Зарубежный опыт индивидуальной предпринимательской деятельности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:09, реферат
Описание работы
Предпринимательство - это способ хозяйствования, который в результате
многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран.
Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей,
действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к
рискованным операциям.
Содержание работы
Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования индивидуального предпринимательства за рубежом. 4
1.1 Сущность и история развития предпринимательского дела 4
1.2 Функции и классификация видов предпринимательства 9
1.3 Роль индивидуального предпринимательства в экономике зарубежных стран 13
2. Основные характеристики бизнеса за рубежом и его поддержка 16
2.1 Тенденции развития предпринимательства в зарубежных странах 16
2.2 Проблемы и перспективы развития индивидуального предпринимательства за рубежом 22
2.3 Направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах 23
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Файлы: 1 файл
Ф
ЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Г
ОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
В
ЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТУПРАВЛЕНИЯ»
И
НСТИТУТ
И
ННОВАЦИОННОГО
У
ПРАВЛЕНИЯ
Э
КОНОМИКОЙ
К
АФЕДРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КУРСОВОЙПРОЕКТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«И
НДИВИДУАЛЬНАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
»
НА ТЕМУ
:
«З
АРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
»
В
ЫПОЛНИЛ
(
А
)
СТУДЕНТ
(
КА
)
__________
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ
____________
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
____________
____
КУРСА
______
ГРУППЫ
_________ ___________________
(
ПОДПИСЬ
) (
ИНИЦИАЛЫ И ФАМИЛИЯ
)
П
РЕПОДАВАТЕЛЬ
Г
РОССУ
В.С.
М
ОСКВА
–2012
2
Оглавление
Введение......................................................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты исследования индивидуального предпринимательства за рубежом.......4
1.1 Сущность и история развития предпринимательского дела.........................................................4
1.2 Функции и классификация видов предпринимательства..............................................................9
1.3 Роль индивидуального предпринимательства в экономике зарубежных стран ......................13
2. Основные характеристики бизнеса за рубежом и его поддержка...................................................16
2.1 Тенденции развития предпринимательства в зарубежных странах..........................................16
2.2 Проблемы и перспективы развития индивидуального предпринимательства за рубежом ...22
2.3 Направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в
зарубежных странах..............................................................................................................................23
Заключение................................................................................................................................................28
Список использованной литературы......................................................................................................29
3
В
ВЕДЕНИЕ
Предпринимательство - это способ хозяйствования, который в результате
многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран.
Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей,
действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к
рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали
относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не
запрещённую законом. Однако возникновение предпринимательства как
оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось
сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом
возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые
ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.
С психологической точки зрения основной чертой предпринимателя является
такой тип мотивации, как потребность достигать успеха. Он ориентируется на
решение проблем, на материализацию новых рискованных идей. Для того
чтобы быть преуспевающим предпринимателем, нужны специфические
способности и соответствующие мотивы поведения. Предприниматель - это
тот, кто нацелен на получение прибыли сверх среднего уровня путём
наиболее полного удовлетворения потребностей на основе реализации
собственных знаний, умений, прогнозов, тот, кто стремится совершить
прорыв в той или иной сфере экономической деятельности - в создании
новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге и
соответственно получить дополнительный доход за свой риск и
предвидение.
4
1. Т
ЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ
.
1.1 Сущность и история развития предпринимательского дела
История предпринимательского дела за рубежом начинается со Средних
веков. Уже в те времена купцы, ремесленники, торговцы и миссионеры
представляли собой группу начинающих предпринимателей. С зарождением
капитализма тяга к богатству преобразовывается в желание получать
неограниченную прибыль. Действия предпринимателей постепенно
принимают цивилизованный и профессиональный характер. Нередко
предприниматель, будучи собственником средств производства, сам
трудится на своем заводе или фабрике. В середине XVI в. появляется
акционерный капитал, создаются акционерные компании. Первые
акционерные общества были образованы в области международной
торговли.
Первопроходцем была Английская торговая компания, организованная для
торговли с Россией (1554г.). Позже, в 1600г., была создана английская Ост-
Индская торговая компания, в 1602г. - образована голландская Ост-Индская
компания, а в 1670г. - компания Гудзонова залива. Со временем
акционерная форма хозяйствования становится частью других отраслей
экономики. К концу XVII века образуются первые акционерные банки. К
примеру, в 1694г. на акционерных началах был основан Английский банк, а
уже в 1695г. - Банк Шотландии. В конце XVII - начале XIX вв. акционерная
форма организации банковского дела получила широкое распространение и
развитие во многих странах. В данный период собственность ранее
функционировавших крупных семейных фирм, предпринимателей
распадается на сотни, тысячи паев вкладчиков - владельцев акций. Все более
расширяется пропасть между малым бизнесом и крупным. В подобных
условиях мелкому предпринимательствам становится все труднее выживать,
ему становятся не по силам многочисленные нововведения.
Вместо этого широкое развитие приобретают средние и крупные фирмы.
Постепенно мотив получения максимальной прибыли становится
определяющим. В это время появляется новая специальность - менеджер -
руководитель и организатор крупного производства. Предпринимательские
функции, ранее сосредоточенные в одном лице, расчленяются по
специализированным направлениям. Появляются финансисты, экономисты,
бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи. Над всеми ними как бы
возвышается менеджер, освободившийся от большинства функций и
сосредоточившийся на руководстве производством и его организации.
5
Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» впервые применил
английский экономист конца XVII-XVIII вв. Ричард Кантильон. Согласно ему
предприниматель - это человек, который действует в условиях риска.
Источниками богатства он считал землю и труд, определяющие реальную
действительную стоимость экономических благ.
Позже французский экономист конца XVIII - начала XIX вв. Ж.Б.Сей
сформулировал определение предпринимательской деятельности как
комбинирование, соединение трех классических факторов производства,
таких как земли, капитала, труда.
Малым предпринимательством признается предпринимательская
деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной
экономики, имеющими установленные законом критерии (показатели),
констатирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и
отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе
которого предприятия (организации) различных организационно-правовых
форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя
численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в
организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством
понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой
лиц, или предприятиями, управляемыми одним собственником.
Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе
которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого
предпринимательства, является численность персонала (занятых
работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота
(прибыли, дохода) и др. Однако почти во всех развитых странах первым
критерием отнесения предприятий к малым является численность
работающих.
В Европейском союзе к малым относятся предприятия с оборотом менее 40
млн. евро, либо имеющие общий баланс менее 27 млн. евро. По
численности персонала к микропредприятиям относятся предприятия с
числом работающих не более 9 человек к малым предприятиям - с числом
работающих от 10 до 49 человек, к средним предприятиям - с числом
работающих от 50 до 249 человек. Международная организация
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят
экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с
численностью до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек -
как«малые» от 100 до 499 человек - как «средние» и свыше 500 - как
«крупные».
6
В российской практике малое предпринимательство было разрешено в
1988г. В этот период к числу малых относили государственные предприятия,
на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В
соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе
1990г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно
занятых, не превышающем: в промышленности - 200 человек, в науке и
научном обслуживании - 100, в других отраслях производственной сферы -
50, в отраслях непроизводственной сферы -25, в розничной торговле - 15
человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право
на определение количественного значения которого предоставлялось
союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота
практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к
малым по численности работников сохранился и в современном российском
законодательстве.
Преимущества малого предпринимательства.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого
предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого
предпринимательства:
с более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
с большая независимость действий субъектов малого предпринимательства,
гибкость и оперативность в принятии решений;
с относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности,
особенно затраты на управление;
с большая возможность индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои
способности;
с более низкая потребность в первоначальном капитале и способность
быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на
требования местных рынков;
с относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и
средние предприятия располагают значительными конкурентными
преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на
одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко
используют местные материальные и трудовые ресурсы.
7
Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и
инвестированию, у них высок уровень личной мотивации в достижении
успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности
предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше
информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто
производят товары по заказу конкретных потребителей, дают средства к
существованию значительному числу наемных работников. Малые
предприятия способствуют большему росту занятости населения по
сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке
профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые
и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах
занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу
в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
Недостатки малого предпринимательства
Как показывает практика деятельности малых предприятий, малому
предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых
можно выделить самые существенные:
· более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости
положения на рынке;
· зависимость от крупных компаний;
· недостатки в управлении собственным делом;
· слабая компетентность руководителей;
· повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
· трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и
получении кредитов;
· неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении
договоров (контрактов) и др.
Недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого
предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними
причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как
показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской
неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников
малых и средних предприятий. В регулярно проводимых опросах в среде
малого бизнеса США главными причинами неудач чаще всего называют:
8
· некомпетентность;
· несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный
коммерсант);
· нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве,
управлении в единоличных формах владения и в товариществах;
· неумение налаживать и поддерживать деловые связи и контакты.
Частыми причинами банкротств малых фирм являются:
· запущенность бизнеса;
· плохое здоровье или вредные привычки руководителя фирмы;
· катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.
Шансы малого бизнеса на успех повышаются по мере взросления. Фирмы,
долго не меняющие владельцев, приносят более высокий и стабильный
доход. Американская статистика показывает, что женщины -- владельцы
малых фирм, более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований
отмечается, что преуспевают предприниматели, которые много работают.
Если в управлении участвует не один человек, а предпринимательская
команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на
выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более
профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры
финансирования на первом этапе их существования. Чем больше
первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у нее
возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.
Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных
потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу
стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны
рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных
взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов организации
предпринимательства в будущем. Однако в силу объективного наличия
менее благоприятных условий хозяйствования, чем у крупных предприятий,
субъекты малого предпринимательства характеризуются меньшей
устойчивостью и конкурентоспособностью, поэтому нуждаются в
государственной поддержке в соответствии с федеральной и региональными
программами поддержки и развития малого предпринимательства.
9
1.2 Функции и классификация видов предпринимательства
В рыночной экономике предпринимательство выполняет
общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную),
социальную, организаторскую функции. Отдельные ученые считают, что
предпринимательству свойственна и политическая функция, которую
осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.
1. Общеэкономическая функция в развитой рыночной экономике является
определяющей. Она объективно обусловлена ролью предпринимательских
организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве субъектов
рынка, действующих под ответственность юридического лица и
индивидуальных предпринимателей, действующих от своего имени и под
свою имущественную ответственность. Предпринимательская деятельность
направлена на производство товаров (выполнение работ и оказание услуг) и
их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других
предпринимателей, государства. Она осуществляется ее субъектами под
воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики
(спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что составляет
объективную основу проявления общеэкономической функции.
Поступательное развитие предпринимательства является одним из
определяющих условий экономического роста, увеличения объемов
валового внутреннего продукта и национального дохода. Этот фактор также
выступает как проявление общеэкономической функции в системе
хозяйственных отношений.
2. Ресурсная функция предпринимательства является важнейшей. Развитие
предпринимательства предполагает эффективное использование как
воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов. Под ресурсами следует
понимать все материальные и нематериальные условия и факторы
производства, конечно, в первую очередь, трудовые ресурсы, землю и
природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а
также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться
наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи,
нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное
дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу,
эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным
доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому
использованию ресурсов, принадлежащих всему обществу. Таким образом,
предприниматели своей деятельностью могут наносить вред окружающей
среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает
регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности
предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции,
10
которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как
собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в
то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об
этом свидетельствует история развития предпринимательства и история
научно-технических революций, последствия которых для человека
противоречивы.
3. Инновационная (творческо - поисковая) функция свойственна
предпринимательству как новому типу экономического хозяйствования. Она
связана с использованием в процессе предпринимательской деятельности
новых идей, с выработкой новых средств и факторов для достижения
поставленных целей, а также со всеми другими функциями, дополняя их. Эта
функция обусловлена уровнем экономической свободы субъектов
предпринимательской деятельности, условиями принятия решений, что
внутренне присуще предпринимателю как собственнику. Она вытекает из
уровня экономической свободы субъектов предпринимательской
деятельности, из условий принятия решений.
4. Социальная функция заключается в возможности каждого дееспособного
лица быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные
таланты и возможности. Эта функция предпринимательства больше
выражается в формировании нового слоя людей - предприимчивых,
склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности,
способных преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной
цели. Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации,
тем значительнее поступление средств в бюджеты различных уровней и
государственные внебюджетные фонды. В то же время развитие
предпринимательства обеспечивает рост рабочих мест, сокращение уровня
безработицы, укрепление социального положения наемных работников.
Однако одновременно растет слой наемных работников, которые, в свою
очередь, экономически и социально зависят от устойчивой деятельности
предпринимательских предприятий.
5. Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии
предпринимателями самостоятельного решения об организации
собственного дела, его диверсификации в формировании
предпринимательского управления, создании сложных
предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности
предпринимательской фирмы и т. д. Организаторская функция особенно
четко появляется в быстром развитии малого и среднего
предпринимательства, а также в «коллективном» (сетевом)
предпринимательстве, в создании народных предприятий.
11
6. Политическая функция предпринимательства состоит в том, что на
определённом этапе своего развития, окрепший, количественно и
качественно изменившийся слой мелких, средних, а иногда и крупных
предпринимателей нуждается в том, чтобы эффективно доносить свои
пожелания до исполнительной власти страны, снимать бюрократические
препоны на пути развития своего бизнеса. Сверхкрупные компании работают
с государством напрямую, а все остальные могут себе это позволить только
объединившись в союзы.
В теории предпринимательства имеются различные подходы как при
установлении признаков, позволяющих классифицировать
предпринимательство, так и при определении качественных и
количественных характеристик этих признаков, поэтому часто отнесение той
или иной предпринимательской деятельности к тому или иному типу может
являться относительно «размытым», чрезмерно обобщенным. При
установлении типов (видов) предпринимательства определяющее значение
имеют объекты предпринимательской деятельности, законность ее
осуществления, конечные результаты, темпы роста, внедрение
нововведений и др.
Предпринимательскую деятельность можно классифицировать по
различным характерным признакам.
· По формам собственности в рыночной экономике предпринимательство
развивается как частная и государственная собственность. Частная
собственность проявляется в форме единоличной (индивидуальной) и
коллективной (партнерской).
· По признакам законности предпринимательство подразделяется на
законное, незаконное, лжепредпринимательство.
· По распространению деятельности на различных территориях
предпринимательство подразделяется на местное, региональное,
национальное, международное и мировое.
· По составу учредителей (участников) собственного дела выделяется
женское и молодежное предпринимательство.
· По темпам роста, уровню прибыльности и доходности
предпринимательские организации можно подразделить на
быстрорастущие, медленно наращивающие темпы развития,
высокоприбыльные и низкорентабельные, осуществляющие низкорисковые
и очень рисковые виды бизнеса.
12
· По количеству участников (учредителей) собственного дела
предпринимательство подразделяется на индивидуальное и коллективное
(партнерское).
· По формам ответственности участников (учредителей)
предпринимательских организаций за результаты их деятельности
различают организации с полной ответственностью, а также с солидарной и
субсидиарной ответственностью. По механизму создания, числу учредителей
(участников), процессам функционирования и управления следует выделять
простые и сложные предпринимательские организации.
С учетом направленности предпринимательской деятельности, объекта
капитала и получения конкретных результатов выделяются следующие виды
предпринимательства:
1. Производственное предпринимательство -- это процесс производства
конкретных товаров, осуществления работ и оказания услуг для их
реализации (продажи) потребителям (покупателям). Поскольку
производственное предпринимательство осуществляется в сфере
материального производства, оно классифицируется в зависимости от
отрасли хозяйственной деятельности на промышленное, строительное,
сельскохозяйственное и др. Соответственно выделяют предпринимательство
по подотраслям, например, в промышленности организуется
предпринимательская деятельность в машиностроении, станкостроении и
т.д.
2. Коммерческо-торговое предпринимательство как второй вид
предпринимательской деятельности развивается относительно высокими
темпами. Эта деятельность мобильна, быстро приспосабливается к
потребностям, так как непосредственно связана с конкретными
потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства
необходимы как минимум два основных условия: относительно устойчивый
спрос на продаваемые товары (поэтому обязательно хорошее знание рынка)
и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет
торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую
прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким
уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными
товарами длительного пользования.
3. Финансово-кредитное предпринимательство является третьим видом.
Это специализированная область предпринимательской деятельности, где
предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и
др.), валютные ценности и национальные деньги. Для организации
13
финансово-кредитного предпринимательства образуется
специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-
кредитные компании (фирмы), фондовые, валютные биржи и другие
специализированные организации. Предпринимательская деятельность
банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как
общими законодательными актами, так и специальными законами.
предпринимательство развитие государственный поддержка
1.3 Роль индивидуального предпринимательства в экономике
зарубежных стран
Экономика любого государства не может нормально развиваться без
оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это
доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.
Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с
нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной,
политической.
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно
определить с помощью таких показателей, как:
с доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
с доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
с доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
с доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
с доля малого бизнеса в экспорте продукции;
с доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
с доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
с доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым
бизнесом, в общем их объеме и др.
С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль
малого бизнеса в экономике страны. Например, в США на малые фирмы
приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в
странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего
населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300
14
человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8%
продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях
промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в
странах ЕС -- 67%, Японии -- 55%.
Необходимо отметить, что в бывшем СССР не уделялось должного внимания
развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним
предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации
промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это
стало существенным тормозом для развития национальной экономики.
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В
результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим
направлениям:
с более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и
услугах;
с улучшение качества обслуживания;
с более высокая удовлетворенность людей, особенно высокообразованной
рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего,
как средство самовыражения;
с формирование среднего класса в обществе как основы для развития
экономики и повышения жизненного уровня граждан;
с формирование многочисленного класса мелких собственников, которые в
наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности
в обществе и экономике;
с снижение забастовок и социальной напряженности в обществе.
Социальная значимость малого бизнеса имеет и иные различные оттенки.
Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию
позитивных процессов в экономике (а как известно, политику и экономику
трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению
политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит
этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.
Малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной
экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая
эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе
экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.
15
Эти и другие преимущества малого предпринимательства служат
стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому
государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого
бизнеса. Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются и уязвимые
места. Главное из них - малая величина индивидуального капитала. Для
подавляющего большинства малых предприятий основным источником
стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес,
является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного
ведения деловых операций появляется возможность использовать
банковский кредит. Однако коммерческие банки всегда неохотно
взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие
ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с
гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к
коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий
хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной
большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий
особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от крупных они
имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на
потребителей.
Характерный для малого бизнеса низкий уровень собственного капитала в
общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от
кредита. На техническое перевооружение производства требуются
значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его
несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства. Но и эти
негативные моменты с лихвой перекрываются достоинствами малого
бизнеса.
16
2. О
СНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БИЗНЕСА ЗА РУБЕЖОМ И ЕГО
ПОДДЕРЖКА
2.1 Тенденции развития предпринимательства в зарубежных странах
Предпринимательство в Испании.
Высокий уровень развития малого предпринимательства способствовал
высокому уровню экономики страны. Предприниматели обеспечили
отсутствие безработицы в стране и повлияли на улучшение экономической
ситуации в стране в целом. Наибольшую часть малых предприятий в Испании
составляет сельское хозяйство - до 80%, остальные отрасли, такие как
строительство, промышленность, судостроение составляют около 25-30%.
В Испании существует множество программ, направленных на поддержку и
развитие малого предпринимательства. Правительство страны уделяет
большое внимание тем субъектам малого предпринимательства, которые
принимают активное участие в социальной политике страны путем создания
дополнительных рабочих мест для социально незащищенных граждан, таких
как студенты, женщины, иммигранты и т.д., а также способствуют развитию
регионов с низкими экономическими показателями.
Правительство Испании большое внимание уделяют развитию наукоемких
отраслей и научных достижений. Программы развития малого
предпринимательства основываются на европейских программах,
распространяющихся на многие страны Европы, такие как Германия,
Франция, Великобритания и другие.
Государство содействует поддержке малого предпринимательства, создавая
большое количество различных организаций и фондов. Такие организации
делятся на две группы.
с К первой группе относятся общества взаимного гарантирования. Данные
предприятия предоставляют гарантии для кредиторов с целью получения
кредитов для развития малого бизнеса, предоставляя свою собственность
для залога или выступая поручителями.
с Вторая группа включает в себя общества взаимного финансирования,
которые финансируют, инвестируют и предоставляют субсидии для
субъектов малого предпринимательства. В данную группу входит
Государственный институт официального кредитования Испании.
17
К положительным сторонам развития малого предпринимательства в
Испании следует отметить низкий уровень бюрократии. Для регистрации
малого предприятия и получения лицензии предприниматели тратят не
более 24 часов. Такие же условия распространяются и на нерезидентов
страны. В результате, иностранные граждане принимают участие в развитии
малого предпринимательства страны.
Малое предпринимательство в Германии.
Малое предпринимательство в Германии является одним из важнейших
секторов экономики. Правительство осуществляет поддержку малого
предпринимательства как финансовую, так и технологическую. Существуют
специально разработанные программы для развития малого
предпринимательства, занятого в сфере науки.
Правительство Германии предоставляет льготы для получения кредита для
развития малого предпринимательства для следующих объектов:
с предпринимателей малого и среднего бизнеса, занятых в сфере научных
разработок;
с предприятий, разрабатывающих проекты для сохранения и улучшения
условий окружающей среды и заботящихся об экологической ситуации в
стране;
с малых предприятий, которые участвуют в улучшении развития
слаборазвитых с экономической точки зрения районов страны;
с предпринимателей, которые заняты в области строительства и решения
жилищных условий;
с малых предприятий, разрабатывающие проекты в области улучшения
условий производства.
К основным программам, направленным на развитие малого и среднего
предпринимательства в Германии относятся: «Концепция развития научно-
технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего
предпринимательства»; «Стимулирование сбережений для открытия
собственного бизнеса». С помощью первой программы осуществляется
обеспечение финансирования малого предпринимательства страны. Вторая
программа благоприятствует для открытия своего дела с применением
проектов «start-up».
18
Малое предпринимательство Германии отличается определенной
спецификой и историей развития. Начиная с эпохи зарождения капитализма,
в стране появились первые крупные предприятия и торгово-промышленные
палаты (ТПП), ставшие первыми объединениями предпринимателей с целью
сотрудничества в области развития торговли и производства. В настоящее
время ТПП функционируют на уровне государственных организаций,
которые обязывают всех субъектов малого предпринимательства стать
участником палаты. В Германии все законодательные акты, относящиеся к
регулированию деятельности малого предпринимательства, должны быть
одобрены, согласованы и утверждены ТПП. Основной задачей ТПП является
предоставление поддержки малому предпринимательству Германии.
Развитие малого предпринимательства в Японии.
Благодаря успешному развитию Японии в послевоенные годы в области
технических достижений и экономического роста, страна вошла в тройку
наиболее развитых стран мира. Этому способствовала огромная
государственная поддержка малого предпринимательства. Доля малого
предпринимательства в экономике Японии составляет около 40%, несмотря
на наличие в стране огромного количества научных компаний и крупных
концернов, занимающихся производством автомобилей, аудио и
видеотехники и другой технической продукции. Следует заметить, что
изготовлением наукоемкой продукции и разработкой инновационных
технологий в Японии занимаются только крупные организации, а малое
предпринимательство страны сосредоточено в области строительства,
легкой промышленности и сферы услуг. Поэтому экономическая политика
Японии направлена на развитие технического и наукоемкого производства в
малом предпринимательстве.
Законодательство Японии проводит жесткое регулирование рыночной
стоимости выпускаемой продукции, вводя ограничения на размер ее
повышения/понижения. В случае выявления неподтвержденных скидок либо
при наличии спекулятивных цен, субъекты малого предпринимательства
лишаются права осуществления своей деятельности. Данные действия
распространяются на все предприятия. Развитие рыночных механизмов
позволяют Правительству Японии контролировать неподтвержденный рост
цен и возникновение инфляции. Учитывая вышеизложенное, можно сделать
вывод, что в Японии существуют хорошие условия для развития малого
предпринимательства.
Правительство Японии на всех уровнях власти выделяют субсидии на всех
этапах развития субъектов малого предпринимательства, которые
принимают активное участие в развитии наукоемкой и высокотехнологичной
19
промышленности. Государство выделяет для них займы и оказывает помощь
в получении кредитов путем предоставления поручительств и иных способов
кредитных гарантий. Вместе с тем при государственной поддержке
осуществляется обучение специалистов в специально созданных центрах и
предоставляется квалифицированное консультирование предпринимателей.
К основным целям, на которые предоставляются субсидии, кредиты на
специальных льготных условиях и займы относятся:
с усовершенствование и модернизация производства предприятий
наукоемкой отрасли;
с внедрение разработанных совместно с научными заведениями
инновационных технологий;
с содействие развитию легкой и пищевой промышленности;
с разработка и внедрение новых видов продукции;
с создание и развитие новых субъектов малого предпринимательства в
регионах Японии с плохо развитым уровнем промышленности.
Предпринимательство в Сингапуре.
Сингапур является крупнейшим мировым центром переработки нефтяных
продуктов и производства полупроводников. Многие специалисты считают,
что Сингапур - лучшее место для осуществления предпринимательской
деятельности. В стране широко развита рыночная экономика и финансовая
инфраструктура, ведь именно здесь расположены представительства более
3000 крупнейших компаний мира.
Основные причины процветания экономики и предпринимательства в
Сингапуре:
1. Наличие благоприятной экономической ситуации и привлекательного
инвестиционного климата в стране. Существует льготное налоговое
законодательство в отношении к малого предпринимательства, которое
направлено на привлечение иностранного капитала и инвестиций. Также
отсутствует пошлина на перечисление прибыли, обеспечиваются гарантии
вложений денежных средств в экономику и т.д.
2. Основой малого предпринимательства Сингапура является
предоставление различных услуг: торговых, транспортных,
коммуникационных, финансовых, туристических и других. Эти сферы услуг
20
предоставляют рабочие места для подавляющей части населения страны,
составляющей до 70-80%. Большинство жителей Сингапура занимаются
индивидуальной предпринимательской деятельностью, некоторые владеют
акциями и другими ценными бумагами различных компаний. Таким
образом, средний класс в Сингапуре составляет около 80% от общего числа
населения.
3. Созданы приемлемые условия для открытия малого предпринимательства
и для осуществления непосредственной деятельности, которые описаны в
законодательных актах и подлежат строгому исполнению. Особые льготы
рассчитаны на малые и средние предприятия, начинающие свой бизнес.
В соответствии с проводимыми исследованиями CNN Time Warner Group,
Сингапур занимает 5-е место по развитию малого предпринимательства.
Малое и среднее предпринимательство в Сингапуре входят в одну группу.
При этом главным критерием является количество занятых на предприятии
рабочих, которое не должно превышать двухсот. Данную группу делится на
две категории.
с Первая категория занимается организацией и развитием ресторанного,
гостиничного, туристического, строительного и других сервисов. Малое
предпринимательство в Сингапуре подчиняется жестким стандартам по
обслуживанию туристов и обустройству помещений. Поэтому Сингапур
ежегодно посещает не менее 6 млн. туристов.
с Вторая категория субъектов малого предпринимательства занята в сфере
производства и применения инновационных разработок.
В Сингапуре функционирует около 140 тысяч субъектов малого и среднего
предпринимательства, что составляет около 90 процентов всех предприятий
страны. Малое предпринимательство обеспечивает рабочими местами
значительную часть занятого населения страны, обеспечивая прирост около
5-6 процентов в год.
Такое развитие малого предпринимательства было бы невозможно без
поддержки государства. Правительство Сингапура заинтересовано в
содействии развития малого и среднего предпринимательства с целью их
конкурентоспособности на международном рынке. Поддержкой малого
предпринимательства в Сингапуре занимается специально созданное
агентство «Spring», которое занимается разработкой и реализацией
различных программ содействия малому предпринимательству. Работа
агентства включает следующие направления:
21
с развитие предпринимательских способностей субъектов малого
предпринимательства;
с предоставление консалтинговых, бухгалтерских и консультационных услуг
предпринимателям;
с оказание помощи предприятиям, касающейся специфики их работы;
с контроль качества предоставляемых услуг и производимых товаров;
с совершенствование структуры малого предпринимательства;
с подготовка кадров для управления малым предпринимательством.
В Сингапуре внедряется огромное количество разнообразных программ по
льготному кредитованию, которые включают специальные займы,
страхование кредитных рисков, предоставление субсидий. Для малых
предприятий, численность рабочих на которых составляет не более 10
человек, создаются специальные льготные условия получения кредита.
Вообще, банковская система кредитования в Сингапуре имеет поддержку и
контролируется со стороны государства, постоянно снижая ставки по
кредитованию.
Правительство Сингапура финансирует в большой степени обучение и
повышение квалификации кадров, которые заняты в сфере малого
предпринимательства. Для этого функционируют государственные и
некоторые частные учебные заведения.
Несмотря на наличие в Сингапуре государственных контролирующих
органов, наблюдающих за выполнением стандартов в различных отраслях
экономики, бюрократия чиновников в стране сводится к минимуму. Следует
заметить, что вероятность получения взятки должностным лицом
исключается практически на 100%. Чиновникам Сингапура запрещено
принимать любые подарки.
22
2.2 Проблемы и перспективы развития индивидуального
предпринимательства за рубежом
Уровень развития бизнеса напрямую определяет степень развития
экономики государства в целом. Достаточно упомянуть, что на 1000
российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то
время как в странах - членах ЕС не менее 30. В России доля малых фирм в
общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС
предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа
предприятий.
Развитие бизнеса за рубежом идет более быстрыми темпами, поскольку
национальные власти придают большое значение предприятиям малого
бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес
в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс,
который служит базой для стабильного развития экономики. Малый бизнес в
Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В
Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и
среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и
добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы
составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий
создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности.
Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает"
крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность
производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от
успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках
Евросоюза осуществляется политика поддержки малого
предпринимательства, главная цель которой - сбалансирование интересов
государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для
предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности
малого бизнеса.
Основные цели регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе:
с укрепление единого внутреннего рынка ЕС;
с устранение административных барьеров;
с унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для
более
с глубокого экономического сотрудничества.
23
Была разработана Европейская хартия для малого бизнеса Европы. В данном
документе правительства европейских стран признали значительный
потенциал малых предприятий и подчеркнули важность создания
благоприятных условий для повторных попыток создания собственного
бизнеса, даже если прежние попытки предпринимателя были не очень
удачными. Положения Европейской хартии были учтены в Многолетней
программе, и в первый же год было запущено 11 проектов по их внедрению.
Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется
путём законодательства, разработки и реализации целевых программ
финансового, технологического, информационного и кадрового содействия
развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования
развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели
(Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических
интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран,
вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы
разногласий правовых систем различных государств.
Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через
деятельность государств и через специальные программы, которые
реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по
поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов
Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.
К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее
эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые
предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные
крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским
странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере
2.3 Направления государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства в зарубежных странах
В странах - членах ЕС насчитывается более 20 млн. предприятий, из них
более 99% - малые и средние предприятия (МСП). В секторе МСП
подавляющее большинство - 92% - это микро-предприятия, имеющие менее
10 занятых. Таким образом, типичная европейская фирма - это
микропредприятие. Что касается средних предприятий, то их доля
составляет всего 1% от европейского сектора МСП, а общее количество в
странах ЕС - 220 тысяч. При этом годовой оборот одного такого предприятия
превышает 50 млн. евро.
24
Средний бизнес - важный фактор экономической стабильности. Средние
предприятия - это финансово устойчивые и прибыльные предприятия, с
хорошо отлаженной структурой, квалифицированным персоналом,
налаженной системой финансирования, сбыта. Среднее предприятие имеет
свою стратегию развития, а ее руководство уделяет разработке стратегии
ключевое внимание.
Средний бизнес - это достаточно важная и интересная категория
предприятий. Во-первых, показатели их финансовой и экономической
деятельности наиболее высоки в секторе МСП. Во-вторых, уровень
управления, оснащения таких предприятий, а также знаний и квалификации
персонала наиболее высок в секторе МСП.
Поддержка таких предприятий должна быть не просто адресной - скорее,
«штучной». Поэтому политика поддержки средних предприятий, набор и
качество предлагаемых бизнес- услуг должны быть максимально
подстроены под реальные нужды и потребности конкретных средних
предприятий. В частности, это относится и программам повышения
квалификации руководителей и персонала таких предприятий. Программы
по поддержке и развитию инноваций, высокотехнологичных предприятий, а
также программы по развитию международных связей европейских
предприятий рассчитаны скорее не на микро-, а на перспективные малые и
средние предприятия.
В экономической политике Евросоюза большое внимание уделяется
поддержке быстро растущих компаний, которые, по сравнению с другими
категориями предприятий, представляют собой также довольно интересную
группу. Вклад именно таких компаний в рост производства и занятости выше
среднего. Кроме того, растущие компании более инновационны, чем
обычные предприятия. К тому же быстро растущие предприятия
способствуют возникновению и росту производства и других предприятий, в
частности, за счет развития отношений субконтрактации. Быстро растущие
компании являются важным фактором достижения целей Лиссабонской
стратегии - превращения Евросоюза к 2010 г. в наиболее
конкурентоспособную и динамичную в мире экономическую зону, в
пространство экономики, основанной на знаниях.
Быстро растущие компании - это компании, имеющие от 50 до 1000 занятых,
на которых численность персонала за последние 3 года выроста на 60%. С
1998 по 2005 гг. доля быстро растущих компаний в общем числе
предприятий (с числом занятых от 50 до 1 000 человек) составляла от 8% в
Нидерландах до 23% в Италии. В среднем, в каждой из этих стран доля
средних предприятий составляла 12% от общего числа предприятий. До 2005
25
года эти цифры были примерно такими же. В среднем, рост занятости на
таких предприятиях составил 115% за период 2002 - 2005гг.
В Европе сложилось определенное разделение обязанностей и функций, при
котором прямая, в том числе и финансовая, поддержка (налоговые и
кредитные льготы, субсидии, покрытие издержек по учреждению
предприятий) оказывается предпринимателям в основном в конкретных
странах-членах ЕС. При этом сам Евросоюз берет на себя дополняющую эти
национальные меры ответственность, в частности, за создание на едином
рынке благоприятных условий для деятельности МСП, в том числе, через
европейское законодательство и право (правила конкуренции, нормы
охраны среды, стандарты, валютное регулирование и т.д.), отраслевую и
региональную политику, программы и источники финансирования развития
(банки, фонды, бюджет).
Основными направлениями политики ЕС в отношении МСП являются:
с упрощение нормативной базы, административных процедур;
с участие ассоциаций, представляющих интересы МСП, в принятии решений
в ЕС;
с финансовая поддержка МСП, создающих новые рабочие места;
с содействие МСП в сфере исследований, инноваций и подготовки кадров;
с устранение нарушений в функционировании «единого рынка» и
конкуренции на нем, снижающих эффективность деятельности МСП;
с повышение конкурентоспособности МСП, в том числе, в целях их выхода на
внешние рынки;
с культивирование среди населения ЕС духа предпринимательства и
поддержка различных форм сотрудничества между МСП.
Национальная политика в странах-членах ЕС имеет своей целью
предоставление лучших условий для бизнеса, увеличения
конкурентоспособности и обеспечения роста предприятий. При этом заметен
уход от поддержки в форме займов и дотаций и переход к поддержке в
форме консультационных и информационных услуг. Одной из главных задач
Европейского Союза является претворение в жизнь принципа «социального
и экономического слияния», направленного на установление равенства
возможностей для регионов с различным уровнем развития, а также для
разных социальных групп. Этот принцип подразумевает, что менее развитые
26
регионы и менее обеспеченные слои общества в ЕС следует поддерживать в
первую очередь.
В ЕС достаточно отлажена инфраструктура поддержки МСП. Все страны-
члены ЕС имеют хорошо развитую сеть организаций по регулированию и
поддержке развития малого и среднего предпринимательства как
государственных, так и частных. При этом политика по развитию малого и
среднего предпринимательства в каждой стране ЕС разрабатывается
министерством экономики и/или министерством промышленности и
торговли. Другие министерства также участвуют в поддержке МСП
(министерство занятости, министерство экономики и пр.). Они оказывают
помощь МСП в вопросах занятости, обучения, международной торговли,
развития и т.д.
Торгово-промышленные палаты занимаются обучением и повышением
квалификации, технологическим консультированием, стимулированием
международной торговли и сотрудничества, выдачей сертификатов качества,
предоставлением деловой информации. Частные финансовые учреждения -
коммерческие банки, венчурные компании предоставляют кредитную
поддержку МСП, а частные исследовательские и консалтинговые структуры
консультируют по различным вопросам менеджмента, маркетинга,
технологий.
Примером информационной поддержки является портал для МСП -
http://ec.europa.eu/enterprise/sme/index_en.htm, на котором дается
обширная информация о политике и конкретных инструментах поддержки в
странах-членах ЕС, законодательству, особенностях налогообложения,
поиску партнеров, условиях участия в программах поддержки и пр.
Примером программ для инновационного бизнеса является Рамочная
программа ЕС по повышению конкурентоспособности и развитию инноваций
- Competitiveness and Innovation Framework Programme (CIP).
Существуют и специализированные программы, направленные на обучение
и повышение квалификации. Например, Темпус (Tempus) - одна из программ
Европейского сообщества, которая финансирует межуниверситетское
сотрудничество в области развития учебных планов, управления
университетами, взаимодействия научных кругов и гражданского общества,
а также структурные реформы в области высшего образования.
Мобильность студентов, преподавательского и административного состава
вузов как из стран - членов ЕС, так и из стран-партнеров может стать частью
проекта в рамках программы Tempus. Есть и программа Эразмус Мундус
(Erasmus Mundus), по которой можно получить финансовую поддержку для
27
обучения и практики в стране ЕС. Недавно программа Эразмус отметила
важный рубеж - количество ее студентов превысило 2 млн. за 22 года.
В последние несколько лет в Европе широкое распространение получили
интерактивные инструменты поддержки - порталы, вебинары,
видеоконференции, видео- и аудио технологии. Пример - сайт ?Train to gain?
в Великобритании http://www.traintogain.gov.uk/, предлагающий для МСП
консультирование, индивидуальные и групповые учебные программы, а
также финансовую поддержку обучения.
Еще один пример программы поддержки МСП - Континентальная сеть в
поддержку малого и среднего бизнеса (European Enteprise Network) - портал
с бесплатными информационными ресурсами по поддержке МСП, открыт в
2008 г. В эту сеть вошли почти 600 агентств и организаций, выполняющих
роль посредника между бизнесменами и Евросоюзом. Любой
предприниматель может относительно быстро и просто узнать обо всех
возможностях развития, новых методах и технологиях, повышении
квалификации сотрудников (о различных профессиональных семинарах и
курсах), оценить рискованность работы в другой стране ЕС и, главное,
получить прямые контакты конкретного Еврофонда, который может
софинансировать проект, и всю необходимую информацию о нем.
28
З
АКЛЮЧЕНИЕ
Средний бизнес в зарубежных странах является важным фактором
экономического роста, внося весомый вклад в объемы производства, ВВП и
занятость. Среднему бизнесу оказывается адресная поддержка со стороны
государства и частных коммерческих и финансовых структур. В частности,
предлагаемые программы бизнес-обучения и повышения квалификации
построены с учетом конкретных потребностей средних и растущих малых
предприятий. Эффективность оказываемой поддержки регулярно
оценивается, однако, по мнению бизнес-сообщества эффективность
господдержки могла бы быть выше.
Прямых данных об оценке эффективности учебных программ для среднего
бизнеса нет, однако есть свидетельства и примеры того, что в настоящее
время на Западе имеется достаточно большой выбор учебных программ и
курсов для средних предприятий -- как традиционных, так и с
использованием Интернет и его интерактивных сервисов. При этом
предприятия отдают предпочтения краткосрочным курсам, возможности
получить новые знания и информацию через Интернет, а также в ходе
делового общения с коллегами и партнерами.
29
С
ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басовский Л.Е. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ
хозяйственной деятельности) / А.М. Лунева, А.Л. Басовский. - Учебное пособие / Под ред.
Л.Е. Бесовского. - М.: ИНФРА - М, 2005. - 222 с.
2. Васильева Е.Н. Овчиян М.Р., Ломовцева В.В. Методология микрофинансирования //
Механизмы развития малого предпринимательства в России. - М., 2007. - С.186-198
3. Волгин В.В. Индивидуальный предприниматель: Практическое пособие. - 6-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2006. - 497 с.
4. Головань С.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. -
320 с.
5. Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 160 с.
6. Егорова Н.Е. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперация / М.А.
Маренный. - М.: Кооперация Спутник +, 2009. - 199 с.
7. Зайцев О. Опыт поддержки малого предпринимательства: особенности современной
отрасли микрокредитования в странах Латинской Америки //Банк. практика за рубежом. -
Киев, 2006. - N2. - С.58-66.
8. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: Учебник / Ю.Л. Старостин. - М.: ИНФРА - М,
2005. - 453 с.
9. Ложкин О.Б. Формула эффективности бизнеса. - М.: МГУП, 2006. - 150 с.
10. Финансы предприятия: учебник / Под ред. Н.В. Колчиной, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова. - 2-
е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 447 с.
Информация о работе Зарубежный опыт индивидуальной предпринимательской деятельности