Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 07:57, доклад
Современная экономическая структура представляет собой систему, включающую государственный сектор, корпорации и малые предприятия, взаимодействующие и дополняющие друг друга. Сила и направления взаимодействий зависят от экономических условий страны, особенностей ее развития
Как показывает история, все крупнейшие зарубежные корпорации превратились в такие из малых, а в настоящее время крупные предприятия все чаще создают вокруг себя малые. Тем самым они повышают “рыночную гибкость”, избавляются от нерациональных накладных затрат, уменьшают налоговые платежи.
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА
Я.А.Грачевская,С.Ю.Санникова,
Научный руководитель: В.Н.Давыдова, к.э.н, доцент..
Кузбасский
государственный технический
г. Кемерово
Современная
экономическая структура
Как показывает история, все крупнейшие зарубежные корпорации превратились в такие из малых, а в настоящее время крупные предприятия все чаще создают вокруг себя малые. Тем самым они повышают “рыночную гибкость”, избавляются от нерациональных накладных затрат, уменьшают налоговые платежи.
Mалый бизнес берет на себя некоторые специфичные функции, определяющие его экономические особенности. [1, с. 264] Одна из них связана, например, с совпадением базовых функций предпринимательства как вида деятельности и предпринимателя как собственника. В то время как у крупных предприятий разделения прав и функций между собственниками и наемными менеджерами нет.
Малые предприятия способны быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре рынка, осваивать новые виды продукции, переориентироваться на другие категории клиентуры, а при необходимости осуществить полное перепрофилирование уставной деятельности. Для субъектов крупного бизнеса подобная модель рыночной стратегии неприемлема, поскольку предполагает значительные финансовые потери.
У малого бизнеса существует преимущество в инновационном проектировании и экспериментальном внедрении инноваций.
Отмечена такая функция малого бизнеса, как сдерживание тенденции монополизации рынка крупными производителями, децентрализация регулирования экономики. Лишь в немногих отраслях (оборонная промышленность, энергетика, тяжелое машиностроение) малые предприятия не способны составить реальной конкуренции корпорациям. [2]
Субъекты малого бизнеса способны оперативно “заполнять” те ниши рынка, в которых крупный бизнес малоэффективен (розничная торговля, сфера услуг, медицинское и научное обслуживание).
Важным элементом
Малый бизнес является фундаментальной основой формирования класса собственников, но не высокооплачиваемых наемных работников. Эту функцию принимают на себя крупные предприятия, способные содержать высокооплачиваемых менеджеров и специалистов необходимого им профиля.
Отличием малых предприятий от крупных является и меньшая стоимость создания рабочих мест, что практическая подтверждается при реализации государственных социальных программ, направленных на снижение уровня безработицы. [3]
В развитых странах малые предприятия
успешно взаимодействуют с
Франчайзинг – специфическая форма продвижения на рынок продукции и услуг крупных компаний благодаря передаче малым предприятиям соответствующих технологий и прав на производство услуг под торговой маркой компании.
Венчурное финансирование - создание крупными компаниями малых предприятий для реализации конкретных инновационных проектов. [4]
Лизинговая деятельность крупных промышленных и специализированных компаний, направленная на малое предпринимательство, осуществляется в форме передачи его субъектам соответствующего имущества в аренду с правом или без права последующего выкупа.
Перечисленные выше направления взаимодействия с малым предпринимательством теоретически выгодны и крупному бизнесу. Однако для этого они должны стимулироваться государством.
Немаловажная роль в формировании российской модели взаимодействия малого и крупного бизнеса принадлежит способам и экономическим механизмам образования малых предприятий.
Первая группа предприятий малого
бизнеса образовывалась в результате
непосредственного дробления
Другая группа образовывалась путем создания дочерних фирм при крупном предприятии, при этом одним из учредителей выступало само предприятие. Такие фирмы обычно создавались для решения конкретных задач, связанных с деятельностью «материнского» предприятия.
Третья группа малых предприятий
образовывалась как автономные фирмы,
которые впоследствии становились
аффилированными структурами
Ряд предприятий малого бизнеса образовался в результате консолидации физических лиц.
Но вне зависимости от способов
образования малых
В России все чаще крупные предприятия
привлекают на субподрядной основе мелкие
фирмы, производящие для них отдельные
детали и узлы. Вокруг крупных фирм
сегодня группируются тысячи мелких
предприятий, которые пользуются финансовой
и технической помощью
Многие малые предприятия выполняют особые функции, становясь для крупных предприятий «карманными» структурами, позволяющими лучше приспособиться к сложным условиям переходного периода.
Используя дочерние малые фирмы как собственные «карманные» структуры, крупные предприятия осуществляют накопление капитала с использованием экономических механизмов трансфертных цен, скупают через малые предприятия приватизационные чеки и акции приватизируемого предприятия.
Капитал, накопленный малыми фирмами, рассматривается как финансовый источник будущего развития не только малого, но и крупного производства. Таким образом, малые предприятия несут значительное бремя проблем реформенного развития экономики. [6]
Еще одним негативным обстоятельством во взаимодействии малого бизнеса с крупными является то, что зачастую последние, владея недвижимостью, паразитируют на малых предприятиях, сдавая им площади в аренду по завышенным ставкам оплаты.
Спад производства в сфере крупного
предпринимательства влияет на развитие
малого бизнеса. Ведь корпорации играют
важную и даже определяющую роль в
экономике страны и в формировании
высоких стандартов жизни. Без них
не могут существовать малые предприятия,
получающие сырье, комплектующие изделия
и готовую продукцию для
Корпорации передают предприятиям малого бизнеса во внешнее управление ряд бизнес функций, с использованием так называемого аутсорсинга.
Важным звеном экономического механизма
являются государственные
В современной мировой практике
возобладала позиция не противопоставления
мелкого и крупного производства,
а их разумного сочетания. С одной
стороны, крупные предприятия могут
оказывать негативное влияние на
малые предприятия через
Мелкие предприятия, сохраняя свою
экономическую и юридическую
самостоятельность, органически входят
в состав крупных корпораций. Причем
последние часто сами инициируют
образование мелких фирм, особенно
на новых научно-технологических
направлениях, оказывая им всестороннюю
поддержку, выступая заказчиками для
малых предприятий, делегируют им часть
своих функций, используя их гибкость,
сравнительно небольшую величину накладных
расходов. Такие действия поощряются
государством путем льготного
Целесообразно формирование региональных
и межрегиональных связей предприятий
малого бизнеса, основанных на взаимодействии
крупных малых предприятий регионов.
Для развития малых предприятий
в сфере производства необходимо
привлекать их к реализации приоритетных
задач социально-экономического развития
регионов и высокоэффективных проектов
в области передовых
Важным стимулом здесь могут стать гарантийные фонды, создаваемые в рамках региональных фондов поддержки малого предпринимательства, для финансирования инвестиционных проектов.
Коллективом исследователей Российского
независимого института социальных
и национальных проблем (РНИСиНП) по
заказу и при координации ИСАРП
проведено исследование, целью которого
является подготовка целостной модели
государственной и общественной
поддержки малого предпринимательства
на региональном уровне, в том числе
путем активизации
Список источников:
1. Руденко, А.И., Экономика предприятия
в условиях рынка: Учебное
2.http://mirsilva.ucoz.ru/
3. http://www.referat.ru/
4. Шеховцев, М.В. Венчурные фонды, крупные корпорации и малые инновационные предприятия. Учебник / М. В. Шеховцев. - 2006. № 2. - С.58-75.
5. http://www.businesspress.ru/
6. http://www.monographies.ru/
7.По данным американских исследователей Джона Берджеса и Дэна Штайнхоффа, каждая крупная производственная компания поддерживается приблизительно 500 мелкими поставщиками и реализаторами и 3000 различных торговцев. Крупные компании взаимосвязаны благодаря мелким компаниям и, тем самым, активно способствуют успеху и развитию мелких фирм.
8.http://www.nisse.ru/
Информация о работе Взаимодействие малого и крупного бизнеса