Взаимодействие малого и крупного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 07:57, доклад

Описание работы

Современная экономическая структура представляет собой систему, включающую государственный сектор, корпорации и малые предприятия, взаимодействующие и дополняющие друг друга. Сила и направления взаимодействий зависят от экономических условий страны, особенностей ее развития
Как показывает история, все крупнейшие зарубежные корпорации превратились в такие из малых, а в настоящее время крупные предприятия все чаще создают вокруг себя малые. Тем самым они повышают “рыночную гибкость”, избавляются от нерациональных накладных затрат, уменьшают налоговые платежи.

Файлы: 1 файл

grachevskaya_sannikova.docx

— 27.62 Кб (Скачать файл)

 

 

ПРОБЛЕМЫ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА

Я.А.Грачевская,С.Ю.Санникова,студентки 1 курса,группа ЭОб-122

Научный руководитель: В.Н.Давыдова, к.э.н, доцент..

Кузбасский  государственный технический университет

г. Кемерово

 

 

Современная экономическая структура представляет собой систему, включающую государственный  сектор, корпорации и малые предприятия, взаимодействующие и дополняющие  друг друга. Сила и направления взаимодействий зависят от экономических условий  страны, особенностей ее развития

Как показывает история, все крупнейшие зарубежные корпорации превратились в  такие из малых, а в настоящее  время крупные предприятия все  чаще создают вокруг себя малые. Тем  самым они повышают “рыночную  гибкость”, избавляются от нерациональных накладных затрат, уменьшают налоговые  платежи.

Mалый бизнес берет на себя некоторые специфичные функции, определяющие его экономические особенности. [1, с. 264] Одна из них связана, например, с совпадением базовых функций предпринимательства как вида деятельности и предпринимателя как собственника. В то время как у крупных предприятий разделения прав и функций между собственниками и наемными менеджерами нет.

Малые предприятия способны быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре  рынка, осваивать новые виды продукции, переориентироваться на другие категории клиентуры, а при необходимости осуществить полное перепрофилирование уставной деятельности. Для субъектов крупного бизнеса подобная модель рыночной стратегии неприемлема, поскольку предполагает значительные финансовые потери.

У малого бизнеса существует преимущество в инновационном проектировании и экспериментальном внедрении  инноваций.

Отмечена такая функция малого бизнеса, как сдерживание тенденции  монополизации рынка крупными производителями, децентрализация регулирования экономики. Лишь в немногих отраслях (оборонная промышленность, энергетика, тяжелое машиностроение) малые предприятия не способны составить реальной конкуренции корпорациям. [2]

Субъекты малого бизнеса способны оперативно “заполнять” те ниши рынка, в которых крупный бизнес малоэффективен (розничная торговля, сфера услуг, медицинское и научное обслуживание).

Важным элементом технологического процесса в этих сферах предпринимательской деятельности является личное взаимодействие представителя предприятия - продавца и покупателя. Принципом работы субъектов крупного бизнеса всегда является ориентация на массовое производство “обезличенных” услуг. Поэтому малые предприятия в этих сферах всегда будут иметь конкурентные преимущества, обеспечивая индивидуальность подхода к обслуживанию клиента.

Малый бизнес является фундаментальной  основой формирования класса собственников, но не  высокооплачиваемых наемных  работников. Эту функцию принимают  на себя крупные предприятия, способные  содержать высокооплачиваемых менеджеров и специалистов необходимого им профиля.

Отличием малых предприятий от крупных   является и меньшая стоимость создания рабочих мест, что практическая подтверждается при реализации государственных социальных программ, направленных на снижение уровня безработицы. [3]

В развитых странах малые предприятия  успешно взаимодействуют с представителями  крупного бизнеса, рассматривающими их как стратегических партнеров. К  ним относятся промышленные, торговые, строительные, транспортные, а также  научно-технические и сервисные  корпорации, использующие в своей  деятельности франчайзинг, венчурное  финансирование и лизинг.

Франчайзинг – специфическая форма продвижения на рынок продукции и услуг крупных компаний благодаря передаче малым предприятиям соответствующих технологий и прав на производство услуг под торговой маркой компании.

Венчурное финансирование - создание крупными компаниями малых предприятий  для реализации конкретных инновационных  проектов. [4]

Лизинговая деятельность крупных  промышленных и специализированных компаний, направленная на малое предпринимательство, осуществляется в форме передачи его субъектам соответствующего имущества в аренду с правом или  без права последующего выкупа.

Перечисленные выше направления взаимодействия с малым предпринимательством теоретически выгодны и крупному бизнесу. Однако для этого они должны стимулироваться  государством.

Немаловажная роль в формировании российской модели взаимодействия малого и крупного бизнеса принадлежит  способам и экономическим механизмам образования малых предприятий.

Первая группа предприятий малого бизнеса образовывалась в результате непосредственного дробления крупных  предприятий с одновременным  перетеканием средств из государственного сектора экономики в частный.

Другая группа образовывалась путем  создания дочерних фирм при крупном  предприятии, при этом одним из учредителей  выступало само предприятие. Такие  фирмы обычно создавались для  решения конкретных задач, связанных  с деятельностью «материнского» предприятия.

Третья группа малых предприятий  образовывалась как автономные фирмы, которые впоследствии становились  аффилированными структурами крупных  предприятий. Многие малые предприятия  этой группы были созданы в ходе приватизации государственной собственности.

Ряд предприятий малого бизнеса  образовался в результате консолидации физических лиц.

Но вне зависимости от способов образования малых предпринимательских  структур, их взаимоотношения с крупным  производством являются многоаспектными.

В России все чаще крупные предприятия  привлекают на субподрядной основе мелкие фирмы, производящие для них отдельные  детали и узлы. Вокруг крупных фирм сегодня группируются тысячи мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для крупного бизнеса мелкие субподрядчики  очень выгодны: они поставляют свою продукцию по довольно низким ценам, их производственные, социальные и  другие проблемы не затрагивают монополии. Но в период неблагоприятной конъюнктуры  гиганты разрывают связи со своими мелкими поставщиками, оставляя их на произвол судьбы. [5]

Многие малые предприятия выполняют особые функции, становясь для крупных предприятий «карманными» структурами, позволяющими лучше приспособиться к сложным условиям переходного периода.

Используя дочерние малые фирмы  как собственные «карманные»  структуры, крупные предприятия осуществляют накопление капитала с использованием экономических механизмов трансфертных цен, скупают через малые предприятия приватизационные чеки и акции приватизируемого предприятия.

Капитал, накопленный малыми фирмами, рассматривается как финансовый источник будущего развития не только малого, но и крупного производства. Таким образом, малые предприятия несут значительное бремя проблем реформенного развития экономики. [6]

Еще одним негативным обстоятельством  во взаимодействии малого бизнеса с  крупными является то, что зачастую последние, владея недвижимостью, паразитируют на малых предприятиях, сдавая им площади  в аренду по завышенным ставкам оплаты.

Спад производства в сфере крупного предпринимательства влияет на развитие малого бизнеса. Ведь корпорации играют важную и даже определяющую роль в  экономике страны и в формировании высоких стандартов жизни. Без них  не могут существовать малые предприятия, получающие сырье, комплектующие изделия  и готовую продукцию для реализации. Другими словами, крупные корпорации создают условия для функционирования малого бизнеса. Но, с другой стороны, крупные компании зависят от мелких. Они не могут организовать масштабное производство и реализацию своих  товаров и услуг без участия  мелких и средних фирм, которые  занимают в этих процессах довольно значительное место. [7]

Корпорации передают предприятиям малого бизнеса во внешнее управление ряд бизнес функций, с использованием так называемого аутсорсинга.

Важным звеном экономического механизма  являются государственные производственные структуры. Крупные предприятия  вне государственного регулирующего  воздействия, резко сократят или  совсем приостановят производство продукции. Это ухудшит среду функционирования малого бизнеса.

В современной мировой практике возобладала позиция не противопоставления мелкого и крупного производства, а их разумного сочетания. С одной  стороны, крупные предприятия могут  оказывать негативное влияние на малые предприятия через жесткую, в том числе и недобросовестную конкуренцию, постепенный захват рынков, на которых действуют малые предприятия.

Мелкие предприятия, сохраняя свою экономическую и юридическую  самостоятельность, органически входят в состав крупных корпораций. Причем последние часто сами инициируют образование мелких фирм, особенно на новых научно-технологических  направлениях, оказывая им всестороннюю поддержку, выступая заказчиками для  малых предприятий, делегируют им часть  своих функций, используя их гибкость, сравнительно небольшую величину накладных  расходов. Такие действия поощряются государством путем льготного налогообложения  капитала, вкладываемого крупными фирмами  в развитие малых предпринимательских  структур.

Целесообразно формирование региональных и межрегиональных связей предприятий  малого бизнеса, основанных на взаимодействии крупных  малых предприятий регионов. Для развития малых предприятий  в сфере производства необходимо привлекать их к реализации приоритетных задач социально-экономического развития регионов и высокоэффективных проектов в области передовых технологий, требующих небольших материальных и финансовых ресурсов и окупающихся  в течение одного-двух лет.

Важным стимулом здесь могут  стать гарантийные фонды, создаваемые  в рамках региональных фондов поддержки  малого предпринимательства, для финансирования инвестиционных проектов.

Коллективом исследователей Российского  независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП) по заказу и при координации ИСАРП  проведено исследование, целью которого является подготовка целостной модели государственной и общественной поддержки малого предпринимательства  на региональном уровне, в том числе  путем активизации взаимодействия крупного и малого предпринимательства. Эта работа выявляет наиболее эффективные  пути преодоления негативных факторов, препятствующих более активному  экономическому взаимодействию крупного и малого предпринимательства как  существенной предпосылке стабилизации и подъема регионального звена  российской экономики. [8]

 

 

 

Список источников:

 

1. Руденко, А.И., Экономика предприятия  в условиях рынка: Учебное пособие: / А. И. Руденко. - Мн.: 2007. - 264с.

2.http://mirsilva.ucoz.ru/load/mesto_malogo_biznesa_v_sovremennoj_ rossijskoj_ehkonomike_masshtaby_formy_otraslevaja_struktura/1-1-0-18

          3. http://www.referat.ru/referats/view/26924

          4. Шеховцев, М.В. Венчурные фонды, крупные корпорации и малые инновационные предприятия. Учебник / М. В. Шеховцев. - 2006. № 2. - С.58-75.

          5. http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_3_aId_263898.html

          6. http://www.monographies.ru/123-4085

          7.По данным американских исследователей Джона Берджеса и Дэна Штайнхоффа, каждая крупная производственная компания поддерживается приблизительно 500 мелкими поставщиками и реализаторами и 3000 различных торговцев. Крупные компании взаимосвязаны благодаря мелким компаниям и, тем самым, активно способствуют успеху и развитию мелких фирм.

           8.http://www.nisse.ru/business/article/article_863.html?effort


Информация о работе Взаимодействие малого и крупного бизнеса