В. Зомбарт характеризует как «синтез жажды денег, страсти к приключениям, изобретательности и многого другого». Это активное начало, носителями которого являются особо интеллектуально и духовно одаренные люди. «Мещанский дух» — это рациональное и пассивное начало, которое присуще людям, ориентированным на приспосабливание и выживание, тяготеющим к стабильности в повседневной жизни. Следует отметить, что в концепции «капиталистического духа» В. Зомбарта особенности предпринимательства (культуры предпринимательства) эпохи позднего индустриального развития в конченом счете сводятся к психологическим и биологическим особенностям их носителей.

Таким образом, культура и экономика неразрывно связаны и идут бок о бок в своем развитии, догоняя и опережая друг друга. Вопрос их взаимосвязи является очень важным и неисчерпаемым для познания.

 

 

 

Сравнительная характеристика исторических периодов общественного производства

Элементы развития общественного производства

Эпоха земледельчества

Ранняя индустриальная эпоха

Поздняя индустриальная эпоха

Постиндустриальная эпоха

Критический фактор экономического преимущества

земля

труд

капитал

знания

Особенности экономического окружения

---

линейность, однонаправленность развития, отсутствие национальных экономик,неразвитые потребности, практическое отсутствие макроэкономических сдвигов

нелинейность, много-направленность разви-тия, национально-замк-нутые экономики, отно-сительная устойчивость потребностей, отрица-тельное влияние макро-экономических сдвигсв (кризисы)

неопределенность, хаотичность развития, глобализация эконо-мики, неопределенность и из-менчивость потребительских предпочтений, положительное влияние макроэкономических сдвигов (новые возможности)

Принципы организации производства

физическое и экономическое принуждение

экономическое побуждение, разделе-, ние и кооперация труда, оплата труда по конкретному результату

должностная иерархия, разделение функций управления, отделение собственности от управления, разделение процессов планирования и исполнения, матери-альное стимулирование

интеллектуальное сотрудничество, сетевая кооперация, интеграция планирования и исполнения, виртуальное производство

Принципы управления

---

---

структуры верт-ального подчинения, функц-ная специализация, власть должностной позиции, сосредоточение на проблемах повышения эффективности производства

управление в сетевых структурах прямого взаимодействия, управление виртуальными коллективами, мотивация творчества, поддержание процессов само-обучения организации

Модель культуры предпринимательства

синкретичная

добуржуазная (традиционная)

буржуазная

постиндустриальная


 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Возникновение и развитие культуры предпринимательства